Ув. Саперный Танк! Огромное спасибо за подробный рассказ! Многого я не знал. Потому как авиатор, проходил срочку в ЧВВАУЛ в то же время и немного был задействован в этой ситуации как обслуживающий персонал. Разрешите от себя добавлю кое-что про вертолетчиков:
Сам служил в 701-м УАП (в/ч 55618) в Чернигове (аэродром Певцы), на аэродроме (в июне-августе) базировались две АЭ вертолетчиков - Ми-6 и Ми-26, на их дезактивацию практически не привлекали срочников - у них были свои механики и техники, и стояли он на дальнем от полка старте (на западе, старты полка - на востоке), мы их почти и не обслуживали (за редким исключением, когда было много вылетов и не хватало людей). А вот на аэродром Малейки (недалеко от Славутича) выезжать приходилось, а Малейки - база ежедневной дезактивации вертушек, работавших на ЧАЭС.
Кстати, в сентябре была интересная история - на аэродром Певцы, как ближайший к месту аварии крупный, способный принимать Ту-154, должен был прилететь Горбачев. Три дня до даты прилета весь ЧВВАУЛ пахал на аэродроме как проклятый - траву укладывали с востока не запад, обтряхивали деревья возле ТЭЧ и стартов и убирали листья, наносили разметку на страты и рулежки. В день прилета бОльшую часть л/с училища выгнали в парадках с оружием на аэродром для иммитации почетного караула, но МСГ так и не прилетел - отбой был дан часов в 14, вечером по пр. Время показали, что он встречался с каким-то лидером одной из африканских стран. Так он на ЧАЭС и не побывал.
Еще одно воспоминание - кто смотрел мои армейские фотки, то всегда удивлялся, что практически нет фоток с учебки (Рубцовский ШМАС). А дело в том, что по прибытию в ЧВВАУЛ нас сразу же послали в Малейки, но никто не предупредил - зачем и по какому поводу. Поэтому все вещи взяли с собой. Естественно, по убытию из Малеек химики отобрали все, что фонило свыше нормы, в том числе все бумажные дела - письма и фотографии. Естественно, что не осталось фоток и из Малеек - все фотопленки просто изымались по линии 1-го отдела. Но у меня тогда еще не было фотоаппарата - он появился позже.
Работали в Малейках обязательно в ОЗК - каторга была еще та! При той жаре вода начинала хлюпать в бахилах уже минут через 20-30, к концу рабочей смены (а работали по 4 часа - иногде 2 смены в день, чаще - одна) доходила до колен. Некоторые пытались снимать ОЗК, но получали от командиров по первое число. Противогазы не носили - были т. н. "зайчики" - респираторы с клапанами на щеках. Тоже вещь еще та по удобству, особенно в жару!
Дозиметры были индивидуальные, но без индикации. В конце каждого дня старший смены (обычно летеха) забирал их и относил к химикам, потом возвращал обратно. Конкретное значение рнтг видели только по возвращению. Наших срочников забирали в Малейки на 2 недели. Случаев повторного командирования не знаю.
Про первую аварию Ми-26 не слыхал, но я и был позже - в ЧВВАУЛ прибыл 14 июня, в Малейках был с 16-е по 29-е. В то время на вертушках уже были свинцовые плиты по полу кабин и на сиденьях. Сбросы делали смесь песка со свинцом, все это укладывалось в купол парашюта, подвешиваемого вверх ногами на специально приделанный бомбодержатель, кнопка БД была выведена в кабину. Говорили, что сперва бросали мешки с песком вручную из грузовой кабины над реактором, при мне такого уже не было. Мы как раз и грузили, в основном, мешки с песком и мешочки со свинцом в эти самые купола. Хотя, иногда - как и в Певцах - привлекали и на дезактивацию, но это было редко. Вертушки были Ми-8, Ми-6, Ми-26. Прилетали не только с Певцов, но и еще с каких-то других аэродромов, сейчас уже не помню. По ЧАЭС работали с нескольких площадок, но в конце дня обязательно слетались в Малейки на дезактивацию. Кроме того, часть машин работала с Малеек (для них парашюты и снаряжали). Регламент проходили на основных аэродромах (например, в Чернигове - Певцы). Основной тех. контингент - штатные техники и механики вертолетных полков, но были и срочники (как мы), видел и "партизан", но с ними почти не общались - командиры строго следили. Вино-спирт не давали, вопреки расхожему мнению, хотя те, кто служили больше, где-то на аэродроме доставать спирт умудрялись - где не знаю, мне по сроку службы (8 месяцев) не положено было.
В лесу видели сухие деревья, если соскрести с них кору (а она отваливалась пластами), то со стороны Чернобыля (с западной стороны) ствол был розоватый, в отличие от белой древесины с противоположной стороны - говорили, что от радиации.
В Певцах тем летом был небывалый урожай грибов - даже на запасной ВПП, на которой не было деревьев. Многие ели, особенно ребята из БАТО. Полковые не ели, т. к. практически все прошли через Малейки и знали, чем это грозит.
Так же по осени был большой урожай облепихи, которая росла возле ТЭЧ, ВСКП и на БПРМ. Тоже многие ели прямо с веток, никакие уговоры не помогали.
По поводу инсинуаций с потенцией - никаких проблем не было, хотя проблемы с щитовидкой были и после ДМБ стоял на учете у иммунолога. Его рекомендации были, кроме лекарств - подобрать в жены здоровую женщину. Видимо повезло - жена здорова, двое сыновей здоровы, у самого болячек, связанных с радиацией нет. Правда, из трех друзей, с которыми были там - одного уже нет. Причину не знаю, но связана с болезнью.
Отредактировано: Серж-В3 - 01 ноя 2010 12:01:33