История Великой Отечественной войны.
320,818 2,565
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
13 июл 2021 09:13:44

Во время боев за Сталинград Германия производила 500 танков в месяц, СССР — 2200. Гитлер считал это невозможным

новая дискуссия Дискуссия  2.148

Во время боев за Сталинград Германия производила 500 танков в месяц, СССР — 2200. Гитлер считал это невозможным

ЦитатаВ период битвы за Сталинград Германия ежемесячно производила 500 танков. 

Когда генерал Гальдер заявил Гитлеру, что Советский Союз производит 1 200 танков в месяц, фюрер ударил кулаком по столу и воскликнул: «Это возмутительно! Это попросту невозможно!» Однако это оказалось возможным, и цифра, названная Гальдером, была даже значительно занижена. 

В первом полугодии 1942 года советские танковые заводы выпустили 11 000 машин, а во втором — уже 13 с половиной тысяч, то есть примерно 2 200 танков ежемесячно. Кроме того, быстро росло производство самолетов: с 9 с половиной тысяч в первом полугодии до 16 тысяч во втором. Само предположение, что Советский Союз, потерявший столько промышленных областей, может по производству военной техники обогнать рейх, приводило Гитлера в ярость.

 Нацистские вожди ни за что не хотели признать силу русского патриотизма. Они также недооценивали советскую программу эвакуации промышленных предприятий.

А между тем за Волгу из западных областей было переброшено полторы тысячи заводов. Предприятия были восстановлены на новом месте в тяжелейших условиях уральской зимы и в рекордно короткие сроки лишь благодаря самоотверженному труду русских людей. Многие из перевезенных заводов поначалу не имели не только окон и крыши, но даже стен. Люди работали на морозе. Если завод начинал работать, он уже не останавливался. Исключение составляли только случаи, когда прекращалась подача электроэнергии. С трудовыми ресурсами проблем не возникало. На Урал были эвакуированы сотни тысяч рабочих.
  • +0.10 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (123)
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
13 июл 2021 16:06:07

Вот здесь днепрогэс и аукнулся. У меня в городе делали дизеля для танков -
ЦитатаБарнаульский завод транспортного машиностроения - одно из крупнейших предприятий машиностроительного комплекса Алтайского края. Сформирован в годы Великой Отечественной войны в сжатые сроки и в невероятно тяжелых условиях. Постановлением ГКО на базе эвакуированных из европейской части страны заводов - Харьковского тракторного им. Серго Орджоникидзе, Сталинградского тракторного, Кировского и Ленинградского им. К.Е. Ворошилова - было принято решение о создании специализированного предприятия по производству танковых двигателей типа В2. В первых числах января 1942 года специалисты начали работы по строительству завода С-10 (затем завод № 77, будущий «Трансмаш»),
.........
Так, зимой 1943 года предприятию отчаянно не хватало энергетического оборудования и тепла. ТЭЦ соседнего меланжевого комбината не могла отапливать помещения завода - просто не было свободных мощностей, и труб для теплопроводов не хватало. И не было стационарных котлов, чтобы построить собственную котельную. На совещании Алтайского крайкома ВКП(б) с участием заводского партактива нашли решение проблемы: поставить на заводе паровозы, использовать их для отопления цехов и пуска энергоемкого оборудования. Наркомат путей сообщения направил на завод с разных станций страны 14 старых паровозов. К местам их установки подвели железнодорожные пути, водо- и паропроводы. Это несколько снизило остроту проблемы. Однако мазутные факелы и костры прямо в цехах, которые рабочие разводили, чтобы согреться, ушли в прошлое лишь после пуска второй очереди Барнаульской ТЭЦ.
----
Источник: https://www.altairegion22.ru/territory/remember/den-pobedy/altay-den-pobedy/zavody-pobedy/barnaultransmash/
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
13 июл 2021 19:16:45
Цитата
Вот здесь днепрогэс и аукнулся. У меня в городе делали дизеля для танков -


