2-я Мировая Война. Факты и мифы.

689,718 2,894
 

Фильтр
osankin
 
Слушатель
Карма: +146.04
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5

Бан в разделе до 14.01.2024 23:07
Цитата: vova6857 от 21.04.2023 11:00:10Т.е. до Екатерины Великой - Сибирь была нерусской? Освоена то "неподданными" казаками. Если Вы, конешно, слышали о таких бандитах как Ермак, Поярков, Хабаров, Дежнев? Кои "бесчинствовали" в Сибири, аж до Аляски (Дежнев), задолго до Матушки!!! Да и терских казаков (видно не заметив донских, которые под носом) признал подданными еще Петр Первый.

Единственный "формально не подданный" среди всех перечисленных вами героев - это Ермак Тимофеевич. Он же единственный, кто совершил свой поход без санкции Государя, поскольку с насиженных мест в Астраханской области его вместе с возглавляемыми им бандитами согнали русские стрельцы. А потом он предложил Грозному свои завоевания, чтобы загладить свою вину в дезертирстве с Ливонской войны. 
Остальные - вполне законные представители власти, совершавшие свои деяния по согласованию с ней: 
- Семён Дежнёв - помор, родом из Великого Устюга, "служивый человек", сборщик ясака в государеву казну. Его экспедицию финансировали купцы Усовы, а он в этом походе был официальным представителем государства. В 1662 году привёз в Москву богатую добычу в виде крупной партии рыбьего зуба, получил свою долю, и кроме неё государство выплатило ему задолженность по денежному и хлебному жалованью, после чего Семён Иванович стал весьма богатым и уважаемым человеком. Получил официальное звание атамана, после чего провёл ещё восемь лет на государевой службе в Эвенкии. В 1672 году привёз в Москву государеву казну (собранную подать) и вышел на покой.
- Ерофей Хабаров - тоже помор, тоже из Устюга, торговый человек, по сути, купец, торговавший хлебом и золотом, при этом исправно плативший налоги в казну. Его поход официально финансировал якутский воевода. Цель похода - изучение приамурских земель. После амурского похода был возведён в звание боярского сына и стал управлять одной из волостей на Лене.
- Василий Поярков из мелкопоместных тверских дворян, "служивый человек", официально назначенный Москвой "письменным головой". Экспедиция финансировалась и снабжалась якутским воеводой. Её задачей было изучение Даурии и приведение местных племён под руку российского государя. После экспедиции был судим за излишнюю жестокость, однако впоследствии стал богатым и знатным жителем Москвы.
Отредактировано: osankin - 24 апр 2023 08:27:12
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • 0.00 / 3
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: osankin от 24.04.2023 07:52:20Единственный "формально не подданный" среди всех перечисленных вамигероев - это Ермак Тимофеевич. Он же единственный, кто совершил свой поход без санкции Государя, поскольку с насиженных мест в Астраханской области его вместе с возглавляемыми им бандитами согнали русские стрельцы. А потом он предложил Грозному свои завоевания, чтобы загладить свою вину в дезертирстве с Ливонской войны.

- А финансировали Ермака,родом тоже с севера - с Северной Двины, "согнанного стрельцами" из Астрахани - Строгановы, да еще давшие ему 300 своих людей в дополнение к его 540 "бандитам". В 1582 году был подписан мир с Речью Посполитой, так что вряд ли Ермак был дезертиром - в феврале 1582-го он еще воевал, в битве под Лялицами, под руководством Хворостина. Да кстати: этот "бандит", лет 10 ранее,  еще сражался,  под командованием того же Хворостина, в эпической битве под Молодями, в регулярном отряде донских "бандитов" Михаила Черкашенина. Единственно что делает Ермака "бандитом" - это то, что он  не крепостной. Но те же стрельцы - тоже не были крепостными и мало чем отличались от наемных казаков в войске. Их тоже расселяли по границам, для охраны и обороны. А ведь это времена 30-ти летней войны - наемники шлялись по Европе как по своей кухне - и никто их не считал "бандитами", хотя вели себя много хуже.
  • +0.11 / 7
  • АУ
SMF
 
Слушатель
Карма: +268.82
Регистрация: 22.07.2008
Сообщений: 1,988
Читатели: 4
Цитата: vova6857 от 24.04.2023 01:02:491. Дьявол кроется в деталях! Разберем?

 Непонятно что вы хотите разбирать. Немецкие танковые дивизии крайне редко воевали полным, да еще и боеспособным составом, на всех фронтах. Пополняли их во время боевых действий также крайне редко. есть комплект техники - воюй, пополняйся за счет ремонта. Что касается Туниса, то у Йенца перечислены танки, отправленные в составе новых частей в Африку - 311 танков, кроме того россыпью в Тунис было отправлено 210 танков в качестве пополнений. Кроме того были и старые дивизии Роммеля, на 2 декабря в них все еще было 64 танка. То есть общий ресурс - 585 танков. Часть утопили, но это проблемы немцев и заслуга союзников. Но это только танковые войска, были еще и самоходки, относящиеся по ведомству к артиллерии, например не менее 6 "Штугов". 
 Что касается зенитных дивизий, то откуда вы это взяли? В 9-й дивизии было 2 полка. 
https://www.ww2.dk/g…fladiv.htm
 Написано, что 42-й полк был моторизованным, но из состава этого не видно.
  • +0.00 / 0
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +146.04
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5

Бан в разделе до 14.01.2024 23:07
Цитата: vova6857 от 24.04.2023 08:44:53- А финансировали Ермака,родом тоже с севера - с Северной Двины, "согнанного стрельцами" из Астрахани - Строгановы, да еще давшие ему 300 своих людей в дополнение к его 540 "бандитам". В 1582 году был подписан мир с Речью Посполитой, так что вряд ли Ермак был дезертиром - в феврале 1582-го он еще воевал, в битве под Лялицами, под руководством Хворостина. Да кстати: этот "бандит", лет 10 ранее,  еще сражался,  под командованием того же Хворостина, в эпической битве под Молодями, в регулярном отряде донских "бандитов" Михаила Черкашенина. Единственно что делает Ермака "бандитом" - это то, что он  не крепостной. Но те же стрельцы - тоже не были крепостными и мало чем отличались от наемных казаков в войске. Их тоже расселяли по границам, для охраны и обороны. А ведь это времена 30-ти летней войны - наемники шлялись по Европе как по своей кухне - и никто их не считал "бандитами", хотя вели себя много хуже.

