АВИАЦИЯ и иные...
13,048,445 33,399
 

  osankin ( Слушатель )
26 июл 2020 01:03:57

Снова о боях на Курской дуге

новая дискуссия Статья  2.339

13 июля 1943 года из боя не вернулись почти все
Первая эскадрилья
Николай КАЧУК, 18 июля 2020
ЦитатаВ 2018 году я был буквально потрясен фотографией, которая попала ко мне благодаря заслуженному ветерану 1-й эскадрильи 948-го Оршанского штурмового авиаполка 308-й Краковской штурмовой авиадивизии 3-го Минского штурмового авиакорпуса Валентине Ивановне Гиацинтовой (Ситниченко) и ее родственнице Любови Семеновне Ситниченко. На этом фото — летчики 1-й АЭ 948-го шап во главе со своим командиром. Июнь 1943 года, молодые двадцатилетние ребята, совсем недавно они получили звание младших лейтенантов и введенные приказом наркома обороны погоны, которые еще не все успели пришить на свои гимнастерки. Простые, открытые, кажущиеся знакомыми лица. Пытаюсь себя переубедить, но точно такие же я видел вчера среди зрителей футбольного матча. 13 июля 1943 года вся эскадрилья не вернулась из боевого вылета. Из ребят, что на этой фотографии, в живых остался только один — наш земляк, уроженец деревни Корсаковичи Борисовского района Иосиф Гуренок. Выжил, потому что по болезни в том боевом вылете не участвовал.

Дело было под Курском

Архивные документы позволяют рассказать, как это случилось. Наш легендарный земляк, опытный летчик-штурмовик подполковник Кирилл Чубченков (см. о нем «СБ. Беларусь сегодня» от 08.02.2020 г. «Право на бессмертие») весной 1943 года в составе 3-го штурмового корпуса Резерва Верховного Главнокомандования приступил к формированию 308-й штурмовой авиадивизии, в которую вошли 948-й и 624-й штурмовые полки на самолетах Ил-2. Летчики — сплошная молодежь, вчерашние выпускники авиашкол со средним налетом чуть более 20 (!) часов. Боевого опыта никакого! Недалеко ушел от рядовых летчиков и командный состав полков. Небольшой боевой налет у некоторых из них был, но на бипланах Р-5, У-2 и бомбардировщиках СБ, Су-2, Пе-2. На Ил-2 не воевал никто. За апрель-май Чубченкову с трудом удалось их научить лишь азам штурмового дела. 
В преддверии битвы на Курской дуге в район предстоящих сражений началась переброска значительных сил авиации. Немцы стянули сюда со всех фронтов элиту — самые подготовленные и опытные части, вооруженные новейшей техникой и состоящие из лучших асов Геринга. Главком ВВС Красной Армии маршал Новиков так же поступать не стал и сделал ставку на полки, дивизии и корпуса из Резерва Верховного Главнокомандования, в большинстве своем состоящие из молодых необстрелянных летчиков. Дивизии Чубченкова предстояло воевать на Орловском направлении. Уже 3 июня 1943 года он приказал летчикам 948-го и 624-го шап под прикрытием истребителей Ла-5 из 50-го истребительного полка совершить облет района предстоящих боевых действий. Кстати, из-за огромных потерь среди наших штурмовиков и бомбардировщиков главком ВВС Новиков издал очень нужный приказ, запрещающий им вылеты на задания без прикрытия истребителями.
В связи с тем что, как доложила авиаразведка, на близлежащих аэродромах в Орле и Хомутах немцы разместили от 70 до 140 самолетов, командование ВВС приказало нанести по ним штурмовые удары. Дневные налеты на хорошо защищенные немецкие аэродромы, как рассказывал мне маршал авиации Иван Пстыго, были самыми опасными и сложными для штурмовиков заданиями, требовавшими серьезной подготовки. Они были по силам лишь опытным экипажам. Но эту задачу возложили на молодежь Чубченкова. 
А ведь был уже горький опыт недавнего налета на аэродром в Орле 6 мая. Из 16 Ил-2, которых прикрывали 15 истребителей Як-1, на свой аэродром вернулся только один штурмовик…
Согласно боевому приказу № 15 штаба 308-й шад, изданному в 12 часов 8 июня 1943 года, для налета на аэродром Хомуты от 948-го шап (аэродром Саватеевка) выделялось две группы по 6 Ил-2 и одна группа из 6 Ил-2 от 624-го шап (аэродром Теплое). Ведущим всей сводной группы из 18 Ил-2 назначался командир 948-го шап майор Александр Храбрых. Несмотря на то что на прикрытие группы выделялось 18 истребителей Як-7б, Храбрых прекрасно понимал, что их ждет над целью. Он хлебнул лиха летом 1941-го в небе Белоруссии, когда на его глазах погибали целые эскадрильи самолетов СБ из Бобруйской 13-й бомбардировочной дивизии. Сбили и его, обгоревший и едва живой, он едва добрался до своих. Таких больших групп — 18 самолетов — Храбрых прежде никогда в бой не водил. Плюс необстрелянная молодежь, да еще на малоосвоенном самолете. И самое главное, для всех, в том числе и для ведущего, это был первый боевой вылет на Ил-2! И сразу на штурмовку аэродрома! Итог этого полета предсказать было несложно. Но приказ есть приказ и его надо было выполнять.
Тучи над целью
Неожиданно вмешалась погода. Когда в 19 часов штурмовики начали выруливать на старт, небо затянули тучи. Первой взлетела шестерка Храброго, за ней 6 Ил-2 из 1-й АЭ под командованием капитана Ивана Афанасьева. На маршруте погода стала еще больше ухудшаться, пошел дождь, видимость упала до 700 метров. Храбрых, к счастью, оказался не безумно храбрым и решительно повернул всю группу обратно — домой! Чем спас от верной гибели своих ребят, но поставил себя под прямую угрозу попадания под скорый суд военного трибунала. Выручил его все прекрасно понимавший, опытный комдив Чубченков, сделавший в боевом приказе на этот вылет важную оговорку с учетом низкого уровня подготовки экипажей: «При облачности ниже 500 метров и видимости менее 4 километров на цель не ходить». Словом, расстрел за невыполнение боевого приказа не состоялся. А 1-я АЭ капитана Афанасьева отделалась лишь легким испугом. Экипажи летавших в этот же день на штурмовку аэродрома в Орле 12 Ил-2 из 614-го шап 225-й шад состояние погоды проигнорировали и добрались до цели. Ни один из них не вернулся. Сбиты были и еще четыре Ла-5 из прикрытия.
Но даже такие потери не отрезвили командование ВВС. 10 июня наши летчики вновь полетели на немецкие аэродромы. Результат — плачевный. Капитан Иван Вихор повел на Брянский аэродром сводную группу в составе 24 Ил-2 из 571-го и 566-го шап. Был атакован 15 истребителями Ме-109 и ФВ-190. Сбиты 19 Ил-2 во главе с ведущим… Невольным свидетелем этой трагедии стал кинооператор капитан Борис Шер, который вместо воздушного стрелка летал с кинокамерой на это задание. Борису повезло не только вернуться на свой аэродром, но с перепугу даже сбить истребитель ФВ-190! Об этом боевом вылете рассказала главная газета ВВС «Сталинский сокол», ни словом, естественно, не обмолвившись о наших потерях.
А они были тяжелыми не только у штурмовиков. В тот же день при налете на Брянский аэродром немцы сбили эскадрилью бомбардировщиков: 9 самолетов Пе-2. На ведущем самолете командира эскадрильи находился самый опытный штурман полка, но и это не спасло: заблудились и попали под губительный огонь зениток и истребителей. Для командира эскадрильи Пе-2 это тоже был один из первых боевых вылетов на новом для него самолете.
Все это происходило буквально на глазах у главкома ВВС маршала Новикова. Но, судя по всему, наверх, в Ставку Верховного Главнокомандования, об этом не докладывалось.


