Цитата: nozmic от 18.07.2013 18:30:25
Министерство образования и науки отвечает за школьное образование, среднее профессиональное образование, вузы и научные учреждения. Это немножко многовато для РАН и упомянутых советов. Логичней было бы разделить Минобр на Министерство просвещения (школы и колледжи), Министерство высшего образования, агентство по прикладной науке (ее надо создавать заново) и РАН - министерство по фундаментальной науке. Разумно также было бы предоставить РАН права по учреждению академических гимназий, вузов, аспирантуры и докторантуры.
Цитата: nozmic от 18.07.2013 18:30:25
"Почетный академик РФ" - идея нормальная, но проблема ведь только в размере академической стипендии и сохранении соцпакета для престарелых академиков. Ну а как быть с теми, кто подобно ак. С.Никольскому мог до 92 лет читать в МФТИ курс матанализа?
Цитата: nozmic от 18.07.2013 18:30:25
ВАК при Минобре - неработоспособная структура, в особенности в гуманитарной области. Нужны научные "цеховые" структуры. Ведь в физмат-областях почти нет проблем с диссертациями. Там, где нет здорового ядра (философия, социология и пр.), - привлечь силы из-за рубежа.
Цитата: nozmic от 18.07.2013 18:30:25
С имуществом сложнее. Земля и недвижимость (можно и государственное агентство, но с последней подписью президента РАН). Дорогостоящие громоздкие установки - структура, подведомственная РАН. Все остальное - в ведении (но не в собственности) институтов, либо специализированного отдела РАН под контролем отделений.
Финансирование - разделить на несколько статей:
- базовая инфраструктура - государственные бюджетные деньги;
- фундаментальные установки - государственные бюджетные деньги, но выведенные из под действия закона о госзакупках;
- лабораторное оборудование и расходные материалы - то же;
- оплата труда - понятно;
- РФФИ - увеличить в 2-3 раза и вывести из под действия закона о госзакупках. М.б. запретить держателю гранта тратить деньги на собственную зарплату (как в Великобритании), но больше денег выделять на научные командировки. Объем бюрократии - обратно пропорционально размеру гранта;
- соцпакет - спецструктура при РАН, распоряжающаяся государственным бюджетным финансированием.
Цитата: Dobryаk от 19.07.2013 11:27:59
Даже без "Собачьего сердца" ясно, что много кого раскошелить следовало бы. К примеру, всех поголовно дачников. Малая, крайне малая доля жителей страны в свое время задарма получила от СССР землю,и многие в местах, где квадратный метр земли дороже художественного паркета. Вот у меня дачи никогда не было, и я разве не обокраден дачниками? Где же высшая справедливость?
Цитата: nozmic от 18.07.2013 18:30:25
С имуществом сложнее. Земля и недвижимость (можно и государственное агентство, но с последней подписью президента РАН). Дорогостоящие громоздкие установки - структура, подведомственная РАН. Все остальное - в ведении (но не в собственности) институтов, либо специализированного отдела РАН под контролем отделений.
Цитата: Dobryаk от 19.07.2013 09:55:19
Сценарий мой простой и попробуйте его опровергнуть: любому ежику в нашем лесу очевидно, что институты РАН это не ЖЭКи и владеть таким непрофильным активом как домами со служебными квартирами им категорически нельзя. Общежития для аспирантов попадают в ту же категорию. Хотят аспиранты заниматься наукой --- пускай платят за аренду жилья по полноценным рыночным расценкам.
Цитата: Dobryаk от 19.07.2013 09:55:19
И дополню: нетрудно догадаться, что в нашем наукограде с конца 80-х никакого строительства жилья на привычной социалистической основе не было. Тем не менее "добрые" инвесторы выстроили кой чего на городской земле. При этом "платой" за землю было выделение некой доли квартир под распредление сотрудникам институтов, остальные же распродавались по привычной сегодня коммерческой схеме. Опять же дольщикам жаловаться грех, так как коммерческая цена к сдаче домов успевала как минимум удвоиться, так что дольщики получили свое за "полцены"... Не будь этого "земельного рычага" --- в городке вообще ни одного квадратного метра для застрявших в общежитии и уже выдавших замуж и женивших своих детей, за эти четверть века не было бы.
