Выбор России: текущая политическая ситуация

30,503,377 122,151
 

Фильтр
Портос
 
ussr
Paris
60 лет
Специалист
Карма: +10,275.43
Регистрация: 06.09.2007
Сообщений: 21,724
Читатели: 38

Модератор ветки
Цитата: rat1111 от 17.01.2017 09:23:55ОК. Постараюсь разжевать
Вы выдали текст, где напримере сокращения маршрутной сети а/п Воронеж показываете как ужасные..хм..разрушают транспортную связность страны.

Ваши коллеги, трусливо потёрли посты со схемками.

Каждый видит, то что хочет увидеть.
Я например увидел огромный перспективный рынок, воздушных перевозок.
В который есть смысл вкладывать деньги.
Пока Государство имело другие заботы, надо запустить в производство современный самолёт для подобного сообщения, а рынок вот он.
К стати, Путин предупреждал BПК, что мы подходим к достаточному пределу насыщения Вооруженных Сил современной военной техникой, после этого заказы, резко сократятся. Предприятиям BПК, надо либо искать экспортные контракты, либо осваивать гражданскую продукцию. Например пассажирские самолёты.
Отредактировано: Портос - 17 янв 2017 16:51:05
"Всякий слышит лишь то, что понимает"
ПЛАВТ, (III в. до н.э.)

"полное экономическое проникновение имеет тот же эффект, что и территориальная оккупация". (ц) Отто Маул
  • +1.13 / 9
  • АУ
DeC
 
russia
Профессионал
Карма: +420,183.76
Регистрация: 19.01.2009
Сообщений: 281,166
Читатели: 55
Екатеринбург
Дискуссия   90 1
Сотрудники УФСБ России проводят оперативные мероприятия в здании УМВД по Екатеринбургу.

Что-то Екаб трясти начали..

Непонимающий
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия
  • +1.10 / 9
  • АУ
Иванова Маша
 
russia
Санкт-Петербург
Слушатель
Карма: +95.94
Регистрация: 06.09.2016
Сообщений: 663
Читатели: 0
Цитата: DeC от 17.01.2017 16:44:50Сотрудники УФСБ России проводят оперативные мероприятия в здании УМВД по Екатеринбургу.

Что-то Екаб трясти начали..

Непонимающий

...лучше поздно, чем никогдаНравится
  • -0.02 / 1
  • АУ
Adamantit   Adamantit
  17 янв 2017 22:25:35
...
  Adamantit
Цитата: rat1111 от 17.01.2017 09:23:55ОК. Постараюсь разжевать
Вы выдали текст, где напримере сокращения маршрутной сети а/п Воронеж показываете как ужасные..хм..разрушают транспортную связность страны.
На что вам отвечают:
1. Схема пассажирского авиасообщения изменилась со spoke на hub. Крупнейший авиахаб - Москва. По а/п Воронеж туда - десять рейсов в день. Т.о. связность - как минимум не ухудшилась. С удобством стало похуже, да и то, полет С.-Пб - Воронеж на Ан-24 - это я вам, как летавший, могу сказать еще то удовольствие
2. Если мы говорим о Воронеже (а не о Тикси) то транспортная связность в части пассажирских перевозок - ни разу не только маршрутная сетка из а/п. Это - автодороги, это - поезда. Только прямых поездов Воронеж-Москва) в сутки ходит пять. Не считая проходящих
 
Так что ваши рассуждения об ужасе - хуцпа чистой воды


Только весьма интересный человек может сказать, что связность как минимум не ухудшилась.
Всё от того, что вы используете измышлизмы, а не факты.

Факт заключается в том, например, что из Воронежа существовало 6 ежедневных рейсов в Сочи.
Время в пути 2-4 часа.

Сейчас из Воронежа в Сочи летают порядка 9 рейсов через Москву время в пути от 6 до 11 часов.
И это крупные города. То что в первой картинке называется "города союзного значения"

Что касается местных маршрутов...
Рейс Воронеж - Калач связывал разные концы Воронежской области

5 рейсов в день время в пути 1 час 20 минут - 1 час 40 минут.
Сейчас нет рейсов в город Калач. В это трудно поверить, но из Москвы тоже нет. Совсем нет.

Можно добраться на автобусе. Из Воронежа в Калач время пути 5 часов 15 минут.
Я надеюсь с вещами типа 2*2=4 закончили и хупцу про hub мы больше не прочтем.

Кстати, не удивлен, что все свои рассуждения вы строите на основе Москвы.
Ожидаемо, хотя и очень слабо.
 
Отредактировано: Adamantit - 17 янв 2017 22:26:10
  • -0.08 / 12
  • АУ
rat1111
 
russia
С.-Пб
24 года
Профессионал
Карма: +32,947.26
Регистрация: 07.10.2011
Сообщений: 43,550
Читатели: 74
Цитата: Adamantit от 17.01.2017 19:25:35Что касается местных маршрутов...
Рейс Воронеж - Калач связывал разные концы Воронежской области
5 рейсов в день время в пути 1 час 20 минут - 1 час 40 минут.
Сейчас нет рейсов в город Калач. В это трудно поверить, но из Москвы тоже нет. Совсем нет.
.

Видите ли, Адамантит - если транжирить заработанные отцами потом и кровью деньги на дешевые понты и пускание пыли в глаза (например - на организацию авиасообщения 5 рейсов в день Воронеж-Калач, вместо того, чтобы построить нормальную дорогу и пустить автобус) - деньги кончатся, и сыновья останутся банкротами с голой жопой. Что, собственно - и случилось с поздним СССР
Disclaimer: Все написанное выше является исключительно моим личным мнением и не претендует на Абсолютную Истину
  • +1.52 / 19
  • АУ
Ser
 
russia
Специалист
Карма: +5,653.19
Регистрация: 16.06.2013
Сообщений: 6,343
Читатели: 12
Цитата: Adamantit от 17.01.2017 20:03:44Что есть "экономически оправдано"?
"Оплачивать банкет" - способ оплаты принципиально различен в зависимости от экономического уклада.

В рамках капитализма и рыночной экономики город Калач не имеет перспектив. 
В настоящий момент самая востребованная профессия - "охранник вахта"
Средняя заработная плата менее 30 тысяч рублей.
Какие тут авиаперевозки.

В рамках нынешней парадигмы "экономически оправдано" город ликвидировать как таковой.
С другой стороны - сам вымрет. За 26 лет минус 17 процентов населения. Если помимо ликвидированного авиасообщения убрать автобусы и ещё закрыть пару заводов, то народ из Калача побежит ещё бодрее.

Я не совсем представляю, как - но боль-мень смотрящее в будущее и имеющее разум правительство должно будет иметь и реализовать программу обеспечения занятости в малых населённых пунктах, не введением налога на грибников и ягодников - а, возможно, введением определённого, пусть и небольшого, но гарантированного дохода занимающимся традиционными народными промыслами в глубинке, наподобие поддержки малым народам Севера и т.д. Таких, готовых остаться на Родине, не уезжая с нерезиновую, по рецептам ФФ и прочих Д - немного, но они есть. Но и им нужны школы, врачи, госуслуги и почты/клубы. И им нужна транспортная доступность крупных городов.
Ибо в крупных населённых пунктах демография - строго отрицательная без миграционного прироста. А страну нам отстраивать после катастройки - надо, единичные положительные примеры, даже сотни таких - уравновешиваются сотнями умирающих малых населённых пунктов, где за закрытием ФАПов, школ, почт и клубов - уезжает молодёжь и остаются доживать одинокие пенсионеры. Населённый пункт умирает, и завозом таджиков - можно импортировать Точикистон, но не восстановить русскую деревню.
Без АУ и АС
Игры - закончились.
GAME OVER

Т9 - зло!
  • +0.22 / 10
  • АУ
Lange
 
russia
Санкт-Петербург
60 лет
Практикант
Карма: +4,256.70
Регистрация: 06.09.2012
Сообщений: 6,587
Читатели: 3
МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин утвердил основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года.

Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

10-страничный документ определяет принципы, цели, приоритетные задачи и механизмы реализации госполитики в этой сфере. Результатами реализации документа должны стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан в разных регионах, сокращение различий в уровне жизни в городах и на селе, достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности, создание крупных городских агломераций и ряд других.

http://tass.ru/politika/3944595

Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"
Пытаться оспаривать любую чушь, в которую верит, базируясь на отсутствии логики и информации, каждый кретин на улице, – верный путь к сумасшествию. ("Гражданская кампания" Л.М.Буджолд)
  • +0.89 / 5
  • АУ
Adamantit   Adamantit
  18 янв 2017 01:07:00
...
  Adamantit
Цитата: Lange от 17.01.2017 21:54:29
Скрытый текст


Указ Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"



1) я как-то привык, когда ожидаемые результаты имею хоть какую-то количественную оценку и методики расчета.
Иначе неясно достигнуты результаты или нет.

2) дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности крупных городских агломераций?
Понятно. Вообщем, разговор на ветке о малых населенных пунктах неактуален.
Отредактировано: Adamantit - 01 янв 1970
  • -0.09 / 4
  • АУ
Adamantit   Adamantit
  18 янв 2017 01:16:34
...
  Adamantit
Цитата: Doctor_D от 17.01.2017 22:05:16Видите ли, по асфальту можно перегнать цистерну молока с фермы к молокозаводу. Или отвезти в Вологду чудное местное масло на грузовике. И привезти из области разных ништяков- стройматериалов там, пылесосов... По ней можно проехать от деревни к деревне по всему маршруту...
Боюсь, 500 метровая грунтовая полоса тут не поможет.
...

Одно другому не мешает, в том случае если дороги вообще возможны.


Сколько на глазок процентов территории покрыто автодорогами?
Какое количество автодорог обозначенных на карте являются дорогами?
По скольким дорогам можно проехать только если у тебя подготовленный нивас? Смеющийся 

Очевидно, что на бОльшой территории нет никаких дорог. И не предвидится.
Малая авиация для бОльшей части территории вообще безальтернативна.
(есть ещё реки, но водный транспорт так же дышит на ладан как и авиаперевозки)
Отредактировано: Adamantit - 18 янв 2017 01:17:02
  • +0.27 / 14
  • АУ
nekto_mamomot
 
57 лет
Специалист
Карма: +12,488.65
Регистрация: 27.11.2011
Сообщений: 25,717
Читатели: 9
Появился новый раздел на "руксперт"...

*****
Сферы лидерства России
В этой статье перечислены области экономики, науки, техники, культуры и спорта, в которых Россия занимает первое место в мире либо входит в топ-5 мировых лидеров, в том числе те сферы, где лидерство приходится определять оценочно ввиду отсутствия чётких количественных показателей.
Начинаем считать вместе...
*****

Экономика и техника


Оборонка, авиапром, судостроение, космопром

Текущий счет сфер лидерства: 43.

*****

  • Оборонная промышленность, авиапром и судостроение. Россия обладает вторым в мире по масштабам (после США) военно-промышленным комплексом, а во многих областях производства и технологий занимает первое место. Россия занимает второе место в мире по экспорту вооружений.[74]

  • Производство пехотного оружия. Российское пехотное оружие включает множество образцов, считающихся лучшими в мире, производится и экспортируется в больших количествах. Российский автомат Калашникова продолжает оставаться самым распространённым стрелковым оружием в мире.


      Танкостроение. Россия занимает первое место в мире по производству и экспорту основных боевых танков. Российские танки и бронемашины на платформе «Армата» основаны на наиболее передовых и не имеющих аналогов в мире технологических решениях. Также Россия лидирует в создании комплексов активной защиты бронетехники (КАЗ «Афганит»), комплексов динамической защиты (ДЗ «Реликт», «Малахит»), ручных противотанковых средств (РПГ-32 «Баркас»), танковых орудий (2А82) и систем управления огня (СУО «Калина»).Военное и специальное авиастроение. В 2014 г. Россия вышла на первое место в мире по производству военной авиатехники, [75] обогнав США по выпуску боевых самолётов.[76]Производство и экспорт боевых самолётов. Россия занимает первое место в мире по экспорту истребителей. [77] Российские боевые самолёты (Су-35 и другие) считаются лучшими в мире, ведутся передовые в мире разработки в этой области (ПАК ФА — российский самолёт пятого поколения, ПАК ДА — перспективный авиационный комплекс дальней авиации[78]).




        • Производство и экспорт боевых вертолётов, а также средних и тяжёлых гражданских. Россия занимает первое место в мире по производству боевых вертолетов (2014), обогнав американцев и достигнув советских показателей в 2015 г.[79][80] Холдинг «Вертолеты России» к 2015 году произвёл 23 % мирового парка военных вертолетов, 32 % мирового парка боевых и 43 % средних военно-транспортных вертолетов, 60 % тяжёлых гражданских вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 66 % средних гражданских вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн). В общей сложности Россия занимает 10 % мирового рынка вертолётов.[81]



      • Производство тяжёлых гидросамолётов. Российский гидросамолёт Бе-200 является единственным в мире реактивным самолётом-амфибией.

      Производство и экспорт систем ПВО. Россия занимает первое место в мире по поставкам на экспорт средств ПВО средней и малой дальности [82] Российские системы ПВО С-300 и С-400 считаются лучшими в мире. Россия — это единственная в мире страна, владеющая технологиями создания быстровозводимых радиолокационных станций (РЛС) для отслеживания стартов ракет. [83]Военное и атомное судостроение. Россия занимает второе место в мире по военному судостроению после США и является единственным в мире производителем атомных ледоколов, плавучих атомных станций и атомных подводных лодок всех классов.Производство ядерного и ракетного оружия. Россия занимает первое место в мире по количеству ядерных боеголовок [84] и располагает крупнейшим в мире арсеналом средств их доставки. Ведётся разработка новейших баллистических ракет, поступают на вооружение новые ракетные комплексы, возрождается производство стратегического бомбардировщика Ту-160 (самого крупного и мощного в мире). Россия — многолетний лидер по числу космических запусков (первый пуск тяжёлой ракеты-носителя Ангара-А5)



  • Космическая промышленность. Россия в течение многих лет лидирует по числу космических запусков и, соответственно, по производству ракет-носителей (экспортируются в ЕС) и ракетных двигателей (экспортируются в США). В данный момент Россия является единственной страной, осуществляющей регулярные пилотируемые полёты. Также имеется передовое производство спутников. В общей сложности Россия занимает третье место в мире (после США и ЕС) по производству ракетно-космической техники (10,7 % от общемирового производства в 2011 году). [85]

 
Отредактировано: nekto_mamomot - 18 янв 2017 01:25:08
  • +0.32 / 12
  • АУ
rat1111
 
russia
С.-Пб
24 года
Профессионал
Карма: +32,947.26
Регистрация: 07.10.2011
Сообщений: 43,550
Читатели: 74
Цитата: Adamantit от 17.01.2017 22:10:17Нет ничего более стратегически тупикового, чем личный автотранспорт.
В советское время довольно большой отрезок времени власть это понимала и развивала общественный транспорт.
Затем стратегическое планирование кануло в лету вместе с мозгами у элиты и понеслось...