Без Днепрогэса нечего было бы делать и некому.
СССР воевал все предвоенные годы, реально полностью мирного времени не было, 
Вы хоть посмотрели бы, практически все танковые заводы пришлось эвакуировать, а строились они в глубоком тылу согласно доктрине, и на территориях с наличием рабочей силы имеющий хоть какую то квалификацию, и иными доступными ресурсами.
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
  И. Лаптев ( Слушатель )
13 июл 2021 20:10:15
Просто Александр думает, что электричество берется из пустой линии и эвакуация велась на чих...
  • +0.10 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
13 июл 2021 20:56:43

Электричество берётся из розетки.
Эвакуация, третья за четверть века в России, получилась несколько лучше предыдущей, второй по счёту, которая в 1918-м году была, опыт не пропьёшь, но такого объёма ни какой чих не предвидел, этого даже в страшном сне не видели руководители государства. Малой кровью на чужой территории планировали бить врага. Ну в общем то да, врага били, на его территории, но не сразу.
Сначала в чистом поле выгрузили три завода, но это если про танки и двигатели, а вообще к нам было вывезено больше сотни заводов, подавляющее большинство в чистое поле, ни какой электрогенерации, ни дорог, ни жилья для рабочих. Наверно кто так чихнул громко и заводы  на пустыри приехали.  
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  И. Лаптев ( Слушатель )
13 июл 2021 21:01:40
Ну малой кровью и на чужой - это от тухачевских недострелянных осталось, а вот насчет эвакуации в 1918 Вы меня просветите, пожалуйста, да и про первую расскажите... ну и приведите данные об эвакуации и введении в строй заводов за полтора года (неподготовленных). Что-нибудь типа: к ним тащат рельсы со шпалами, строят линии снабжения....
Желательно статистические примеры свободной от бомб америки, ну или англии, ну или Российской империи....
  • +0.10 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
13 июл 2021 21:20:16

Не понял каким боком тут америки? РИ эвакуировала заводы в ПМВ,  Русобалт можно вспомнить, не сильно удачно получилось, второй заход с эвакуацией  это в 1918-м году, когда "социалистическое отечество в опасности", то же хорошего мало,  много оборудования было утрачено, восстановить  производство не смогли.
Началось всё вот с этого -
№ 122   8 марта 1918 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ
ОБ УСЛОВИЯХ ЭВАКУАЦИИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
ГОРОДА ПЕТРОГРАДА

Вследствие постановления Совета Народных Комиссаров
об эвакуации правительственных учреждений и
фабрично-заводских предприятий, предлагается всем руководствоваться
следующим положением:
............................

По этой тематике  много можно наковырять, мне лень, давно читал, грустное чтиво.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  И. Лаптев ( Слушатель )
13 июл 2021 22:36:49

Желание эвакуации и реальная эвакуация - разные вещи.
Великое отступление 1915 года было возможно и 1914, но никто даже не почесался о промышленности в Прибалтике и Польше.....
А уж Ваш приказ! Когда большевики драпанули из Питера, именно чтобы удержать власть - это косметика, сопоставимая с патриотизмом Горбачева, Ельцина .... да и Путина (последнего при рассуждении о школе и воспитании).
  • +0.08 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
14 июл 2021 09:02:38

Полностью согласен, желания и возможности не всегда совпадают, эвакуацию 1918-го и 1941-го года планировали и осуществляли одни и те же люди, цели эвакуации не менялись. Собственно Сталин именно об этом и сказал, русский народ мог отказать в доверии большевикам за грехи их тяжкие, но народ мудрый и терпеливый, даже за такие косяки не пнул под зад, а надо было.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
14 июл 2021 13:17:57

Про эвакуацию "1918" пожалуйста на ветке о Гражданской войне, с уточнение что чего эвакуировал и куда.Подмигивающий
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  И. Лаптев ( Слушатель )
13 июл 2021 21:13:44

Мы не немы!
Немы не мы!
Нас солнце позвало из мрачной тюрьмы!
Не возвращайся проклятое прошлое!
Сколько камней в тебя уже брошено! (С.Ф. копирайт).
  • +0.06 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
13 июл 2021 21:24:15

