Не прошло и трех дней после отвода армией Донецкой народной республики в одностороннем порядке артиллерии калибром до ста миллиметров от линии разграничения, как президент Украины Петр Порошенко объявил это успехом своих "дипломатических усилий", согласился на симметричный отвод украинской техники, и даже заговорил о создании тридцатикилометровой демилитаризованной зоны.
Полный текст
Не прошло и трех дней после отвода армией Донецкой народной республики в одностороннем порядке артиллерии калибром до ста миллиметров от линии разграничения, как президент Украины Петр Порошенко объявил это успехом своих "дипломатических усилий", согласился на симметричный отвод украинской техники, и даже заговорил о создании тридцатикилометровой демилитаризованной зоны. И хотя представители Киева в минской Контактной группе получили от него приказ срочно подписать график отвода, этого по сей день официально не произошло, как и многого другого, о чем регулярно заявляет украинский президент, и к чему его обязывают Минские соглашения.
Порошенко хвастался своим миролюбием на публике, а запись выступления, где отчетливо заметно расслабленное состояние главы государства, размещена на официальном президентском сайте. Конечно, в своей речи Порошенко по привычке приукрасил реальность и немного преувеличил роль "украинских дипломатов" в контактной группе, стараясь сохранить политическое лицо. Ведь между "миролюбивыми инициативами" и "принуждением к миру" существует весомая разница, о которой Порошенко прекрасно известно. Поэтому не отвести войска после того, как во исполнение Минских соглашений это первыми, и не на словах, сделали республики Донбасса, стало уже невозможно. Был риск вызвать, дипломатически выражаясь, "недоумение и разочарование" в европейских столицах - спонсорах мирного процесса. И это разочарование уже нельзя было бы нивелировать красивыми словами.
Напомним, что создание тридцатикилометровой демилитаризованной зоны - это не мирная инициатива Порошенко, а переиначенный им второй пункт Комплекса мер. Речь в этом пункте идет не о тридцати, а о пятидесяти километрах для 100-миллиметровой артиллерии, и о семидесяти - для ракетных систем. Причем отвод должен был завершиться еще в марте - в течение двух недель с момента подписания Минских соглашений. Озвученное же Порошенко расстояние в тридцать километров упоминалось еще в сентябре прошлого года, в первых минских соглашениях, тут же ставших недействительными не без его участия.
Но за свою инициативу десятимесячной выдержки Порошенко получил от вице-президента США Джозефа Байдена похвалу и моральную поддержку. Не услышал он порицания, если верить официальному сайту, и от лидеров стран "нормандского формата" в рамках телефонных переговоров, состоявшихся до его общения с Байденом. Из такого "порядка отчетности" все, включая Париж и Берлин, еще раз могут сделать выводы о внешнеполитических приоритетах украинского президента, настойчиво пытающегося превратить нынешний сугубо европейский "нормандский формат" де-факто и де-юре в "вашингтонский".
Следуя этой логике, можно уже сейчас предполагать следующие "мирные инициативы". Например, согласие на свободные и открытые выборы "в некоторых районах Луганской и Донецкой областей" по согласованию с их представителями, с учетом особенностей территорий и на основе "диалога о модальностях" (пункт 4 Комплекса мер). Пока Порошенко выступает категорически против даже начала диалога, принуждая республики проводить выборы строго по украинскому законодательству. То есть исключительно с участием украинских партий, развязавших гражданскую войну, без местных политических сил "Донецкая республика" и "Свободный Донбасс", и без участия в голосовании вынужденных переселенцев. Но изменение в ближайшей перспективе такой недоговороспособной позиции даст ему возможность объявить украинцам о начале обещанной "реинтеграции временно оккупированных территорий". В противном случае Минские соглашения можно будет считать перечеркнутыми - и это уже позиция Донецка и Луганска, от которой не будет отступления.
Еще одной "дипломатической победой" Порошенко может стать и учет мнения республик в продолжающейся конституционной реформе (пункт11). Пока Порошенко трактует этот пункт Минских соглашений по-своему, и даже не ознакомился с видением республиками своего будущего в единой, но децентрализованной с учетом их мнения, Украине. Но для этого у президента Украины есть время до сентября, когда его "персональные" поправки вернутся из конституционного суда в Верховную Раду, и обсуждение может быть продолжено.
Возможно, реальный отвод украинских войск, если он состоится ("Мы имеем дело с Украиной, сюрпризов может быть опять очень много", - говорят в Донецке), ускорит мирное урегулирование - без канонады разговор вести удобнее. Но остается проблема правил игры. Делая едва ли не из-под полы, чтобы не разозлить экстремистов, шаг вперед, Порошенко тут же отыгрывает ситуацию где-нибудь в другом месте.
Вот и сейчас за отвод войск, который должен был состояться полгода назад, он уже хочет лишить гражданства Украины всех "нелояльных" режиму граждан, в первую очередь - этнических русских. Об этом прямо говорится в поправках, разрабатываемых министерствами культуры и информационной политики к закону о гражданстве Украины. Речь идет о том самом "прибалтийском" опыте, когда сотни тысяч этнических русских стали "не гражданами" или гражданами второго сорта. И нет никаких сомнений, что в следующем телефонном разговоре Джозеф Байден окажет поддержку этой демократической инициативе "президента мира" Порошенко.