ну да. свобода перемещения - Зло, быдло должно быть под контролем лучших людей. А уж они-то решат куда, как и когда плебсу перемещаться
Отредактировано: rat1111 - 18 янв 2017 02:04:50
Disclaimer: Все написанное выше является исключительно моим личным мнением и не претендует на Абсолютную Истину
  • +1.22 / 22
  • АУ
Adamantit   Adamantit
  18 янв 2017 02:11:12
...
  Adamantit
Цитата: rat1111 от 17.01.2017 23:03:21ну да. свобода перемещения - Зло, быдло должно быть под контролем лучших людей. А уж они-то решат куда, как и когда плебсу перемещаться

Это очень глупая реплика, к сожалению.
Особенно, если её присовокупить к сабжу.

Скрытый текст

Более того, из этой реплики следует, что когда в СССР не развивали личный автотранспорт, то считали народ быдлом.
Вы известный антисоветчик, но всё таки какие-то берега надо знать.
Отредактировано: Adamantit - 01 янв 1970
  • +0.15 / 21
  • АУ
Ser
 
russia
Специалист
Карма: +5,653.19
Регистрация: 16.06.2013
Сообщений: 6,343
Читатели: 12
Цитата: Adamantit от 17.01.2017 22:16:34Одно другому не мешает, в том случае если дороги вообще возможны.


Сколько на глазок процентов территории покрыто автодорогами?
Какое количество автодорог обозначенных на карте являются дорогами?
По скольким дорогам можно проехать только если у тебя подготовленный нивас? Смеющийся 

Очевидно, что на бОльшой территории нет никаких дорог. И не предвидится.
Малая авиация для бОльшей части территории вообще безальтернативна.
(есть ещё реки, но водный транспорт так же дышит на ладан как и авиаперевозки)

Надо помнить, что инфраструктура, в том  числе дороги, ЛЭП, газа и нефтепроводы, прочая инфраструктура - способна окупаться лишь при достаточно большой плотности населения. Одно дело - гейропа с 500 млн и другое - наши расстояния и плотности.
КМК, надо искать разумный баланс между "каждой деревне - по хайвею" и реальными возможностями экономики.
Где-то рулит общественный транспорт - в мегаполисах, при возможности иметь личный. Где-то, в деревне Кукуевке - даже при наличии регулярного ежедневного самолёта ССД в первопрестольную рулить будет Вася с давно списанным и снятым с учёта ЗиЛ-157, Семён с буханкой и Иван с МТЗ. Ну и несколько пузотёрок дачников-горожан для хорошей погоды 5 месяцев в году.
А так, кмк, тут 99% за всё лучшее, за всё хорошее и против всего плохого.
Только вот что "лучшее" и что "хорошее" - мнения не совсем совпадают Незнающий
ЗЫ: известный уфимцам пгт. Урман - до 90-х по несколько месяцев в году был связан с цивилизацией только железной дорогой. А это 70 км. от Уфы и всего 8 км от М5. Когда я в мае 1993 приехал туда к новому месту службы на копейке - последние 8 километров проехал чудом, погода была сухая. Колея грунтовки была нарезана в основном Камазами и Зилами, и при малейшем дожде - легковушки просто сползали в колею и садились на брюхо. Ну, на Ютубе в разделе "водила 80 лвл" - такого добра навалом. Зато супостату туда добраться было непросто, и трудовой ресурс меньше за длинным рублём выезжал. Да и зимой по нескольку дней могло эти 8 км заметать так, что даже на грузовых не проехать. А потом, когда ЕБН разрешил брать, сколько унесут - отсыпали нормальную дорогу, положили асфальт году в 1995 - и ездить стало попроще. А если не 8, а 80 км. а 800? "Ну что, Склифосовский? Надо ставить реальные цели" (с)
Отредактировано: Ser - 18 янв 2017 02:26:03
Игры - закончились.
GAME OVER

Т9 - зло!
  • +1.87 / 14
  • АУ
NetGhost
 
russia
Смоленская область
Профессионал
Карма: +19,641.49
Регистрация: 14.11.2010
Сообщений: 14,930
Читатели: 22
Битва титанов )
Дискуссия   95 0
Цитата: ЦитатаЧем Навальный отличается от мелкопоместного чиновника?

Ничем.

Прочитав нейтральную, взвешенную и обоснованную критику в свой адрес (см. пост "Заставили быть старостой", http://tema.livejournal.com/2391758.html), Навальный, как настоящий мелкопоместный чиновник, начинает строчить доносы и использовать админресурс.

http://tema.livejournal.com/2414272.html

Лебедев против Наваливающего.
Я почему-то на стороне первого, хотя тоже тот еще фрукт )
  • +0.32 / 5
  • АУ
marrakesh
 
ussr
Санкт-Петербург
63 года
Специалист
Карма: +2,531.28
Регистрация: 27.12.2012
Сообщений: 9,149
Читатели: 17

Модератор ветки
Цитата: Ser от 17.01.2017 23:22:54
Скрытый текст

ЗЫ: известный уфимцам пгт. Урман - до 90-х по несколько месяцев в году был связан с цивилизацией только железной дорогой. А это 70 км. от Уфы и всего 8 км от М5. Когда я в мае 1993 приехал туда к новому месту службы на копейке - последние 8 километров проехал чудом, погода была сухая. Колея грунтовки была нарезана в основном Камазами и Зилами, и при малейшем дожде - легковушки просто сползали в колею и садились на брюхо. Ну, на Ютубе в разделе "водила 80 лвл" - такого добра навалом. Зато супостату туда добраться было непросто, и трудовой ресурс меньше за длинным рублём выезжал. Да и зимой по нескольку дней могло эти 8 км заметать так, что даже на грузовых не проехать. А потом, когда ЕБН разрешил брать, сколько унесут - отсыпали нормальную дорогу, положили асфальт году в 1995 - и ездить стало попроще. А если не 8, а 80 км. а 800? "Ну что, Склифосовский? Надо ставить реальные цели" (с)

А в советский 300000-ник Комсомольск-на-Амуре автомобильной дороги не было от слова "совсем". Только зимник по Амуру, Метеоры летом, ж/д и самолёт. И 400 км до Хабаровска.
Дорогу открыли только в середине 90-ых, к 2000-ым пустили автобус. И это не пгт, это большой промышленный центр.
всё вышеизложенное является моим личным мнением, пруфов не будет, на допросе буду всё отрицать.
идеср 165 ПМП 55 ДМП, 1983-1990
  • +1.60 / 12
  • АУ
rat1111
 
russia
С.-Пб
24 года
Профессионал
Карма: +32,947.26
Регистрация: 07.10.2011
Сообщений: 43,550
Читатели: 74
Цитата: Adamantit от 17.01.2017 23:11:12Это очень глупая реплика, к сожалению.
Особенно, если её присовокупить к сабжу.

Можно и присовокупить, почему нет. Например летом этого года я накатал 6ткм на том самом личном автомобиле (который - Зло и Деградация)  скатавшись в Крым. При этом посмотрел массу мест, которые я при советах посмотреть не мог - от закрытого города Севастополя до Бахчисарая (ну не было у моего отца, генерального конструктора не самого последнего питерского морского КБ - денег на экскурсии - не директор универсама и даже не мясник был, не воровал и служебным положением в личных целях не пользовался - лох был, по советским меркам). На том же "антиобщественном" личном автомобиле - я таки смог объездить всю Карелию, Новгородскую, Псковскую, Ленинградскую  области



ЦитатаБолее того, из этой реплики следует, что когда в СССР не развивали личный автотранспорт, то считали народ быдлом.