13 июля 1943 года из боя не вернулись почти все
Первая эскадрилья
Николай КАЧУК, 25 июля 2020

Цитата: ЦитатаСлава богу, 948-й полк штурмовать аэродромы больше не посылали. Эскадрилья капитана Афанасьева до 12 июля, когда наши войска перешли в атаку и началась Орловская наступательная операция, в полном составе не летала. Лишь отдельные, наиболее подготовленные экипажи летчиков Крюкова, Каманина, Балясова и Борисова привлекались в составе сборных групп полка для нанесения ударов по противнику и постановке дымовых завес, за что даже получили благодарность от командующего 15-й воздушной армией генерала Науменко. Чаще других летал экипаж летчика Балясова и стрелка Гарипова. К середине июля ребята успели выполнить три боевых вылета.Приказ поступил рано утром

Рано утром 12 июля, в первый день наступления, капитан Афанасьев поднял в небо шестерку из 1-й АЭ для нанесения бомбо-штурмового удара по артиллерийским позициям гитлеровцев. На их головы обрушился смертельный груз из 52 бомб и ливень свинца авиационных пушек и пулеметов. Но состоялась и первая встреча с парой истребителей ФВ-190, которым удалось сбить Ил-2 мл. лейтенанта Ивана Зыбина со стрелком Воробьевым. Это была первая потеря эскадрильи. В 3-й АЭ полка мл. лейтенант Афанасьев вернулся с убитым в воздухе стрелком Павловым. В соседнем 624-м шап погибли четыре экипажа, в том числе и штурмана полка. За штурмовиками с земли наблюдал маршал Новиков, который дал их действиям высокую оценку. Около полудня шестерка Афанасьева вновь поднялась в воздух. Погибший экипаж заменили мл. лейтенант Колесников со стрелком Дьяченко, а место получившего серьезные повреждения штурмовика мл. лейтенанта Герасимова занял Ил-2 лейтенанта Крюкова. Но всей шестерке пришлось вернуться на аэродром, не выполнив боевого задания. Из-за сильного дождя не смогли взлететь истребители прикрытия, а без них идти на цель было запрещено.
13 июля 1943 года в 5 часов 30 минут командир 308-й шад полковник Григорий Турыкин, который в конце июня сменил на этом посту Чубченкова, убывшего на учебу в академию, отправил в 948-й шап приказ № 053, согласно которому к 7 часам 30 минутам две группы штурмовиков должны были быть в готовности к вылету на боевое задание. Первой взлетела шестерка из 2-й АЭ, которая вскоре вернулась: вновь не вышли на прикрытие истребители. Вылет 1-й АЭ отложили. В свой последний полет с аэродрома Саватеевка она поднялась лишь в 14 часов.
В районе Архангельского их атаковали 8 ФВ-190 и 4 Ме-109. Несмотря на отчаянное сопротивление наших ребят, немецкие асы оказались сильнее. На Ил-2 Малова набросились сразу три «Фоккера»! Ранили стрелка сержанта Миронова, подожгли самолет, но Алексею все же удалось посадить его на ближайшую поляну. Попала под удар и группа штурмовиков из 624-го шап, потерявшая четыре экипажа. Среди погибших и их ведущий командир полка, для которого это был всего лишь второй боевой вылет на Ил-2.

...

Стали просто землей, травой

Орловская наступательная операция по потерям занимает печальное первое место за всю войну: 1014 утраченных самолетов, по 27 (!) в сутки. На алтарь этого жертвенного успеха положили свои жизни молодые двадцатилетние ребята, которым бы еще жить да жить, такие как летчики из погибшей 1-й эскадрильи капитана Ивана Афанасьева. Только тридцатипятилетний Иван Степанович имел семью и детей. Успел даже побывать за границей, сходив на биплане Р-5ССС на финскую войну, получив за это орден Красного Знамени. А все его подчиненные — зеленая молодежь, холостяки. Трое из неполных семей, без отцов, один и вовсе имел из родственников только сестру. И оборвалась после смерти ребят жизни нить. Ни тебе детей, ни внуков, ни наследников…
В 1943 году ценой огромных жертв, понесенных в боях в небе Курско-Орловского сражения и на Кубани, наша авиация наконец-то лишила немецких асов их безоговорочного превосходства в воздухе. 
Из летчиков первого набора 1-й АЭ до победы суждено было дожить одному лишь Иосифу Гуренку. Смерть не раз дышала и ему в затылок: сбивали, горел, падал… 15 января 1944 года из боевого вылета он вернулся вместе со своим стрелком пешком: чудом удалось посадить своего «илюху» на опушке леса. 1 июля 1944 года, во время операции «Багратион», на его Ил-2 набросилась свора немецких истребителей: пробили обшивку и задний лонжерон стабилизатора, в правую плоскость крыла всадили 35 пуль, повредив оба лонжерона, у воздушного стрелка разбили установку крепления пулемета… Но не иначе как заговоренный Иосиф выжил и на этот раз. 6 июля на аэродроме Лошица под Минском его самолет нашла немецкая бомба, но экипаж командира звена Гуренка не пострадал. 11 февраля 1945 года в сложных метеоусловиях потеряла ориентировку и рассыпалась в небе над немецкой территорией вся эскадрилья, но ему все же удалось нащупать ближайший к линии фронта аэродром и сесть. 22 марта 1945 года в составе группы 1-й АЭ, которую вел командир эскадрильи ст. лейтенант Леонид Афанасьев, Гуренок нарвался на плотный огонь немецких зениток, был подбит и, еле-еле дотянув до своих, плюхнулся без шасси прямо в поле.
Фартовый был человек Иосиф Гуренок. Не только выжил сам, но и не потерял за всю войну ни одного воздушного стрелка, а погибали они значительно чаще летчиков. 
...

Запись в журнале боевых действий 948-го шап о гибели 1-й АЭ.
Согласно журналу боевых действий 948-го шап в 1-й АЭ на боевое задание вылетели и не вернулись 8 экипажей в следующем составе: 
♦ командир эскадрильи капитан Иван Афанасьев — стрелок Обыденников, 
♦ заместитель командира эскадрильи лейтенант Аркадий Крюков — стрелок Козлов, 
♦ летчик старший мл. лейтенант Владимир Герасимов на одноместном Ил-2 без стрелка, 
♦ командир звена мл. лейтенант Алексей Малов — стрелок Миронов, 
♦ летчик мл. лейтенант Дмитрий Борисов на одноместном Ил-2 без стрелка, 
♦ летчик мл. лейтенант Алексей Колесников — стрелок Дьяченко, 
♦ летчик мл. лейтенант Михаил Каманин — стрелок Жихарев, 
♦ летчик мл. лейтенант Павел Балясов — стрелок Гарипов. 
Лишь через несколько дней в полк вернулись израненные и обгоревшие Алексей Малов и Иван Миронов, которые и рассказали о последнем бое погибшей эскадрильи.


Пы.Сы.

Цитата...
В 1991 году сотрудники Центра оперативно-тактических исследований ВВС на основе архивных документов наконец-то подсчитали, что из поступивших на вооружение ВВС 33 083 штурмовиков (на авиазаводах было выпущено 36 154 Ил-2) потеряно 22 503, в том числе в боях — 10 762…
Летчик-штурмовик, Герой Советского Союза маршал авиации Иван Пстыго, прошедший всю Великую Отечественную, что называется, от звонка до звонка, объяснял мне эти жуткие потери прежде всего недостаточным уровнем подготовки как рядовых летчиков, так и их командиров: 
«Мы всю войну учились — учились воевать. И рядовые, и офицеры, и генералы, и маршалы. Война, а тем более воздушная, — это очень сложное, тяжелое дело. И далеко не каждому оно под силу».