Строгановы финансировали поход Ермака постольку, поскольку Кучум вторгся в их вотчину в Перми и побил местных остяков, а русские войска были заняты на Западе. Факт подключения наёмников к группе Ермака не подтверждается. Наоборот, Строгановы получили "втык" от Грозного за то, что они наняли «воров», которые "поссорили Русь с Ногайской ордой и послов ногайских на Волге побили". Царь требовал наказания виновных вплоть до смертной казни, но позднее отменил это решение. Иван Васильевич приказал промышленникам вернуть казаков назад и использовать для охраны Пермских мест. Так что у Ермака было за что просить у государя прощения. А простили его за то, что после тяжкого поражения государства Московского в Ливонской войне и утраты земель на Западе, действия Ермака увенчались блестящим успехом на Востоке и стали, фактически, победой Грозного.

Пы.Сы. А вот факт того, что "служилый государев человек" возглавил разбойничью шайку после успешного участия в Ливонских войнах и боевых действиях против Стефана Батория наводит на определённые, вполне конкретные, размышления.
Отредактировано: osankin - 24 апр 2023 09:39:49
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.00 / 0
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: SMF от 24.04.2023 08:58:171. Непонятно что вы хотите разбирать. Немецкие танковые дивизии крайне редко воевали полным, да еще и боеспособным составом, на всех фронтах. Пополняли их во время боевых действий также крайне редко. есть комплект техники - воюй, пополняйся за счет ремонта.

 2. Что касается зенитных дивизий, то откуда вы это взяли? В 9-й дивизии было 2 полка. 
https://www.ww2.dk/g…fladiv.htm
 Написано, что 42-й полк был моторизованным, но из состава этого не видно.

1. Я разбираю "четыре танковые дивизии". В свое время просмотрел танковые дивизии во Франции летом 44-го: "там было 3600 танков и САУ - такого и на Востоке не было".
У плацдарма одновременно было не более 500-600 танков и САУ, т.к. части танковых дивизий и ТТБ из Франции и Бенилюкса подходили частями в течении с начала июля и до конца августа. Причем практически не получая пополнений, в отличие от танковых дивизий на Востоке. Достаточно сказать что только один противотанковый дивизион 10ТД СС (оставленный на Востоке) получил  в июле столько же бронетехники "россыпью", сколько все танковые дивизии вермахта у плацдарма (поставки  в июле в отправляемые ТД что бы "добить" до штата я не считал - это не пополнение после боев, а комплектование).
2. Да, вспылил, три полка было при новом формировании, после Сталинграда, в Крыму у дивизии было два полка. 42-й был моторизован, т.к. видел документы - жалобы 19тк на мобильные противотанковые заслоны из зенитных пушек, тормозящих продвижение передовых подразделений корпуса в апреле 44-го.

88мм орудие 5-й батареи 505 дивизиона 9-й дивизии люфтваффе.
  • +0.02 / 2
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +146.04
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5

Бан в разделе до 14.01.2024 23:07
День встречи на Эльбе
Дискуссия   644 0
День встречи на Эльбе (Elbe Day, East Meets West Day)
Цитата"Дунай, Дунай, А ну, узнай, Где чей подарок!" - звучало ото всюду в начале 60-х в исполнении непревзойденной Эдиты Пьехи. Песня посвящалась дружбе стран Восточной Европы, освободившихся от оккупации немецкими захватчиками весной 1945 г. В истории Второй мировой навсегда останется и другая река, Эльба, на которой произошла судьбоносная встреча американских и советских солдат. Это событие легло в основу сюжета фильма 1949 г. режиссера Г. Александрова с Любовью Орловой и другими известными актерами. Музыку к киноленте "Встреча на Эльбе" написал гениальный композитор Д. Шостакович.
Соединение войск 1-го Украинского фронта Красной Армии и 69-американской дивизией в 100 км от Берлина состоялось весной 1945 г. - 25 апреля. Союзники встретились недалеко от города Торгау, расположенного в округе Лейпциг. Это стало основанием для выпуска заявления правительств трех стран, США, СССР и Великобритании, о скором разгроме Третьего рейха. Фашистская армия оказалась разорванной на две группировки, которые условно обозначались как северная и южная, что существенно ослабило силы войск Гитлера. В память об этом в Торгау Советский Союз установил памятник, а дата 25 апреля стала праздничным Днем встречи на Эльбе. Фотографии тех лет запечатлели командиров союзнических девизой, встретившихся для официального рукопожатия. Вторая встреча произошла на разрушенном мосту, проложенном через реку. В ней принял участие американский патруль, который находился под командованием 2-го лейтенанта US Army Уильяма Робертсона, и солдаты Красной Армии во главе с лейтенантом Александром Сильвашко. Ликование рядовых и офицеров вселило уверенность в то, что война практически выиграна, а с коричневой чумой покончено. После победы отношения двух стран недолго оставались теплыми и дружескими. Наступление "холодной войны" сделало бывших союзников и друзей заклятыми врагами. Началу противостояния двух сверхдержав положило выступление 5 марта 1946 г. Уинстона Черчилля, известное как фултонская речь. Но, несмотря на это, встреча на Эльбе по-прежнему оставались мостиком, символом мира и возможности объединения Востока и Запада, если над миром нависнет очередная угроза войны. С 1995 г. в США появилась традиция отмечать East Meets West Day, также известный как Elbe Day, у открытого в 1988 г. мемориала, который расположен в пригороде Вашингтона на Арлингтонском кладбище. В мероприятии участвовали как американские, так и советские ветераны, представители посольств двух стран и официальные лица. Они возлагали венки к мемориальной доске "Духа Эльбы" под звуки национальных гимнов двух стран в исполнении военного оркестра США. В 2022 г. традиционное празднование было отменено Госдепартаментом США. Но о взаимопомощи и дружбе военных двух стран и подвиге, который они совершили в борьбе с немецкими захватчиками, напоминает мемориальная табличка памятника в Торгау. На ней выбиты слова: "Здесь, на Эльбе, 25 апреля 1945 года войска 1-го Украинского фронта Красной Армии объединились с американскими войсками".