Несомненно. свобода передвижения - одна из основных свобод человека. В СССР же те же автомобили продавали по очереди на предприятии, а уазики и нивы - гражданам второго сорта - не продавали вообще (ну если граждане не были носатыми гражданами первого сорта, конечно)
Disclaimer: Все написанное выше является исключительно моим личным мнением и не претендует на Абсолютную Истину
  • +1.35 / 27
  • АУ
Пасечник
 
russia
Красногорск
73 года
Слушатель
Карма: +2,571.72
Регистрация: 27.09.2015
Сообщений: 7,465
Читатели: 6

Бан в разделе до 23.11.2024 16:22
Иван Васильевич который не менял профессию.


ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА.



Иоанн Грозный даёт интервью потомкам :

— Иван Васильевич, у потомков накопилось к вам так много вопросов, что, честно говоря, и не знаешь, с чего начать. Поэтому начнём с самого актуального, что сейчас все обсуждают — с ваших памятников. Как вы относитесь к тому, что сейчас вам устанавливают памятники? 

— Отвечу вам словами из Священного писания — из Книги Премудрости Соломоновой: "Памятники вошли в мир по человеческому тщеславию". А тщеславие — чувство нехорошее и богопротивное. Всё это идолопоклонство есть суть служение дьявольским страстям, и нехорошо это, когда в городах ставят статуи, напоминающие всякому доброму христианину языческих идолов, которых так ненавидели наши святые отцы. У меня при жизни был только один памятник — храм Вознесения Господня в Коломенском, который построил мой отец в честь моего рождения. Красивая церковь, она и сегодня стоит. Мне этого достаточно. 





Храм Вознесения Господня в Коломенском

— Как вы сами оцениваете итоги своего правления? Чем больше всего гордитесь? 

— Человеку трудно оценивать свои поступки. Тем более трудно оценивать то, что мы делали, с морально-нравственных позиций XXI века. Но всё же я попытаюсь донести до вас те идеи, которым и я руководствовался.

Начну с того, что моего отца Василия убили, когда мне едва исполнилось три года…




Елена Глинская (реконструкция по черепу)

— Убили? 

— Боярские наймиты ткнули ему в ногу отравленным шипом, он и преставился в три дня. Но я совсем не помню отца, знаю его только по рассказам воспитателя и бабушки. Свою мать Елену Глинскую я тоже практически не помню — её отравили, когда мне было 8 лет. Она попыталась было избавиться от опекунского совета бояр, назначивших себя правителями России, и жестоко поплатилась за это. Всё, что я помню о своём детстве, это то, что меня с младшим моим братом Юрием запирали на весь день в тереме, а с нами сидел опекун князь Иван Васильевич Шуйский. Сядет на лавке, положив ногу на стул, а на нас даже не смотрит, ни одного слова не скажет. Мы с братом его боялись ужасно. Думали, он убить нас хочет. Сегодня я понимаю, что тогда он сам охранял нас от убийц — наймитов князей Старицких и Хованских. 

Старицкие! Всю юность я провёл в страхе перед моими родственниками и дядей, который мечтал убить меня и самому сесть на царский трон... Андрей Старицкий был младшим братом моего отца, и по закону он должен был принять титул царя в случае нашей гибели. Он много раз хотел убить нас — последний раз это произошло, когда мне исполнилось семь лет, но только наши "опекуны" его победили. Князя Андрея Старицкого удавили в тюрьме, но на свободе остался и его малолетний сын Владимир, и другие родственники, мечтавшие править от имени Владимира Андреевича. Вот Шуйский с братом нас и охраняли, не доверяя своим слугам, чтоб с нами ничего бы не случилось и они бы продолжали безнаказанно грабить казну. И выгребли они казну до копеечки. Мы с братом, хоть и царевичи, но как последние бедняки ходили в лохмотьях и обносках, голодали по два-три дня, милостыню у слуг наших просили!..

Да чего там казна! Они же страну поставили на грань пропасти. Поймите, для бояр такого понятия как "держава" вообще не существовало! Боярина интересовала только его вотчина — родовые земли, и служить он был готов любому, кто заплатит больше — хоть королю Швеции, хоть турецкому султану. 

Впрочем, о внешней политике разговор особый... Вот вы слёзы льёте по Великому Новгороду, а не знаете, что Ливонский орден, Швеция и Литва душили новгородцев торговыми санкциями и блокадой, запрещая русским купцам даже появляться в Балтийском море. Хочешь продать свой товар — продай за бесценок немцам-перекупщикам, которые новгородцев и за людей не держали. Например, сделки с купцами Ганзейского союза могли быть заключены только по немецким законам и только на территории Немецкого двора в Новгороде, причём немцами было запрещено давать нашим купцам кредиты на развитие дела. Когда же мой дед Иван III велел прикрыть этот Немецкий двор, тогда русских купцов и стали душить блокадой. Тогда мой дед основал порт на Балтике — Ивангород, но крепость постоянно осаждали, держали буквально под прицелом. Но воевать с немцами и Литвой было никак невозможно — чуть двинул войско на запад, как с юга приходили крымские татары — до самой Москвы порой доходили, целые города в рабство уводили. А пойдёшь против Крыма, как с востока в спину бьют ножом казанцы с астраханцами.




Михаил Герасимов реконструирует облик Ивана Грозного

Поймите, чтобы выжить, России нужна была жёсткая царская власть. И я создал такую власть. Я создал и новую армию — стрелецкие полки c новейшим огнестрельным оружием, которые одолели и Казань, и Астрахань, и Ливонский орден. Я почти в два раза расширил территорию России, построил новые города и крепости, чтобы защищаться от набегов крымского хана. 

Я объединил под сенью царского трона все разрозненные боярские земли, и объединил их не силой оружия, но силой закона — именно в моё правление был соборно принят новый русский Судебник (1550 года. — Ред.). Например, в Европе женщина всё ещё считалась бесправным существом второго сорта, а в русских законах было сказано, что женщина имеет право самостоятельно наследовать имущество и представлять свои интересы в суде. Я, несмотря на жёсткое сопротивление боярства, сохранил право свободного перехода крестьян с места на место без каких-либо ограничений — в течение двух недель до и после Юрьева дня. Наконец, был принят Стоглав — сборник законов, гарантировавших независимость церкви от власти. Я читал греческие книги и знал, какие беды может принести церкви её сращивание с государством. К сожалению, мои преемники меня не послушали…




Преподобный Сильвестр

— Интересно слушать ваши рассуждения о церкви и законе — от человека, который уничтожил десятки священников, не говоря уже о людях других сословий…

— Отвечу вам так. Да, были и ошибки, и невинные жертвы. Но нельзя оценивать деяния царя с точки зрения обычного человека. У меня был учитель — священник Сильвестр, образованнейший человек нашего времени, он знал и греческий, и латынь. И часто он читал мне книгу "Поучения" преподобного Агапита из Царьграда, который писал, что одно дело — спасать свою душу, а другое дело — заботиться о телах и душах многих людей; одно дело — отшельничество, когда человек вообще ни о ком не заботится и ни за кого не отвечает, другое дело — царская власть, которая несёт ответственность за тысячи людей. Поэтому царям позволено действовать насилием в отношении преступников. Это священникам подобает подставлять другую щёку, когда их бьют по лицу. Но это не подобает царю — как же тогда он сможет управлять царством, если допустит над собой такое бесчестие?