После того как в 948-м шап погибла 1-я АЭ капитана Афанасьева, командир 3-го шак генерал Горлаченко послал в полк своего помощника по воздушно-стрелковой службе гв. майора Пстыго. Но чем он мог помочь? Для того чтобы передать свой богатый боевой опыт молодым летчикам, надо время, а его не было. Оставалось только одно: личным примером показать, как можно и нужно бить врага. 22 июля после тщательной подготовки в составе шестерки Ил-2 948-го шап Иван Иванович вылетел на штурмовку очень трудной цели — понтонной переправы через реку Оптуха у деревни Домнино. Переправы немцы прикрывали очень сильным зенитным огнем и истребителями. После знакомства с летным составом полка Пстыго включил в шестерку самых, по его мнению, перспективных и сильных летчиков, которые смогут передать полученный опыт другим. После взлета на переправу они сразу не пошли, а схитрили и, сделав крюк, атаковали со стороны противника. Гитлеровцы этого никак не ожидали, и среагировать не успели. С первого захода сбросили бомбы, а со второго обстреляли из пушек и пулеметов. В самом начале переправы в небо взметнулся мощный взрыв. Скорее всего, попали в машину с боеприпасами. На аэродром вернулись без потерь. После посадки Пстыго увидел, как расправились плечи у ребят, как загорелись их глаза! «Вот так и воюйте, славяне!» — напутствовал летчиков, пожимая им руки, Иван Иванович. Этот вылет он хорошо запомнил. Именно в тот день комкор генерал Горлаченко представил его к ордену Ленина, но командарм Науменко понизил «градус» награды до ордена Отечественной войны I степени. Из той шестерки штурмовиков дожили до победы трое: сам Пстыго, ставший комэском, майором, Героем Советского Союза, Леонид Святошенко и сбитый и попавший в плен мл. лейтенант Ромицын. Двое из ребят погибли всего через 10 дней — 2 августа, когда 948-й шап потерял сразу семь экипажей.
...
Последний командир 1-й АЭ композитор Леонид Афанасьев написал на слова воздушного стрелка Александра Комаровского песню, которую так и назвал — «Первая эскадрилья». Ее он посвятил Ивану Афанасьеву и его ребятам: «За счастье, за дружбу, за Родину-мать в багровое небо взлетела опять первая эскадрилья!»
Отредактировано: osankin - 26 июл 2020 08:41:35
  • -0.28 / 21
  • АУ
ОТВЕТЫ (141)
 
 
  graycat ( Слушатель )
26 июл 2020 03:13:59

Osankin, при всём уважении к вам и вашей эрудиции... читая вас, могу только перефразировать "Историю от Сатирикона":
Гитлера погубило то, что он вздумал вести победоносную воину с русскими. Удивительнее всего, что так оно и случилось: Гитлер действительно вел победоносную войну с русскими. Всюду русские отступали. Гитлер побеждал, русские терпели поражения. Гитлер терпел победы. Терпел в Сталинграде, терпел на Курской дуге. Кончилось тем, что Гитлер потерпел последнюю победу при Берлине и застрелился.
  • +1.16 / 35
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
26 июл 2020 08:26:19

В данном случае вы читали материал Николая Ткачука. Я и он даже не знакомы...Подмигивающий
Вы человек молодой, поэтому не помните известного девиза советских времён: "Никто не забыт и ничто не забыто!" 
Как выяснилось, в Белоруссии его  помнят.
Пы.Сы.
Минусующим - выложил фото погибшей эскадрильи - пусть лица этих людей вечно не дают покоя вашей совести!
  • -0.31 / 15
  • АУ
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
26 июл 2020 11:24:09

    
Вы, когда наковыриваете эти отдельные случаи, когда по каким-то причинам наши лётчики терпели серьёзные поражения, конечно же, при этом запиваете свой успех баварским?
Небось, ещё и сыто ухаете при этом и пускаетесь впляс?
   
Вот у немцев ещё более капитальных провалов в практике их люфтваффы было едва ли не больше.
Но что-то Вас удерживает от наковыривания таких случаев.
   
В целом, складывается ощущение, что Вы продолжаете работать корреспондентом "Фёлькишер беобахтер".
Рыгающий 
  • +0.45 / 21
  • АУ
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
26 июл 2020 11:42:28

Хорошее начинание, осталось собрать и описать гибель ещё 7825 человек лётчиков штурмовиков.  
Но вы же не для этого это всё тут публиковали, да? Всё пытаетесь донести до сознания людей что наши деды были полными нубами перед немецкими лётчиками. Что соотношение потерь было 10 к 1. 
Не там копаешь клоун.
  • +0.53 / 22
  • АУ
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
26 июл 2020 12:58:31

Если этого не понимает конченный мудак Дмитрик, это можно понять почему - потому что он, хоть и до седых мудей дожил, был,  есть и останется  конченным мудаком - но вы-то неужели не понимаете, что Осанкин приводит то, что привел выше и подобное для понимания того, какова была цена (нехорошее слово, но другое на ум не приходит...) Победы? Что не от хорошей жизни приходилось командованию посылать в бой зеленых пацанов.

"...Иван Пстыго, прошедший всю Великую Отечественную, что называется, от звонка до звонка, объяснял мне эти жуткие потери прежде всего недостаточным уровнем подготовки как рядовых летчиков, так и их командиров:

«Мы всю войну учились — учились воевать. И рядовые, и офицеры, и генералы, и маршалы. Война, а тем более воздушная, — это очень сложное, тяжелое дело. И далеко не каждому оно под силу».

Не заслуга победить слабаков. А вы и этот мудак Дмитрик все пытаетесь изображать немцев именно такими. Не получится...
  • -0.30 / 44
  • АУ
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
26 июл 2020 13:18:30

 А немцы , б....дь, псами войны рождались с колыбели? Угу, супервоины б....дь были. Я довольно хорошо знаю, какой леденящий душу п.....ц у них творился в артиллерии, с какого буя у них в авиации то лучше было с самодуром Герингом? Пока у них была инициатива и возможность её реализовать они побеждали, как только возможности прекращались, получали разгром под Москвой, где их погнали при их численном превосходстве . А душераздирающие байки про "уставших немецких пулеметчиков/летчиков/танкистов", что за.....ись косить кузнечиков/смуглянок могут постить лишь полные лайкодрочерные гандоны, или умственно неполноценные. К какой конкретно когорте принадлежите вы?
  • +0.81 / 41
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
26 июл 2020 14:02:39


В отличие от вас, не к когорте истерико-патриотов, а к когорте людей разумных. Поработавших (хоть и очень немного пока...) с архивными документами. И знаю то, о чем говорю, не из визгов мудаков-побеждамсов  Дмитриков и подобных - а из оперсводок. Которые, к вашему сведению, бережно хранятся в архивных делах.

Вам, побеждамсам, не понять, что это такое - прочитать "... сержант Анисимов из боя не вернулся". И что не то что могилы - а и место его гибели никому не известно было - пока я его не нашел.

Так-то, милейший. Сиди на жопе ровно и не визжи. Не позорься.
  • -0.33 / 42
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
26 июл 2020 14:13:43

Техник, хватит истерить. Никто никого не забыл. В истории корейской войны был день, когда наши потеряли над своими аэродромами сразу 11 МиГов. Но вести на одном этом дне разъяснительную работу, как воевали наши летчики в эту войну, несколько, так сказать, экстравагантно. Осанкина пинают не за то, что он напоминает всем о том, какие потери мы понесли и какого страшного врага победили, а за то, что он конкретно проводит линию "какие криворукие были летчики и командиры в ВОВ под руководством кровожадных коммунистов". Антисоветская пропаганда и агитация, так сказать...Смеющийся
  • +1.35 / 39
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
26 июл 2020 15:03:27

Почему то не заметно, что вы обладаете хоть каким-то разумом.