Отредактировано: osankin - 25 апр 2023 09:19:51
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.02 / 2
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +146.04
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5

Бан в разделе до 14.01.2024 23:07
Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка: Месть бесстрашного орла

В августе 1943 года летчик-ас сбил девять немецких самолетов, отомстив за девятерых погибших друзей




Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.05 / 2
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: osankin от 25.04.2023 14:55:45Дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка: Месть бесстрашного орла

В августе 1943 года летчик-ас сбил девять немецких самолетов, отомстив за девятерых погибших друзей

Действительно 9 потерянных летчиков для этого полка  - очень много. Например с 10 февраля по 27 июля 1943 года (как раз "воздушная битва над Кубанью" туда вошла) , выполнив 863 боевых вылетов, полк потерял 14 самолетов и 11 летчиков. Но по отчету дивизии,  потери полка:1-15 августа = 1 самолет, 15-21 августа = 3 самолета 1 летчик, 22 августа - 5 сентября = 11 самолетов, 7 летчиков, всего за месяц - 8 летчиков. 9 летчиков полка за 10 дней - видимо что то журналюги попутали, хотя 8 летчиков , теоретически , могли погибнуть  в период 18-28 августа, но  в разных местах: один  под Изюмом, а 7 под Таганрогом.
9 Гв. иад за год:
https://cdnc.pamyat-…000020.jpg
Отредактировано: vova6857 - 25 апр 2023 19:17:25
  • +0.05 / 3
  • АУ
SMF
 
Слушатель
Карма: +268.82
Регистрация: 22.07.2008
Сообщений: 1,988
Читатели: 4
Цитата: vova6857 от 25.04.2023 18:44:29Действительно 9 потерянных летчиков для этого полка  - очень много. Например с 10 февраля по 27 июля 1943 года (как раз "воздушная битва над Кубанью" туда вошла) , выполнив 863 боевых вылетов, полк потерял 14 самолетов и 11 летчиков. Но по отчету дивизии,  потери полка:1-15 августа = 1 самолет, 15-21 августа = 3 самолета 1 летчик, 22 августа - 5 сентября = 11 самолетов, 7 летчиков, всего за месяц - 8 летчиков. 9 летчиков полка за 10 дней - видимо что то журналюги попутали, хотя 8 летчиков , теоретически , могли погибнуть  в период 18-28 августа, но  в разных местах: один  под Изюмом, а 7 под Таганрогом.
9 Гв. иад за год:
https://cdnc.pamyat-…000020.jpg

 И под Изюмом, и под Таганрогом наши воевали с теми же 1-й и 3-й группами JG 52 плюс 7-я истребительная группа румын под Таганрогом. I/JG 52 с 18 по 28 августа заявила 56 побед, III/JG 52 аж 106 побед. Плюс 3 победы заявил командир JG 52. В этот период потеряно в безвозврат 3 летчика. Из них 1 точно в бою с 9 ГИАД. Без румын, про них ничего не понятно. Вообще JG 52 потерял за 2 кровавых месяца 42 пилотов в безвозврат в боях от Орла до Анапы. После вывода 2 групп JG 3 в ПВО Рейха зона ответственности у оставшихся немцев была - половина СГФ, 17 только фронтовых советских ИАД противостояли.
  • +0.01 / 1
  • АУ
SMF
 
Слушатель
Карма: +268.82
Регистрация: 22.07.2008
Сообщений: 1,988
Читатели: 4
Цитата: vova6857 от 24.04.2023 11:53:051. Я разбираю "четыре танковые дивизии". В свое время просмотрел танковые дивизии во Франции летом 44-го: "там было 3600 танков и САУ - такого и на Востоке не было".
У плацдарма одновременно было не более 500-600 танков и САУ, т.к. части танковых дивизий и ТТБ из Франции и Бенилюкса подходили частями в течении с начала июля и до конца августа. Причем практически не получая пополнений, в отличие от танковых дивизий на Востоке.

 У Йенца приводится отчет Гудериана Гитлеру относительно танковых войск в Нормандии от 20 июня. Там беспрерывное сетование и нытье про авиацию. К спору про Ил-2 vs истребители союзников. Сроки переброски танковых частей в Нормандию все время срывались из-за того, что днем колонны с топливом сгорали, хотя танки под прикрытием зениток на внутренней заправке проходили. Наконец, даже снабжение 3 дивизий, что бились о плацдарм, было не гарантировано, поэтому вводить новые не имело смысла:

"Supplies still have not been guaranteed for the three Panzer-Divisions that have already been committed. In view ofthe concentrated effect ofthe enemy air forces on the narrow area opposite the beachhead, don't send in more PanzerDivisions. Instead, supply personnel and material to fill the Panzer-Divisions in order to maintain their high combat power"
"IV. Securing sUQPlv lines to the forward units is decisive. It is possible to send in supplies only at night. Proposed solution: a. Comb through the operational area, b. Secure the supply routes, c. Guard the ammunition and fuel dumps of the Panzertruppe. Send forces from the Ersatzheer to accomplish this."

 Тем не мене, на 3 июля уже в отчетах по уничтоженным танкам противника фигурируют 5 танковых дивизий, а еще было в начале июля введено 3 танковые дивизии. На 8 июля в отчете о потерях фигурируют 8 танковых дивизий, 101-й батальон СС и уже подтягивались первые танки "Лейбштандарта" СС.

 Огромный процент потерь немецких танков на Западе - это брошенные танки либо взорванные и-за отсутствия топлива. По крайней мере из 233 танков, обследованных британцами в августе, 108 взорваны экипажем и 63 брошены. Большей частью из-за отсутствия топлива. Проблемы с топливом были вызваны не распутицей, партизанами и слабыми жд коммуникациями, как иногда на Востоке. Дороги и жд коммуникации у франков нормальные. В основном это заслуга авиации.
Отредактировано: SMF - 26 апр 2023 12:01:16
  • +0.07 / 2
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +146.04
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5

Бан в разделе до 14.01.2024 23:07
Нефтяные залпы по Гитлеру. Кто обеспечивал топливом технику Красной армии

ЦитатаЕсли Первую мировую войну называют войной пушек и пулемётов, то Вторую мировую – войной моторов.
В Великой Отечественной участвовали десятки тысяч танков и самолётов, а также корабли, подводные лодки, автомобили. И всей этой «армии моторов», конечно, требовалось топливо. Без него самый технологичный и экономичный двигатель – просто железо.
И если взглянуть на войну с этой точки зрения, то события выглядят немного иначе, чем многие из нас их себе представляют.