— Ещё один вопрос, Иван Васильевич, связан с темой мести. Создаётся такое впечатление, что многие ваши поступки были продиктованы именно местью боярскому окружению… 

— Мне кажется, что я никогда не позволял своим эмоциям брать верх над разумом. Наоборот, я старался не мстить даже своим "опекунам", унижавшим меня в детстве и юности, я всегда старался дать человеку шанс исправиться и оправдаться… Разве я тронул боярина Романа Захарьина, который организовал мятеж в Москве против меня? Нет, и годы спустя он стал основателем новой царской династии Романовых. Разве я казнил бояр Шуйских? Нет, и именно из-за этих мерзавцев и разгорелась потом Смута на Руси…

Сегодня мне кажется, что, истребляя боярские заговоры, я казнил совсем не тех людей, кого следовало бы отправить на казнь. Может быть, для вас мои слова и покажутся странными, но я рассчитывал решить вопрос с изменниками малой кровью — казнить не более сотни бояр, только самых-самых опасных заговорщиков. Но получилось так, что как раз самых опасных я не казнил, а под топор попали сотни простых людей. Грехи ослепляют нас, и цари часто не видят, как многие исполнители либо сводят с кем-то из потерпевших личные счёты, либо, желая выслужиться, просто придумывают липовые заговоры… С другой стороны, что я должен был делать, когда ко мне приходил Малюта Скуратов со списками — дескать, на этих людей дали показания. Что я должен был говорить? Если они изменники — разбирайтесь, казните.

Конечно, во всех этих казнях есть мой грех… Поэтому я и велел составить список простых людей, невинно убиенных по моей вине, и поминать их имена во всех храмах. А что этих бояр толстозадых прикончил — мне абсолютно ни одного из них не жалко. Что мне, Адашевых нужно пожалеть? Думаете, они бы меня пожалели, если бы у них была возможность убить меня? 

— Адашев — это убийца вашей жены? 

— Мой первый брак был сугубо политическим — опекун Роман Юрьич Захарьин, едва мне исполнилось 17 лет, женил меня на своей дочке Анастасии, рассчитывая править вместе меня. Но Анастасия оказалась совсем не из породы Захарьиных… Нежная, тонкая, всё понимающая. Никого я так больше не любил, как мою Настеньку. А они взяли и убили её. Отравили ртутью. Когда мне сказали, что её приказал убить мой ближайший друг Алёшка Адашев, я даже не поверил. Но мне показали все улики — письма от литовского князя, яд, признание его служанки полячки Магдалены, которая лично приготовила яд… Но я всё ещё не верил. Знаете, как у нас эти признания добываются? Под пыткой и не то скажешь… И я приказал арестовать Адашева в Дерпте и держать под стражей до моего приезда. Но он убил себя в темнице, а это самое верное признание вины.




Анастасия Захарьева-Юрьева (реконструкция по черепу) 

— Зачем вашему близкому другу потребовалось убивать вашу супругу?
 

— Адашев вовсе не Настю хотел убить, он всё мое семейство хотел вытравить. У них план с Литвой давно был уговорен: на трон посадили бы дядю Владимира Старицкого, Новгород и Псков отдали бы Литве, а Адашевым за труды отписали бы большие имения — сами они из бедных дворян были…

— Именно после смерти жены вы и разуверились в реформаторском правительстве — Избранной раде? 

— Нет, всё началось гораздо раньше — ещё в 1552 году, после взятия Казани, я простудился и сильно заболел. У меня отказали ноги, лекари были уверены, что я не протяну и двух недель. Я призвал к себе друзей и соратников и приказал присягнуть моему сыну Дмитрию, которому тогда не исполнилось и года. Но многие члены Рады неожиданно решили присягнуть дяде Владимиру Старицкому, среди них был и окольничий Фёдор Адашев, отец Алексея. Он так и заявил — дескать, против Дмитрия мы ничего не имеем, но пока он в пелёнках, то нами править будут Захарьины, а Захарьиным мы служить не хотим! Дескать, у нас своя гордость есть — это у него-то, у придворного холопа!

Даже Сильвестр, духовник мой, от меня отказался. Сказал, что для пользы государства лучше будет возвести Владимира Старицкого на трон! Как будто бы этот дурной поп не знал, что Старицкие сделают с моей семьёй — всех бы под нож пустили!

И случайно ли, что через два месяца мой первенец Дмитрий умер. В то время меня, немощного, отвезли на молебен в Ферапонтов монастырь, а когда вернулся, сын уже погиб. Сказали, что в реке захлебнулся. Я, дурак, поверил. Не мог представить себе, что у предателей хватит духу поднять руку на невинное дитя. Но теперь-то я понимаю, что это было убийство, и кровь моего сына — на руках изменника Старицкого.

— Что стало потом с Владимиром Старицким? 

— Я взял на себя этот грех. Во избежание дальнейших смут Владимир Андреевич был заключён в монастыре под чужим именем. Его сын Василий получил удел отца, а дочь Мария вышла замуж за Магнуса Ливонского.

— Вопрос насчёт опричников. Историки пишут, что это вторая жена — черкасская княжна Мария Темрюковна — подсказала вам идею о создании Опричнины...

— Ерунда всё это! Это был чисто политический брак — для победы над астраханцами мне нужна была помощь князя Темрюка. Кученей — это настоящее имя Марии — была диковатой 15-летней девчонкой из горного аула, которая практически не знала русского языка и всё время сидела в женской части терема со своими служанками. Перебирала золотые украшения и вышивала, вот и все её дела. Потом забеременела, родила мне сына Васю, который умер в двухмесячном возрасте... Умерла она на новогоднем пиру в моём дворце в Александровой слободе. Выпила первой вина из моего кубка и упала без сознания, а под утро преставилась.

Вот, некоторые историки пишут, будто бы я был сумасшедшим и придумывал измены. Но от яда, подсыпанного боярскими убийцами, погибла не только Настя и Кученей. Они отравили и третью мою жену Марфу Собакину, а ведь цветущая девка была — кровь с молоком. И приморили её в несколько дней. Или это я тоже придумал?! Ладно, о жёнах в другой раз поговорим. 






Марфа Собакина (реконструкция по черепу) 

Так вот, Кученей к моему отряду опричников не имела никакого отношения. Само это слово "опричники" произошло от русского "опричь", то есть, находящийся вне рамок чего-либо. Опричники — это особые "боярские дети", служившие царю не за плату и привилегии, а всей своей жизнью. Это была своего рода Преторианская гвардия римских императоров, о которой я читал в трудах латинских авторов — например, в моей библиотеке были книги Тацита и Светония. Собственно, к идее создания такой гвардии рано или поздно приходит каждый монарх, понимающий, что он не может доверять придворным.

— Когда вы впервые задумались о своей личной гвардии?

— Во время Московского бунта 1547 года, который устроил мой тесть Захарьин против моей бабки княгини Анны Глинской. Подосланные лазутчики говорили, будто бы моя бабушка — ведьма, что она разрывала могилы и вырезала сердца покойников, а высушив их, толкла в порошок, которым поджигала дома москвичей. Представляете, и люди верили в эти сказки... И не просто верили, а требовали расправы над "колдуньей" и всем её семенем. Моя дядя Юрий Глинский пытался спрятаться от них в церкви, и они его убили прямо в храме у алтаря, а тело бросили в грязь — на помойку у рынка, как казнённого каторжника. Потом отправились брать штурмом и наш терем. 





Опричники

— Возможно, именно после этого вы и невзлюбили Москву, предпочитая править из Александровой слободы?

— Возможно… Сильвестр тогда мне все уши прогудел, что это наказание свыше мне за грехи, а я, признаться, и понять не мог, за какие такие грехи? Что плохого я — семнадцатилетний парень — сделал этим людям, которых я никогда в жизни не видел? Так что, Москву я действительно не любил. Я даже хотел перенести столицу в Новгород Великий. 

