Поразительно насколько мы склонны к размежеванию, расколу и претензии на истину в последней инстанции! Даже без особой на то причины мы замыкаемся в собственной «правоте» и часто неосознанно делимся на партии, фракции, группы, и пр., а потом начинаем друг с другом вести непримиримую борьбу.
Неужели это качество встроено в русскую душу?
Об этом меня недавно заставила задуматься дискуссия, развернувшаяся по поводу высказанных мною мыслей в рамках небольшого сообщения под названием «Духовный дзэн христианства как путь к Святой Руси».
Ох уж эта уверенность в своей абсолютной правоте, присущая не только участникам упомянутой дискуссии, а, в общем-то, всем нам. Даже в тех вопросах, которые в принципе недоказуемы и представляют собой просто некое личностное предпочтение. Мы совершенно неспособны строить отношения друг с другом на принципе «презумпции правоты». Мы абсолютно не готовы воспринять ту очевидную, на мой взгляд, истину, что во многих вопросах (относительно которых не существует объективных критериев истины) наше личное мнение соизмеримо с чужим, а наша позиция это лишь одна из возможных субъективных позиций. Мы свято, искренне верим в непогрешимость наших убеждений.
Есть во всем этом какая-то трагическая духовная ограниченность.
Все это, в свою очередь, ведет к тотальному расколу и размежеванию. Наша неспособность воспринять «презумпцию правоты» другого в вопросах, где нет критериев истины, загоняет нас в непрерывную войну всех против всех, когда средствами этой войны становится даже то, что в принципе таким средством быть не может.
Как продемонстрировала упомянутая мной дискуссия, даже небольшой, отвлеченный разговор о христианстве способен в наших головах обособить и противопоставить такие фигуры как Флоровский и Бердяев (!). Мы не рассматриваем их как «наше всё», как то, что в одинаковой мере является ценностью русской культуры, то, что взаимодополняет друг друга, а выискиваем такие детали, уцепившись за которые, можем, в угаре претензии на истину в последней инстанции, их столкнуть и вдребезги разбить друг об друга.
Мы постоянно пытаемся увидеть в друг друге врага. Если не явного, то скрытого. Мы непрерывно ищем доказательств нашего раскола и размежевания. Нередко друг друга мы ненавидим сильнее, чем врага.
Мне на личном опыте не раз приходилось с этим сталкиваться. Самое забавное, что с наибольшим остервенением кусают именно те, ради кого ты что-то делаешь. Ты выслушиваешь абсолютно бредовые, нелогичные, обвинения в свой адрес, вызванные какими-то мутными эмоциями, пожимаешь плечами и идешь дальше, даже не рассчитывая на минимальное понимание, не говоря уже о поддержке.
Судя по всему, такую цену на Руси платит всякий, кто пытается что-то сделать, выйти за рамки данности. Грызут и рвут его в большей степени свои, а не чужие. Да уж… Едим друг друга и насыщаемся до отрыжки. Цепляемся мертвой хваткой во всякого кто даже не в высь стремиться, а просто высовывается из общего ряда, просто не похож на нас, просто говорит непривычные нам вещи. Жуем таких «наглецов» с хрустом и удовольствием, а потом возвращаемся в привычное дерьмо нашей жизни, дабы вновь возмущаться по поводу оного, удивляясь, при этом, тому, что все так тупо и непреглядно.
Андрей Ваджра