Как и большинство националистов, северокорейские исторические пропагандисты любят напоминать об «утерянных территориях», о том, что в былые времена их страна была куда больше, якобы простираясь далеко за пределы собственно Корейского полуострова. На исторических картах, которые публикуются в КНДР, в качестве территории государств Когуре и Бохай показаны соседствующие с Корейским полуостровом районы Маньчжурии и Приморья.
Эти земли, ныне входящие в состав Китая и России, в I тыс. н.э. действительно находились под контролем Когуре и Бохая, хотя оба государства, которые в КНДР считаются безусловно корейскими, в действительности носили этнически смешанный характер. Однако на северокорейских картах территории этих государств простираются куда дальше, доходя вплоть до границ нынешней Магаданской области и Монголии. Так что «картографическая агрессия» в КНДР присутствует, хотя центральной частью нарратива служит утверждение об исконной связи корейцев и занимаемой ими сейчас территории Корейского полуострова.
Корейская культура уникальна, иностранные заимствования играют в ней второстепенную роль. Напротив, корейцы всегда были учителями соседних народов.Это утверждение выглядит особенно забавным, если учесть, что на протяжении тысячелетий корейская культура развивалась под огромным влиянием Китая, а классический китайский язык оставался единственным языком административных документов, законодательства и науки вплоть до конца XIX века. Тем не менее влияние Китая в КНДР старательно замалчивается. Напротив, всячески подчеркивается роль, которую выходцы из древнекорейского государства Пэкче сыграли в формировании ранней Японии, разумеется, при этом игнорируется тот факт, что цивилизация и культура, которую выходцы из Пэкче действительно принесли в Японию, была по своему происхождению китайской.
Точно так же при рассказе о событиях 1945–1990 годов в северокорейском нарративе нет места для упоминаний о советской и китайской материальной и технической помощи. Наоборот, там постоянно подчеркивается, что все достижения КНДР – это результат исключительно «опоры на собственные силы».
Северокорейская историческая пропаганда предназначена не для экспорта, а для употребления внутри страны
Kim Won Jin/AFP/East News
Корея не нападала на соседей, но всегда успешно отражала внешнюю агрессию и никогда, за исключением периода 1910–1945 годов, не теряла независимости.В современном нарративе КНДР полностью отрицается хорошо документированный (в том числе и археологически) факт завоевания китайской династией Хань северной части Корейского полуострова в конце II века до н.э., равно как и последующее существование на этой территории китайских владений. Точно так же северокорейская версия истории не признает того, что в XIII веке Корею завоевали монголы, после чего она на протяжении почти столетия входила в состав империи потомков Чингисхана. Вместо этого гражданам КНДР предписывается верить, что за якобы имеющиеся у нее «пять тысяч лет истории» Корею не удавалось завоевать никому, за исключением японцев в начале XX века. При этом утверждается, что японцы были изгнаны из Кореи в 1945-м силами самих корейцев – отрядами Ким Ир Сена.
Участие Советской армии в освобождении страны признается, но ей приписывается вспомогательная роль. В действительности же в боях за освобождение Кореи в августе 1945-го не принимали участия ни Ким Ир Сен, служивший тогда в Советской армии в звании капитана, ни подчинявшиеся ему бойцы 1-го батальона 88-й отдельной стрелковой бригады, ни какие-либо иные национальные корейские формирования, а все боевые действия велись тогда исключительно советскими войсками. Однако признать это недопустимо политически, поскольку в итоге под сомнением окажется тезис о непобедимости корейцев, которые всегда своими силами изгоняли захватчиков.
Пхеньян – традиционный центр страны с незапамятных времен.Не случайно Тэдонганская культура была «открыта» северокорейскими пропагандистами именно в районе Пхеньяна – таким образом они стараются доказать, что нынешняя столица КНДР была главным центром страны уже пять тысяч лет назад. По этой же причине северокорейский нарратив подчеркивает значение тех государств и династий, территориальной базой которых служил нынешний Север, и всячески умаляет значение тех, центры которых находились на территории Южной Кореи.
В частности, единое корейское государство было впервые создано в VII веке н.э., когда возникшее на юге государство Силла установило контроль над большей частью территории Корейского полуострова. Однако в КНДР эта точка зрения отвергается: там не могут примириться с тем, что объединение произошло под эгидой южан, да еще и действовавших в военно-политическом союзе с Китаем – сверхдержавой того времени. Поэтому историография КНДР утверждает: никакого объединения страны в VII веке н.э. не произошло, так как под контролем Силла оказался не весь полуостров. Гражданам КНДР полагается верить, что Корея была объединена династией Коре в X веке н.э. (разумеется, столица династии Коре находилась на нынешней территории Севера).
Ким Ир Сен с ранней молодости был главным и единственным лидером корейских революционных сил.В КНДР утверждается, что история коммунистического движения в стране началась со школьной организации «Союз свержения империализма», якобы основанной Ким Ир Сеном в возрасте 14 лет. Существование в ту пору в стране Компартии упоминается, но лишь для того, чтобы описать недостатки первого поколения корейских коммунистов (потом почти поголовно репрессированных).
На самом деле Ким Ир Сен состоял в Компартии Китая и в 1932–1940 гг. был полевым командиром среднего звена в ее партизанских формированиях, а в 1942–1945 гг. командовал батальоном в Советской армии. Однако северокорейский нарратив утверждает, что с самого начала своей деятельности Ким Ир Сен командовал абсолютно независимыми и чисто корейскими по составу формированиями, которые взаимодействовали с китайскими и советскими частями как равные и независимые союзники (таких формирований в действительности никогда не существовало).
Очень дерзкий нарратив
Общая направленность историографии КНДР ясна и стандартна для большинства государственников-националистов всех стран мира: подчеркиваются исключительная древность корейской истории, исконность ныне существующей корейской нации, важность крови (или генофонда) в создании этой нации, культурное превосходство, величие собственных достижений, а также незначительность достижений соседей и соперников.
К этим чертам, обычным для историографии любых националистов, добавляется немного специфики, обусловленной политической ситуацией на полуострове, например, подчеркивание первородства Пхеньяна или превращение Ким Ир Сена, в реальности – скромного полевого командира второго-третьего ряда, в политическую фигуру мирового масштаба.
Однако есть в северокорейском историческом нарративе и интересные особенности.
Одна из них – его дерзость. Северокорейские историки не подправляют картину прошлого, удаляя и ретушируя не устраивающие их детали, а рисуют ее заново, широкими мазками, в соответствии с заранее заданными принципами и целями. Понятно, что такое возможно только в условиях, когда официальная картина прошлого не сталкивается с какой-либо внутренней или внешней конкуренцией.
Другая особенность нарратива – его направленность внутрь страны. Хотя официальные тексты, составленные в соответствии с его постулатами, и появляются на иностранных языках, в целом на международной арене его особо не пропагандируют. Скорее всего, даже сами творцы этого нарратива понимают его неконкурентоспособность на внешнем идеологическом рынке: слишком уж явно противоречит источникам и документам подавляющее большинство его постулатов. Возможно, опасаются в Пхеньяне и конфликтов с союзниками или дружественно-нейтральными странами – ведь значительная часть нарратива направлена против Китая и России-СССР. Таким образом, пхеньянская официальная версия истории создана в основном для внутреннего потребления, ее творцы не пытаются убедить в чем-то внешний мир, а используют ее для того, чтобы воспитать в нужном духе собственное население. Учитывая, что большая часть содержащихся в этом нарративе утверждений вполне совпадает с тем, что хочет слышать о себе, своей стране и своей нации рядовой гражданин КНДР, пропагандистам вполне удается решать эту задачу.