Сбить любой ценой: как советский летчик на МиГ-21 протаранил "Фантом"Инцидент произошел 28 ноября 1973 года в небе над советско-иранской границей в районе Муганской долины в Азербайджане. Географические особенности региона в 70-е годы позволяли самолетам-разведчикам из Ирана безнаказанно залетать на территорию СССР. Подобное положение вещей не устраивало командование Бакинского округа ПВО, которое прилагало все усилия для охраны границ Советского Союза.
Иранский истребитель был обнаружен советскими радарами еще в момент взлета с аэродрома Тебриз. На его перехват с аэродрома Марнеули был направлен истребитель
Су-15, но он потерял связь с пунктом управления и вернулся на базу. Ему на смену пришел МиГ-21СМ Геннадия Елисеева, который наводил на цель радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы.
Отметим, что иранский RF-4C - был не просто "заблудившимся" истребителем, а самолетом-шпионом. В рамках программы ЦРУ Project Dark Gene он был оборудован специальным разведывательным модулем с четырьмя фотоаппаратами, установленными вместо носового обтекателя. RF-4C мог использовать длиннофокусную фотокамеру, расположенную в подвесном контейнере. Самолет делал снимки в дневное и ночное время с предельно малых и больших высот, был оснащен инфракрасным сканером и радиолокационной станцией. На вооружении - четыре управляемые ракеты класса "воздух - воздух". Проигрывая советским истребителям в скорости, иранский самолет превосходил их в маневренности.
События в воздухе развивались стремительно. МиГ-21 капитана Елисеева настиг RF-4C уже на выходе из воздушного пространства СССР. Советский пилот, подчиняясь командам пункта управления, выпустил две ракеты "воздух - воздух". Однако иранский самолет выпустил весь запас тепловых ловушек, и ракеты прошли мимо цели. До сих пор достоверно неизвестно, почему летчик-истребитель не воспользовался авиационной пушкой. По одной из версий ее заклинило, а историк Алексей Крылов в своем очерке "Реактивный таран"
пишет, что техник-оружейник не подготовил оружие к бою.
Тогда советский летчик решился таранить самолет-шпион. МиГ-21 всем корпусом налетел на RF-4C. Иранский пилот и американский полковник катапультировались и были задержаны советскими пограничниками. Через 16 дней их обменяли на кассету со снимками с советского разведывательного спутника, ранее упавшего на территории Ирана. Мохаммад Шокуния продолжил службу в ВВС Ирана, но в 1982 году его Phantom был сбит иракским МиГ-21.
Геннадий Елисеев катапультироваться не успел. 14 декабря 1973 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Похоронили героя на родине - в Волгограде на кладбище Дар-гора. В белорусском городе Березы, где начинал служить Елисеев, его именем названа пионерская дружина школы №3. В 2012 году на доме, где жила семья летчика, появилась мемориальная табличка, а на территории воинской части - памятник.
Таран на сверхзвуке. Как сбивали иранский самолет-разведчик в небе над СССР...
Советский "МиГ" настиг шпиона уже на выходе из воздушного пространства СССР. Скорость "Фантома" на тот момент составляла порядка 1,4 Маха. Капитан Елисеев принял решение открыть огонь на поражение, потому что это был боевой самолет, а не транспортный борт, который по инструкции необходимо было принудить к посадке. В сторону "Фантома" устремились две ракеты "воздух — воздух". Однако нарушителю удалось увернуться, выпустив весь запас тепловых ловушек: ракеты прошли мимо цели в нескольких десятках метров. До сих пор достоверно неизвестно, почему Елисеев не воспользовался авиационной пушкой: одна из версий — ее заклинило после первой же очереди.
При этом летчик не мог просто отпустить нарушителя — с земли он получил приказ: "Сбить самолет любой ценой". "Фантом" не должен был уйти — оставалось непонятным то, какое вооружение и оборудование он нес на борту, а также цель его полета. Тогда капитан Елисеев решился на последний аргумент в воздушном бою — таран. Он направил "МиГ" на противника, но, по всей видимости, у летчика не получилось аккуратно срезать хвостовое оперение "Фантома" крылом. Вместо этого "МиГ" всем корпусом налетел на RF-4C, отправив нарушителя в неконтролируемое пикирование.
В результате столкновения советский самолет разрушился в воздухе, Елисеев катапультироваться не успел. Через несколько дней ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Экипаж RF-4C выжил и сумел покинуть поврежденную машину в воздухе. На земле их уже ждали пограничники. Сбитые летчики вернулись в Иран всего через пару недель после происшествия. Их обменяли на данные советского спутника, ранее упавшего на территории Ирана. Мохаммад Шокуния продолжил службу в ВВС Ирана. Он погиб в 1982-м, во время ирано-иракской войны, когда его "Фантом" сбил уже иракский "МиГ".