— Серьёзно были такие планы? 

— Не просто планы, я построил себе новый дворец — на берегу Волхова, на торговой стороне. Прямо напротив Новгородского кремля. Но вскоре он сгорел — видимо, злые люди подожгли. Отомстили мне за правёж новгородских бояр… 

Сигналом к созданию опричников стало предательство князя Андрея Курбского, которому я прежде полностью доверял. И вдруг мне приносят его перехваченные письма к Старицкому, а сам князь Курбский бежит в Литву, и бежит не просто так, а передаёт врагу все наши военные секреты. То есть, он не только меня предал, он страну нашу предал, тех солдат, которых он водил в бой... И тогда я решил созвать особый отряд из тысячи лучших боярских и дворянских детей, которые были бы преданы одному царю и боролись бы с изменниками. Это был бы даже не отряд, а своего рода военно-монашеский орден — как Ливонский рыцарский орден, с которым я тогда воевал. Только мой личный орден должен был получиться и мощнее, и богаче — я на кормление отдал обширные земли с 20 крупными городами — чтобы опричники ни в чём бы не знали нужды, чтобы у них даже соблазна не было соблазниться на подкуп.

— Писали, что опричникам было запрещено жить вместе с обычными людьми — так называемыми земскими?

— Мне было очень важно вырвать боярских детей из их привычной среды, чтобы оторвать их от старого вотчинного мировоззрения. Думал, что так они станут иначе относиться к государевой службе…

— Служили ли в опричном отряде иностранцы?

— Нет! Не было ни одного чужеземца или иноверца! Что бы какой-то простолюдин, чужеземец или, упаси Господь, католик или иноверец ставили бы на правёж русских православных бояр — пусть даже изменников, но всё равно православных! — нет, для меня это было немыслимо… 

— Но позвольте, некий немец по имени Генрих Штаден писал… 

— Полно вам повторять досужие фантазии! Конечно, я слышал, что в Европе издавались книжонки каких-то авантюристов и проходимцев, утверждавших, что будто бы они служили у меня опричниками и чуть ли не в личной охране, но, уверяю вас, всё это россказни мошенников, стремившихся заработать деньги на клевете в мой адрес… (1)

— Но, согласитесь, о других русских царях почему-то не писали ничего подобного… 

— Я разгромил Литву и Ливонский орден, я покорил Сибирь, я создал первый русско-английский торговый дом — конечно, я был интересен Западу. Кроме того, следует помнить, что в то время в католической Европе были популярны фантастические сочинения о Царстве Пресвитера Иоанна — христианнейшем из земных владык, который бережёт изначальную веру христианскую от разных ересей и протестантов. И многие тогда думали, что я и есть тот самый Пресвитер Иоанн, поэтому католики и развернули против меня кампанию травли. Дескать, нет никакого Пресвитера Иоанна и никогда не было. Мне было смешно от этого вранья: сами создали себе миф, сами с ним борются…

— Почему вы обрушили репрессии на Великий Новгород?

— В Новгороде был заговор. В тот момент, когда русская армия сражалась с турками и крымскими татарами и на юге, новгородская знать и духовенство во главе с архиепископом Пименом замыслили передать Новгород в руки польского короля. А всё потому, что архиепископ был в Новгороде главным землевладельцем — ему принадлежали самые обширные угодья, реки, озёра, это был богатейший человек в городе. И когда он узнал о планах переноса царской столицы в Новгород, он испугался конфискации земель в пользу царского двора. Поляки же обещали ему неприкосновенность имущества при условии подписания унии с католической церковью. Они сами признавались в этом.

— Признавались? Методы допросов были сами знаете какие…

— Слушайте, я прекрасно знаю про допросы. Но в том-то и дело, что на дыбе люди не могут одновременно врать в одну дуду. Да, когда им выламывают руки, они все врут, но врут-то все по-разному. Они же не сговариваются, как им врать… 

— А что вы сделали с архиепископом Пименом? 

— Ничего не делал. Отдал его на церковный суд и отправил в монастырь под Тулой, где он вскоре и помер. Но я его не травил! Этого греха на мне нет. 

— Летописцы писали, что ваши опричники издевались над архиепископом — дескать, сорвали с него богатые одежды, привязали к белой кобыле и в таком виде водили по городу…

— Опричники немножко пошутили. Напомнили Пимену, как наш Господь и Спаситель въезжал в Иерусалим на белом осле, только вот ослов во всём Новгороде найти не удалось…

— Это же настоящее оскорбление чувств верующих!

— Ну, наши скоморохи на торжищах и не такие шутки выкидывали! По-моему, настоящим оскорблением верующих является то, что архиепископ жирел за счёт беднеющих горожан. Вот ему и напомнили, каким должен был бы быть настоящий пастырь и служитель Церкви Христовой, что он о пастве своей должен думать, о спасении душ верующих, а не об их имуществе. Поэтому и повезли его в город на правёж — чтобы благодарные прихожане сами бы воздали "доброму пастырю" по заслугам. И не забывайте, что среди опричников было немало и новгородцев. 

— Архиепископ Пимен считался вашим преданным слугой — ведь он был одним из обвинителей знаменитого митрополита Филиппа Колычева, требовавший его смещения. Не так давно режиссёр Павел Лунгин снял фильм "Царь" — о том, как вы расправились с митрополитом Филиппом. Расскажите, как там всё было на самом деле?

— Фильм я не смотрел, у нас тут киносеансов не бывает... Но интрига с митрополитом была простой. Был в то время на Руси один достойный митрополит — глава Макарий. Настоящий отец церкви, я его любил очень — он же меня венчал с Настей. Но потом отец Макарий преставился, а митрополитом стал отец Афанасий, который вскоре сильно захворал. И на место митрополита вознамерился сесть казанский архиепископ Герман — ставленник Старицких князей, моих лютых ворогов. Пришлось мне вмешаться, и Германа прокатили на выборах. Вскоре его убили в Казани — упокой Господь, его душу. Но такого приказа я не давал, это казанские бойцы перестарались, всё хотели выслужиться перед царём, мерзавцы… 




Старинная икона с изображением преподобного митрополита Филиппа 

Так вот, на пост митрополита был избран Филипп Колычев — настоятель Соловецкого монастыря. Человек он северный — по характеру прямой, как корабельная мачта. Честнейший, прямодушный и наивный, как дитя малое. Я ему полностью доверял — он же изменника Сильвестра в своём монастыре под охраной держал, и держал на совесть. Но когда я ушёл в поход в Ливонию, его в Москве быстро охмурила придворная камарилья, все эти изменники и подлецы. Нашептали ему на ухо, будто бы царь-батюшка попал под влияние плохих бояр из опричнины, а сам только и ждёт, что честнейший митрополит скажет своё слово против опричников, тогда он их и прогонит. Филипп и рад стараться. Стал проповедовать против царя, стал мне обвинения в лицо бросать, бесчестия допускать. Конечно, я был оскорблён. Но снять я Филиппа никак не мог — назначение и отстранение митрополита не входит в полномочия царей, это прописано в Стоглавом соборе.

А тем временем новгородский архиепископ Пимен меня челобитными забросал — у них с Филиппом был давний конфликт. То ли Филипп какого-то старца в Соловецком монастыре обидел, то ли какие-то земли забрал — подробностей уже не помню. Но главное, что Пимен терпеть не мог подчиняться митрополиту Филиппу. Вот ему мои люди и нашептали, что царь не будет против, если он соберёт собор, чтобы судить митрополита. Собор и отстранил Филиппа от власти — всё законно.

