Еще в 2014 году СМИ
писали, что официальных данных о количестве зерноуборочной техники в Украине сейчас нет. Всего на балансе предприятий около 52-54 тыс. зерноуборочных комбайнов. Значительный их процент имеет высокую степень изношенности. Якобы фактически в замене нуждается до 90% всего имеющегося парка.
Сейчас агросектор стал флагманом экономики и основным экспортером, соответственно, интерес бизнеса к нему повышается. Но чем больше мы хотим вырастить и собрать урожая, тем сложнее обрабатывать поля. Мотыги не подходят. А покупать дорогие “Джон Диры” у большинства хозяйств денег нет. Валюта в страну приходит в минимальных дозах. И концентрируется, как правило, в руках крупных землевладельцев. Они что-то еще покупают.
Что делать остальным? Искать товар подешевле. Отсюда и массовое импортозамещение в отдельно взятой отрасли. И расконсервация ранее закрытых или спорных (имеется в виду спор за корпоративные права) заводов.
В результате при самом примитивном поиске в Интернете
обнаруживаем большое количество производителей, крупноузловых сборщиков и дилеров техники. Поражает разнообразие прицепов для тракторов. В ассортименте дисковые бороны, культиваторы, катки, глубокорыхлители, предпосевные агрегаты, лущильщики, осушители, оборудование для почвообработки, сеялки, картофелесажалки, картофелечистки, разбрасыватели удобрений, приспособления для уборки рапса и даже оборудование для пчеловодства.
Далеко не все из этого перечня отечественного производства. Но украинского действительного много. Тут и «Бердянские жатки», и “Богуславская сельхозтехника”, и «Белоцерковский комбайно-тракторный завод». Даже «Мотор Сич» – производитель двигателей для самолетов – освоила выпуск опрыскивателей.
Специалисты говорят, что крупнейшим на территории СНГ специализированным предприятием по выпуску посевной и почвообрабатывающей техники является наш завод «Красная звезда» (точнее, «Червона зірка»), а еще точнее, ПАО “Эльворти” в честь братьев-англичан, основавших предприятие в 1874 году. Находится в городе Кропивницкий (чуть было не написал Кировоград).
Так вот у них, согласно пресс-релизу компании, в 2015 году объем реализации техники собственного производства вырос на 71% по сравнению с 2014 годом – до 4,717 тыс. единиц. Вот что девальвация гривны животворящая делает с промышленным производством.
Кстати, трактора МТЗ у нас тоже собираются по лицензии на заводе "Укравтозапчасть". И там же выпускают отечественные тракторы под торговой маркой «Кий», которые на картинке в Интернете для моего нетренированного глаза как две капли воды похожи на белорусские.
Легендарный ХТЗ – Харьковский тракторный завод , который долго не работал и который олигарх Александр Ярославский собирался запустить в январе 2017 года, тоже будет собирать технику из белорусских комплектующих – «Гомсельмаша». Я так понимаю, это будут зерноуборочные комбайны “ПАЛЕССЕ”. Помимо тракторов.
Еще в Украине есть классический завод по выпуску комбайнов «Херсонский машиностроительный завод» (ХМЗ), которому премьер Владимир Гройсман в ноябре обещал 300 млн. грн. на серийный запуск производства комбайнов «СКИФ», которые будут вдвое дешевле импортных. Пока деньги дали только на словах, поэтому, насколько я знаю, ХМЗ пристроился выпускать корпуса для украинских БТР.
В плане комбайнов я почему-то больше верю в СП с белорусами. Может, потому, что они уже построили такие в Брянске и Харбине и штампуют свои “Рalesse” на потоке.
В последние годы правления “злочинной панды” пытались на упомянутом ХМЗ создать СП по крупноузловой сборке комбайнов (пардон за тавтологию) класса CLAAS. В 2013-м планировали выпустить 150 комбайнов из запчастей CLAAS под ТМ «Скиф «TUCANO 440». И потом выйти на 2,5 тыс. Но до майдана сделали всего четыре штуки. А после майдана, я так понимаю, перешли на корпусы для БТР и т.п.
Да, современный комбайн – это сложная игрушка. Поэтому мы на данном этапе осваиваем то, что проще. Понимая это, европейские и даже белорусские предприятия, открывая тут СП, ориентируются на перенос в Украину сборки техники, мягко говоря, не самого нового и производительного формата.