...
Известен еще один случай тарана на реактивном самолете — в июле 1981-го его совершил Валентин Куляпин на истребителе Су-15ТМ. Тогда советскую границу также со стороны Ирана нарушил транспортный самолет CL-44 аргентинской авиакомпании, перевозивший оружие. Капитан Куляпин должен был заставить сесть нарушителя, подавал визуальные команды экипажу транспортника, но тот никак не реагировал на требования летчика. Тогда офицер получил приказ сбить нарушителя. И хотя Су-15 был вооружен ракетами "воздух — воздух", CL-44 находился на недостаточной дистанции для пуска. Времени на второй заход у Куляпина не было — нарушитель уже подлетал к границе и мог ускользнуть. Летчик принял решение таранить противника: на высоте 11 километров он ударил корпусом своей "сушки" по правому стабилизатору CL-44. Куляпову удалось катапультироваться, а транспортник рухнул в нескольких километрах от границы. Весь его экипаж погиб.
Неизвестные факты о первом реактивном таранеСобытия, предшествовавшие этому подвигу, были досконально исследованы комиссией. В результате в приказе Главкома ВВС было указано на недостаточную подготовку офицеров наведения, плохо знавших вооружение самолетов истребительной авиации ВВС.
По свидетельству одного из очевидцев тех драматических событий, не вошедшему в официальные документы, в эту историю вмешался роковой случай.
Иранский «Фантом» был замечен на радаре оперативным дежурным командного пункта Джангры заблаговременно – в момент его взлета с аэродрома в Тебризе. Когда возникла угроза нарушения границы, с аэродрома в Марнеули был поднят в воздух дежурный истребитель и взят на управление. Но внезапно обесточилась аппаратура пункта наведения, из-за чего истребитель, потерявший управление, был вынужден вернуться на аэродром.
С большим запозданием с аэродрома Вазиани был поднят МиГ Елисеева. Долетев до района, он стал запрашивать управление от пункта наведения Джангры. Но тот был обесточен.
Елисеева услышали на соседнем ПН и повели на цель. Но наводчик решил, что имеет дело не с МиГ-21СМ, а с Су-15, у которого отсутствует пушечное вооружение. Это в определенной степени и стало причиной «неполного использования боевых возможностей истребителя». То есть были использованы не все возможности самолета, которые у МиГ-21СМ выше, чем у Су-15, в связи с другим выводом на точку атаки.
Также существуют свидетельства того, что история была еще более сложной, нежели это описывается в официальных источниках. После первого ракетного залпа пилоты «Фантома», поняв, что дело может закончиться для них не советской тюрьмой, а кладбищем, катапультировались. Второй залп также не поразил самолет-нарушитель. И Елисеев таранил уже пустой истребитель.
Существуют свидетельства иного рода, которые характерны для 90-х годов, когда было принято покрывать предыдущий 70-летний период нашей историей густым слоем черной краски. Якобы, со слов какого-то полковника, Елисеев таранил учебный иранский самолет снизу, поэтому его пилоты и не видели МиГа, и не поняли, что же произошло с их легким воздушным суденышком. И среди обломков якобы никакой шпионской аппаратуры найдено не было. Поэтому перед двумя честными парнями пришлось извиниться...
Кстати, на сайте в британском домене, посвященном «Фантомам» в ВВС Ирана, удалось отыскать следы сбитых иранского майора и американского полковника. Любопытно, что авторы сайта по поводу исследуемого нами инцидента заявляют, что существуют слухи о том, что полет был разведывательным, но они не находят подтверждения. Словно речь идет о легкой прогулке на самолете, но он в действительности был разведывательным (RF-4C).
Майор Шокуния был моложе Елисеева. Он начал летать на авиабазе в Табризе на легком многоцелевом истребителе F-5, массово поставлявшемся США в основном в страны Азии с середины 60-х годов. И летал опять-таки на шпионской модификации – RF-5A. В 1972 году, когда США усилили разведывательную деятельность с территории Ирана, пересел на двухместный RF-4С.
И иранского майора, и американского полковника освободили через 16 дней. Видимо, в этом деле были использованы мощные дипломатические рычаги.
Шокуния продолжил службу. Елисеева он пережил на несколько лет. 27 января 1982 года иранский пилот погиб в бою во время войны с Ираком. Кстати, и на сей раз его сбил тоже МиГ-21. От судьбы не уйдешь.
Пессимист - это хорошо информированный оптимист
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
Н.А. Некрасов
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать.
П.Я. Чаадаев