 И из которых сделаны абсолютно неправильные выводы.

 Мне и потяжелее документы приходилось читать, например про судьбу курсантских дивизионов. Но та же история с дивизионом ТВАКУ не является общей картиной противостояния артиллерии РККА и вермахта.

 Позоришься здесь только ты лайкодрочер. 
  • +1.02 / 30
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  BlackShark ( Эксперт )
26 июл 2020 16:30:06

Ну, насчет лайкодрочества у Техника - явный перебор. Тут, скорее, тактика "а Баба Яга все равно против", скажем такПодмигивающий Уж я-то его давно и хорошо знаю.
Давайте спокойнее, что ли. Все
  • +1.11 / 38
  • АУ
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
26 июл 2020 14:33:51

Вам расскажу на пальцах, ибо копать в глубину вы не будете .
За войну в среднем мы теряли 5-6 самолётов в день были периоды до 27 самолётов В ДЕНЬ! Большие потери  НИ КТО НЕ СПОРИТ.
Про протяжённость фронта вы уже в курсе. Но только немцы несли сопоставимые потери В первые недели  войны 85% всей авиации на восточном фронте было выбито. Это матчасть которая уже не взлетела работать по нашим войскам и самолётам. И мы понесли тяжёлые потери. Матчасть в основном на аэродромах. Кто эти 85% процентов приземлил? Да оперативно пополняли матчастью  и пилотами  немцы свои немногочисленные части. Но  к концу 41 года например 54 потеряла почти весь первоначальный состав начавший войну и была отправлена на переформирование А там были пилоты с боевым опытом  с 37 года... То что они умели прыгать с парашютом,  ни кто не сомневается, факт известный. Но везло не всем. 
Про нубов в 43 на курской дуге.  Факт что в 90 % случаев наших  выпускников училищ направляли в  запасные полки, и на фронт они попадали через полгода- год . При планирование СТРАТЕГИЧЕСКИХ операций на курской дуге, соответственно  формировались и части которые должны в этих операциях принимать участие. Авиационные армии пополнялись из составов  в том числе и запасных полков которые формировались постоянно, для пополняя резерва армий.  Штабным, котором было  поручено формировать эти самые полки ,дивизии,  имели только цифры нумераций  этих самых полков, дивизий. По штату ,как правило они были укомплектованы и матчастью и пилотами. А то что пилоты в некоторых частях только пришли из училищ, мало кого из них интересовало. Только уже на фронте выяснялось что часть фактически не боеспособна. Дивизиями отправляли на доучивание (3 месяца) после проверок  Это когда уже часть 70-80% сплошь выпускники училищ 43 года.  Попадали на фронт такие части ни кто не спорит. Но это частные случаи и по ним нужен конкретный разбор а не выставлять это как правило и практику.  
Это если кратенько.  Но потери у нас меньше чем у немцев  в личном составе, за всю войну и это  факт 
  • +0.60 / 30
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
26 июл 2020 17:08:07

Правильно...проблема для ВВС РККА была в том что ввиду отступления были утрачены аэродромы и матчасть, восполнение которой требовало большого времени, усугубившееся эвакуацией заводов в тыл. Потери личного состава тоже связаны с утратой кадров имевших боевой опыт Испании, Халхин-Гола и Китая. Соответственно Люфтваффе после приграничного сражения имели преимущество инициативы. Нашим же постоянно приходилось  "затыкать дыры". 
ПМСМ основная проблема ВВС РККА - отсутствие материальных возможностей для подготовки лётных кадров нужного уровня и в нужном количестве.
Банально не хватало топлива, двигателей и самолётов.
"Длинная скамейка запасных" - БЫЛА подготовлена претворяя  в жизнь лозунг "Комсомолец на самолёт...!!!".
Планерные  и авиамодельные школы - дали МАССОВКУ имевшую первичные навыки.
Дальше - начинались сложности.
Тот же Кожедуб  имел очень большой по советским меркам налёт до того как попал на фронт....и результат его боевой деятельности получился соответствующим.
У подавляющего числа советский лётчиков военного выпуска этого и близко не было.
Относительно вашего замечания по поводу "протяжённости линии фронта" - полностью согласен.
Его КСТАТИ в одной из передач с Тиминым неплохо проиллюстрировал Олег Растренин...когда рассказал о случае реальной эффективности Люфтваффе...в котором наземное командование на победные реляции лётчиков о умопомрачительном количестве сбитых советских самолётов ответило в том духе что : "нам совершенно безразлично  сколько Вы сбили, потому что советские штурмовики  и бомбардировщики разнесли в пыль и прах нашу оборону и позволили Красной армии прорваться глубоко в тыл".....Кавычки
Лично я не вижу ничего особенного в соотношении потерь 1 к 5 или 1 к 10. 
Это вполне может быть.
Мне до сих пор не совсем понятна механика и логика уменьшения  потерь Люфтваффе...вот с этим стоит более подробно разобраться.
Ведь по идее достаточно странная картина получается...по идее статистику собирают  для того что бы адекватно проводить планирование будущих операций, темпов производства и т.д. Если заниматься очковтирательством на том или ином уровне - в результате это вылезет в виде изрядного геморроя.
Мне слабо верится в то что люфтваффе занималось систематическим и полным очковтирательством относительно своих потерь.
Им же в итоге нарезали задачу исходя из текущего наличия самолётов и личного состава.
НО....."камуфлировать" статистику, придерживая её или подавая в удобоваримом для посвящённых виде - вполне могли.
И примеры этому есть.

Вполне вероятно что разрешение этого вопроса позволит вывести более точные цифры, которые в итоге могут оказаться совсем не такими, как в статистике имеющей хождение на данный момент.
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
26 июл 2020 17:55:46

 Только в каком-то кратком эпизоде. Постоянно не может. Иначе сторона, что несет такие потери проиграет войну.
  • +0.80 / 24
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
26 июл 2020 18:05:37

.........Согласен. И бывало так и у нас, и у фрицев. Не помню кто, из битых, писал, что он потерял сразу, мгновенно  весь свой сапёрный взвод - что-то около полутора десятков человек. Несли оне мины для установки. По четыре штуки ПТМ. Шли цепочкой, плотненько (ночью), чтоб не сбиться с тропы, А тут прилетело. Ну и мины сдетонировали. Под Сталинградом было дело, летом 42.
  • +0.61 / 24
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
26 июл 2020 18:13:44

Про фрицевскую брехню о "победах" панцерваффе рекомендую почитать это:

ЦитатаО вранье немецких танкистов. Барон Мюнхгаузен нервно отдыхает. Скромнее надо быть, господа!

https://zen.yandex.ru/media/ni…7b7011e676
Спасибо камраду Барристер-у за наводку:https://glav.su/forum/5/157/me…age5742977
  • +0.48 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Danila96 ( Слушатель )
26 июл 2020 21:08:35

 
Да там каких немецких мемуаристов не почитаешь - так все, как один, били советские войска по батальону за раз, с перерывом на обед. И такие победы у всех, танкистов, пилотов, самоходчиков.
А расписан, почему-то, не Кремль, а рейхстаг.
  • +0.58 / 19
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
26 июл 2020 20:26:53