Мы иваны не помнящие родства, собственными руками уничтожали историю собственного государства, до основания, а затем..... ну что было за тем мы в окно видим.
  • -0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
13 июл 2021 20:44:09

Смотрим дату начала строительства ГЭС, далее смотрим даты запуска агрегатов и выход на полную мощность. Всё, дальше арифметика, в индустриализацию тридцатых от днепрогэса толку было мало,на полную мощность станция вышла перед войной. Тепловые станции строятся быстрее и дешевле, во время обсуждения проекта этого монстра были предложения поставить небольшую ГЭС и шлюзы, а электрогенерацию делать на угле которого в тех краях  в избытке и сегодня . Тепловые станции при эвакуации вывозились, пусть не всё, но агрегаты, котлы и прочая мелочь демонтировалась. Агрегаты ставили на платформы и от паровозов подключали пар, мобильные электростанции от которых начинали работать заводы в эвакуации, котлы ставили на местные ТЭЦ  при реконструкции. Днепрогэс в эвакуацию не вывезти, его просто уничтожили. Уничтожили огромные ресурсы вложенные в строительство. Это цена шантажа украинской компартии выходом из СССР.
PS Про доктрину не надо сказок, просто расскажите как по этой доктрине  в Барнауле построили хлопчатобумажный комбинат, а в Ташкенте авиазавод?   У нас хлопок не растёт, у нас есть металл, уголь, электроэнергия, квалифицированные кадры, точно так же как и в Новосибирске. В Ташкенте металла нет, энергетики нет, кадров нет, хлопок есть.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  И. Лаптев ( Слушатель )
13 июл 2021 21:08:33


А с чего Вы взяли, что экономика на производство ништяков соразмерна экономике на производство нормальных людей? То что сделал Хрущ, заменив цели золотыми унитазами, и то, что потом делали яковлевы с тупыми сусловыми - это как раз и есть главная беда системы.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
13 июл 2021 21:25:45

А где я это говорил?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  И. Лаптев ( Слушатель )
13 июл 2021 22:41:21

Вы не говорили! Просто Вы рассуждали о неразумности строительства ГЭС при возможности строительства ТЭС.
Возможно, я Вас не правильно понимаю, но Вы как-то намекаете на.... склоняетесь к.... разумность/и рыночного спроса и предложения, а я его и сейчас при бигдате не вижу. Посему прошу простить за пустые нападки, если они Вам обидны.
С уважением, И.Лаптев.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
14 июл 2021 08:56:17

Я говорил о неразумности строительства такого гиганта в таком месте, электростанции строили НЕ для лампочки ильича в каждый дом, генерация создавалась для промышленных потребителей (читаем план ГОЭЛРО)  и планируя создание такой генерации в одном месте одновременно  вставали проблемы загрузки этих мощностей, то есть строительство промышленного узла способного  употребить выработанную электроэнергию. Именно поэтому такое скопление промышленности и было создано в этом регионе. Именно сюда вербовали из деревень крестьян для строительства и именно они  встали за станки построенных предприятий, хотя крестьянину нет большой разницы куда ехать настройку, с таким же успехом люди могли ехать и  на Кузбасс или Оренбург.   Строительство ГЭС дело медленное, поэтому одновременно строились и ТЭЦ от которых начинали работать построенные предприятия, то есть этот гигант вытянул на себя огромные ресурсы, как материальные, так и людские. Вопрос именно в том, на сколько оправдано было размещение таких ресурсов в таком месте с точки зрения подготовки к войне. 
PS О рыночном, разумности и прочем здесь не в тему, да и мне вся эта рыночная казуистика совершенно безразлична, впрочем как и плановая, "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"(с) а как только человек умер, так все его планы на будущее кончаются и начинаются планы на будущее другого человека. Пока не решим проблему приемственности планов о планах можно не вспоминать. 

