Трое сотрудников «АвтоВАЗа» погибли из-за сорокаградусной жары на производстве. Руководство обещает через 3 года улучшить условия труда на заводе, но ни сокращать рабочий день из-за жары, ни доплачивать рабочим за нарушение санитарных норм не собирается.
![](https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/07/03/10/1530633990118667188.jpg)
Около сотни рабочих обратились к гендиректору ПАО «АвтоВАЗ» Иву Каракатзанису, требуя сократить рабочее время — это предусмотрено «Санитарными нормами и правилами» (СанПиН), когда температура в цехах превышет 30 градусов Цельсия. Из-за невыносимой жары, стоящей в цехах, уже погибли трое сотрудников завода, сообщили директору вазовцы. Директор на обращение рабочих не ответил, но пообещал выделить 3,178 млрд рублей в течение трех лет на улучшение условий труда.
Накаленная атмосфера
Автомобильный завод «АвтоВАЗ» расположен в городе Тольятти Самарской области. По данным Гидрометцентра, сегодня, 3 июля, здесь плюс 35 градусов Цельсия, и почти весь последний месяц температура воздуха на улице колебалась в районе 30 градусов, а часто и существенно превышала эту отметку, доходя даже до 40.
![](https://cs9.pikabu.ru/post_img/2018/07/03/10/1530634310153323819.jpg)
![](https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/07/03/10/1530634327123424048.jpg)
![](https://cs10.pikabu.ru/post_img/2018/07/03/10/1530634389149050981.jpg)
«Сейчас температура на моем термометре 34 градуса. Жарко, но все терпят. Делаем самодельные кондиционеры из воздухопроводов. Работают вытяжки, но толку от них мало: они охлаждают один квадратный метр вокруг», — говорит профсоюзный уполномоченный по охране труда Леонид Ешманов, рабочий цеха сборки ПАО «АвтоВАЗ».
«Воздух можно резать ножом. Спецодежда мгновенно пропитывается потом. В цеху вентиляция неисправна. Кондиционеры есть только в кабинетах начальства. Обдуваемся воздухом из шлангов», — рассказывает автор обращения трудящихся автозавода к руководству — работник прессового производства Максим Напаскин.
Чтобы измерить температуру в цехах, рабочие используют бытовые градусники. Замерам работодателя они не верят. По данным группы «Рабочие АВТОВАЗа», 2 июля в цехе 23F30 термического производства столбик термометра поднялся до 41 градуса Цельсия, а 1 июля в кузнечном цехе — почти до 45. При этом по нормам СанПиН работа должна прекращаться уже при 30 градусах Цельсия.
О необходимости сокращать рабочее время в жару работодателям недавно напомнил Минтруд. Но действенных мер взыскания для нарушителей требований СанПиНа нет, поэтому «АвтоВАЗ» их игнорирует ради наращивания объемов выпуска автомобилей. В январе-апреле компания вышла на безубыточный уровень за счет 29-процентного роста продаж: чистая прибыль за первый квартал составила 609 млн рублей МСФО против 2,8 млрд рублей убытка годом ранее. Это произошло впервые за последние годы: 2017-й год «АвтоВАЗ» закрыл с убытком по МСФО в 4,5 млрд рублей, убыток в 2016-м составил 44,8 млрд.
Сгореть, но заработать«На производстве коробки передач один человек умер — его увезли на скорой в медгородок во вторую смену. Двое сварщиков умерли вне производства, придя домой со смены. Эти случаи пытаются замалчивать. Администрация вывешивает некрологи, не более того. Вчера я плохо себя почувствовал после работы — наверное, тепловой удар. Пришел домой, отлежался», — говорит Леонид Ешманов.
ПРОВЭДу не удалось найти подтверждения информации о гибели рабочих. По словам Максима Напаскина, несчастные случаи на производстве администрация завода нередко фиксирует как бытовые, чтобы не платить компенсации.
Смерти из-за перегрева на заводе случались и раньше. Например, в аномальную жару 2010 года от сердечного приступа скончалась 19-летняя работница, которую начальник отказался отпустить домой. Однако большинство рабочих трудится в пекле добровольно.
Награда за риск«Уйдешь раньше — останешься без заработка. Никто не будет оплачивать часы простоя из-за жары. Люди еще и на подработку выходят, работают по 9-12 часов. Основной заработок — 23-25 тысяч в месяц, а с подработками — до 40 тысяч. Лучше попотеть, но заработать», — объясняет Ешманов.
Госорганы на жалобы рабочих реагируют неспешно. «Я позвонил в Роспотребнадзор. Мне сказали: «Регистрируйтесь на сайте госуслуг, присылайте обращение на сайт, и в течение 30 дней будет принято решение». Коллективный отказ от работы заставил бы их шевелиться, но люди не готовы», — отмечает Напаскин.
Единственная компенсация, которую получают работники, — четырехпроцентная надбавка за работу с превышением температурных норм. «Этой доплаты мы добились еще в 1990-е годы. В складском корпусе не было вентиляции вообще, люди просто умирали. Мы прекратили работу и вышли на митинг. Нам установили доплату 4% к тарифу. Отделались этой фигней», — вспоминает председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев. При окладе в 25 тыс. рублей в месяц эта надбавка составляет 1000 рублей.
На запрос ПРОВЭДа о накаленной ситуации на производстве в «АвтоВАЗе» не ответили. Но сегодня предприятие разместило пресс-релиз о том, что в 2018-2020 годах направит 3,2 млрд рублей на развитие инфраструктуры и улучшение условий труда своих сотрудников. Программа улучшений включает 588 мероприятий. В частности: ремонт мест общего пользования и бытовых помещений, полов, крыш, офисных помещений, вентиляционных систем, замену окон и строительство дополнительных парковок у проходных.