Крым и Кавказ важнее

В 1938 г. СССР добывал 30,2 млн т нефти в год, Германия – 0. Чтобы покрыть потребности своей армии в топливе, она его закупала: 5,7 млн т в год, 80% которых – у США, самой крупной страны-нефтедобытчика (164,1 млн т в 1938 г.). После нападения на Польшу эти поставки прекратились. Остались союзники – Румыния и Венгрия, но их ресурсов было мало.
Дефицит восполняли синтетическим бензином, 1 т которого выпускали из 4 т каменного угля. Получалось в 10 раз дороже обычного. Но синтетика покрывала 57% потребности Германии в автомобильном бензине и 92% потребности в авиатопливе.
«Мы вторглись в Россию из-за нефти» – это слова министра вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберта Шпеера.
Вот откуда тактика «молниеносной войны», на которую рассчитывал Гитлер. Вместе с падением нашей столицы он надеялся получить все нефтяные месторождения и заводы страны. Поэтому и дал генералам уговорить себя – отправил основные силы на Москву, а не на юг, как хотел ранее, – чтобы «захватить Крым, а также отрезать поставки нефти для русской армии из кавказ­ского региона» (цитата из директивы от 21 августа 1941 г.).
После поражения под Москвой он по-прежнему намеревался захватить советскую нефть, тем более что уже на подступах к нашей столице войска вермахта испытывали топливный голод. Танки и БТР остановились. Плюс мороз – и их «железные сердца» вышли из строя.
В 1942 г. Гитлер нацеливается на Кавказ с перспективой продвижения в Закавказье и Иран (Кубань, Северный Кавказ и Закавказье – главные нефтедобывающие регионы СССР: из 31,1 млн т нефти, добытых в 1940 г., 28,6 млн т – оттуда). На день рождения фюреру дарят торт с изображением Каспийского моря, нефтяной вышки и надписью: «Баку».



...


Сталин - Байбакову: "Чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам"

ЦитатаВ 1941 году 72 процента всей добываемой в СССР нефти приходилось на бакинские нефтепромыслы. Когда началась война, жители Азербайджана ринулись записываться в добровольцы, но... получали бронь. Бесперебойная добыча нефти была важнее массовой мобилизации. И в 1941 году Азербайджан добыл рекордные 23,5 миллиона тонн. Практически вся военная техника Красной армии - танки, самолеты, суда - заправлялась продуктами из бакинской нефти. Нефтяники работали сутками, недосыпая, получая скудный продовольственный паек. Тех мужчин, что все же ушли на фронт, заменили их жены. Но горючее было нужно и Гитлеру.

"Вы мне не оставляете выбора..."

К началу войны Германия производила лишь около 8-9 миллионов тонн бензина и дизельного топлива, в основном из угля, методом гидрогенизации его под высоким давлением. Своей нефти она практически не имела. За несколько дней до начала войны Геринг, имевший неограниченные полномочия в области "максимального использования обнаруженных запасов и экономических мощностей для нужд Германии", утвердил документ с шифрованным названием "Зеленая папка". В нем, в частности, отмечалось:
"Необходимо принять все меры к немедленному использованию оккупированных территорий в интересах Германии. Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти - такова главная экономическая цель кампании".
В один из жарких июльских дней 1942 года Сталин вызвал в Кремль заместителя наркома нефтяной промышленности Николая Константиновича Байбакова:
- Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ. Он объявил, что если не захватит нефть Кавказа, то проиграет войну. Нужно сделать все, чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам.
Замнаркома вытянулся по швам. Сталин пристально посмотрел на него:
- Имейте в виду, если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем.
Сталин не спеша прошелся туда-сюда вдоль стола и после некоторой паузы добавил:
- Но если вы уничтожите промыслы преждевременно, а немец их так и не захватит, и мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем.
Байбаков молчал, думал и, набравшись духу, тихо сказал:
- Вы мне не оставляете выбора, товарищ Сталин.
Сталин остановился возле него, медленно поднял руку и слегка постучал по виску:
- Здесь выбор, товарищ Байбаков. Летите. И с Буденным думайте, решайте вопрос на месте.
...


Магистрали Победы Евгений Тростин

ЦитатаВсего за 1418 дней войны Красной армии потребовалось более 16,6 млн тонн нефтепродуктов. Для нефтяной отрасли принцип «Все для фронта, все для победы» стал основополагающим. Транспортировка горючего в чрезвычайных прифронтовых условиях оказалась даже более сложным делом, чем добыча черного золота. В особенности в первые два года Великой Отечественной, когда гитлеровцы проводили наступательные операции на территории СССР, захватывая и уничтожая коммуникации, перекрывая водные и сухопутные пути. Строительство трубопроводов приравнивалось к самым важным боевым задачам.

Война технологий

В мае 1945 года экс-министр вооружений и военной промышленности Третьего рейха Альберт Шпеер утверждал, что «потребность в нефти» была чуть ли не основным мотивом при принятии решения Адольфом Гитлером о вторжении в СССР. Не все согласятся с этим мнением, но и отрицать важность нефтяного фактора в захватнических планах нацистов нельзя. В развернувшейся «битве моторов» умение быстро и качественно строить трубопроводы часто становилось решающим.
Вторая мировая была войной машин, масштабных танковых и воздушных сражений. Но танки, самолеты, грузовики мертвы без горючего. В январе 1942 года начальником Управления снабжения горючим (УСГ) Красной армии назначили бригадного инженера Михаила Кормилицына (в конце войны он получил звание генерал-лейтенанта). Состояние топливного хозяйства советских войск в тот момент было крайне тяжелым. Работать пришлось в условиях оккупации значительной территории страны.
Выручали проверенные технологии. В Красной армии уже использовали облегченные сборно-разборные трубопроводы. В годы войны они чрезвычайно помогли танковым частям там, где во время наступления нужно было преодолевать водные препятствия. Весной 1942-го 61-я армия генерал-лейтенанта Маркиана Попова вела бои в районе Белёва Тульской области. Танковая бригада осталась практически без горючего, а между войсками и снабженцами пролегала Ока. Через реку и перебросили трубопровод диаметром 75 мм. Для его подводной части строители применили резинотканевые рукава. Все это четко выглядело на чертежах, опытные инженеры и монтажники были готовы оперативно выполнить задание. Но действовать им пришлось под обстрелами. Риск оказался оправданным, трубопровод устоял, а конструкция показала себя технически безупречной. В итоге армия вовремя получила необходимое топливо.
Крупнейшим в Европе нефтеперерабатывающим предприятием стал в первые годы войны Саратовский завод – оттуда горючее шло и на Сталинградский фронт. Наступление на Сталинград иногда называют несостоявшимся прологом немецкого «похода за нефтью». Целью вермахта после захвата города на Волге становился основной центр нефтедобычи в СССР – Баку, дававший стране около 70% черного золота. Гитлеровцы сделали все, чтобы отрезать Красную армию от источников горючего.
В июле 1942 года прекратилась подача топлива с Кавказа через Ростов-на-Дону, а вскоре и по маршруту Сальск – Сталинград. Ворвавшись на Северный Кавказ, оккупанты овладели нефтяным районом Краснодарского края и готовились занять промыслы Грозного. 23 августа около тысячи немецких самолетов подвергли Сталинград и его предместья атаке чудовищной силы, в том числе прицельно сбрасывали бомбы на топливохранилища. Горящая нефть хлынула в Волгу. Очевидцы навсегда запомнили апокалиптическую картину: взрывы, пылающая река и гул немецких стервятников в небе. Вокруг Сталинграда развернулось одно из крупнейших сражений Второй мировой войны. Налаживались новые цепочки снабжения, нефть шла в осажденный город по Волге из Саратова, Перми, Орска. На баржах ее доставляли в речные порты, контроль над которыми сохраняла Красная армия: сначала в Калач-на-Дону и Камышин, где возвели крупный подземный резервуар горючего, потом главным образом – на Владимирскую Пристань.
Осенью 1942 года, в разгар противостояния, инженеры и строители службы снабжения проложили сборный трубопровод по дну Волги из района Владимирской Пристани на другой берег. Ни широкое русло, ни бурное течение, ни бомбежки не остановили героев. Это сооружение значительно облегчило снабжение армий, которые смыкали кольцо вокруг немецких дивизий. А после сталинградской победы, в краю, который война выжгла дотла, за восемь месяцев удалось смонтировать и ввести в действие керосинопровод Астрахань – Сайханы – Урбах – Саратов с восемью насосными станциями. Главным инженером был назначен Иван Москальков, один из ведущих специалистов по проектированию магистральных трубопроводов.
Критически не хватало оборудования. Пришлось демонтировать одну из ниток старой трассы Баку – Батуми: трубы пошли на новую магистраль. 7 ноября 1943 года по керосинопроводу диаметром 250 мм и протяженностью 655 км первое топливо доставили в Саратов, а оттуда на фронт, в район будущих наступательных операций.