     
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  И. Лаптев ( Слушатель )
13 июл 2021 23:01:06
Вот здесь днепрогэс и аукнулся. У меня в городе делали дизеля для танков -
ЦитатаБарнаульский 
Источник: https://www.altairegion22.ru/territory/remember/den-pobedy/altay-den-pobedy/zavody-pobedy/barnaultransmash/

НЕ хочу сказать, что это хорошо, но обратите внимание на: Барнаул как место имеет водные источники, ж/д, хоть какую-то электроэнергию, а тепловой не говорим.
А Барнаул - был на Алтае в советские годы - все-таки агрогород.
Что до комбината, то 1600 человек
 или 2000 - это не производство.
И по поводу танковых моторов, вот торжественные данные:
- 1,5 миллиарда патронов,
- 10 тысяч дизельных моторов для танков,
- 2,5 тонны зерна,
- 49 миллионов килограмм мяса,
- 25 миллионов рублей.
Патроны - это да!
А вот моторы - как-то жидковато при выпуске танков более 2000 штук в месяц со второй половины 1942 года.
  • +0.08 / 2
  • АУ
 
  osankin ( Слушатель )
13 июл 2021 23:56:09

Автор статьи, как это обычно бывает, не владеет необходимыми знаниями по вопросу, о котором он пытается писать. На самом деле в 1942 году СССР произвёл около 24600 бронеобъектов, считая бронеавтомобили, причём в силу объективных обстоятельств не самого лучшего качества. Германия за тот же период произвела около 11600 бронеобъектов различной номенклатуры, включая штурмовые орудия, САУ, бронетранспортёры, а также  спецмашины на базе танковых шасси. Причём, намного более технологически совершенных и намного лучшего качества исполнения.
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
  АнтонЛ ( Слушатель )
14 июл 2021 14:15:15

Это пять)))))
Вот от слова "совсем" не понимаю такой ненависти к своей же Родине - СССР, что нужно по любому поводу в любом виде ругать и пинать её.
1. Т-34 - признан лучшим танком 2-ой мировой войны (причем не нами).
2. Технологичность наших заводов была направлена на массовость и дешевизну производства... Например метод Паттона по автоматической сварке танковой брони - Германия так и не смогла его внедрить, американцы внедрили только в 1944 году.
3. Немецкие вундервафли да были красивше и вылизаннее, но иной раз применялись такие технологические решения, которые совсем не годятся для массовой войны... Чего только стоили ресурсы, затраченные на Мауса....
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
14 июл 2021 15:13:20

А уже в середине 50-х отказались от неё и вернулись к ручной сварке.


Пы.Сы. 

Кстати, поблагодарите американцев за поставки в 1942 году медного провода, благодаря которому качество советской бронетехники, выпущенной осенью 1942 года и  зимой  1942-43 годов резко улучшилось.  
Собственное производство медного провода на начало 1942 года СССР потерял и на танках выпуска 1942 года электропроводка почти сплошь монтировалась мягкой железной проволокой, что никак не улучало их эксплуатационные характеристики.
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
14 июл 2021 17:58:30

Т-34-85 в серию пошёл то же благодаря лендлизу, у нас не хватало карусельных станков для обработки погона башни 1600 мм,  для Т-34-76 погон башни 1400 мм станки были, а для установки более крупного орудия в башню танка погон увеличили до 1600 мм, но для такого размера станок нужен был следующего типоразмера, а с этим был напряг, заказали у американцев.   
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Александр Д ( Слушатель )
14 июл 2021 23:45:43
Сообщение удалено
Сизиф
08 мар 2022 23:50:29
Отредактировано: Сизиф - 08 мар 2022 23:50:29

  • +0.02
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
15 июл 2021 08:01:39