Тут по моему всё не так просто как кажется.
По численному составу ВУВС РККА и Люфтваффе где-то сопоставимы.
НО...Люфтваффе воевали к тому времени:
1. над Ла-Маншем
2. в Африке и на Сицилии
3. на Восточном фронте
В Курской битве силы Люфтваффе на 70-75% состояло из ударных самолётов всех типов, линейных и пикирующих бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков. 
Силы ВВС РККА примерно на половину состояли из истребителей. 
Немцы собрали всё что могли, оголив остальные участки фронта, у нас в результате  руки были посвободнее.
То есть немецкие лётчики-истребители для "достижения паритета по сбитым" как минимум в 2 раз должны были "перелётывать" наших по дневному налёту в течении сражения и сбивать в 2 раза больше.
Чисто технически у них для этого были возможности ввиду большего количества  обслуживающего персонала, техников и вооруженцев.
Но люди-то не железные.
Это кстати отражено в статистике боевых вылетов......немецкий лётчик-истребитель имеет в среднем налёт в 2-4 раза больше чем лётчик-истребитель ВВС РККА.
Такое напряжение не проходит бесследно.
Сами немцы отмечали что лётчики переведённые с Запада очень часто слишком легкомысленно относились к специфическим условиям и опасностям подстерегавшим их на Восточном фронте...и заканчивалось это очень плачевно.
Наши лётчики так же отмечали что у немцев не было  массовой когорты "среднячков", тащивших на себе всю тяжесть боевой службы....либо "Эксперты" ...либо новички.
Выбили массовку "экспертов" - новички с минимальным количеством "середнячков" уже не смогли противопоставить что-то серьёзное "паровому катку" ВВС РККА.
  • +0.22 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
27 июл 2020 07:59:09


Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой.pdf
ЦитатаХазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004. — 200 с.
// Тираж 3000 экз. isbn 5–902011–07–8.
Аннотация издательства: Книга посвящена воздушной битве, происходившей в июле 1943 г. над Орловско-
Курской дугой. В ней рассмотрены вопросы планирования операции, организации взаимодействия авиации с
наземными войсками, боевых действий днем и ночью. В работе отражен ход борьбы за господство в воздухе,
рассмотрена тактика применения соединений и объединений ВВС, организация и ведение разведки.
Монография основана на советских и немецких архивных документах, журналах боевых действий,
воспоминаниях участников событий. Она иллюстрирована большим количеством фотографий военных лет.
Схемы позволяют понять ход боевых действий, а статистический материал сведен в многочисленные
таблицы. Работа содержит большой объем фактического материала. Она рассчитана на широкий круг
читателей. Книга будет интересна ветеранам вооруженных сил, молодежи, всем, кто интересуется историей
нашей страны.
....
Приложения
Приложение 1. Соединения, части и подразделения ПВО, прикрывавшие тыловую зону войск в районе
Орловско-Курской дуги перед битвой (входили в Западный фронт ПВО)
Приложение 2. Количество самолето-вылетов на северном фасе Орловско-Курской дуги с 5 по 11 июля 1943
г.
Количество самолето-вылетов на южном фасе Орловско-Курской дуги с 5 по 18 июля 1943 г.
Приложение 3. Движение материальной части в 8-й гв. над в июле 1943 г.
Приложение 4. Движение материальной части в 4-м иак в июле 1943 г.
Приложение 5. Изменения численного состава 2-й воздушной армии в июле 1943 г.
Приложение 6. Боевые потери 2-й воздушной армии в июле по типам самолетов
Приложение 7. Потери 17-й воздушной армии в июле 1943 г.
Приложение 8. Изменение численного состава 8-го авиакорпуса в июле 1943 г.
Приложение 9. Немецкие авиаторы, первыми попавшие в плен в ходе битвы
Приложение 10. Немецкие авиаторы — кавалеры «Рыцарского Креста», погибшие или попавшие в плен в
период проведения вермахтом операции «Цитадель»
Приложение 11. Потери частей 6-го иак в период с 5 по 12 июля 1943 г.
Приложение 12. Потери материальной части и личного состава эскадры JG52 в период проведения
операции «Цитадель»
Приложение 13. Характеристика боевой работы группы I/JG52 до начала и в ходе операции «Цитадель»
Приложение 14. Потери 221-й бад в период с 5 по 10 июля 1943 г.
Приложение 15. Потери частей 302-й иад в июле 1943 г.
Приложение 16. Донесение немецкого летчика о победе 5 июля
Приложение 17. Распределение самолето-вылетов советской авиации в оборонительной операции под
Курском

Есть современные раздельные переиздания:

  • -0.28 / 17
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  /dev/null ( Слушатель )
27 июл 2020 09:52:30

Точно так, сам читал в мемуарах наших летчиков, они замечали, что даже при численном превосходстве противника, если удавалось сбить их ведущего группы (а это, естественно, опытный пилот), то остальные, хотя по-прежнему имели численное превосходство, теряли прежнюю активность и стремились выйти из боя. И эту особенность противника брали на вооружение, когда  даже находясь в меньшинстве набрасывались на ведущего, сбивали его и тем самым брали инициативу в бою в свои руки.
  • +0.43 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
26 июл 2020 19:29:18

Уже писали про подготовку кадров. У нас до войны было подготовлено больше 100 000 пилотов запаса.  Многие из них воевали в обычной пехоте. Потом вышёл ряд постановлений, указов и приказов. Где из пехотных частей выискивали танкистов, артиллеристов, лётчиков,  пилотов запаса и прочих специалистов,  направляли в части и училища по профилю. У немцев и близко ни чего подобного не было У нас за годы войны подготовили больше 40 000 лётчиков Без первоначальной подготовки пилотов запаса до военного времени, не было бы у нас столько лётчиков. Потому что даже в тяжёлые годы 41 -42 ни кто не отменял ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ первоначальную подготовку.
Тот же Кожедуб попал на фронт спустя полгода после того как попал в 240 ИАП 302 ИАД.  (которая только формировалась) Мало тех, кто с училища попадал сразу на фронт, это стечение обстоятельств. Например прибывает новый лётчик для прохождения службы А часть уже укомплектована. Их заносили в резерв и они сидели и ждали "покупателей" И это часто случалось и с теми кто приходил из госпиталей и получал новые назначения Приезжает "покупатель" Из части которую выводили на отдых, или пополнение и он брал то что было И хорошо если были пилоты с опытом, а молодняк брали до кучи, ибо с опытом можно ждать до окончания войны. Вот так молодые и не опытные оказывались на фронте. У каждого была своя история как они попадали на фронт минуя запасные полки
  • +0.51 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  SMF ( Слушатель )
26 июл 2020 21:10:04

 Есть данные по движению матчасти, есть данные по конкретным частям немцев на Востоке -  убыль через "было, поступило, стало" подсчитать нетрудно. Трудности  с ежедневными сводками, кто кого сбил или подбил, тут есть пропуски, иногда большие, есть и ошибки. 

 По ВВС РККА также не все ясно. Мало того, что есть жуткие лакуны по 1941 году, о которых говорит Тимин. Не совсем ясно как отражались в документах подбитые самолеты и самолеты на вынужденных посадках. Те самые 10-90 процентов повреждений, которые есть у немцев и нет у наших. Какое-то время они числятся в общем списке, иногда техники исправляют легкие повреждения и самолет перегоняют или перевозят в часть, но чаще идет заявка в РАБ(район авиационного базирования) на эвакуацию. Судьба эвакуированных вот в таких документах.





