Продолжение
Чуть раньше свои бонусы у правительства Петра Порошенко заработал и другой одиозный украинский олигарх, банкир «Семьи» — Сергей Курченко, ранее возглавлявший холдинг ВЕТЭК. После евромайдановских событий на активы холдинга был наложен арест, а сам Курченко оказался в опале. Но лишь до недавнего времени. На днях киевский суд принял решение снять арест с активов ВЕТЭК. Возможно, произошло это из-за того, что ранее Курченко постарался уничтожить, подмяв под себя, — и в итоге существенно навредил — топливный комплекс ЛДНР.
Подобные действия и Курченко, и Клименко, и иже с ними вполне логичны, потому что на Украине, несмотря ни на что, у них остаётся значительная часть активов, терять которые они, конечно, не собираются. В России же прижиться им будет проблематично — там хватает своих, более матёрых. При этом важно понимать, что основное влияние многих «членов Семьи» связано с Донбассом, где ещё с советских времён пущены корни их деятельности, которые, в свою очередь, обрубает нынешнее положение дел в ЛДНР.
Ведь при всей проблематике донбасские события изначально несли в себе импульс социальной справедливости, волю свободных людей, уставших от вассального подчинения украинским олигархическим структурам. Модель, предложенная Донбассу, во многом базировалась на советском наследии; сам регион отчасти, ментально и физически, оставался таковым. Потенциально именно в народных республиках впервые за постсоветское время может образоваться пространство, свободное от власти олигархата, где базовым станет принцип справедливости. Потому прежние хозяева должны быть выдавлены из региона, и беглецы эти не имеют права, тем более находясь в России, злословить Донбасс.
Удастся это или нет — другой вопрос, болезненный и тяжёлый. Несомненно, как человек, регулярно бывающий в Донбассе — до недавних пор ещё и по обе стороны баррикад, — я ни в коем разе не могу отрицать проблем региона. Делать подобное, значит, наносить ущерб, вред, прежде всего, самим народным республикам, выстраивая их фундамент на лжи. Тем глупее и недальновиднее выглядят политики, общественные деятели, публицисты, превращающие свои статьи, выступления в дешевые агитки, размазывая благоухающий елей по ушам доверчивых и не очень слушателей.
Нет, безусловно, жизнь в Донбассе регулярно испытывает на прочность — отрицать подобное, значит, предать людей, — но вместе со всеми ужасами и тяготами донбасского быта там от зачавшегося костра волеизъявления родилась надежда, отблеск справедливости, в котором можно увидеть себя нового, себя высшего, избавленного, в том числе, и от олигархической мути подчинения тем, кто власти не заслуживает, а получил её исключительно по агрессивному недоразумению. В Донбассе сегодня может сложиться новое общество, построенное на новых принципах, новых смыслах, и территория народных республик — такова моя и тысяч людей мечта! — может стать не предметом раздора, но точкой сборки, зоной консолидации. Донбасс через кровь, через пот изгоняет из себя бесов прошлого, узурпировавших нормальный быт.
А что до Украины, то её гражданам, оказавшимся в плену у олигархических групп, не меняющихся несмотря ни на какие революции, всегда стоит помнить, что пока будет существовать нынешняя система, одни оборотни — сегодня он за единую Украину и за украинский Донбасс, завтра он едет в Россию и аплодирует лидерам народных республик — будут сменять других, возвращаясь, как в известном рассказе Стивена Кинга, снова и снова, чтобы терзать, разрывать большую красивую страну, нуждающуюся в кадровом и структурном обновлении. Потому, когда говорят, подобно Курченко или Клименко, о целостности Украины, то за этим должно стоять реальное благо, реальное дело, а не спекуляция смыслами во имя сохранения или преумножения собственных капиталов.
Нравится это кому-то или нет, но именно Донбасс сегодня изгоняет оборотней-коллаборационистов.