Удивительной особенностью политических процессов на Украине является их автономность. Чтобы ни происходило в мире или на Украине набор персонажей на политической сцене и набор тем, которые обсуждает украинский «политикум» (как я понимаю, это нечто среднее между «террариумом» и «паноптикумом»). Некто В. Портников (УкрЛайф ТВ, 27 декабря 2016 г.) удачно выразил эту мысль, подводя итоги 2016 года: «на Украине много чего случилось, но ничего не произошло». И еще он обратил внимание на то, что украинская общественность в декабре 2016 г., как и в декабре 2015 г., ждет «безвиз» от ЕС и «решения вопроса» с Донбассом. Причем, такое впечатление, что прошедший год не оставил никакого отпечатка в сознании, не добавил никакого опыта. Как ждали «безвиз» – так и ждут, как верили во всеблагость ЕС – так и верят. Никаких попыток переосмыслить ситуацию и как-то изменить линию поведения не просматривается. В отношении к Донбассу – та же картина. Как верили, что Донбасс оккупирован российской армией и местными криминальными бандами – так и верят; как рассчитывали добиться от жителей Донбасса любви или покорности разными формами блокады – так и рассчитывают. Факты, которые говорят о том, что власти ЛДНР опираются не на «штыки», а имеют вполне массовую поддержку, никак не побуждают украинскую общественность задуматься о каком-либо несиловом варианте разрешения конфликта. Факты, которые свидетельствуют о том, что а) Украина просто не может себе позволить блокаду Донбасса и б) что ничто так не способствует полной интеграции ЛДНР в Россию, как эта самая блокада, «всплывают» в украинских СМИ, но проходят мимо сознания большинства украинцев и большинства украинских политиков. Тот же Портников остроумно назвал это «аквариумной политикой», очевидно имея в виду расхожее мнение, будто некоторые аквариумные рыбки в состоянии удержать в своей памяти только последние 3 секунды. Впрочем, сравнение украинской политики с аквариумом удачно во многих других отношения.
В связи с этим политический прогноз на 2017 г. заключается в том, что на Украине опять «много что случится, но ничего не произойдет». Несколько сюжетов будут развиваться параллельно, часто вне взаимной связи. Могут произойти события значимые для непосредственных участников, но не способные оказать существенное влияние на развитие ситуации на Украине в целом.
Вот основные сюжеты:
Досрочные парламентские выборы. На мой взгляд, исход возможных парламентских выборов настолько предсказуем, что проводить их нет никакого смысла. Все нынешние обитатели ВР уже себя ведут так, как будто выборы уже прошли и они уже или стали депутатами, или потеряли мандаты, увеличили свое представительно или уменьшили, остались в своей фракции или сменили флаг.
Допустим, досрочные парламентские выборы состоятся и результат не будет «нарисован». Собственно, я считаю, что все маневры вокруг назначения или не назначения внеочередных выборов связана с вопросом: будет ли у нынешней власти возможность «нарисовать» нужные результаты. Проводить выбора раньше, чем власть лишится такой возможности никакого смысла нет.
Наиболее радикальной националистической силой будет одно или два неких образования, построенных из представителей нынешнего «Народного фронта» и Радикальной партии Ляшко. Получат они 20-30 мест. Смысл их пребывания в ВР – не допустить уголовное преследование за свои прежние «подвиги», защитить свои активы или прикрыть их вывод. Голосовать за них будут примерно равномерно по всей территории Украины.
В ВР попадет некое образование, представляющее Галицию. Возможно, это будет «Самопомоч», возможно, «Руна» Савченко, возможно, что-то еще. По своей риторике это образование не будет иметь ничего общего, ни с «Правым сектором», ни со «Свободой», ни даже с «Нашей Украиной» обр. 2002-07 гг. В идеологическом плане это будет движение, представляющее всех «настоящих украинцев», но уже не претендующее на то, что на Украине других нет. Экономической программы это движение иметь не будет. Получит оно около 30 мест. Голосовать за них будут преимущественно в Галиции, на Волыни и сколько-то дальше немного на восток.
Блок Петра Порошенко примет в свои ряды наименее одиозных персонажей из состава «Народного фронта» (вместе с соответствующей электоральной базой). БПП вполне по силам сохранить представительство на уровне 50-60 мест. Наибольший процент БПП наберет в полосе: Луцк – Одесса, Полтава-Николаев (искл. Днепропетровск и Запорожье).
Основную конкуренцию БПП составит «Батькивщина» Тимошенко. К Тимошенко перебежит заметная часть нынешних БППшников. Наибольший процент БПП наберет в полосе: Киев – Одесса, Полтава-Николаев (вкл. Днепропетровск и Запорожье).
Около 30 мест может получить «Оппозиционный блок».
10-20 мест может получить Медведчук, сам как «Украинский выбор» или в блоке с кем-то.
Итоги в одномандатных округах гадать не берусь, но думаю, что это и не важно – они всегда за тех, кто побеждает.
При всей увлекательности гаданий относительно результатов выборов и вообще самого вопроса: состоятся ли они, полагаю, что практического значения они иметь не будут. Максимум, они зафиксируют факт ослабления влияния как радикальных националистов, так и представителей бывших индустриальных районов Украины.
Досрочные президентские выборы. Судя по тому, что администрация Трампа уже определилась с фаворитом (
27 декабря 2016, 13:19:28), досрочные президентские выборы возможны. Однако вовсе необязательно, что они состоятся. Во-первых, желания американской администрации вовсе недостаточно. В 2015-16 гг. мы видели, что киевские власти могут достаточно долго саботировать навязываемые им решения. Во-вторых, для американской администрации Украина приоритетом не будет, пройдут там досрочные выборы, не пройдут – дело десятое. Возню вокруг Тимошенко можно использовать просто для некоего давления на киевские власти. Таким образом, состоятся ли внеочередные президентские выборы в значительной степени зависит от внутриукраинских раскладов.
