украинской медиа-сенсации о признании «новой церкви» Ватиканом хватило только на несколько часов. Опровержение по церковным меркам пришло просто молниеносно.
Как выяснилось, новость об избрании митрополита Епифания предстоятелем «Украинской автокефальной церкви» была опубликована не на официальном портале Святого престола, о чем поспешил сообщить пресс-секретарь организации, а в одном из околоватиканских СМИ.
Однако если официальный комментарий ватиканской пресс-службы был, как и положено, сдержан, сух и просто прояснял факты, то неофициально представители Ватикана оказались абсолютно безжалостны в отношении украинских властей, «новой церкви» – и Константинопольского патриархата, в конечном счете.
«В Ватикане прекрасно понимают, что общение с неканонической украинской церковью поставит под удар отношения с РПЦ. Ватикан будет руководствоваться своими приоритетами, которые заключаются в сохранении хороших отношений с Московским патриархатом», — заявил высокопоставленный источник из числа ватиканских дипломатов.
Весь этот маленький анекдот в очередной раз вскрывает безнадежную провинциальность и глубочайшее невежество украинских деятелей, в результате они раз за разом ставят себя – и своих партнеров – в глупейшее положение в глазах наблюдающего за происходящим мира.
Минимальное владение фактами и наличие просто здравого смысла не позволили бы пресс-секретарю украинской «новой церкви» выступить с заявлением, которое в итоге выставило причастных к ней на посмешище.
Факты же, необходимые для понимания ситуации, просты и широко известны.
Католическая церковь и Русская православная церковь – самые крупные и влиятельные в мире христианские церкви. По формальным оценкам РПЦ с ее 100+ миллионами верующих, разумеется, выглядит крошечной на фоне Ватикана, у которого под 1,3 миллиарда прихожан, но есть ряд существенно влияющих на ситуацию обстоятельств.
Каноническая территория католической церкви подвергается жесткой идеологической агрессии со стороны как мейнстримных на Западе либерально-политкорректных идей, так и других религий. К тому же репутация Ватикана уже много лет последовательно подрывается серией скандалов вокруг католических священников.
Католическая церковь теряет позиции почти повсеместно. Плюс она вынуждена идти на уступки «прогрессивным» идеям, доминирующим на Западе, что не добавляет ей симпатий в глазах консервативно настроенных граждан.
В общем, Ватикан вот уже много лет находится в глухой обороне на своей канонической территории — и перспективы у него не самые радужные.
У РПЦ ситуация прямо противоположная. Консерватизм и традиционные ценности безоговорочно доминируют на ее канонической территории, попытки размыть их встречают сопротивление. А главное, РПЦ находится в теснейшем союзе с российским государством, которое обеспечивает ей серьезнейшую поддержку и помощь. Учитывая же возвращение Москвы в статус великой державы, у РПЦ есть все основания общаться с Ватиканом, как минимум, на равных.
Более того, события последних лет недвусмысленно дают понять, что Святой престол больше заинтересован в Москве, чем Москва в нем.
Даже странно, как украинские церковные деятели, запустившие вчерашнюю «сенсацию», которая выставила их на смех, не вспомнили совсем недавнюю историю о Русской церкви и Ватикане, прямо связанную с Украиной.
Как известно, в феврале 2016 года в гаванском аэропорту состоялась историческая встреча патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Итогом встречи стала декларация, которая вызвала крайне болезненную реакцию, буквально скандал на Украине – в первую очередь среди украинских греко-католиков.
Дошло до того, что предстоятель Украинской греко-католической церкви верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав (Шевчук) заявил, что Папский Совет некомпетентен в вопросах международной политики и «деликатных вопросах российской агрессии в Украине», чем, по его мнению, и «воспользовался Отдел внешних церковных связей РПЦ».
Дело в том, что в одном из пунктов декларации, по сути, осуждался «униатизм». Плюс в документе были еще детали и формулировки, которые прозрачно намекали, что Ватикан пошел на уступки Москве, чтобы документ был согласован – и, как следствие, встреча глав двух церквей все-таки состоялась.
Один этот широко известный – далеко за пределами церковных кругов – случай недвусмысленно свидетельствует, насколько дорожат в Ватикане отношениями с Москвой. В этой ситуации надо быть крайне недалекими людьми, чтобы всерьез поверить, что Святой престол будет рисковать этими отношениями ради непонятной организации на деградирующей периферии в зоне влияния России.
Таким образом, молниеносное опровержение фейка из Ватикана стало абсолютно естественным развитием событий. А оскорбительный, по сути, комментарий в адрес Киева и Фанара от ватиканского дипломата с прямым проговариванием приоритетов Святого престола стал просто «вишенкой на торте» всей этой маленькой и очень украинской интермедии.
Источник:
https://www.politanalitika.ru/actualcomments/pochemu-vatikan-ne-priznal-novuyu-ukrainskuyu-tserkov/ Версия для печати