 
То есть оформление самолетов, списанных после боевых повреждений, не ясно. Тимин говорит, что в числе официальных боевых потерь их нет. Наверное не совсем так и не всегда, но проблема имеет место быть.
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
26 июл 2020 21:29:43

По лендлизовсим самолётам: Их списывали  после аварийных посадок,  при серьёзных разрушениях, и использовали как доноров. Запчасти на них всегда была проблемой, по этому как донор они представляли гораздо большую ценность. А по началу пытались восстанавливать 
  • +0.18 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  сапёрный танк ( Профессионал )
26 июл 2020 22:53:49

.......Тут есть ещё один нюанс. У нас предпочитали потери по техническим причинам записывать в боевые. За потери по техническим причинам командир мог получить и по шапке. Мол недостаточно уделял внимание технической подготовке л/с, не обеспечивал необходимый контроль за техсостоянием и т.д. А боевые причины - они боевые и есть. Виноват противник. С командира взятки гладки.
  • +0.81 / 31
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
27 июл 2020 00:59:26

 И не только технику, и не только тогда. Вон в 08.08.08 отнюдь не один человек занесен в боевые, по принципу лишь бы родным не было обидно.
  • +0.67 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF ( Слушатель )
27 июл 2020 13:59:01

 М..Быков выложил всю статистику по всем воевавшим советским ИАПам. В среднем небоевые потери - 25% даже с учетом износа, без износа еще меньше. У немцев в районе 50%. При этом по всей авиации СССР боевые потери 46 тыс, небоевые - 60 тыс. Что есть уже загадка, даже если учебные части накинуть. На самом деле нормальных данных по движению матчасти ВВС РККА просто нет пока, хотя бы таких, как по немцам. Имеющаяся статистика по боевым потерям - это те самолеты, которые по немецкой терминологии потеряны на 100 процентов. Но это не точно, да и не может быть точно, так как даже от полка к полку были особенности в документации.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27 ( Практикант )
27 июл 2020 00:56:58

 Возьмем частный пример, товарища Руделя. Сколько раз его сбивали? Кто-нибудь отследил его борта?
  • +0.21 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
27 июл 2020 07:03:11

    
Боже мой, за что же Вы так ненавидите русских?!
Позор
  • +0.19 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Technik ( Практикант )
27 июл 2020 12:12:50

Не надо переносить "на всех русских" мое к вам отношение как к конченному мудаку. Который не способен даже понять написанное. 

И у ненависти у меня к вам нет ни грамма - кусок одобрямсовского говна ненависти не заслуживает, много чести. Заслуживает только брезгливости.
  • -0.77 / 30
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
27 июл 2020 13:30:38

    
Моё отношение к Вам — абсолютно симметрично!
Незнающий
  • +0.12 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Goering ( Слушатель )
27 июл 2020 14:00:31

мастер ну прямо перебор же
  • +0.43 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  DimonT
  • Загрузить
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
26 июл 2020 14:08:31



О-о-о! Знакомые всё голоса, будто обратно в детство вернулся! Улыбающийся
Партийные кликуши, проводившие в жизнь "линию партии" на митингах и собраниях и до дрожи в коленках боявшиеся реальной правды о войне...Злой
Батя покойный таких не терпел всю свою жизнь и меня научил, спасибо ему великое!...


...
Я кругом и навечно
виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
я почёл бы за честь,
Но хотя мы живыми
до конца долетели —
Жжёт нас память и мучает совесть,
у кого, у кого она есть. (С)
  • -0.34 / 23
  • АУ
 
  SMF ( Слушатель )
26 июл 2020 15:28:11

 Были эпизоды у немцев, причем, как ни странно, в основном в 1941 г, когда 22 июня, например, III/KG 51 потеряла за день половину самолетов, в Белоруссии через несколько дней 9 Ju-87 завалили в одном бою. Но в основном все более размеренно.
 
  В ПВО Германии в основном массовый самолетопад со всех сторон.
  • +0.27 / 9
  • АУ
 
  Максимыч ( Слушатель )
27 июл 2020 08:30:09

Статья прямо как их "святых девяностых". Любили тогда показать "злобную сущность проклятого совка".
Все по канону, "20 часов налета", "самодуры-командиры". Вторая половина 43-го, система подготовки летчиков-штурмовиков уже отработана, ЗАПы, до-учивание в строевых полках (хоть архивы Емельянеко почитайте), но нет же - комиссары-убийцы гонят в бой, на сложнейшее задание (куда отправляли только опытных), именно неоперившихся юнцов. Верю-верю.
Если у немцев по 18 раз прыгали, и до конца войны доживали, то нашим, видимо, парашюты не выдавали. 100% смертность после сбития. Ни пленных, ни дотянувших за линию фронта. Интересно бы под эти эпизоды архивы немцев посмотреть - сопоставить. Думаю, даже они не так борзо свои успехи оценивают.
Все это не исключает, что в Войну имели место серьезные потери, особенно в штурмовой авиации. Но конкретно от этой статейки конкретно пованивает.
ЗЫ. Нашел, кстати, откуда Качук спиздил всю текстовку - это творчество Д.Дегтева https://military.wikireading.ru/4984
ЗЫ2. По Allaces на 08.06.43 в 614 ШАП только одна потеря (список, правда, может быть неполным) http://allaces.ru/p/…bap0614118
ЗЫ3. Насчет потерь от 13.07.43 1АЭ 948 ШАП - информация правдива. Но и тут не без клюквы - участники эскадрильи, по данным журнала, имели достаточный боевой опыт
https://pamyat-naroda.ru/docum…3aec54f5e4
  • +0.69 / 27
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
27 июл 2020 11:11:05

"Творчество", как вы изволили выразиться, уважаемого Дмитрия Михайловича Дёгтева подтверждено солидной библиографией, в том числе и ссылками на архивные фонды.
Вечерком выложу книгу и ссылку дам здесь.
  • -0.36 / 17
  • АУ
 
 
 
  Максимыч ( Слушатель )
27 июл 2020 11:54:58

Что не так? К Дегтеву (хотя он и немцефил) отношусь спокойно. Кавычки к творчеству добавили Вы, а не я.
У Зефирова и Солонина солидность библиографии тоже в наличии, только это не мешает тенденциозности. Так что так-себе довод.
  • +0.32 / 12
  • АУ
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
27 июл 2020 13:03:47

У Дёгтева Качук позаимствовал только статистику выпущенных и потерянных штурмовиков. Всё остальное из других источников. Это лишний раз говорит о серьёзном подходе Качука к подготовке своего материала. В свою очередь, Дёгтев точно так же серьёзно отнёсся к подготовке своей книги, о чём лишний раз свидетельствует количество проработанной литературы и архивных источников. Уже за одно это можно уважать обоих. 
С учётом написанного выше ваше хамское отношение к статье Качука даёт повод думать о вас как...м-м-м-м, ну, как минимум, о не слишком порядочном человеке. Если пытаетесь сровнять оппонента с дерьмом, то хотя бы потрудитесь привести контрдоводы того же уровня, которые использовал он. Впрочем, выше по ветке вас уже ткнули носом в последствия вашего самомнения.
  • -0.29 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
  Максимыч ( Слушатель )
27 июл 2020 13:53:33

Осанкин, не тупите

Позвольте процитировать Вашего многоуважаемого Качука:

"Летчики — сплошная молодежь, вчерашние выпускники авиашкол со средним налетом чуть более 20 (!) часов. Боевого опыта никакого!" По журналу у летчиков 1АЭ  были боевые вылеты до 13.07.43 Плюс "За апрель-май Чубченкову с трудом удалось их научить лишь азам штурмового дела." То есть, после авиашколы, летчиков 2 месяца обкатывали, а затем они еще и в реальных боевых вылетах участвовали. Комэск Афанасьев И.С.- капитан 1908 г.р., сомневаюсь, что в 35 лет он представлял собой новичка.
Впрочем, если Вы, или уважаемый SMF приведете документальные данные по налету летчиков из 1АЭ- буду признателен.

"И самое главное, для всех, в том числе и для ведущего, это был первый боевой вылет на Ил-2! И сразу на штурмовку аэродрома!" - сомнительно, учитывая, что писал тот же Емельяненко.

"...спас от верной гибели своих ребят, но поставил себя под прямую угрозу попадания под скорый суд военного трибунала...Словом, расстрел за невыполнение боевого приказа не состоялся." - Ну конечно, направо и налево дикие совки расстреливали всех, вернувшихся по метеоусловиям.

"Но даже такие потери не отрезвили командование ВВС" "Все это происходило буквально на глазах у главкома ВВС маршала Новикова. Но, судя по всему, наверх, в Ставку Верховного Главнокомандования, об этом не докладывалось." Без комментариев.

