Мураховский (он все еще здесь на форуме?) написал интересный текст в телеге
Скрытый текст
Современный танк плохо умеет убивать вражескую пехоту. По двум причинам. Первая причина в том, что средства разведки и наблюдения танка мало приспособлены к обнаружению пехоты. Пехотинец прекрасно умеет использовать для укрытия микрорельеф местности, растительность, инфраструктуру и любой объект на поле боя, вплоть до подбитой техники и трупов. Обнаружить пехотинца из танка, пользуясь только приборами наблюдения и прицеливания, очень трудно, особенно в движении. А если танкист попробует высунуться из люка, то пехотинец только и ждет этого момента, чтобы влепить ему пулю в лоб.
Вторая причина в том, что оружие современного танка малопригодно для борьбы с пехотой. Спаренный пулемет нормального калибра не слишком страшен для пехоты в бронежилетах и касках. Стрельба из крупнокалиберного пулемета на некоторых образцах танков требует высовываться из люка, что грозит летальными последствиями для стреляющего. На тех танках, где можно стрелять не высовываясь, прицел плохо приспособлен для поиска и поражения пехоты.
Кроме того, в целом стрелковое оружие и малокалиберные пушки не уничтожают, а лишь подавляют пехоту. В современных войнах 80% пехоты убивается осколками снарядов и мин, и только 20% — всем прочим, включая стрелковые боеприпасы. Но ведь на танке есть пушка! Действительно есть: гладкоствольная, высокой баллистики, протыкающая подкалиберным снарядом вражеский танк на километровых дальностях.
Признаем свершившийся факт: современный танк представляет собой мобильный, хорошо защищенный, эффективный истребитель танков и другой наземной техники. А пехоту сейчас в основном истребляет артиллерия и авиация. Благодаря тому, что время реакции и артиллерии, и авиации не мгновенное, а точность стрельбы и бомбометания сравнительно невысоки, пехота успешно выживает на поле боя.
Все большее число ТВД превращаются в урбанизированные пространства. Пехота чувствует себя на урбанизированной местности как рыба в воде. Возможно, лучшего места для пехотного боя и не найти. И наоборот, для современного танка нет более опасного места, чем урбанизированный пейзаж, насыщенный пехотой с противотанковыми средствами.
Армии, развитые в техническом и организационном отношении, решают проблему борьбы с вражеской пехотой за счет сокращения времени реакции, точности и мощи огня артиллерии, ударов ракетных войск и авиации, тесного взаимодействия родов войск на поле боя в режиме реального времени. Вместе с тем, лучшим средством борьбы с вражеской пехотой, особенно на закрытой и урбанизированной местности, особенно в конфликтах низкой интенсивности, остается своя качественно подготовленная и оснащенная пехота.
Скрытый текст
Сложность организации общевойскового боя, трудности управления разнородными силами и средствами в ходе боя неоднократно приводили к идее создания машины непосредственной огневой поддержки, позволяющими свести к минимуму время реакции на возникающие огневые задачи.
Что касается теоретических разработок, понимания механизмов управления и алгоритмов взаимодействия, то здесь основные проблемы были в принципе решены. Достаточно упомянуть систему автоматизированного управления войсками «Маневр», поступившую в опытную эксплуатацию на рубеже70-80-х годов ХХ века.
Вместе с тем практическое воплощение теории на поле боя вызывало большие трудности по причине не слишком хорошей боевой слаженности подразделений, не совсем адекватных средств управления и связи, не отвечающей современным требованиям квалификации офицеров войскового звена.
Была придумана Боевая Машина Поддержки Танков (БМПТ). Со времени первой разработки прошел срок немалый. Регулярная пехота за этот период сильно преобразилась: оделась в бронежилеты вплоть до 6 класса защиты, кевларовые каски, насытилась носимым и возимым противотанковым вооружением с новыми возможностями. А убивать вражескую пехоту на переднем крае по-прежнему нечем.
БМПТ в этом деле танку помощник слабый, поскольку крупнокалиберного вооружения не имеет. А малокалиберное вооружение способно только подавить живую силу, но не уничтожить ее. Возникает риторический вопрос: нужна ли отдельная машина для решения столь ограниченной задачи, как подавление пехоты на малых и средних дистанциях?
Кроме прочего, БМПТ не обладает, в сравнении с современным танком, какими-либо принципиально новыми возможностями по разведке и обнаружению танкоопасной живой силы и малогабаритных ПТС, что могло бы хоть как-то оправдать существование данного класса машин.
Оружие БМПТ не может предотвратить или сорвать групповые пуски ПТУР на дистанциях, близких к максимальным, не способно разрушить дома, превращенные в долговременные огневые сооружения.
Хочу отдельно подчеркнуть: разработчик (УКБТМ) и производитель (Уралвагонзавод) сделали все от них зависящее в рамках требований, выданных Заказчиком. А вот заказчик (министерство обороны) находится в состоянии раздвоения сознания: с одной стороны, пишет техзадание на машину разработчику и выдает госзаказ изготовителю, с другой стороны, сам еще не знает, что с этой машиной делать в войсках, как ее применять в различных видах боя. Не в первый раз в истории наших вооруженных сил телега оказалась впереди лошади. Предполагаю, что и последствия сего действа будут аналогичными.