Горючее для Ленинграда

В первые месяцы блокады, в ноябре 1941 года, в Ленинграде начался острый топливный голод. С Большой земли горючее под вражеским огнем доставляли по Ладожскому озеру в железных бочках на баржах. Еще в период навигации спускали с рельсов цистерны с бензином прямо в воду и буксировали их на плаву как «озерные поезда». В таких условиях смелая идея создания подводного топливопровода, выдвинутая военным инженером-гидротехником, первой в стране женщиной водолазом-глубоководником Ниной Соколовой, не могла не встретить поддержки. 25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве магистрали по дну Ладоги. Срок поставили жесткий – запустить «артерию жизни» к 20 июня. Подобных проектов еще не выполняли нигде и никогда – ни в СССР, ни за рубежом.
Первый в мире подводный трубопровод тянули в 2–3 км от линии фронта. Трубы, насосы каким-то чудом нашлись на заводских складах. Армия отвечала за связь и авиационную поддержку. «Строительство сразу пошло таким темпом, что чертежи, выдаваемые сегодня на стройку, назавтра уже оказываются выполненными в натуре», – записал в те дни в своем дневнике Давид Шинберг, главный инженер проекта. За 43 дня герои – трудно назвать этих людей иначе – совершили немыслимое. Смонтировали насосные установки на мысе Кареджи и наливную станцию в Борисовой Гриве, проложили 27 км трассы по дну Ладожского озера. И все с точным соблюдением технологических разработок, с расчетом на возможность быстрого ремонта после бомбежек и обстрелов. Настоящими профессионалами показали себя водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
19 июня 1942 года правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода. Работу строителей оценили на отлично. Уже на следующий день в блокадный город пошло горючее. Пропускная способность линии достигала, по разным оценкам, от 400 до 600 тонн нефтепродуктов в сутки. Впервые в мировой практике трубопровод попеременно прокачивал разные виды горючего: автомобильный бензин, керосин, лигроин и дизельное топливо. На отлично сработала и разведка, отвлекавшая внимание противника от сверхсекретного объекта. Сотни героев, вызывавших огонь на себя, навсегда остались там, на подступах к тайной артерии Ленинграда. Немцы так и не узнали о Ладожском трубопроводе.


Строительство подводного трубопровода на Ладожском озере. 1942 год
...
Отредактировано: osankin - 27 апр 2023 01:23:35
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.07 / 4
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +146.04
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5

Бан в разделе до 14.01.2024 23:07
Стальные магистрали Победы. Крымский участок

«Следует отметить отличное использование русскими железных дорог, хотя это и не относится непосредственно к боевым действиям. С помощью железных дорог русские осуществляли стратегические сосредоточения и переброску одной или нескольких армий в невероятно короткие сроки… Использовались все средства. Непрерывный поток эшелонов следовал на расстоянии зрительной связи друг от друга. Движение их в одном направлении осуществлялось по всем колеям. Используя железнодорожный транспорт, русским удавалось ошеломить немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом».
«Методы боевых действий русских войск во второй мировой войне», издание Министерства армии США.
Великая Отечественная война даже спустя 75 лет после ее окончания, не проходящая боль и гордость нашей страны, нас, потомков, и тех, кто жил тогда и добился Победы…
Война перевернула жизнь огромного государства, каждого его гражданина, изменила структуру экономики, стиль работы и управления. Железные дороги впитали в себя все эти изменения и стали наглядным примером того, как жила страна, как она работала, воевала и побеждала – целые годы и каждый день.
Чтобы одолеть врага, нужно было биться не только на поле боя, но и обеспечить невиданных темпов и объемов массовые перевозки – оперативно перебрасывать войска, эвакуировать людей и промышленность, обеспечивать фронт и тыл всем необходимым для Победы.
К сожалению, сегодня почти забыт подвиг солдат и офицеров «железных войск» — Железнодорожных войск РККА. Это плохо. Да, они не бросались  под танки, не отбивали атаки пехоты. Но им пришлось выполнять свои работы под бомбами, обстрелами, преодолевать разруху, проявлять умение обходиться без самых важных ресурсов. Это и есть подвиг на пределе физических и духовных сил, на грани человеческих возможностей – такова цена бесперебойной работы воинов стальных магистралей в годы войны. Тех, кто вел эшелоны с боеприпасами, техникой, продовольствием на фронт, а с сырьем, топливом и материалами – для оборонной промышленности обратно, кто увозил раненых в тыл, вывозил население и целые заводы в эвакуацию, кто минировал и разминировал, взрывал и восстанавливал.
Одним из событий, прославивших военных железнодорожников, стал, конечно, мост через Керченский пролив, возведенный в 1944 г. и простоявший почти до весны 1945 г. Его появление не было случайным. В середине 1944 г. Красная Армия неудержимо рвалась к государственной границе СССР и цель выхода на нее была реально достижимой. Но, отступая, немецкие войска разрушали за собой все коммуникации, делая это с дьявольской педантичностью, чтобы замедлить продвижение советских войск. В результате снабжение наступающих группировок войск РККА становилось затруднительным. Потребности армии росли, а восстановление железных дорог Железнодорожными войсками и формированиями НКПС становилось сложнее с каждым километром.
Причин тут несколько, но главная в техническом состоянии коммуникаций, затруднявшем их использование, требование большого числа людских и материальных ресурсов для восстановления. В тоже время наступавшей Красной армии достались железные дороги на территории освобожденного Крымского полуострова, которые немцам вывести из строя полностью не удалось. Соединение их с железными дорогами на Таманском полуострове давало возможность едва ли не на тысячу километров сократить плечо подвоза к передовым базам наступающих войск, перебрасывая эшелоны едва ли не к центру Украины.
Потому вновь вспомнили про мост. Идея о строительстве моста через Керченский пролив впервые появилась еще в начале ХХ  в. Проект детально прорабатывался при Николае II, но все планы нарушила Первая мировая война. О нем вспомнили в 30-х годах и даже заказали первые металлоконструкции в Германии, но, на этот раз, помешала Вторая мировая война.
В 1944 г., когда Красная армия освободила Крым, было принято решение о строительстве моста и использовании материалов, привезенных немцами во время оккупации Крыма. За полгода советские военные железнодорожники из 36-й отдельной железнодорожной бригады и других формирований в жутких условиях послевоенного времени построили полноценный мост из фактически подручных материалов.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.07 / 4
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: SMF от 25.04.2023 22:16:39И под Изюмом, и под Таганрогом наши воевали с теми же 1-й и 3-й группами JG 52 плюс 7-я истребительная группа румын под Таганрогом. I/JG 52 с 18 по 28 августа заявила 56 побед, III/JG 52 аж 106 побед. Плюс 3 победы заявил командир JG 52. В этот период потеряно в безвозврат 3 летчика. Из них 1 точно в бою с 9 ГИАД. Без румын, про них ничего не понятно. Вообще JG 52 потерял за 2 кровавых месяца 42 пилотов в безвозврат в боях от Орла до Анапы. После вывода 2 групп JG 3 в ПВО Рейха зона ответственности у оставшихся немцев была - половина СГФ, 17 только фронтовых советских ИАД противостояли.