Также обратите внимание, что Качук в статье, изначально относящейся к 1АЭ 948 ШАП, "для полноты картины" привел трагические истории прочих ШАПов. Иапов и БАБов.
Видимо, чтобы читатель не усомнился в том, что советские ВВС - полное дно.

Осанкин, я не отрицаю высокие потери советской авиации в заявленный период. Но статейку считаю гнилой и унижающей достоинство советских ВВС. Т.к.причины потерь в курской мясорубке не соответствуют вонючим намекам Качука. ИМХО.

Насчет любезно навешанного на меня ярлыка - идите в жопу, Осанкин!
  • +0.94 / 25
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
27 июл 2020 14:11:24



«Основной ошибкой является...
ЦитатаАнализ действий ВВС КА в воздушных операциях 6–8 мая и 8–10 июня показывает, что одной из главных причин наших неудач является недостаточная подготовка авиационных штабов всех уровней. Судя по их практическим решениям, штабы оказались не в состоянии должным образом планировать и организовывать массированные действия, проявляя при этом «широкую инициативу и военную хитрость» применительно к сложившейся обстановке. Вместо того чтобы беспристрастно, невзирая на лица и звания, оценить действительные результаты налетов на аэродромы люфтваффе и выявить причины их низкой эффективности, штабные офицеры «на разборах полетов» старались переложить вину за большие потери на нижестоящих командиров и летчиков.
Основываясь на неверной оценке действий нашей авиации ввиду отсутствия системы объективного контроля результатов ударов, офицеры штабов не смогли разработать действенные меры по преодолению системы противовоздушной обороны немецких аэродромов и повышения эффективности ударов штурмовиков и бомбардировщиков. Принимаемые решения на боевое применение авиации во многом повторяли предыдущие удары, что давало противнику возможность разрабатывать эффективные меры противодействия. В итоге «ожидаемый результат не [292] достигается, а наша авиация несет значительные потери...» При этом реальные потери противника не имели ничего общего с цифрами уничтоженных и поврежденных самолетов, которыми оперировали в штабах воздушных армий и соединений. Убаюканные завышенными успехами, штабные офицеры, что называется, почивали на лаврах. В результате никто из них не только не задумывался, но даже и не видел необходимости внесения каких-либо изменений в сложившийся порядок работы штабов и организации боевых действий.

Несомненно, на результативности действий воздушных армий отрицательно сказались и имевшие место серьезные недостатки в системе боевой подготовки летчиков. Большинство штурмовых, бомбардировочных и истребительных авиаполков, выделенных для удара по аэродромам, оказались совершенно не готовыми к выполнению столь сложной боевой задачи.

Действительно, летно-боевая подготовка большей части полков авиадивизий всех без исключения воздушных армий оставляла желать много лучшего. В полках имелось много молодого летного состава, еще не овладевшего в должной мере боевым применением, особенно в составе группы. Отсутствие устойчивых навыков боевого применения приводило к тому, что в условиях массированного применения противником истребительной авиации и зенитной артиллерии часть летчиков терялась и действовала неуверенно, забывая многое из того, что хорошо знала и чем хорошо овладела в период учебно-боевой подготовки.

Подготовка летчиков истребительных авиаполков также не отличалась в лучшую сторону. Летчики-истребители [293] в своей массе имели небольшую практику сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков и недостаточный боевой опыт.

Ведущие групп в силу неопытности фактически не командовали своими подчиненными в воздушном бою. Получалось так, что каждый летчик в группе действовал в бою по своему усмотрению. «После выхода из боя ведущего» группы истребителей, как правило, «рассыпаются и прекращают выполнять поставленную боевую задачу, уходят на свой аэродром, бросая прикрываемую группу». Очень плохо был отработан такой важный элемент воздушного боя, как осмотрительность. Взаимовыручка в бою также требовала дополнительной отработки.

Все это приводило к тому, что истребителям противника довольно часто удавалось связать боем сразу всю сопровождающую штурмовиков и бомбардировщиков группу наших истребителей. Последние, ввязавшись в бой, теряли прикрываемые экипажи, которые затем сбивались истребителями люфтваффе.

Серьезным недостатком в боевой подготовке советских истребителей являлось практическое «неумение маневрировать в зоне зенитного огня». Попав под обстрел немецких зенитчиков, истребители обычно уходили выше или в сторону от штурмовиков, теряя их на фоне земли.

В отчетных документах истребительных авиаполков отмечалось, что летчики в своем большинстве имеют совершенно незначительную практику «в стрельбе по воздушной цели». Недостаточно отработан высший пилотаж. Самолета не чувствуют, в бою не могут выжать все, что способен дать самолет.

Весьма плохо решались штабами вопросы организации взаимодействия штурмовиков и истребителей [294] и управления ими в бою, а также практической отработки действий экипажей в составе своих групп. Тогда как именно от этих элементов боя во многом зависела боеспособность групп и жизнь самих летчиков.

Помощник командующего 17-й ВА по воздушно-стрелковой службе майор Скаржинский в своем отчете на имя помощника командующего ВВС КА по воздушно-стрелковой службе генерал-майора А. М. Рафаловича о боевых действиях армии в мае 1943 г. указывал, что основными причинами больших потерь в штурмовиках являются: «... 1. Плохая организация вылетов, группы между собой не слетаны. 2. Истребители прикрытия из-за плохой организации теряют штурмовики над целью и не умеют хорошо прикрывать Ил-2. 3. Не отработана тактика обороны строя. У молодого летного состава плохо отработана техника пилотирования — не могут держаться в строю».

По мнению летчиков-истребителей, штурмовики повсеместно «не выполняют режим полета к цели, действия у цели, уход от цели, сбор после атаки и возвращения на свои аэродромы». Вместо того чтобы вести оборонительный бой при нападении немецких истребителей, «имея отличное вооружение и хороший маневр», штурмовики стараются на скорости оторваться от противника. Как следствие, при уходе от цели группы Ил-2 растягиваются, одиночные самолеты отстают, «настигаются противником и сбиваются». Обеспечить защиту растянутых боевых порядков от атак истребителей люфтваффе практически оказывалось совершенно невозможным. Истребителям сопровождения приходилось «вести воздушный бой в невыгодных для себя условиях рассредоточения [295] по фронту, в глубину и по высоте» и нести потери в единоборстве с пилотами люфтваффе.


Осознавая всю важность и необходимость скорейшего решения именно вопросов управления и организации боевых действий штурмовиков и истребителей, командир 1-го шак генерал-лейтенант В. Г. Рязанов в июне 1943 г. докладывал командующему 2-й ВА: «...Действительное и реальное взаимодействие между штурмовиками и истребителями возможно лишь тогда, когда организация и руководство этим взаимодействием находится в одних руках — командира штурмового авиакорпуса, ...Штурмовой авиакорпус может дать максимум напряжения в боевой работе при должной организации боевого вылета и минимальных потерях только тогда, когда вопросы взаимодействия с истребителями не будут являться проблемой и задача организации взаимодействия не будет поглощать основного времени, имеющегося для организации удара, то есть когда в штатах штурмового авиакорпуса будет дивизия истребителей 4 полкового состава».

Организация взаимодействия бомбардировщиков и истребителей находилась на таком же весьма низком уровне.

