Цитата: vova6857 от 30.04.2023 13:50:10- 1. Я именно об этом: эвакуация в глубокий тыл для ремонта. Это откровенные дрова, никто не будет ремонтопригодный самолет отправлять на ремзавод флота или в Германию - только откровенные "дрова" на полную или частичную разборку. В сентябре 43-го у Запорожья захватили похожий эшелон с обломками сорока бомберов, тоже не числившихся у квартирмейстера в потерях. А сколько там насчитали % - без разницы. Сыр-бор был про то, что захваченные самолеты не проходили у генерал-квартирмейстера именно как потерянные.
Есть люди, которые потратили время и сравнили немецкие потери из кучи источников, по объему - почти научное исследование. Это стоит прочесть прежде чем вести дальнейшие споры.
https://gull.livejournal.com/7229.htmlhttps://gull.livejournal.com/7588.htmlВывод примерно такой
То есть всего до конца 1943 года можно говорить, что по всем причинам уничтоженными и поврежденными немцы потеряли на Востоке 5392 истребителя. Возможно, несколько больше. Списки генерал-квартирмейстера действительно не до конца полны, это очевидно любому, кто в них копался. Например, в донесениях от июля 1943 года иногда попадаются самолеты осени 1942 года, зимы или весны 1943 г. То есть и данные за 1943 год заведомо не полны, так как в 1944 г посамолетные списки до нас не дошли. Случаи единичные, но тем не менее.
По таблицам Flugzeugbestand und Bewegungsmeldungen, которые опубликованы у Холма, очевидно, что число поврежденных самолетов плюс эксплуатационного ремонта не соответствуют числу самолетов, получаемых из ремонта в боевые части. Так получалось во-первых потому, что значительная часть самолетов из тылового ремонта шла в учебно-боевые группы, истребительные школы и на второстепенные направления (например JG 5 или JG 51 (кстати, по таблицам Холма JG 51 в 1942 г вовсю получала новые Bf-109F-1 и 2, к вопросу о точности этого источника), а часть зависала в ремонте или разбиралась на запчасти. В 1943 г только 3 учебно-боевые группы получили больше 1000 самолетов из ремонта.
Можно сравнить с аналогичным учетом в ВВС РРКА по справочнику М.Быкова, опираясь на равное с немцами количество потерянных летчиков. Немцы до конца 1943 г. в воздухе на Востоке потеряли 885 летчиков истребителей убитыми и 102 пленными, то есть всего 987. Какое-то количество убито не во время летной работы, еще человек 70. То есть на 1000+ потерь 5392 потерянных и поврежденных.
Берем первые по списку советские авиаполки с имеющимися сведениями о потерях до конца 1943 г.
1 ГИАП - 104 самолета(4 на земле) и 55 летчиков
2 ГИАП - 127 самолетов (17 на земле) и 56 летчиков
3 ГИАП - 130 самолетов и 72 летчика
5 ГИАП - 275 самолетов (100 на земле) и 73 летчика.
9 ГИАП - 139 самолетов (5 на земле) и 63 летчика
14 ГИАП - 113 самолетов и 61 летчик.
16 ГИАП - 127 самолетов (16 на земле) и 75 летчиков
18 ГИАП - 91 самолет (1 на земле) и 57 летчиков
21 ГИАП - 131 самолет (9 на земле) и 68 летчиков
28 ГИАП - 88 самолетов (5 на земле) и 49 летчиков
29 ГИАП - 92 самолета (5 на земле) и 50 летчиков
30 ГИАП - 69 самолетов и 28 летчиков
31 ГИАП - 136 самолетов (6 на земле) и 67 летчиков
32 ГИАП - 86 самолетов (1 на земле) и 47 летчиков
40 ГИАП - 149 самолетов (7 на земле) и 76 летчиков
41 ГИАП - 102 самолета (11 на земле) и 51 летчик
56 ГИАП - 85 самолетов (6 на земле) и 36 летчиков
57 ГИАП - 52 самолета (1 на земле) и 39 летчиков
Итого на 1023 летчика в безвозврате 2096 самолет, в том числе 194 на земле. У немцев на 1000 с небольшим летчиков в безвозврате числилось 2490 самолетов с повреждениями 60-100%. То есть при сопоставлении немецкие уничтоженные полностью соответствуют советским уничтоженным, существенных расхождений нет.
Только советских ИАПов было под 200, а я привел данные на 18.