В то же время, по словам заместителя главы НБУ, эти банки пока могут оставаться работать в стране, так как в достаточной мере докапитализированы, в отличие от многих украинских, вполне благополучны, и имеют достаточное количество активов, чтобы выполнять обязательства перед клиентами.
То есть – в принципе могут, но уже отчего-то не хотят.
...Если опустить отсутствие резких заявлений (деньги любят тишину), - то ситуация абсолютно аналогична ситуации с «блокадой Донбасса». Когда «требования блокираторов» быстрее самого Киева исполнил именно Донбасс. По-быстрому объявив контрблокаду и попутно фактическ национализировав у себя предприятия, находившиеся в украинской юрисдикции (и, кстати, исправно платившие налоги в киевский бюджет).
В результате в этом самом бюджете образовалась весьма симпатичная потенциальная «дыра», которой, судя по всему, заинтересовался даже Международный валютный фонд, по-быстрому
остановивший на всякий случай очередной долгожданный «транш». И хотя российским банкам «национализировать» на Украине нечего, какую-нибудь гадость чисто на прощание они сделать, безусловно, не преминут.
Ибо банкиры - народ вредный и злопамятный.
Тут, кстати, еще что важно: ограничения, по данным Нацбанка Украины, не запрещают проведения расчетов между резидентами Украины и их контрагентами, которые имеют счета в материнских структурах.
А, значит, основную часть своих фондов банки по-любому спасут.
Но не в этом дело. Российские банки, по разным данным, в настоящее время контролируют от десяти (по консервативным оценкам) до тридцати (по радикально-конспирологическим) процентов финансовой системы Украины. И если, как, к примеру, заявляет глава ВТБ Андрей Костин, убытки, которые может понести его группа в результате украинских санкций, несущественны для ВТБ, то для серьёзной части их украинских клиентов это настоящий коллапс. То же самое касается и клиентов «Сбербанка» (доля украинской дочки – менее одного процента в общем объеме активов), который уже призвал Нацбанк Украины «обеспечить нормальные условия для обслуживания банком своих клиентов - нескольких десятков тысяч украинских юридических лиц и больше миллиона частных клиентов - граждан Украины».
Можно не сомневаться, что схожих (по условиям доступа к финансовым ресурсам) вариантов эти юридические и физические лица теперь вряд ли найдут.
...Стоит отметить, что замглавы Национального банка Украины Рожкову Екатерину можно понять.
С профессиональной точки зрения то, что происходит в банковской системе Украины – чистой воды безумие. Киевские власти по сути ведут беглый огонь по своим "друзьям" (тому же Сбербанку не раз задавали вопросы, что он, как бы принудительно отсутствующий в Крыму, добровольно делает в Киеве).
Но вся штука в том, что логика политическая и логика экономическая на Украине уже давно рассорились навсегда. У этих двух логик разные "выгодополучатели". Фактически мы наблюдаем, как экономика (вместе с населением) оказались в положении хронических потерпевших при шоу-политике: бонусы, получаемые звёздами блокад и воинственных "перемог", превращаются с железной последовательностью в потери для производств, бизнеса и в конечном счёте граждан.
При этом граждане, являясь потерпевшими от украинской шоу-политики - одновременно остаются и её главной опорой. Ибо уже плотно упакованы в обозначенное три года назад "пространство гидности", в котором любое антидонбасское и антироссийское действие является делом похвальным и достойным - и обладает собственной, почти сакральной ценностью.
Что ещё важно: едва ли стоит ждать в ближайшее время, что "холодильник победит телевизор", а очнувшийся украинский избиратель на ближайших выборах заменит антироссийских популистов на что-нибудь более прагматичное и вменяемое. По одной простой причине: из собственно публичной политики вменяемость на Украине давно "вымылась". И нет таких "прагматиков", которых не могли бы держать на коротком поводке герои антироссийского шоу-сопротивления.
Так что это всё надолго.