Ответ не вам. 
Дядя - двоюродный брат матери, 1915 года рождения, с 1930 года слесарь-сборщик, потом слесарь-испытатель Харьковского тракторного завода. Довелось ему, как он выразился, "погонять" небезызвестный М1927 "Кристи", прототип наших танков серии БТ. 
Потом Казанское танковое училище, затем служба в составе  ОКДВА. Воевал на Халхин-Голе, командовал взводом огнемётных танков ОТ-26. 
Перед войной их бригаду начали перебрасывать с Дальнего Востока на Украину. Войну встретил в Казани. Обстановка на фронте поменялась и бригада оказалась под Ленинградом. Там он прослужил всю войну, дослужившись до зампотеха командира бригады. Перебрасывал через зимнюю Ладогу танки КВ, предварительно демонтировав башню подручными средствами.
О войне принципиально ничего не рассказывал. На мой вопрос по этому поводу при встрече в 1972 году засучил левый рукав рубашки, сжал кулак и показал глубокую борозду на запястье, там, где у здоровых людей видны сухожилия, и сказал:"Вот она  - война, племяш". Больше я ему вопросов на эту тему не задавал никогда. 
Единственным предметом, напоминавшим о войне, у него были танковые часы, вмонтированные в подставку типа стелы с силуэтом танка КВ на фоне красного знамени.
  • +0.02 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
14 июл 2021 15:22:48

Лучшим признан  Т-34-85, а это уже не начало войны, первые тридцатьчетвёрки были не лучшего качества и именно из-за технического  несовершенства как отдельных узлов, так и технологии производства, ну и наше родное, брак то же свою лепту внесло . В процессе производства и эксплуатации во время войны в танк были внесены больше тысячи изменений.  Я это говорю не для того,чтоб пнуть мертвого льва, а для понимания процесса производства, иногда новые технические решения принимались от бедности, не было возможности производить как изначально  проектировалось либо проектное решение  не позволяло увеличить объёмы выпускаемой продукции, у американцев такой надобности не было, они не были ограничены ни временем, ни ресурсами.  В первые годы войны на Т-34 даже рации нормальной не было и внутренней связи экипажа, сапогом командир мехводу команды отдавал,  в дальнейшем эти ошибки были устранены, равно как многие другие, вот только тогда получился лучший танк второй мировой. ВеселыйНо привычка отдавать команды мехводу сапогом  по спине осталась на долго, мне об этом офицеры танкисты рассказывали в семидесятых годах. 
Ну а в 1941-м году Т-34 ещё не был лучшим танком, соплей на кулак намотали много  прежде чем довели до ума машину и технологическую дисциплину на производстве. 
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  АнтонЛ ( Слушатель )
14 июл 2021 17:05:21

А никто и не спорит - любое производство - особенно во время войны - это куча компромиссов и удешевлений, а вот то что у танка оказался отменный модернизационный потенциал и верно была создана концепция среднего танка, которая не потребовала кардинального изменения конструкции - это - как мне кажется - не вызывает сомнений...
И всё же утверждение оппонента выше - о безусловном превосходстве немецкого оружия и технологий - очень большая гипербола, имхо))))
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
14 июл 2021 17:49:54

Оружием воюют люди, даже самое совершенное оружие не гарантирует победы, в 1941-м году мы воевать не умели, а механизированными   соединениями вообще ни как. Когда жареный петух пониже спины клюнул, появилось желание учится воевать, а вместе с ним и конкретные требования к оружию и технике, к организации боя.....  ИМХО, но даже если бы у нас в 1941-м году был Т-34-85, то результат был бы тот же не смотря на превосходство оружия и технологий.  Превосходство оружия и технологий в 1941-м году показала армия пришедшая к Москве, а в 1945-м году армия пришедшая в Берлин.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
14 июл 2021 21:30:40

Внедрение в серию корпуса новой конструкции с увеличенным погоном и принципиально новой башни  это не кардинальное изменение  конструкции? Шокированный
Про изменения конструкции систем воздухообеспечения и топливопитания я уж и не заикаюсь. Т-34-85 это совершенно иная машина, нежели его предшественник. Вам уже напомнили об этом выше, но до вас, видимо, не дошло... Непонимающий 
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
14 июл 2021 19:49:09

Нда, называется финт ушами.
Вопрос простой, так кто же кого побил?
Вопрос ещё проще, а сколько немецких, чешских, французских заводов выпускающих бронетехнику (танки) было эвакуировано в Германии в период с 1941 по 1942?
И сколько аналогичных заводов имел СССР, и сколько из них было эвакуировано или попали в зону боевых действий? 
(конечно легче было спросить, а сколько было не эвакуировано и продолжали работать в полную силу, ну да ладно),  
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
14 июл 2021 21:37:27

