Он отметил, что, в отличие от действующей программы stand-by, новая будет программой расширенного финансирования (Extended Fund Facility).
Во-первых, не «Украине необходимо», а «правящему режиму необходимо». Украине углубление долговой кабалы не нужно (но у народа нет субъектности, поэтому его никто спрашивать не будет, как обычно).
Во-вторых, хотелось бы услышать стратегию экономического развития. Типа «мы возьмём этот кредит, чтобы построить столько-то заводов, производящих такую-то продукцию, что создаст такое-то количество рабочих мест». Но не услышим. Потому что кредиты тоже, как обычно, хотят взять, чтобы разворовать.
В-третьих, я что-то ничего не слышал о готовности МВФ эти кредиты Украине предоставлять.
Нет, украинские СМИ уже вовсю пишут о получении данных кредитов как о свершившемся факте. И сколько получат, и на каких условиях, и когда, и даже как поделят.
Вот только на сайте МВФ на этот счёт нет никакой информации. Ни пресс-релизов, ни заявлений официальных лиц, ни обсуждений – ничего.
Более того, даже переговоры между руководством Украины и МВФ не ведутся. Миссия Фонда как уехала из Украины в мае, так и не возвращалась.
На основании чего пан Сологуб решил, что они заключат новую программу, ещё и на озвученных условиях? Непонятно. Такое впечатление, что он просто озвучивает свои влажные хотелки.
По крайней мере представитель Зеленского в правительстве Андрей Герус в конце июля заявил, что «переговоры будут в сентябре».
Впрочем, для постмайданной Украины в таких заявлениях уже нет ничего необычного. Если министр Омелян может заявлять, что он уже договорился с Илоном Маском и начал строить гиперлуп, то почему замглавы НБУ Сологуб не может вести себя подобным же образом?
«Переговоры будут через месяц, но у себя в голове я с тараканами уже договорился и мы сформулировали приемлемые для нас условия».
Более того, по словам Сологуба, они УЖЕ используют эти параметры в макроэкономических прогнозах Нацбанка.
Цитата: «Обычно программа EFF продолжается 2,5–4 года. Мы используем эти параметры в макроэкономических прогнозах Нацбанка. Размер программы будет зависеть от ее продолжительности. Мы считаем, что это будет $5–10 миллиардов».
То есть ни суммы, ни сроки, ни условия неизвестны, но оно себе уже мечтает.
Как говорил Макарыч, «в ставке Гитлера все малахольные».
Ну и второе заявление, которое стоит рассмотреть в связи с этим, это заявление Зеленского, что до конца года на Украине будет введена свободная продажа земли.
Напомним, введение рынка земли – это одно из требований МВФ. И Зеленский демонстрирует, что он готов его выполнить.
«В этом году мы обязательно проведем земельную реформу, что уже в следующем году позволит создать рынок земли на 40 миллионов гектаров», заявил он.
Как человек, далёкий от экономики (и от реальности в целом), он, как и многие другие, думает, будто свободная продажа земли позволит:
а) существенно пополнить государственный бюджет;
б) привлечь иностранные инвестиции.
Разберём каждый из этих мифов подробнее.
Действительно, дилетантам может показаться, будто земли много, и если всю её продать, то можно получить бешеные деньги. 40 миллионов гектаров даже по 300 долларов за гектар – это 12 миллиардов долларов. Но нет.
Проблема в том, что большая часть земли на Украине де-факто уже давно не принадлежит государству. 85% земли принадлежит (и обрабатывается) десяти крупнейшим агрохолдингам, часть из которых и без того иностранные. И введение свободной продажи земли просто узаконит формальное (но до сих пор незаконное) владение ими этой землёй.
Вспомните, как проходила ваучерная приватизация (под теми же лозунгами притока иностранных инвестиций), – будет примерно аналогично.Оставшиеся 15% – это тоже зачастую не принадлежащая государству земля. В том числе паи сельских жителей. Ну смогут они этот пай продать, получат несколько сотен долларов, которые практически сразу же потратят. Краткосрочный экономический эффект закончится буквально через несколько месяцев.
То есть существенно пополнить государственный бюджет за счёт продажи земли не получится. Не десятки миллиардов долларов, а в лучшем случае сотни миллионов, на порядки меньше мечтаемого.
С инвестициями примерно такая же картина. Существенных инвестиций продажа земли не принесёт.
Сельское хозяйство в целом в мире характеризуется двумя параметрами:
а) требует низких инвестиций;
б) имеет низкую же рентабельность.
То есть как сеяли десять агрохолдингов рапс и кукурузу, так и будут сеять. Ничего особо не изменится.
Хотя нет. Могут, например, турки задёшево выкупить предприятия в Херсонской области, чтобы закрыть конкурентов своим помидорам. Или ещё что-то в этом роде.
Но ни новых инвестиций, ни новых рабочих мест продажа земли не создаст.
Вот так вот, пришёл скучный Роджерс и снова поломал все розовые мечталки.