Цитата: Anton T от 19.07.2013 15:30:22
То есть применительно к РАН идеальная организация укрупненно выглядела бы так:
1. Государство определяет приоритетные направления, задачи, на которые оно готово выделять дополнительные и бОльшие ресурсы.
2. Соответствующие институты, структуры РАН составляют "план работ", определяют необходимые им для этого ресурсы (помещения, оборудование, вундер-вафле-установки и т.д.) - и на основании этого согласовывают бюджет с государством (в лице государевых служащих - чиновников).
3. Государство всё необходимое предоставляет.
4. И дальше ученые просто делают свое дело, дают результаты, не заморачиваясь работой с поставщиками, подрядчиками, ремонтами, юридическими, финансовыми и прочими хозяйственными вопросами.
(и да, выделение "хозфункций" в отдельную структуру по реформе укладывается в эту модель).
Интересно мнение присутствующих ученых, вас бы такая организация устроила?
Цитата: Anton T
Теоретиццски, эта проблема решается:
-- ученый делает заказ на материал (сколько этот материал стоит, ученого вообще не волнует)
-- ученый четко указывает, что именно ему надо (в т.ч. качество)
-- ученый ессно принимает или не принимает заказанный материал (в последнем случае чиновник получает по шапке за потерю казенных денег)
Идея в том, что ученый просто определяет и заказывает, что ему нужно для работы, как это есть в частных компаниях (сколько это стоит, поставщик, доставка, оплата, юридические моменты - его не касаются и его не отвлекают)
Цитата: Anton T
Не понял, что запрещает?
Чтобы процедура соответствовала закону о госзакупках - головняк чиновника. У него есть определенные требования по материалу, если поставщик только один и тот, которого бы ученый и сам выбрал - то этот поставщик и пройдет.
В крайнем случае, не исключаю, что выводить из под закона надо.
Я говорил о другом - о принципе работы ученого, когда он не соприкасается с хоздеятельностью.
Цитата: nozmic от 19.07.2013 16:49:56
Конечно, хорошо, когда научному работнику не надо соприкасаться с хоздеятельностью. Но реальность такова, что только он сам иногда может сделать то , что ему надо и больше никто.
Поэтому следует максимально раскрепостить научного работника в плане, в том числе, и финансовой деятельности.
А закон прямо запрещает закупки у конкретной фирмы без "слепого" конкурса. А если я сам не могу понять, почему на материале одной фирмы у меня есть научный результат, а на материале другой - нет!
Цитата: Anton T от 19.07.2013 17:09:47
Расскажите тогда, как подобные проблемы решаются в частных компаниях? Они ведь решаются?
Опять же, не настаиваю о законе о госзакупках. Надо искать механизмы, возможно отдельный закон или упрощенная процедура на закупку "расходников" стоимостью заказа до 10 (20, 100?) тыр. и пр.
Только финансовой деятельностью ученые не должны заниматься (этим занимаются финансисты, менеджеры по закупкам и прочие специально обученные товарищи). Как они не занимаются этим в Сименс, Боинг или ДюПонт.
Цитата: Anton T от 19.07.2013 15:30:22
По поводу имущества и финансирования:
Вот, например, уважаемый Arbaleth упоминал как-то криптографический центр Сименс в Мюнхене. Поправьте меня, если неправ (т.к. не в теме), но мне представляется, что работающие там ученые никаким боком не соприкасаются с хозяйственной, имущественной и прочей финансовой деятельностью. Они просто делают свое дело, решают поставленные перед ними задачи - а Сименс в свою очередь обеспечивает их всем необходимым для работы (и делают это совсем не_ученые "эффективные менеджеры" компании) и выплачивает достойное вознаграждение.
Мне как стороннему человеку такая организация работы ученых видится оптимальной. И пмсм имел бы смысл применить ее и к государственной науке.
То есть применительно к РАН идеальная организация укрупненно выглядела бы так:
1. Государство определяет приоритетные направления, задачи, на которые оно готово выделять дополнительные и бОльшие ресурсы.
2. Соответствующие институты, структуры РАН составляют "план работ", определяют необходимые им для этого ресурсы (помещения, оборудование, вундер-вафле-установки и т.д.) - и на основании этого согласовывают бюджет с государством (в лице государевых служащих - чиновников).
3. Государство всё необходимое предоставляет.
4. И дальше ученые просто делают свое дело, дают результаты, не заморачиваясь работой с поставщиками, подрядчиками, ремонтами, юридическими, финансовыми и прочими хозяйственными вопросами.