— То есть, вы не отдавали приказа Малюте Скуратову задушить митрополита Филиппа? 

— Ложь! Никогда я не давал такого приказа! Сам Малюта клялся мне, что митрополита Филиппа задушил его тюремщик — некто Стефан Кобылин, который получил от Пимена приказ задушить митрополита, если тот попытается бежать из монастыря. Видимо, он боялся, что Филипп мне правду расскажет, кто его подбил выступать против царя... И этот Кобылин божился, что перепутал Скуратова, посланного мной в монастырь освободить митрополита Филиппа, с какими-то лихими людьми... Ну что делать было с дураком?! Кобылина этого за убийство митрополита я посадил в монастырь до конца его дней. 

— И головы отрубленных родственников вы митрополиту Филиппу в монастырь не присылали?

— Хватит уже повторять безумные фантазии! Что бы я, православный государь, прислал в православный монастырь отрубленные головы — да вы в своём ли уме?! Что касается казней родственников, то тут я ничего не скажу. В отряде опричников был десяток бояр Колычевых — конечно, они вполне могли сводить счёты со своей роднёй от моего имени… 

— Ещё один вопрос касается странного воцарения на русском престоле царевича Симеона Бекбулатовича — внука хана Ахмата, которому вы фактически на один год уступили место на троне, а потом сместили его. Зачем вам потребовалось сажать на трон заместителя? 

— По нескольким причинам. Прежде всего, как ни горько это признать, но в Ливонии я потерпел поражение. Обессиленная Литва заключила союз с польской шляхтой, и на наших западных границах возникла новая сверхдержава, на что я никак не рассчитывал… Я попытался было исправить дело, когда в 1575 году выдвинул себя в кандидаты на польскую корону. И — Господь свидетель! — чего я только не обещал полякам, каких только вольностей и привилегий не готов был подписать… Но всё было напрасно. Гонористые шляхтичи предпочли лечь под султана, избрав королём турецкого вассала Стефана Батория. Но самое худшее, что своим участием в польских выборах я как бы невольно дал боярам царское одобрение на союз с поляками. Поэтому мне важно было на время отойти в сторону — как в те годы, когда я заболел после штурма Казани, чтобы понять, кто из бояр меня предаст. 

Вторая причина была связана с тем, что войны в Ливонии основательно опустошили казну. А архиереи с монастырями жировали. Поэтому, рассудил я, неплохо было бы провести реквизицию ценностей, но только чужими руками… 

— И для этого Симеон Бекбулатович был идеальной кандидатурой?

— Семён хоть и был моим родственником, по линии покойной Марии Темрюковны, но по природе своей он был начисто лишён каких-то честолюбивых амбиций и тщеславия. Совсем как мой младший сын Фёдор. Кроме того, он прекрасно понимал, что у него самого не хватит сил удержаться на троне — для этого другой характер нужен, другое воспитание… Тем не менее он без всякой жалости отобрал в пользу казны и монастырские деньги, и земли, так что вскоре они дружно призывали меня вернуться. И вернуть им изъятые деньги. Я так и сделал, но, конечно же, вернул далеко не всё. 




Картина И.Репина "Иван Грозный убивает своего сына"

— Ловко вы это провернули… Я не могу не задать вам этого вопроса. Огорчает ли вас, что несмотря на все ваши усилия, вы остались в памяти большинства потомков только лишь как убийца своего сына?...

— Клевета! Никогда я не убивал своего сына! Ивана отравили ртутью — и он несколько дней умирал на моих руках, пока мы везли его в монастырь, он же перед смертью решил принять монашеский постриг. Сыну моему 27 лет всего было, здоровый мужик был — косая сажень в плечах, но всего за неделю высох и почернел от яда…

Да и как я мог бы убить его посохом… За несколько лет до этого меня всё-таки отравили, но я выжил, хотя ноги у меня так и остались парализованными. С тех пор меня везде носили в носилках, как куклу тряпичную… (2)

Когда Ивана отравили, он слёг, вот летописец и написал "яко от отца ему болезнь, и от болезни же и смерть". А потом папский легат Поссевино и придумал целую историю о том, как я в приступе ярости ударил своего сына посохом по голове. Что ж, от католиков любой подлости ждать можно… Но то , что меня будут клеветать русские православные люди, я никак не ожидал! Один богомаз, даже не богомаз, а так, парсунщик ("парсунщик" — портретист. Речь, видимо, идет о картине Ильи Репина. — Ред.) ради дешёвой популярности намалевал картинку поганую… Её, конечно, запретили, но у нас как всё устроено: раз запрещают, значит, там правда нарисована! И всё, никому уже не надо никаких доказательств!.. 

Эх, были бы у меня силы, я б тогда совсем других людей давил бы — голыми бы руками подлецов душил бы! 

— Кого именно, Иван Васильевич?

Бориску Годунова, аспида, пригретого на груди. Подозреваю, что именно он и отравил и меня, и моего Ивана через сестру Ирину, которая мне тогда прислуживала. Он как увидел, что мой младший Фёдор к Ирине приглядывается, решил их поженить. И убрать старшего Ивана с дороги. Так он и сделал, гадюка! 


Ирина Годунова

— Вы были против брака Фёдора Ивановича и Ирины Годуновой?

— Конечно против! Я же знал этих Годуновых как облупленных… Поэтому в своём завещании у меня было сказано, если Ирина Годунова будет бездетной, то новой женой царя будет княгиня Ирина Мстиславская, дочь истинно царского рода. После моей смерти люди Годунова похитили княгиню Мстиславскую из отцовского дома и насильно посадили в монастырь под замок. Годунова же родила царю Фёдору девочку, прожившую всего девять месяцев. И больше она, как ни старалась, так и не смогла забеременеть… Вот, Годунов, испугавшись, что царь найдёт себе новую жену, и приморил Фёдора. Всего 41 год сыну моему исполнился, как он скончался в великих мучениях. 

Но вот очень интересный момент. Мой сын правил 14 лет, но остался практически неизвестным потомкам, хоть и заслужил церковного прославления как святой. Про него не писали ни лживых книг, его ни обвиняли в убийствах, которых он не совершал. А знаете почему? Потому что не мешал никому из бояр воровать из казны, пока ездил по богомольям по окрестным монастырям. И тихо помер, освободив трон… И я хочу вас спросить: таким вы видите хорошего царя? Слабым и безвольным?! Что ж, тогда вся моя вина заключается в том, что я выжил после всех покушений, что я не боялся пресекать воровство и измену. Поэтому я и стал злодеем… Что ж, по-моему, лучше быть злодеем, чем безвольной тряпкой, отдав страну на растерзание таким псам, как Годунов… 

— Иван Васильевич, сегодня на Руси крадут не меньше, чем в ваши времена. Каждый день мы слышим об арестах высокопоставленных вельмож, но коррупции не становится меньше. Можете ли вы дать совет нынешним властителям России — как нам бороться с казнокрадством бояр? 

— Эх, сколько бы людей не казнишь, всё равно потом узнаешь, что казнил не тех, кого стоило бы казнить… Уже после опричнины я понял, что нельзя одновременно бороться с лихоимством и подбирать людей по принципу личной преданности. Потому что самый ближний твой слуга и будет главным лиходеем. Что же касается советов владыкам в XXI веке… Как писал царь Соломон, всё тщета и суета, всё вышло из праха и всё возвратится во прах. Войны будут выиграны и проиграны, и на место одного воинственного соседа придёт другой, и всё повторится сначала. Единственное, что останется — это города. Стройте новые города, давайте больше свободы русским людям на местах — только так и спасётся Россия.