В тех краях находились,  в августе 43-го года, 1-я и 3-я группы 52-й эскадры.
 - Потери 1-й группы (Харьков - Мариуполь) за август: 109G6 = 20 безвозвратно, 18 - в "ремонт" из корпуса (дрова), 2 - ремонт  в корпусе, 109G4 = 4 безвозвратно, 2 - в ремонт. Всего: 24 самолета безвозвратно + 18 в "ремонт" + 4 - в ремонт = 46 пепелацев.
- Потери 3-й группы (Харьков - Макеевка) за август: 109G4  6 - безвозвратно + 4 в "ремонт" = 10, 109G6 28 - безвозвратно, всего:  34 безвозвратно + 4 в "ремонт" = 38 пепелацев.
Не так и мало за месяц - с ремонтами - более двух полнокровных групп выбыло.
  • +0.03 / 2
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: SMF от 26.04.2023 12:00:33- 1. У Йенца приводится отчет Гудериана Гитлеру относительно танковых войск в Нормандии от 20 июня.

- 2. К спору про Ил-2 vs истребители союзников. Сроки переброски танковых частей в Нормандию все время срывались из-за того, что днем колонны с топливом сгорали, хотя танки под прикрытием зениток на внутренней заправке проходили.

- 3.  Тем не мене, на 3 июля уже в отчетах по уничтоженным танкам противника фигурируют 5 танковых дивизий, а еще было в начале июля введено 3 танковые дивизии. На 8 июля в отчете о потерях фигурируют 8 танковых дивизий, 101-й батальон СС и уже подтягивались первые танки "Лейбштандарта" СС.

- 4.  Огромный процент потерь немецких танков на Западе - это брошенные танки либо взорванные и-за отсутствия топлива. П

- 5. Большей частью из-за отсутствия топлива.  В основном это заслуга авиации.

- 1. Мои соболезнования Гудериану. Из мемуаров:
"Еще 16 июня, спустя две недели после начала вторжения, 116-я танковая дивизия находилась на побережье между Абвиль и Дьепп, 11-я танковая дивизия — у Бордо, 9-я танковая дивизия — под Авиньен; танковая дивизия СС «Рейх» вела бои с партизанами в Южной Франции. В это время остальные дивизии вместе с прибывшими с Восточного фронта 9-й и 10-й танковыми дивизиями СС истощили свои силы в тяжелых фронтальных атаках противника, которого поддерживала корабельная артиллерия."
Там у него еще всхлипывания об жутких потерях Учебной дивизии на марше к плацдарму, об чем противоречит доклад Байерляйна (комдив Учебной) от 10 июня: "потери дивизии на марше  - незначительны"
- 2. Откуда такие откровения? Каким образом 12 ТД СС и Учебная, оказались на второй день у плацдарма, и ... вели таки боевые действия (Вы представляете сколько бензина "действующая" танковая дивизия с 200 танками  и САУ, 400 БТР, 4 тыс. авто, не считая прочих тягачей и мотоциклов потребляет  в день?).
- 3. Давайте посмотрим, внимательно, "препятствия созданные авиацией, для выдвижения к плацдарму",  на примере "Лейбштандарта" об 3 июля:
1ТД СС ("Лейбштандарт") - дивизия не выдвигалась сразу к плацдарму, т.к. была небоеспособна на начало июня: первый батальон имел - 38 пантер, второй - 42 "четверки", призывники (большинство из 21,5 тыс. персонала дивизии) не прошли обучение, специалисты: мехводы и техники - отправлены на обучение в Германию,  из 4 тыс. авто по штату - 1 650 шт. (из них 610 - неисправны), из 450 БТР по штату - ни одного!   Получив приказ на выдвижение к плацдарму, комдив Виш сел на задницу - уговорил отложить погрузку в вагоны хотя бы до 17 июня, заодно ускорив поставки танков и техники  в дивизию - к 17 июня в дивизию прибыло 53 "четверки" и 14 "пантер" + 43 "штуга", за июнь дивизия, вдогонку - к плацдарму, еще получила 20 "пантер". За июнь дивизию добили и БТРами - их пришло 260 штучек (половина  - не исправны), и авто - пришло 440 штук. Из 21,5 тыс. голов в дивизии в Нормандию прибыло около 14 тыс., совершенно небоеспособные подразделения остались  в Бельгии : батальон "небельверферов", 3-й дивизион артполка, 37мм батарея зенитного дивизиона, часть танкового полка (специалисты продолжили обучение в Германии), две роты разведбата (тоже на обучении) и другие подразделения. Всего 5800 голов дивизии оставалось  в Бельгии и   более тысячи  в Германии.  Именно из-за этого в боях, в июне, у плацдарма участвовал только 1-й (мотопехотный) полк "Лейбштандарта"и один артдивизион,  остальные подразделения пытались прямо на ходу доучивать, доукомплектовывать  и вводить  в бой постепенно. Поэтому (постепенный ввод  в бой), за июль, дивизия понесла сравнительно небольшие потери, даже отразив наступление англичан "Гудвоод" - 1092 головы (243 убитыми). Занятная таблица наличия танков в дивизии на 2 июля: 30 "четверок" и 25 "пантер" боеспособны, остальные - -в ремонте (боевых потерь еще нет). Освоение техники прямо на фронте - тоже имеет свои минусы.  Когда дивизия в августе стала бодаться в полном составе - потери составили уже более 3,5 тыс. за август месяц (в Фалезский котел она не попала, если чо), правда соседняя 2ТД (не СС) потеряла еще больше 4,5 тыс. голов за месяц.
- 4. Будете смеяться - но на Востоке, при несравнимо более слабой авиации - абсолютно тоже самое - брошенные подбитыми  и неисправными, а так же  и взорванные танки - и есть основные потери, которые несет вермахт при отступлении , когда линия фронта неподвижна - танки вермахт практически не теряет, даже полные дрова вывозят "на ремонт в Германию". 
- 5. Острая проблема с топливом, если мы говорим об танках, началась с потерей Румынии - с сентября месяца 44-го. До этого , и на Западе, особого недостатка не ощущалось. Просто после войны союзники стали искать где же все ж они "пахали"? Постановили: "мы уничтожили топливо  в Рейхе" - всем так и писать, и немцам и американцам, иначе ...
  • +0.09 / 5
  • АУ
SMF
 