Инициировать досрочные президентские выборы, на мой взгляд, сложнее, чем досрочные парламентские. Но трюк в том, президент – это та фигура, от которой зависит подсчет голосов. Проводить парламентские выборы вперед президентских – рискованно для оппозиции, а инициировать президентские выборы при нынешнем составе ВР – затруднительно. Поэтому, полагаю, что 2017 год пройдет в переливании из пустого в порожнее.
Конституционная реформа. Вообще-то конституционная реформа на Украине никому не нужна. Нынешние законы и так, когда надо, не соблюдаются. Стоит ли спорить из-за новых законов, которые также будут соблюдаться только выборочно. Разумнее потратить время и силы на то, чтобы согласовать нужное выборочное применение уже действующих.
Единственная причина, по которой конституционные изменения вообще обсуждаются – это то, что их требуют внешние силы: Франция, Германия, США, Россия. Т. е. конституционную реформу можно «продать», обменять на некую конкретную поддержку. Однако вряд ли Франция, Германия, США или Россия «купятся» на «муляж». Поэтому, одни делают вид, что готовят какую-то реформу (типа «унитарной децентрализации» Савченко), другие делают вид, что ждут ее.
Нынешний унитарный характер украинского государства позволяет ему «держать удар» экономического кризиса. Все тяготы и лишения антироссийского курса распределяются между регионами относительно равномерно, можно даже сказать, «справедливо». При этом смена курса не обещает каких-то очевидных немедленных выгод даже потенциально «российско-ориентированным» регионам. Поскольку украинская «аквариумная политика» в завтрашний день смотреть принципиально не способна, никаких сюрпризов с конституционной реформой в 2017 г. не ожидаю.
Влияние радикалов на политику будет сокращаться. Их риторика станет менее популярной. В случае досрочных парламентских выборов они потеряют трибуну ВР. Лишившись идеологической и политической составляющей их силовые структуры трансформируются в квазилегальные охранные предприятия или нелегальные бандитские группы. И те и другие будут предоставлять свои услуги на коммерческой основе. Радикальные группировки будут по-прежнему активными участниками боевых действий в Донбассе. Участие в АТО предоставляет им легальный статус и позволяет поддерживать за государственный счет свою боеспособность и навыки. Кроме того, контроль блок-постов на линии разграничения – сам по себе достойный бизнес.
Конфликт с Коломойским будет развиваться своим чередом. Поиск «денег Привата» и в медийном, и в чисто денежном смысле представляется очень перспективным. Однако «головного заказчика» в этом деле нет.
Похожее «дело «Юкоса» развивалось более полутора лет (от повторной налоговой проверки в 2002 г. до покупки «Роснефтью» основного производственного актива в декабре 2004 г.). Потом еще год потребовался, чтобы вынести приговор Ходорковскому (сентябрь 2005 г.), и еще два, чтобы завершить банкротство НК «Юкос» (ноябрь 2007 г.). В России этим делом занимался генеральная прокуратура, возглавляемая В. В. Устиновым (с 2006 г. – министр юстиции). Представить, что «дело Привата» будет расследоваться столь же энергично, невозможно. За 25 лет независимости генеральные прокуроры на Украине сменились 17 раз. После Пшонки (один из трех генпрокуроров Украины, кто занимал должность дольше 3-х лет) Луценко – уже 5-ый за неполные три послемайданных года генеральный прокурор.
Максимум, на что можно рассчитывать, что какие-то уголовные дела, связанные с убытками «Приватбанка», будут хотя бы просто открыты.
Олигархи. Облик типичного украинского олигарха за последние три года сильно изменился. Сегодня это: Косюк, Порошенко, Вадатурский, Веревский. Т. е. это птицефабрики, кондитерские фабрики, производство подсолнечного масла, портовые терминалы, словом, это АПК. Основные активы находятся в той части Украины, которая лежит в полосе: Луцк – Одесса, Полтава-Николаев (искл. Днепропетровск и Запорожье). Сбыт осуществляется через черноморские порты и через розничные сети (через сети проходит порядка двух третей розничной торговли продовольственными товарами), среди которых лидируют отечественные АТБ-Маркет и Фоззи-Фуд. Соответственно, все, что находится за пределами указанной территории и не препятствует работе железнодорожного и автомобильного транспорта на этой территории, для украинских олигархов существенной роли не играет. Этих людей можно назвать основой украинской политической стабильности.
Хозяева металлургических, химических, машиностроительных заводов Днепропетровска, Запорожья, Полтавы в крупных олигархах уже не числятся. Не вижу ни одного олигарха из Харькова. Последний крупный олигарх от металлургии – Пинчук (Днепропетровск). Но вряд ли он радикально меняет картину. Эти люди, которые могли бы в какой-то степени представлять интересы Юго-Востока, более влиянием в украинской политике не обладают.
Ахметов – одна отдельная тема, Коломойский – другая отдельная тема. Прогноз относительно Ахметова заключается в том, что в 2017 г. он будет полностью поглощен одной проблемой: поставками угля со своих предприятий в ЛНР на свои предприятия на Украине. Его участие в украинской политике сведется к лоббированию выгодных энерготарифов и осторожному финансированию широкого спектра политических партий.
Коломойский будет успешно обороняться. Его участие в украинской политике сведется к периодическим резонансным выступлениям с целью вывести из равновесия своих противников или просто напомнить о себе.
Значимым фактором украинской политики украинские олигархи не станут.