В украинской «оборонке» недавно вспыхнуло сразу два громких скандала, связанных с танковыми двигателями. О беспрецедентной ситуации в 17-ой танковой бригаде СМИ уже писали. Мы кратко напомним предысторию и дополним ее новыми фактами.
В сентябре этого года в 17-й танковой бригаде ВСУ в течение нескольких дней вышли из строя 35 танков Т-64. По документам моторы проходили как восстановленные после расконсервации и прошедшие капитальный ремонт на Харьковском бронетанковом заводе. То есть, практически новые, подготовленные к интенсивной длительной эксплуатации. Но после нескольких часов работы в полевых условиях они начали массово глохнуть. К счастью, инцидент произошел во время учений, а не в ходе боевых действий. Поэтому поломка боевых машин обошлась без жертв, и танки после замены моторов смогут вернуться в строй.
История – вопиющая. Особенно с учетом того, что речь идет о стране, которая фактически находится в состоянии войны. Спросите, кто же виноват? Командование бронетанкового управления «Центр» поспешило сделать виновными поставщиков горюче-смазочных материалов. Якобы моторы стали ломаться из-за плохого масла. Но эта версия, по словам эксперта по вопросам национальной безопасности
Тараса Жовтенко, была полностью опровергнута технической экспертизой.
Причины поломки искали на базе Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКДБ) и завода им. Малышева, где и производятся моторы для Т-64. Инженеры предприятий вместе с военными специалистами взяли на изучение сразу три неисправных двигателя, снятые с танков 17-й
бригады.
«Разобрав «вещдоки», комиссия обнаружила значительный пылевой износ деталей, коррозию металла и другие доказательства «многолетней службы» моторов. Армейские чиновники просто-напросто соврали, называя поломанные двигатели новыми. Комиссия пришла к однозначному мнению: танковые двигатели вышли из строя в результате нарушения порядка их хранения и расконсервации», - отмечает Тарас Жовтенко.
Документы подтверждают слова эксперта. В результатах анализа пробы масла, взятого из картера, было зафиксировано многократное превышение допустимых норм примесей песчаной пыли и металлов, из которых изготовлены узлы агрегата. Кинематическая вязкость отработанной смазки оказалась ниже минимального значения, при котором запрещается дальнейшая эксплуатация двигателя и требуется замена масла.
«Концентрация в масле железа увеличилась более чем в 57 раз, хрома – в 91 раз, алюминия – в 81 раз, кремния – в 65 раз. Данные показатели свидетельствуют от аварийном пылевом износе цилиндропоршневой группы, а также вкладышей кривошипно-шатунного механизма (произошло увеличение концентрации меди в масле в 67 раз)… Замечаний к качеству масла и топлива по проверенным физико-химическим показателям нет. Несоответствие пробы работавшего масла, отобранного из картера двигателя при его разборке, требованиям нормативного документа, является следствием работы двигателя на данном масле в аварийных условиях, не предусмотренных правилами эксплуатации», - говорится в подписанном членами комиссии акте.
После такого вывода экспертов руководитель Центрального бронетанкового управления ВСУ генерал-майор Юрий Мельник фактически заблокировал экспертизу. Он продолжает настаивать – двигатели вышли из строя из-за некачественного масла! Письмо Мельника к руководству ХКБД приводим дословно: «Согласно нашему письму от 21.09.2017 №342/3/2/3360 относительно проверки двигателей 5ТДФ заводской номер Ш09ЕТ8322, Ш09ЕТ8041, В08ЕТ8244 и образцов масла, которое использовалось во время их эксплуатации, прошу Вас не проводить экспертизу двигателя 5ТДФ заводской номер В08ЕТ8244».
Совершенно очевидно, что проблемы в 17-ой танковой бригаде – это очередная серия генеральских афер с моторами. Летом этого года НАБУ выдвинуло Мельнику обвинения по очень похожей истории. Генералу инкриминировали покупку бывших в эксплуатации и часто нерабочих двигателей для танков Т-72 под видом новых! В 2015 году Мельник покупал моторы, списанные и проданные на металлолом в 2008-2009 годах.
С 17-ой бригадой история полностью повторяется – на танках вновь стоят «убитые» двигатели, которые во время учений не выдерживают сложных полевых условий. Здесь, судя по всему, такая же причина. Вместо новых законсервированных двигателей, которые числились на хранении, на складах Харьковского бронетанкового завода оказался металлолом, а все исправные агрегаты были разворованы. И когда генерал Мельник покупал двигатели для мелитопольских Т-64, формально «восстановленные» моторы собирали из подручного хлама. Но заплатили за них, как за новые! Разница в цене осела в карманах коррумпированного генералитета, который теперь старательно заметает следы.
Версия полностью подтверждается и результатами экспертизы. Читаем в акте: «По своей конструкции средний корпус нагнетателя не соответствует конструкторской документации, очевидно, при капитальном ремонте двигателя он был заимствован из запасов, изготовленных значительно ранее. При демонтаже нагнетателя было обнаружено, что 4 места крепления отсутствовали».
