Я случайно оказался на этой ветке. Наткнулся на тред
Карела «Союзное государство невозможно в принципе» и задержался здесь. Я вижу всеобщее уныние относительно текущего состояния белорусско-российских отношений и ожиданий, что вот-вот станет еще хуже, «как с Украиной».
Не могу понять этих настроений. И не могу понять, что не нравится большинству участников обсуждения в нынешнем состоянии белорусско-российских отношений.
Почему-то считается, что экономика Белоруссии находится в бедственном состоянии. Я ничего такого не вижу.
Табл. 1
В последние несколько лет ничего драматического не наблюдается. В какие-то годы Белоруссия растет на 1% быстрее, в какие-то годы на 1% медленнее. В 2015 г. Белоруссия смотрится заметно хуже России, но в отношении этих данных есть сомнения: сначала Росстат насчитал примерно столько же, а потом довольно существенно улучшил. Не знаю, проделал ли такую же манипуляцию Белстат. Можно посмотреть такие данные:
Табл. 2
Ничего драматического с Белоруссией не происходит. В 1990-е годы она немного «просела» относительно России, в 2000-е немного «отыграла». После 2008 г. опять немного «отстает». Украина приведена для того, чтобы было понятно: что такое «немного», а что такое «много».
Почему-то считается, что нынешнее состояние белорусско-российских отношений не выгодно России, что мы «содержим» Белоруссию. Откуда такие выводы?
Если взять платежный баланс РБ с РФ, то видно, что имеет место чистое кредитование Белоруссии Россией:
Табл. 3
Но это же оборотная сторона пассивного сальдо Белоруссии в торговле с Россией:
Табл. 4
А как же иначе? Можно уменьшить кредитование Белоруссии, тогда сократится импорт Белоруссией российских товаров – это будет лучше?
Почему-то считается, что Белоруссия агрессивно продвигает свою молочную продукцию на российский рынок. А что ей делать? Что ей еще продвигать? Молоко, масло сливочное, сыры и творог составляют 15% экспорта в Россию. Это прилично. Еще 4% – мясо. Что прикажете делать Белоруссии со своим животноводством, когда Россия объявила, что выйдет на самообеспечение продовольствием и станет его экспортером? И это будет катастрофа для белорусского сельского хозяйства, в котором занято 9,7% трудовых ресурсов (в России – 6,7%). Эта катастрофа нам не нужна точно так же, как и тов. Лукашенко. Поэтому эта тема – постоянный предмет переговоров. Что такого?
Товарищи, недовольные нынешним состоянием белорусско-российских отношений, вы-то чего хотите? Вы хотите, чтобы экономика Белоруссии росла быстрее или медленнее российской? Вы хотите, чтобы Белоруссия покупала российских товаров больше или меньше, продавала в Россию больше или меньше? Вы хотите больше инвестировать в Белоруссию или, наоборот, изымать из нее ресурсы для инвестиций в России? Может, ничего не надо трогать – и так все хорошо работает?
Теперь по политической повестке. Почему-то считается, что с Белоруссией нужно союзное государство. Нет, какое-то союзное и так уже есть, нужно вообще единое, по-настоящему. А зачем Вам оно? Для чего? Все экономические вопросы останутся актуальными и в случае воссоединения Белоруссии с Россией. Все экономические вопросы отлично решаются в рамках ЕАЭС.
Единственный вопрос, который стоит на пути воссоединения Белоруссии и России это вопрос: будут ли белорусы, призывники и контрактники, сражаться и умирать за интересы России по приказу ее верховного главнокомандующего? Все. Обо всем остальном все равно нужно договариваться, хоть в рамках единого федеративного государства, хоть в рамках ЕАЭС, оставаясь независимыми.
Так давайте просто спросим белорусов: готовы или не готовы? Башкиры, буряты, чеченцы сражались и умирали в рядах российской армии на протяжении всех 90-х и 2000-х годов: в Таджикистане, в Чечне, в Сирии, в Донбассе. Вот поэтому и Башкирия, и Бурятия и даже Чечня – Россия.
И последнее. Почему-то ждут, что в Белоруссии будет, «как на Украине». Я вижу совсем немного того, что делает Белоруссию похожей на Украину, и очень много такого, что делает ее совершенно непохожей.
На Украине имел место глубокий раскол элит и глубокий раскол на уровне регионов. Поэтому на Украине оказался возможным а) вооруженный захват власти с непосредственным участием иностранных государств, за которым последовал б) распад страны и гражданская война. Ради сохранения власти хунта повела страну по пути разрыва отношений с Россией.
В Белоруссии элиты вполне консолидированы, а население вполне однородно. Внутриэлитные конфликты разрешаются без привлечения «улицы». Вооруженный захват власти с непосредственным участием иностранных государств, по-моему, просто невозможен в Белоруссии.
Медленный «дрейф» «от России» в случае, если экономические интересы России и Белоруссии будут расходиться, я представить могу. Могу даже допустить, что мы его даже наблюдаем. Но это медленный и управляемый процесс, а не «как на Украине». Это движение будет под управлением белорусских властей и при непротивлении белорусского народа. И Российская Федерация в любой момент сможет на него повлиять, если решит, что это не в наших интересах.
Так что не так с белорусско-российскими отношениями?