К сожалению, эти вопросы не нашли не только необходимого решения, но и должного отражения в отчетных документах штабов воздушных армий, соединений и частей. По понятным причинам составители отчетов постарались умолчать об ошибках, допускавшихся штабами, обращая внимание главным образом на вполне понятные «стандартные» причины — недостаток выделяемого на учебно-боевую подготовку лимита горючего, отсутствие в необходимом количестве учебно-методических материалов и т.д. [296]

Как следует из документов, авиационные штабы, в основном полков и дивизий, оказались не в состоянии грамотно организовать учебно-боевую работу в частях и подразделениях, так как испытывали острую нужду в опытных и хорошо подготовленных командных кадрах. В некоторых дивизиях некомплект командного состава штабов доходил до 40% штата. Прибывающие же на пополнение полки в своем большинстве также не были укомплектованы до штата, главным образом помощниками командиров полков по воздушно-стрелковой службе и штурманами. В итоге методическая основа боевой подготовки частей находилась в крайне неудовлетворительном состоянии.

Положение усугублялось еще и тем обстоятельством, что командный летный состав полков (командиры эскадрилий и звеньев) также не обладал необходимой методической подготовкой и специальными знаниями. Дело в том, что после назначения на должности командиров звеньев или эскадрилий «старые» летчики в методическом плане оставались все теми же «молодыми» пилотами без должного инструкторско-методического опыта и навыка в руководстве подразделениями. По этим причинам командиры эскадрилий самоустранялись от процесса подготовки подчиненных им рядовых летчиков, переложив эту работу на штабы.

Как показала практика, находясь «вне прочной основы, личная подготовка штабного командира» легко «сводилась к простому натаскиванию в технике штабной работы». По мнению командира 1-го шак генерала Рязанова, именно таких офицеров штаба выпускали учебные заведения ВВС КА (например, Харьковское военно-авиационное училище штабных командиров, [297] дислоцированное в г. Алма-Ата) — «натасканных, но не подготовленных».

Проведенная в период с 16 по 23 июня проверка 266-й шад — одного из лучших соединений в ВВС КА — показала, что командный состав штаба дивизии «не знает навыков в выполнении своих функциональных обязанностей, ...мало уделяют внимания наставлениям по полевой службе штабов Красной Армии и по боевым действиям штурмовой авиации, ...регулярные занятия командиров штабов частей отсутствуют».

Все это приводило к «низкому качеству организации занятий с офицерским и сержантским составом, неумению совместить боевую подготовку параллельно с боевыми действиями в сложных условиях боевой обстановки».

Как следствие, шаблон в тактике боевого применения авиации, «при котором командиры не ищут новых тактических форм борьбы с противником, а действуют по раз установленной форме ...независимо от воздушной и наземной обстановки, без учета характера цели, системы ПВО противника, условий местности и погоды».

Более того, при существующей практике организации боевых вылетов в воздушных армиях, когда вышестоящие штабы серьезно ограничивали полномочия штабов дивизий и полков почти во всех вопросах планирования и организации боевых действий, командный состав частей утрачивал инициативу и чувство ответственности за результаты боевой работы, фактически превращаясь в простые передаточные инстанции. Последнее обстоятельство неоднократно становилось причиной срывов ударов и тяжелых потерь. [298]

«Действия групп самолетов ограничиваются 5–10 минутами, а для этого задействованы большие материальные средства... Следовательно, сама логика убеждает нас в том, что финалу бомбоштурмового удара должны предшествовать все наши наличные ресурсы офицерского состава штабов и командования. Между тем весь этот огромный и работоспособный аппарат занят диспетчерской службой, воображая, что он управляет своими войсками, если передает распоряжения старшего командира по телефону на аэродром и дальше ограничивается наблюдением из окна хаты за взлетающими самолетами. При такой системе управления штабы не могут помогать своему командиру и не могут учить свои подразделения потому, что они сами ничего не видят и ничего определенного не знают, так как не видят работу своих летчиков», — писал по этому поводу в одном из докладов заместитель командира 225-й шад полковник Тимофеев.



Необходимо также остановиться и на таком приметном вопросе, как отсутствие в то время в ВВС КА стройной системы психологической закалки и психолого-педагогической подготовки летного и командного состава. Получалось так, что этими обязательными элементами боевой подготовки фактически никто не занимался. Не занимались и вопросами снятия психологической напряженности и накопившейся усталости летчиков в ходе боевой работы. Организация с лета 1943 г. при лазаретах РАБ и при каждом БАО воздушных армий небольших домов отдыха на 10–30 коек все же не решала проблемы предупреждения нервных срывов, восстановления и поддержания психологической устойчивости летного состава в напряженной боевой обстановке. Положение отчасти [299] спасало лишь отменное здоровье воевавшего в то время поколения молодых людей.

Судя по документам полков и соединений, а также по воспоминаниям ветеранов, проблема снятия стресса решалась просто: к наркомовским «ста граммам» добавляли еще — что могли найти или «изобрести» во фронтовых условиях. В свою очередь, командный состав частей и соединений вместо того чтобы проявить должное понимание и такт, зачастую подвергали провинившихся летчиков незаслуженным упрекам, причем нередко в присутствии их же товарищей по оружию. В итоге ситуация быстро выходила за рамки дозволенного дисциплинарным уставом — командир и подчиненный переставали уважать друг друга, возникало противостояние. Принцип осознанной подчиненности военнослужащих — основа устойчивости любой армии — «рушился». Очевидно, такое положение дел не сулило ничего хорошего, и вскоре это проявлялось тяжелыми последствиями.

...

Как показали дальнейшие события, несмотря на вышедшие директивы и приказы Генерального штаба Красной Армии, командующего ВВС КА и его штаба, посвященные вопросам улучшения боевого применения авиации по опыту проведенных воздушных операций, должных выводов наши командиры все же [314] не сделали. Урока, оплаченного жизнью многих летчиков, воздушных стрелков и штурманов, оказалось недостаточно, чтобы приступить к действительно реальному решению проблем, связанных с планированием и организацией боевых действий авиации. Мероприятия по совершенствованию системы управления и организации боевых действий авиации в целом и взаимодействия истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков не были выделены в особо важные задачи учебно-боевой подготовки частей и соединений, вследствие чего проходили в мае-июне в «штатном» режиме, то есть как обычно — ни шатко ни валко. В результате в основном именно по этим причинам воздушные армии курского направления в июле-августе понесут значительные потери в летном составе и материальной части, а наземные войска должной авиационной поддержки не получат.

Всесторонняя оценка действий нашей авиации и штабов была дана лишь в июле месяце, а решительные шаги по улучшению ситуации последовали уже после Курской битвы. 


  • -0.21 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Максимыч ( Слушатель )
27 июл 2020 14:31:16

«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».
Выводы в статье можно применить к любым ВВС противоборствующих стран (в разные периоды войны).
Ошибки-ошибками, а именно по результатам событий лета 43-го советские ВВС захватили господство в воздухе (в целом).
  • +0.30 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  Kingle
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Kingle
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
  SMF ( Слушатель )
27 июл 2020 12:22:00

 По 614 ШАП в ОБД с ходу находятся 12 фамилий, пропавших без вести 8.06.43. 
 Что по-вашему есть "достаточно"? 20 часов - это официальная программа летчика-штурмовика в ЗАПе до конца войны. Реально новички в той же 305-й ШАД могли и 10 часов на Ил-2 не иметь. Итог- больше половины потерь в один день 5 июля. 
  • -0.05 / 10
  • АУ
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
27 июл 2020 17:06:02

И что не так? А в ЗП  10-25 часов на применение это  13 - 30 полётов. По 42 году жопа была, с приказом об экономии топлива для самолётов даже на фронте.
И опять же всё индивидуально и стечение обстоятельств как например 
27 июня 1941 года директивой Генштаба был сформирован Липецкий авиационный учебный центр (ЛАУЦ)

ЦитатаСпешно, для формирования авиационных полков, переучить на пикирующий бомбардировщик Пе-2 курсантов-пилотов, окончивших Тамбовское, Чкаловское и Энгельское училища.

К 1 июля в Липецк прибыло 238 курсантов..."
  • +0.64 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Technik
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  GeorgV
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Cutlass
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  oleg27
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Rocket
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Goering
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin
  • Загрузить