Слушатель
Карма: +268.82
Регистрация: 22.07.2008
Сообщений: 1,988
Читатели: 4
Цитата: vova6857 от 27.04.2023 21:43:17В тех краях находились,  в августе 43-го года, 1-я и 3-я группы 52-й эскадры.
 - Потери 1-й группы (Харьков - Мариуполь) за август: 109G6 = 20 безвозвратно, 18 - в "ремонт" из корпуса (дрова), 2 - ремонт  в корпусе, 109G4 = 4 безвозвратно, 2 - в ремонт. Всего: 24 самолета безвозвратно + 18 в "ремонт" + 4 - в ремонт = 46 пепелацев.
- Потери 3-й группы (Харьков - Макеевка) за август: 109G4  6 - безвозвратно + 4 в "ремонт" = 10, 109G6 28 - безвозвратно, всего:  34 безвозвратно + 4 в "ремонт" = 38 пепелацев.
Не так и мало за месяц - с ремонтами - более двух полнокровных групп выбыло.

 По данным Прина  I/JG 52 в августе записала себе 110 побед, По известным спискам потеряно 19 самолетов, в том числе 7 - 100%, 1 - 75%, 1 - 60%, 1 - 50%, 1 - 30%, 2 - 25%, 1 - 20%, 3 - 15%, 2 - 10%.  Пилотов убито - 5, ранено - 3. Проблемы с техникой, видимо, были серьезными, если при 31 самолете на 31 июля было 23 боеспособных, на 31 августа на 35 самолетов боеспособны всего 16.  Но это связано и с интенсивным использованием. В августе совершено 373 групповых боевых вылета и участием 1565 самолетов. При среднем вылете в районе 1 часа - более 50 часов на среднесписочный самолет. Что близко к реальному фронтовому ресурсу DB605. Поэтому 18 самолетов сдали в капремонт.

 III/JG 52 записала в августе 299 побед. По спискам потеряно 38 самолетов, в т.ч. 17 - 100%, в том числе и самолет Хартманна 20 августа, 1 - 95%, 1 - 70%, 1 - 65%, 1 - 55%, 1 - 50%, 1 - 40%, 1 - 35%, 3 - 30%, 3 - 25%, 2 - 20%, 2 - 10%, у двух не указан процент. В безвозврате 12 летчиков, 6 ранены. За месяц число боеспособных самолетов в линии сократилось с 22 до 9, боеспособных летчиков - с 27 до 13.

 Кому эти 2 группы противостояли. 2-я ВА - 4 ИАД на 1 августа. 5-я ВА - 6 ИАД, 17-я ВА - 3 ИАД, 8-я ВА - 2 ИАД. То есть 15 истребительных авиадивизий. Это еще без 9 ГИАД в 4-й ВА.

 Кстати, интересно сравнить боевую деятельность, например, 100-го ГИАП и I/JG 52, по которой некоторые данные есть. За 1943 год I/JG 52 совершила 3 222 групповых боевых вылета, в которых участвовали 9459 самолетов, 247 летных дней, совершила 34 перебазирования (это только штаб, не считая отдельных штаффелей), 884 штурмовки. Записала себе на счет 853 победы, потеряно 183 самолета, в т.ч. 77 - в хлам либо пропали. Безвозврат - 39 летчиков, в т.ч. 30 - по боевым причинам.

 100-й ГИАП совершил 3360 боевых вылетов, из них только 46 штурмовок. Заявки - 211 побед. Потери по отчету дивизии - 39, по данным М.Быкова - 42. Потери летчиков - 25, по данным М.Быкова - 26.
Совершенно очевидно, что потери 100 ГИАП неполные. В них нет самолетов, отправленных в ремонт, нет и поврежденных.
  • +0.00 / 0
  • АУ
SMF
 
Слушатель
Карма: +268.82
Регистрация: 22.07.2008
Сообщений: 1,988
Читатели: 4
Цитата: vova6857 от 27.04.2023 23:43:46- 4. Будете смеяться - но на Востоке, при несравнимо более слабой авиации - абсолютно тоже самое - брошенные подбитыми  и неисправными, а так же  и взорванные танки - и есть основные потери, которые несет вермахт при отступлении , когда линия фронта неподвижна - танки вермахт практически не теряет, даже полные дрова вывозят "на ремонт в Германию". 
- 5. Острая проблема с топливом, если мы говорим об танках, началась с потерей Румынии - с сентября месяца 44-го. До этого , и на Западе, особого недостатка не ощущалось. Просто после войны союзники стали искать где же все ж они "пахали"? Постановили: "мы уничтожили топливо  в Рейхе" - всем так и писать, и немцам и американцам, иначе ...