(и да, выделение "хозфункций" в отдельную структуру по реформе укладывается в эту модель).
Интересно мнение присутствующих ученых, вас бы такая организация устроила?
Цитата
Если да, то вам, ученым, совместно с правительством как раз сейчас надо поработать над деталями (в которых, как известно, "кроется дьявол"), чтобы добиться максимально комфортной и приближенной к идеалу организации работы для себя, минимизировав бюрократизацию будущего процесса.
Цитата: Anton T от 19.07.2013 15:30:22
По поводу имущества и финансирования:
Вот, например, уважаемый Arbaleth упоминал как-то криптографический центр Сименс в Мюнхене. Поправьте меня, если неправ (т.к. не в теме), но мне представляется, что работающие там ученые никаким боком не соприкасаются с хозяйственной, имущественной и прочей финансовой деятельностью.
...
Цитата: Dobryаk от 19.07.2013 17:14:29
Ровно то, что Вы описали, есть и сегодня.
Если бы научные работники нуждались только в ширпотребе типа авторучек, писчей бумаги и лаптопах, то для этого достаточно пройти мимо полуграмотной тетки при телефоне, сунуть ей в нос бумажку в три строчки, чтобы позвонила в лавку, и оттуда это барахло доставили. К сожалению, нужно всегда что-то такое, суть чего никому не объяснить. так как во всей стране все спецификации известны только тебе да еще троим сотрудникам, поэтому без личного участия вплоть до многих поездок к производителю ничего не выйдет. Никакой закон с какими угодно благими намерениями не научит чиновника понимать, что же нужно этим, кто досаждает ему с бредовыми с его точки зрения заказами. И откуда ему даже после купленного в ВШЭ диплома бизнес-управленца знать, какая фирма делает что-то близкое и подойдет ли оно этим треклятым физикам или химикам или медикам? Все, что он вынес из ВШЭ это как оформить все так, чтобы себя любимого не обделить прилипающей к пальчикам золотой пылью. И так оно будет всегда, даже если тысяча АтноновТ будут против. Так как ни он, ни остальные 999 не петрят нифига ни в чем сверх авторучек.
Вот если физиков наделят революционными маузерами с правом расстрела чиновников на месте... тогда ДА, им можно доверить управление институтскими установками о оборудованием.
Цитата: Dobryаk от 19.07.2013 17:14:29
Отобрать у РАН поликлиники и больницы можно, но только после того, как у московских чиновников отберут пресловутую Кремлевку и у МЧС все разбросанные по стране медсанчасти, во всех тепловозных и автобусных депо медпункты для медосмотра перед рейсом (ну что за хренотень, когда бабули за талончиком к врачу толпятся в очереди. а тут здоровых лбов перед каждой сменой осматривают ...). И еще много-много чего в стране можно раздать в шаловливые руки... чего же одну науку раскошеливать?
Начнем с головы: раскошелим ГосДуму и Совет Министров и Президентскую администрацию. Уж эти-то зарплатой не обижены... Затем перейдем на краевые и областные и республиканские и городские уровни. Только за одно это можно вливания в науку утроить...
Может попробуем ради благого дела-то?
Цитата: nozmic от 19.07.2013 17:22:39
Частная компания, если она делает закупки за счет собственных средств, не попадает под действие закона о госзакупках. И тогда научный работник, работающий в этой компании, выбирает (используя, например, Интернет) нужный материал или оборудование и дает поручение снабженцу к завтрашнему дню купить и доставить необходимое. Если все это делает, к примеру ИКИ РАН, то организация конкурса займет несколько недель и потом приедет что-нибудь такое, что "ни в одни ворота не лезет".
Цитата: nozmic от 19.07.2013 17:22:39
Применять или не применять закон о госзакупках, решать, к сожалению, не ученым. А других механизмов пока нет. Кстати, закон о госзакупках относится и к деньгам, получаемым в виде грантов РФФИ, что вообще абсурдно. Этого нет ни в одной стране.
Цитата: r01338 от 19.07.2013 17:23:53
А для этого мотивация у государства должна измениться с "у всех есть наука, пусть и у меня какая-то будет", на мотивацию "хочу, чтобы моя наука была самой-самой".
