Скрытый текст
Здесь украинские конструкторы работают, пожалуй, наиболее плодотворно — на фоне своих коллег из «Укроборонпрома». Главной новинкой стал бронетранспортер на колесной платформе «Отаман 6×6» (Атаман), созданный на частном киевском НПО «Практик». Прежде всего, обращает на себя внимание отступление от задач выставки. БТР являет собой имплементацию не натовских, а советских технологий. Потому что на нем установлена башня самоходной артиллерийской установки 2С1 «Гвоздика» калибра 122 мм, которая была принята на вооружение в Советском Союзе в 1971 году.
«Отаман 6×6» в релизе позиционируется как плавающий БТР, имеющий два водомета, вмещающий до 10 бойцов, включая экипаж. Однако представленный на выставке образец плавать явно не умеет в связи с тем, что у него отсутствуют водометы и решетка охлаждения двигателя расположена ниже условной ватерлинии. Просто на табличке, видимо, надо было написать «машина огневой поддержки». О том, какое шасси (какого разработчика, и какого года создания) у «Отамана» пока неизвестно.
«Практика» — энергичная компания, представившая на выставке еще 10 единиц бронетехники — бронеавтомобили «Козак» и различные их модификации".
«Практика», основанная в 1993 году, начинала с производства сейфов. Затем освоила установку металлических дверей. К концу десятилетия наладила выпуск инкассаторских автомобилей на основе шасси известных иностранных фирм. В нулевые годы одевала в броню свыше 30 моделей автомобилей и микроавтобусов, среди которых Ford Cargo, Ford Transit, Volkswagen Т5, Ford Transit Conect, Renault Master, Nissan NP300.
В 2014 году «Практика» начала осваивать выпуск военных автомобилей, используя тот же самый прием «доработки шасси известных производителей»: Land Rover Defender, Toyota HiLux, КамАЗ-43114−15, Volkswagen Amarok, КрАЗ-6322, МАЗ-6317 и даже ГАЗ-66. Кстати, бронеавтомобиль «Козак», представленный на выставке, использует платформу Iveco EuroCargo. Вполне понятно, что не позаимствовать чужую орудийную башню конструкторы «Практики» просто не могли. Их компетенция ограничивается установкой турелей для пулеметов.
Но, как бы то ни было, эти машины способны и ездить, и вести стрельбу. Хоть конструктивно новыми их назвать не представляется возможным. Правда, есть сомнения насчет качества брони, о чем поговорим ниже.
Кстати, название «Отаман» крайне популярно среди создателей украинской военной техники. Житомирский бронетанковый завод представил грузовик-трансформер, из которого за несколько часов собирается бронеавтомобиль «Отаман». Информация об этой машине крайне скупая. Неизвестно, можно ли из бронеавтомобиля опять сделать грузовик. Неясен также смысл такой трансформации.
Еще одна новинка — беспилотный мини-БТР на колесной платформе «Фантом». Правда, транспортировать бойцов он неспособен по причине своих небольших габаритов. Как значится в релизе, предназначен для транспортировки боеприпасов и эвакуации раненых, а также для стрельбы по неприятелю из пулемета калибра 7,62 мм. Что касается стрельбы, то на БТР установили аппаратуру ночного видения, и пулемет может работать круглосуточно. Это плюс. Минусы же порождает не техническое исполнение машины, а какая-то слишком причудливая ее концепция, неприемлемая в условиях ведения любой войны, хоть полноформатной, хоть партизанской.
Боеприпасы перевозят не внутри бронированного корпуса, а сверху. Поэтому невелики шансы доставить их по назначению в целости и сохранности. С ранеными еще хуже. Для них есть две откидные полки, как для верхних пассажиров плацкартного вагона. Причем полки решетчатые, ни от чего не защищающие.
Крайне малый запас хода — 20 километров. При этом дистанционное управление может осуществляться как по радиоканалу, так и по кабелю, имеющему длину 5 километров. Нет, это не опечатка — волочащийся по земле 5-километровый кабель, который не может быть слишком толстым и тяжелым, а потому и прочным.
Необходимо сказать, что у всей украинской бронетехники есть существенный изъян: крайне низкое качество брони. Корпуса БТР получают трещины, даже не участвуя в боевых действиях. Из-за этого постоянно приходят рекламации на заводы-изготовители. Невысоко качество и ходовых частей. Вот один из примеров. В конце 2014 года армии были переданы 45 бронетранспортеров. Через полгода на ходу оставались лишь 18 из них. Причем, поломки были получены машинами, которые не принимали участие в донбасской интервенции.
Такая ситуация сохранилась и поныне, процент брака зашкаливает. В связи с чем Рада приняла закон об уголовной ответственности за сертификацию, производство, реализацию и приобретение некачественной продукции в военной сфере. Наказание — от 5 до 8 лет лишения свободы. Если же это сопряжено со срывом боевого задания или с гибелью военнослужащих — от 8 до 10 лет.
Однако закон не работает. В противном случае ВПК Украины был бы обезглавлен. За примерами далеко ходить не надо. Недавно в армию начали поступать минометы «Молот», которые отличаются крайне низким качеством. Их постоянно заклинивает, у них отламываются детали. Известно несколько случаев, когда миномет разорвало. Есть и жертвы. В конце июля этого года из-за разрыва ствола погибли 2 человека и 10 человек были ранены. Но никто из производителей при этом уголовно не пострадал. Завод продолжает выпускать опасные для жизни украинских бойцов минометы.
Что же касается сверхзвуковых истребителей, оперативно-тактических ракетных комплексов, ударных беспилотников, о которых Турчинов любит вдохновенно рассказывать представителям СМИ, то ничего этого на выставке не было. И это понятно, все-таки приехали иностранные делегации, перед которыми не хочется выставлять себя на посмешище. Все-таки люди компетентные в вопросах вооружения.