- © Государственная пограничная служба Украины
Украинская прокуратура задержала капитана российского рыболовецкого сейнера «Норд» по подозрению в нарушении правил пересечения государственной границы из-за захода в порты Крыма (ч. 2 ст. 332-1 УК Украины). Владимиру Горбине грозит до пяти лет лишения свободы. Девятерым членам экипажа судна инкриминируется ч. 2 ст. 204 КоАП Украины («Незаконное пересечение государственной границы»), предполагающая наказание в виде штрафа или административного ареста.
В интервью RT Горбина рассказал, что пограничники предлагали морякам отказаться от российского гражданства, а получив отказ, фактически взяли их в заложники и удерживают на судне. Россияне вынуждены существовать в тяжёлых условиях, пояснил капитан.
— Владимир, расскажите, где вас задержали?— 24 марта мы вышли из Керчи на промысел тюльки в Азовское море. Были в разрешённом районе, который определён совместным договором между Россией и Украиной.
— Вы всё время в этом районе занимаетесь промыслом?— Да, на протяжении многих лет. Там украинские и российские суда работают.
— Как развивались события потом?— Днём 25 марта к моему борту для проверки погранрежима подошло украинское судно «Оникс». Пограничники были вооружены, на борту у них было два пулемёта, направленные в нашу сторону. Это обычное дело — такие проверки проводят и российские, и украинские пограничники. Всех собрали на корме для проверки документов. Мы все из Керчи, у нас у всех свежие российские паспорта. В результате они заявили, что наши паспорта — незаконные, а мы нарушили порядок пересечения границы оккупированной территории.
— Как пограничники это объяснили?— Сослались на недавно принятый на Украине закон о временно оккупированных территориях. Все документы, выданные на этих территориях, Украина теперь признаёт недействительными. Помимо паспортов, недействительными признаны и все судовые документы. Только что российский флаг спустить не приказали — он до сих пор поднят.
— Вы обсуждали с пограничниками, что вам надо сделать, чтобы избежать проблем?— Они говорили, что если мы признаем себя гражданами Украины, то вопрос быстро решится и нас отпустят. Отказ от российского гражданства при этом писать не просили. Говорили, что наши родственники должны привезти из дома наши украинские паспорта. Все члены команды отказались.
— Почему?— Тогда они судили бы нас по этому же закону, но как граждан Украины. И наше положении было бы намного хуже.
— Как украинцы отреагировали?— Они не особо настаивали. Когда мы отказались, приставили вооружённую охрану, и под конвоем мы поплыли в порт Бердянска. Владельцу судна, пока не прибыли в порт, звонить запретили.
— Что происходило по прибытии в Бердянск?— Сразу пошёл накат. Всю ночь нас допрашивали разные службы — СБУ, погранвойска, Рыбинспекция, полиция. Наложили арест на судно, изъяли все документы.
— С тех пор вы не покидали судно?— Да, покидать его нам запрещено. Команду круглосуточно охраняют вооружённые силовики, да и сама территория порта — режимный объект.
— Какие проблемы в связи с этим есть?— Мы не можем решить ни одну судовую проблему. Например, мы не можем осуществлять сброс сточно-фекальных вод. По санитарным нормам это надо делать раз в пять дней. Но разрешения местные власти нам не дают, потому что владелец судна тоже зарегистрирован в Керчи и из-за этого заключать необходимый договор украинцы не хотят. В любой момент могут отключить электропитание по той же причине — нет договора. Руководство порта уже боится, что судно старое и может потонуть или загореться. Они просят пограничников разрешить ремонт, но получают отказ.
— Что с вашим уловом?— Трюм опломбирован, и вся рыба — почти 6 тонн — протухла, хотя там постоянно включена электрическая система охлаждения рыбы. Мы сами предлагали им изъять рыбу, но СБУ не стало конфисковывать её.
— Как у вас с питанием и другими нуждами?— Запасы пополняются только силами юристов, которых к нам начали пускать. Они же приносят сменное бельё, лекарства на свои деньги покупают. Слава богу, пустили медсестру, когда у нескольких членов экипажа поднялось давление.
— Допускали ли к вам российских дипломатов?— Консул пытался к нам попасть, но ему разрешения до сих пор не дали. Дипломату заявили, что граждан России на судне нет, поэтому делать ему там нечего.