Цитата: Arbaleth от 19.07.2013 17:50:37
Соприкасаются, да еще как. Нужно если какое-нибудь оборудование на небольшую сумму (ну, скажем, несколько десятков тысяч евро) купить., его руководитель лаборатории просто покупает в ближайшей лавке за день. Реальный случай. У руководителя есть лимит трат. Траты выше лимита (скажем, до миллиона евро), согласуются с вышестоящим руководителем, свыше миллиона - с руководителем ранга выше. И т.д.
Просто у каждого есть свой лимит. Рядовой сотрудник по корпоративной карточке может купить оборудование, скажем, на несколько тыс. евро. Лично сам.
Цитата: Arbaleth от 19.07.2013 17:50:37
Я смотрю, тут люди, которые поддерживают "реформу" РАН, никакого отношения к науке не имеют, но притом не допускают и тени сомнения в правильности своей позиции. Вот откуда такое самомнение?
Цитата: Anton T от 19.07.2013 18:11:57
...
Не знаю, отчего Вы сделали выводы о такой мотивации у государства. Было бы так - ничего бы не меняли и финансирование не увеличивали бы.
Сдается, присутствующие ученые видят в лице государства врага (изначальная установка такая имеется) - отсюда и реакция предвзятая.
...
Цитата: Anton T от 19.07.2013 18:11:57
...
1. Я таки надеюсь, что Вы, ученые, будете обосновывать и проталкивать то, что следует применять
2. Не знаю, отчего Вы сделали выводы о такой мотивации у государства. Было бы так - ничего бы не меняли и финансирование не увеличивали бы.
Сдается, присутствующие ученые видят в лице государства врага (изначальная установка такая имеется) - отсюда и реакция предвзятая.
Причем в других темах тот же Добряк вроде бы государство за врага не держал
...
3. Где Вы самомнение увидели? Во фразе "поправьте, если не прав"?
Цитата: Anton T от 19.07.2013 18:11:57Как сказал киношный классик: "А ты не путай свою шерсть с государственной!". Мы имеем идеальный пример, как кучка вредителей прикрывается якобы государственными интересами. И заодно, как справеливо заметил Арбалет, не надо выпускникам ВШЭ лезть в институт Бакулева руководить операцией на сердце.
Причем в других темах тот же Добряк вроде бы государство за врага не держал
Цитата: Anton T от 19.07.2013 15:30:22
1. Государство определяет приоритетные направления, задачи, на которые оно готово выделять дополнительные и бОльшие ресурсы.
Цитата: Anton T
3. Понятно. Начинай сначала... на ветку входить только по "пропускам" сотрудников РАН. Реформировать ("как надо работать ученым") РАН могут только сами ученые (правда это процесс без конца, точнее без начала ), остальных отраслей и областей такой подход не касается.
Ну да я останусь солидарен с ВВП "когда какая-то структура, вне зависимости от того, чем она занимается, должна сама себя реформировать, результат, как правило, получается не очень яркий, как минимум, если вообще что-то получается". ПМСМ очевиднейшая истина, подтверждающая себя перманентно.
2. и 1. Все остались при своих. никто никого не услышал, "заговоры", "бандитские наезды".. . Те же мантры про "ликвидацию" и неспособность прочитать дальше этого слова
Я всё, я кончил
Цитата: Anton T от 19.07.2013 15:30:22
То есть применительно к РАН идеальная организация укрупненно выглядела бы так:
1. Государство определяет приоритетные направления, задачи, на которые оно готово выделять дополнительные и бОльшие ресурсы.
Цитата: Anton T от 19.07.2013 15:30:22
4. И дальше ученые просто делают свое дело, дают результаты, не заморачиваясь работой с поставщиками, подрядчиками, ремонтами, юридическими, финансовыми и прочими хозяйственными вопросами.
Цитата: Anton T
Теоретиццски, эта проблема решается:
-- ученый делает заказ на материал (сколько этот материал стоит, ученого вообще не волнует)
-- ученый четко указывает, что именно ему надо (в т.ч. качество)
-- ученый ессно принимает или не принимает заказанный материал (в последнем случае чиновник получает по шапке за потерю казенных денег)
Идея в том, что ученый просто определяет и заказывает, что ему нужно для работы, как это есть в частных компаниях (сколько это стоит, поставщик, доставка, оплата, юридические моменты - его не касаются и его не отвлекают)