 Все это очень интересно, но официальный отчет Гудериана против каких-то мемуаров получше будет. К тому же я по-моему написал, что защищенные зенитками цели союзники как правило не могли серьезно достать. Я писал о снабжении. Острая проблема с топливом началась весной 1944 года после начала бомбежек заводов синтетического топлива. Производство упало во много раз, трагически.
  • +0.00 / 0
  • АУ
osankin
 
Слушатель
Карма: +146.04
Регистрация: 12.06.2009
Сообщений: 12,341
Читатели: 5

Бан в разделе до 14.01.2024 23:07
Цитата: vova6857 от 28.04.2023 11:44:37...
2. ТТХ много позволяло. А наши ВВС не особо. Например 5Гв.ТА выдвигалась несколько дней по рокаде (100-150км от линии фронта) 500 км до Прохоровки - что может быть вкуснее танковой армии на марше - громи колонны в пыль, тем более что ТТХ позволяет. Но ... не было ни одного налета!!! Обеспечили прикрытие армии на марше и ТТХ пошло лесом.


5 Гвардейская армия находилась на марше чуть более суток, из которых около девяти часов составляло тёмное время суток. Здесь.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев
  • +0.00 / 0
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: SMF от 28.04.2023 12:06:35- 1. Все это очень интересно, но официальный отчет Гудериана против каких-то мемуаров получше будет.
- 2. К тому же я по-моему написал, что защищенные зенитками цели союзники как правило не могли серьезно достать.
- 3. Я писал о снабжении. Острая проблема с топливом началась весной 1944 года после начала бомбежек заводов синтетического топлива. Производство упало во много раз, трагически.

- 1. А где можно посмотреть этот "официальный отчет"?  По-моему это из послевоенной книги воспоминаний Гудериана, где он брякнул что послал Гитлеру депешку, там же приплел и потери Учебной, и "мнение" Роммеля (как оказалось - проанглийского Каца, который предлагал сдаться). Барейляйн тоже , после войны, пел об "диких потерях в дивизии на марше в Нормандию", когда узнал, что ИБ союзников записали себе 2 тыс. уничтоженных бронеобъектов из его дивизии. Кто б иначе его воспоминания издал? А вот его отчет за 10 июня , с пылу, с жару - "потери Учебной дивизии на марше - незначительны", говорит об обратном.  Да и 12ТД СС "Гитлерюгенд" потеряла на марше 84 головы, из них 20 убитыми. Для 20 тыс. дивизии - такая мелочь, которую  и вспоминать союзникам стыдно.
- 2. Союзники были уверены что они все мосты в Северной Франции разбомбили, несмотря на зенитки (мосты немцы обороняли серьезно).
- 3. Аж всхлипнул, ну как же Вы пропустили майские налеты на заводы синтетического топлива, не-ет - помнит народ, не забалуешь! Дело в том, что синтетика, большей частью, шла на авиационное топливо и только меньшая часть - в армию и флот. Поэтому армия почувствовала "бензиновый голод" в сентябре с потерей Плоешти, а самолеты уже в июне.
Вы все никак не поймете - у союзников была своя война, мало похожая на нашу. Например с августа месяца треть налетов (?) направлялось на стартовые площадки  и заводы по производству ФАУ-1 . Количество пускаемых ракет упало с 3600 штук в месяц до 2800 осенью. Количество с/в английских истребителей для перехвата этих ракет достигало 50 тыс. с/в в месяц (небоевые потери представляете?). Это и была их война - те же игры в песочек, только в профиль. Сколько книг, эссе, исследований - и об радарах, и об аэродромах, и об методах перехвата и уничтожения энтих ракет - жизни не хватит все перелопатить ... а на хрена?
  • +0.05 / 3
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: osankin от 28.04.2023 13:08:105 Гвардейская армия находилась на марше чуть более суток, из которых около девяти часов составляло тёмное время суток. Здесь.

Считать умеем? 6 июля началось выдвижение армии (приказ пришел еще 5 июля), к 7 июля первые корпуса (корпуса располагались на разном расстоянии поэтому прошли маршем, в общей сложности, от 250 до 500 км) пришли под Старый Оскол. День приведения в порядок, ожидание отставших. 10 июля первые части армии пришли на место, основные силы армии сосредоточились только 11 июля (отставшая техника подходила до 14 июля). Так что с 6 по 10-е армия была на марше в полном составе.
  • +0.04 / 2
  • АУ
vova6857
 
Слушатель
Карма: +19.86
Регистрация: 27.02.2023
Сообщений: 1,455
Читатели: 1
Цитата: SMF от 28.04.2023 11:59:001. По данным Прина  I/JG 52 в августе записала себе 110 побед, 
2. Что близко к реальному фронтовому ресурсу DB605. Поэтому 18 самолетов сдали в капремонт.
3.   Кому эти 2 группы противостояли. 2-я ВА - 4 ИАД на 1 августа. 5-я ВА - 6 ИАД, 17-я ВА - 3 ИАД, 8-я ВА - 2 ИАД. То есть 15 истребительных авиадивизий. Это еще без 9 ГИАД в 4-й ВА.
4.  Потери по отчету дивизии - 39, по данным М.Быкова - 42. Потери летчиков - 25, по данным М.Быкова - 26.
Совершенно очевидно, что потери 100 ГИАП неполные. В них нет самолетов, отправленных в ремонт, нет и поврежденных.

1. Я брал из Хольма.
2. Изношенный/поврежденный мотор менялся прямо на аэродроме в группе - причем тут капитальный ремонт? У планера ресурс больше на порядок, если по нему не стрелять. У немцев Bf-109T летали на датских островах (на перехват) до осени 44-го.
3. Надо смотреть результаты: в сентябре мы вышли к Днепру.
4. Есть такое дело, самолеты были разные: у немцев цельнометаллические, у нас дерево-фанера. Пуля попавшая в металлический лонжерон оставляет дырочку, а в деревянный - может вообще его ращепить, так и с остальным - обшивкой, стирнгерами  и т.п. Поэтому и сбить легче и восстанавливать, например Як-9 после вынужденной, часто невыгодно - легче новый сделать. У Ил-2  часто к бронекоробке меняли хвост и крылья по нескольку раз, из-за "износа" - коробка то целая, а разбитое дерево легче заменить чем ремонтировать. Но с Р-39 обращались по-другому. Хотя, по воспоминанием Голодовникова - мотор не жалели: "либо ты используешь ресурс на 100 часов, либо воюешь  и ресурса хватает на 50 часов, при вынужденной - мотор меняли всегда - после удара винтом отправляли на капиталку".
Отредактировано: vova6857 - 28 апр 2023 13:50:44
  • +0.06 / 3
  • АУ
Сейчас на ветке: 1, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 1