Июнь будет жарким месяцем для белорусских властей — их ждет очередной раунд сложных переговоров с кредиторами. В Беларусь приедет миссия МВФ, а кроме того предстоят переговоры о получении второго транша евразийского кредита.
Слабость белорусской экономики: диагноз кредитора
В конце марта Беларусь получила из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) первый транш стабилизационного кредита в размере 500 млн долларов. Всего кредитная программа предполагает семь траншей, в случае ее выполнения Беларусь получит 2 млрд долларов.
Второй транш на 300 млн долларов белорусские власти ожидают летом. Решение о выделении денег будет приниматься евразийским кредитором на основе выполнения Беларусью условий кредитной программы.
Программа, под которую Беларуси выделяют новые заимствования, наконец-то опубликована.
В заключении Евразийского банка развития (управляет средствами ЕФСР и контролирует выполнение заемщиком взятых условий) на кредитную программу приводится неутешительный анализ экономической ситуации в Беларуси.
«Рецессия в экономике Беларуси в 2015 году и ее продолжение в 2016-м является следствием ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и накопленных в прошлые годы дисбалансов. Ухудшение условий торговли, сокращение внешнего спроса и притока иностранного капитала, а также низкий уровень национальных сбережений, высокие девальвационно-инфляционные ожидания и процентные ставки негативно сказываются на темпах краткосрочного экономического роста», — считают эксперты ЕАБР.
По мнению кредитора, чрезмерная роль государства в управлении белорусской экономикой «путем директивного распределения финансовых и трудовых ресурсов и сохраняющийся накопленный дисбаланс между реальной заработной платой и производительностью труда приводят к устойчивому снижению конкурентоспособности экономики и ограничивают потенциал ее долгосрочного роста».
Евразийская программа предполагает, что белорусские власти будут реализовывать матрицу мер, направленных на устранение упомянутых дисбалансов, и в этом случае смогут получать транши евразийского кредита.
Кредитная программа, в частности, предполагает, что политика белорусских властей должна приводить к замедлению инфляции до однозначных (9% — в 2017 году) значений, увеличению золотовалютных резервов (до 5,4 млрд долларов к концу 2017 года), снижению объемов директивного кредитования экономики (с 28 трлн рублей в 2016-м до 20 трлн рублей в 2017-м).
Плюс к этому фонд заработной платы бюджетников, согласно кредитной программе, расти может в 2016-2017 гг. не более чем на уровень инфляции, что фактически означает замораживание доходов населения. В то же время расходы населения расти очень даже могут.
Кредитная программа, в частности, предполагает, что к концу 2017 года население будет возмещать стоимость жилищно-коммунальных услуг не менее чем на 70%. К слову, согласно подписанной матрице, в начале 2016-го население в Беларуси возмещало тарифами только 40% затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая замораживание зарплат и рост расходов на платные услуги, можно ожидать снижения реальных доходов населения, о чем евразийский кредитор прямо и пишет.
«Сокращение накопленных дисбалансов приведет в краткосрочной перспективе к снижению реальных доходов населения, которые росли в последние годы темпами, опережавшими темпы роста производительности труда. Кроме того, переход государственных предприятий на коммерческие рельсы приведет к оптимизации их затрат и ресурсов, включая трудовые, что повысит уровень безработицы в стране», — говорится в заключении ЕАБР, которое идет в пакете с условиями предоставления кредита Беларуси.
Главный источник большинства проблем Особенно интересен взгляд евразийского кредитора на рынок труда Беларуси. По оценке ЕАБР, избыточная занятость в Беларуси составляет сегодня около 20%. Иными словами, если говорить в целом по экономике, каждый пятый (!) работник на белорусских предприятиях — лишний.
По мнению евразийского кредитора, наличие значительной избыточной занятости в Беларуси «является одним из ключевых факторов формирования неустойчивых макроэкономических дисбалансов, включая дисбаланс между уровнем реальных располагаемых доходов и производительностью труда».
Косвенными проявлениями этого дисбаланса, считают экономисты ЕАБР, являются рост цен, давление на обменный курс, платежный баланс и золотовалютные резервы. Они объясняют сохранение излишней численности работников (в основном, на госпредприятиях) политикой государства, направленной на обеспечение полной занятости.
По мнению кредиторов (ЕАБР, МВФ), у которых Беларусь сегодня просит деньги, сокращение объемов господдержки предприятий будет стимулировать процесс оптимизации персонала и банкротства неэффективных организаций, что, в конечном счете, приведет к перемещению трудовых ресурсов в более эффективные сектора экономики.
Эксперты считают, что путь сокращения господдержки экономики, по которому Беларусь пошла по требования кредиторов, неизбежно приведет к реструктуризации всего сектора госпредприятий.
«Так или иначе это произойдет — вопрос в том, будет ли это процесс управляемым или будет происходить сам по себе. На поддержание сектора госпредприятий в прежнем виде в бюджете просто нет денег», — считает старший аналитик «Альпари»
Вадим Иосуб.
В то же время, добавляет он, механизмы социальной защиты той части населения, которая может потерять работу в результате реструктуризации сектора госпредприятий, в стране так и не созданы.
«Мы убеждаемся в том, что в нашем социально ориентированном государстве придется с нуля создавать систему социальной поддержки безработных. Исторически Беларусь существовала в условиях полной занятости, и эта тема длительное время оставалась неактуальной», — напоминает Иосуб.
Сегодня, констатирует он, когда предприятия увольняют работников больше, чем трудоустраивают, тема социальной защиты безработных становится предельно актуальной.
Недавно Министерство труда и социальной защиты
сообщило о том, что в ближайшее время планирует внести в правительство предложение о дифференцированном повышении пособия по безработице. Кстати, согласно условиям получения траншей евразийского кредита, уже к 1 сентября в Беларуси должен быть принять
«пакет нормативных активов, обеспечивающих надлежащую защиту работников, переходящих в разряд безработных». Вместе с тем, белорусские экономисты не ожидают скорого повышения пособия для всех безработных.
«Если поднять пособие, мотивация регистрироваться в качестве безработных у людей поднимется, соответственно, увеличится и количество официально зарегистрированных безработных, которым нужно будет платить пособие», — рассуждает директор Исследовательского центра ИПМ
Александр Чубрик.
Скорее всего, пособие поднимут, однако претендовать на него смогут немногие, считает эксперт.
«Видимо, появится решение, которое с формальной точки зрения будет похоже на поддержку безработных. Однако, вероятно, формулировки будут такими, что на более высокий размер пособия по безработице смогут претендовать далеко не все безработные», — предполагает Чубрик.
По мнению эксперта, до тех пор, пока не будет принято политическое решение о реформировании сектора госпредприятий, велика вероятность, что будет наблюдаться имитация процесса создания механизмов соцзащиты безработных.
Как уже сообщалось ранее, программа социально-экономического развития на 2016-2020 гг., которую власти собираются принимать на Всебелорусском народном
собрании, не предполагает глубоких изменений в экономике. Документ разработан с учетом того, что традиционные отрасли экономики (а, соответственно, и предприятия) воспрянут духом и существенно нарастят к 2020 году объемы производства.
Однако если официальные планы не сбудутся, жить Беларуси, похоже, придется под диктовку кредиторов.