Примечания.

1 — Слова Грозного подтверждаются и документами — например, в архиве Российской национальной библиотеки хранится список опричников с указанием их служб и "жалования по окладу", в котором нет ни одного иностранного имени, включая и Генриха фон Штадена. 

2 — Слова Иоанна Васильевича подтверждаются данными, полученными при вскрытии в 1963 году царских гробниц в Архангельском соборе — в костях Ивана IV Грозного и его сына Ивана Ивановича обнаружена большая концентрация ртути, характерная для отравлений.

Владимир Тихомиров13:06 05/01/2017

PS: источник  Историческая правда.   
Отредактировано: Пасечник - 18 янв 2017 04:56:45
  • +1.55 / 13
  • АУ
alexus_90
 
russia
Хабаровск
Практикант
Карма: +1,889.03
Регистрация: 24.08.2013
Сообщений: 1,875
Читатели: 11
Цитата: rat1111 от 17.01.2017 20:13:17Видите ли, Адамантит - если транжирить заработанные отцами потом и кровью деньги на дешевые понты и пускание пыли в глаза (например - на организацию авиасообщения 5 рейсов в день Воронеж-Калач, вместо того, чтобы построить нормальную дорогу и пустить автобус) - деньги кончатся, и сыновья останутся банкротами с голой жопой. Что, собственно - и случилось с поздним СССР

Угу. У нас тут (на нашем местечковой борде) тоже рыдальщики очень часто вспоминали, что вот и в Троицкое (центр Нанайского района) тоже когда-то самолет (Ан-2) летал. Вот так вот взял и полетел в Хабаровск. Но дороги нормальной не было, совсем. Правда к концу 70-х самолеты отменили и пустили автобус, бо дорогу построили (и даже местами асфальтированную).Улыбающийся Но те кто бывал в наших палестинах знает, что добраться до того же Комсомольска  на машине было из области фантастики - только поезд и да, самолет (до Хурбы). И вот уже в 90-х, трассу Хабаровск -Комсомольск привели в нормальный вид и сейчас можно сесть в комфортабельный автобус и через 3-4 часа быть в Комсомольске. Так стоит ли рыыдать, что теперь нельзя самолетом туда долететь?
А если бы кто-то в 70-80-х сказал бы, что до Ванино-Совгавани из Хабаровска можно будет на автобусе доехать (иль на машине своей) - покрутили бы пальцем у виска, дурень что ли. А так в 90-х (!!!) начато было строительство трассы Лидога-Ванино и сейчас уже практически вся трасса в асфальте (за исключением последних 60-70 километров). Опять же кто бывал у нас знает, какие тут дебри и прочее (это я к сроками строительства). Правда сейчас авиасообщение Хабаровск -Свогавань возобновляют, но не в тех объемах.
Пара фоток с трассы


Скрытый текст

Про отдаленные поселки и пр. соглашусь, проблем сейчас выше крыши. Но опять же - решается, не так быстро как хотелось бы. Вот сейчас уже до Чегдомына новую Л-ку примеривают - был технический рейс. В Приморье, я слышал, в Кавалерово рейсы возобновляют.

А сколько было слёз пролито всепросральщиками по поводу наших местных электричек - океаны скорби.Улыбающийся А всё потому, что был построен Амурский мост (специально для Андрея - в 90-х, когда страна была в жопэ, казалось бы... саркастический смайлик) и как-то сама собой стала нормальной трасса Хабаровск - Биробиджан, как-то сами собой пошли автобусы на левобережные поселки и до самого Бирика. И уже про те вонючие пригородные поезда никто особо не вспоминает. Хотя и сейчас есть, ЕМНИП, 4 пары электропоездов поездов в Западном направлении. Кстати, меня в моём советском детстве-юности удивлял тот факт, что на Хабаровском отделении ДВЖД не было электропоездов, от слова совсем. Во Владике были. А у нас, вплоть до середины 90-х, ходили натурально вонючие и облезлые пригородные поезда, в народе называемые "бичпоездами", реже "скотовозками" - ребус-кроксворд.Улыбающийся

ЗЫ. Про авиацию, тут ещё вспомнилось. Есть у нас такой таёжный посёлок Сукпай. В советское время туда на лесоповал завозили рабов с Кубы кубинских лесозаготовителей Шокированный (своих видать не хватало). Дык, тогдашний Первый секретарь крайкома партии, Алексей Клементьевич Черный, тоже вознамерился строить там (в тайге) аэропорт, причем даже международный. Угу, в то время когда дорогами нормальными там даже и не пахло. Благо эта нью-васюковская идея была похерена. И вот не стало леса, где-то у себя на Кубе живут те самые кубинцы, уже и Первого нету вместе с СССР. И вот кому сейчас нужен был бы этот самый аэропорт? Дороги там, правда, и сейчас не особо, но строятся по тихой.
Взгляд мудрости: всё - правда, и всё - ложь.
  • +1.27 / 17
  • АУ
Пасечник
 
russia
Красногорск
73 года
Слушатель
Карма: +2,571.72
Регистрация: 27.09.2015
Сообщений: 7,465
Читатели: 6

Бан в разделе до 23.11.2024 16:22
Цитата: Мастер Фикс от 18.01.2017 04:41:56Диду, текст очень интересный, спасибо.
Но на кой ляд вываливать его целиком, без спойлера, я нифига ни розумию.

Учту.
Я человек старорежимный мне ещё надо освоить этот спойлер. 
Засилие иностранных слов не есть хорошо.
Два Царя думали о народе, остальные заигрывали с "Елитой"
Но это совсем отдельная тема.
Так что внучёк, тебе необходимо дожить до моего почтенного возраста.
С уважением.
Отредактировано: Пасечник - 18 янв 2017 11:00:44
  • +0.79 / 8
  • АУ
ДедМиши
 
Специалист
Карма: +9,728.41
Регистрация: 14.07.2009
Сообщений: 16,331
Читатели: 11
Цитата: Doctor_D от 18.01.2017 08:42:17В СССР личный автомобиль был предметом роскоши, право на приобретение которого выдавалось в порядке поощрения (за работу на определенном предприятии, например).
Разумеется, очередь можно было и обойти, купив авто за полторы- две цены.
УАЗики, насколько я помню, частникам вообще, практически, не продавались. А те, что принадлежали гражданским предприятиям- все равно, были включены в мобилизационные планы и в случае войны- подлежали "призыву". Это же, по слухам, касалось и "Нивы".
Впрочем, "Нива" не была популярным автомобилем, скорее- экзотикой на любителя.
Привилегированные граждане, с носами и безУлыбающийся предпочитали престижные "Волги", последние модели "Жигулей" и иномарки, но последние были крайне редкой штукой, владеть которой позволялось, разве что известным артистам или лично, Леониду Ильичу.


Да, типичные перегибы на местах  изгибы дефицита и советской системы распределения, но, в принципе именно для улучшения жизни, и передвижения людей, закупили на валюту огромный завод автоваз по производству авто именно для личных нужд.
И второе, через 10 лет хотели повторить это, и ещё выпуск увеличить, перстроив АЗЛК, но время уже  другое, уже идеологичские долдоны-догматики победили, концепцию заменили на "сделаем сами". В результате деньги просрали, закопали в землю, и фокус второй раз не удался.
Но, ещё раз повторю, даже в советское время развивали личный транспорт.
Не стреляйте в пианиста! А он не будет в вас.
  • +0.68 / 10
  • АУ
Сейчас на ветке: 22, Модераторов: 0, Пользователей: 1, Гостей: 5, Ботов: 16
 
OlegNZH-2