Выяснить историю и происхождение вышедших из строя двигателей можно по их серийным номерам. Но военное руководство прикрывает свои аферы и не заинтересовано в установлении истины.
Почему Мельник продолжает оставаться на своем месте? Дело в том, что генерал – лишь одно из звеньев коррупционной системы, которая паразитирует на всем, что связано с поставками танковых двигателей.
И это отлично демонстрирует
ситуация с поставками моторов харьковского завода в Пакистан.«Пакистанская история» началась в 2016 году. ГП «Завода им. Малышева» передало Министерству обороны Исламской Республики Пакистан 30 комплектов моторно-трансмиссионных установок для танков «Аль Халид». Однако вскоре пакистанская бронетехника стала выходить из строя из-за технических проблем с установленными на ней двигателями.
Собрали комиссию, провели экспертизу. На этот раз с самими двигателями было все в порядке. А вот масло оказалось очень низкого качества – к местным условиям эксплуатации оно явно не годилось.
Как и в случае с танками 17-ой бригады, в моторы пакистанских танков было залито масло «Азмол Гарант». Единственным лицензированным производителем этого масла в Украине является бердянское предприятие «Агринол».
Самое интересное начинается дальше. Выясняется, что на «Агриноле» ни сном ни духом не ведают ни о каких поставках масла в Пакистан. Предприятие выиграло тендер и отправляло масло в украинские войска. Но в течение 2016-2017 годов бердянский завод не экспортировал масло «Азмол Гарант» в Пакистан!
Откуда же госкорпорация «Укрспецэкпорт», поставлявшая пакистанцам как сами моторы, так и все сопутствующие комплектующие, взяла это злополучное масло?
Дело в том, что «Агринол» является единственным лицензированным(!) производителем «Азмол Гарант», но не единственным фактическим. В прошлом лицензией на выпуск продукции под маркой «Азмол Гарант» также владел фастовский завод «Ариан». Но, как часто бывает в Украине, после аннулирования лицензии предприятие продолжило выпуск данной продукции незаконно, фактически поставляя на рынок контрафакт.
О том, что «Ариан» поставляет на рынок низкосортную подделку, производитель неоднократно сообщал как в Минобороны, так и в правоохранительные органы. В течение последних двух лет сигналы о контрафакте под маркой «Азмол» неоднократно поступали во все компетентные ведомства. И «Укроборонпром», и «Укрспецэкспорт», и Минобороны знали о том, что отвечающее заявленным характеристикам масло «Азмол Гарант» выпускается только на «Агриноле».
Тем не менее при закупке масла для пакистанских танков выбор чиновников «Укрспецэкпорта» пал на «Ариан»!
В течение 2015-2017 годов госкорпорация поставила в Пакистан почти 200 тонн абсолютно «левого» моторного масла. И даже после скандала «Укрспецэкспорт» продолжает закупать масло «Азмол Гарант» производства «Ариан» для дальнейшей реализации по международным контрактам. Рискуя репутацией Украины и перспективами дальнейшего сотрудничества с нашими партнерами на рынке вооружений.
В чем причина?
Руководство «Укрспецэкспорта» организовало схему, по которой подделка закупается вдвое дороже, чем масло от легального производителя. Тонна оригинального «Азмол Гарант» стоит не более 80 тыс. грн. Средняя цена, по которой госкорпорация покупает фальсификат «Ариана», при аналогичных условиях доставки колеблется в районе 162-163 тыс. грн за тонну. Разницу между реальной и официальной стоимостью чиновники отправляют на свои офшорные компании.
Естественно, масштабная афера возможна только под покровительством гендиректора ГК «Укроборонпром» Романа Романова. Его имя, в отличие от генерала Юрия Мельника, пока не фигурирует в материалах расследования правоохранителей. Но с 2014 года, когда чиновник возглавил госконцерн, регулярно звучит в журналистских расследованиях о коррупции в оборонном комплексе.
Первые два года работы Романова руководителем «Укроборонпрома» уже обошлись госбюджету
в 685 млн грн. В такую сумму Государственная аудиторская служба оценила убытки концерна от потери активов и неэффективного использования ресурсов. Причем наибольшие нарушения выявлены как раз в «Укрспецэкспорте» и на его дочерних предприятиях. Теперь эти факты
проверит НАБУ, и возможно, вскоре Роман Романов сменит кресло руководителя на скамью подсудимых.
К сожалению, «Укрспецэкспорт» далеко не всегда ведет закупки через «Прозорро». В оборонных заказах все происходит подковерно. И афера, возможно, осталась бы незамеченной. Но алчность представителей госкорпорации сыграла с ними злую шутку. Низкое качество поддельного масла вывело из строя двигатели пакистанских танков.
Поразительно, но, несмотря на открытые уголовные дела, все участники аферы продолжают работать на своих местах. А следователи ломают голову над тем, как сделать виновника из… «Агринола».
Президент Петр
Порошенко обещал, «
рубить руки тем, кто ворует у армии». Но и генерал Мельник, и руководители «Укрспецэкспорта» и «Укроборонпрома» пока целы и невредимы. Хотя фактов и доказательств вины вполне достаточно.
Оригинал взят у
diana_mihailova