Ни одна политическая сила, которая в свое время на волне Революции Достоинства попал в парламент, не сохранила своего авторитета, а значит, потеряла поддержку избирателей. Причем результаты соціологічих исследований, которые проводились на протяжении всей каденции, просто поражают.
Конечно, можно услышать что-то вроде политической ангажированности социологических служб и отдельных социологов, но лучшая социология — это улица, базар, маршрутка, то есть места, как говорят, массового скопления рядовых граждан, автомобили марки «Бентли» видят только на фото, сделанных на местах аварий, совершенных депутатскими детьми.
И эта народная социология крайне неутешительна для всех без исключения партийных сил, которые еще не так давно демонстрировали блестящие результаты и казались незыблемо-вечным. Депутатский корпус пополнили и военные, причем прямо с линии фронта (все еще АТО, которая уже наверняка останется самой длительной антитеррористической операцией в истории человечества), и журналисты, которые были известны чуть ли не всему миру своей принципиальностью и неподкупностью, и те, кого называли активистами в борьбе с коррупцией (хотя теперь слово «активист» приобретает все более негативное значение)... Не помогло, причем ничего не помогло. Рейтинги падают со скоростью урагана «Харви». Причем у всех и без всякого исключения.
Накануне Дня Независимости обнародовала результаты социологического опроса компании GFK Ukraine (опрос проводился по заказу компании IRI). Чтобы было понятнее, то GfK Group была создана еще в 1934 году как Gesellschaft für Konsumforschung (Общества потребительских исследований) в Германии и сегодня объединяет 115 компаний в более чем ста странах мира. Идея и воплощение принадлежали не дилетантам, а специалистам — компанию основала ассоциация университетских преподавателей, среди которых был и Людвиг Эрхард, который позже стал министром экономики и канцлером Германии. Следовательно, можем иметь надежду на объективность результатов (конечно, так называемая статистическая погрешность и на этот раз никуда не делась).
Заказчиком была компания IRI — Международный республиканский институт (МРИ), который сотрудничает с Ураїною еще с 1994 года. Цель этого сотрудничества — «продвижение добросовестного управления, укрепление государственных и общественных институтов и объединения усилий в стране на этапе переходной демократии. Сосредоточивая свою деятельность на региональном и местном уровнях, МРИ работает с местными партийными ячейками, общественными организациями и органами местного самоуправления по всей территории страны в рамках программ, финансируемых Министерством иностранных дел и торговли Канады (Global Affairs Canada), Национальным фондом в поддержку демократии и Агентством США по международному развитию». Ну, а как всем понятно, денежки любят не только тишину, но и счет и контроль, поэтому и решили в Международном республиканском институте проверить результативность такого финансирования...
Ну, что же... Скажем прямо, что такого мы еще не видели — всемогущий парламентский Блок Петра Порошенко уверенно уступает свое лидерство и даже выбывает из первой тройки. По крайней мере, именно это показало вполне репрезентативный социологический опрос GFK Ukraine, выполненное по заказу IRI и обнародовано 23 августа.
Президентский блок, который был безусловным лидером и имел немалую общественную поддержку, не просто теряет свои позиции. Потому что нищие 4% электоральной поддержки свидетельствуют, что политическая сила явно делает что-то не так, не там, не тогда... А если проходной барьер будет пятипроцентный? То попасть можно только в историю политических движений. И больше никуда.
Если вирты интернет-сайта ЦИК, то на 31 июля 2017 года в Украине насчитывалось всего 35 915 526 избирателей, 848 572 из которых имели отметку о выбытии. Таким образом, можно посчитать, что избирателей осталось 35 066 954 человека. Да и то не факт, потому что переписи населения не было еще со времен царя Давида, как старые люди говорят. А может, и со времен царя Гороха — но давно.
Ну, предположим, что 35 миллионов — это реальная цифра. То что такое 4% от 35 миллионов? А это 1 400 000 человек. Подвимося правде в глаза, на всенародную поддержку никак не похоже.
Такую же поддержку избирателей имеет Оппозиционный блок, который тоже, по этим данным, не преодолевает пятипроцентного барьера.
По пять процентов набрали Радикальная партия Олега Ляшко и партия «За жизнь» Вадима Рабиновича. То есть они могут рассчитывать на 1 миллион 750 тысяч голосов каждый. Скажем прямо, негусто. Вперед выскочила «Батькивщина» с десятью процентами. Но это тоже всего 3,5 миллиона...
Таким образом, до конца лета все без исключения парламентские фракции, партии, блоки и отдельные политики потеряли доверие простого люда, которому вскоре придется вновь идти на избирательные участки. А за что должны голосовать?
Конечно, все понимают, что экономика не может восстановиться за месяц. Но идут годы... Все понимают, что ни одна реформа не делается за неделю. Но ведь не делается никак — разве что какие-то мелочи для отвода глаз. Ну, и, конечно, цены. На все. На жилье, на коммунальные платежи, на еду, на одежду, на тетради — на все чисто. До кучи уже выходные заберут, заставят платить не за себя, а за всех, кто в доме не платит, объявят о средние заработки в 50 000 гривен (не верите? А вот посмотрите, как считали —
https://www.youtube.…w_nk8zP57M) и про среднюю пенсию, как в Швейцарии или где там еще...
Но пока народ не видит, за кого должен отдать свой голос, то есть кому верить. Ну, потому что лозунги у всех одинаковые, поведение однаковісінька (то есть препаскудна), слова те самые — не то что десять, а и три различия не зайдешь...
Кажется, в Украине не только сезон клубники закончился, но сезон хоть немного пригодных для потребления и использования политиков. Рейтинги словно моль побила или ведмедка поела. Да и не удивительно же — кошельки толстеют только депутатские (правда, и в холодную так попасть можно, хотя и ненадолго, потому что отпускают).