Это уже другой вопрос, не имеющий отношения к предыдущему. 
Отвечу вопросом -  почему проигрывающая войну Германия, страдающая от дефицита производственных ресурсов, под бомбами союзников, начиная с 1943 года неуклонно наращивала ежегодное производство бронетехники, боевых кораблей и самолётов?
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Александр Д ( Слушатель )
14 июл 2021 23:53:02
Сообщение удалено
Сизиф
08 мар 2022 23:50:15
Отредактировано: Сизиф - 08 мар 2022 23:50:15

  • +0.00
 
 
 
 
 
  Александр Д ( Слушатель )
15 июл 2021 00:03:59
Сообщение удалено
Александр Д
15 июл 2021 16:50:17
Отредактировано: Александр Д - 15 июл 2021 16:50:17

  • +0.00
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
15 июл 2021 00:46:29

Нет, это тот же самый вопрос.
Бомбы союзников на Германию, это уже вторая половина 1943 года, да и их тогдашний дефицит с дефицитом что был у РККА в 1941, 1942 да и 1943 несравним....
Вот только СССР потеряв основные производственные площадки для выпуска боевой техники наращивал выпуск уже с весны 1942, это и танков, и самолетов, и артиллерии, и остального .... 
А те довоенные, до которых немец не дошёл бомбили до второй половины 1943, и именно это можно назвать под бомбами.
При этом советские рабочие на новых местах вынуждены были селится от землянок до бараков, ибо не было жилищного фонда на новых площадках, а выпуск наращивали, а подучившись и качество.... Очень много кадровых обученных ушли на фронт, и их место заняли те, кого в мирное время ещё бы учили и учили не один год.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
15 июл 2021 08:11:24

Добавлю, что огромную роль в повышении производительности и качества вновь изготовленных изделий отечественной военной техники сыграли американские специальные станки и режущий инструмент к ним, а также огромное количество механизированного слесарного инструмента, использовавшегося на сборке. 
  • +0.01 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
15 июл 2021 09:18:18

Скорее немецкие станки, поставленные начиная со второй половины 1939 до середины 1941, как раз тогда, когда США и Великобритания перестали поставлять....
  • +0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
15 июл 2021 09:53:49

В 1943-м году выпускалисьТ-34-85 с пушкой Д-5-Т85 и погоном башни диаметром 1400 мм, а в 1944-м году в серию пошёл танк с пушкой ЗИС-С-53 и увеличенным погоном башни. В 1944-м станки  уже лендлизовские. 
PS Добавлю для лучшего понимания производства.
На любом производстве при эксплуатации станочного парка всегда есть график плановых ремонтов, станки в процессе работы изнашиваются и теряют точность. Работать на них ещё можно, но чтоб изготовить деталь с нужной точностью затрачивается гораздо больше времени и количество брака резко увеличивается. Поэтому станки выводят из технологической цепочки в ремонт, текущий, средний или капитальный. Когда производственная программа жёсткая, а площади цеха и людские ресурсы ограничены, то оптимально для длительного  ремонта убирать станки из технологической цепочки в цехе для сохранения  объёмов  производства устанавливая вместо них новые станки или отремонтированные.   Во время ВОВ станочный парк работал с очень большой нагрузкой и времени и людей на ремонты станочного парка не густо было. Производство новых станков сильно тормозилось  размещением на станкостроительных заводах военных заказов. Отсюда можно сделать вывод, если в начале войны станочный парк ещё как то мог обеспечивать нужды производства, то через год-другой жестокой эксплуатации  уже нужно было решать проблему станочного парка, или менять на новые или отвлекать ресурсы на капитальный ремонт  станков. А это многие десятки тысяч станков, всяких разных, а применительно к обсуждаемому погону башни Т-34-85 кромее карусельного это ещё и зубодолбёжный станок приличных размеров, на той детали погона которая на башне нарезался зубчатый венец для механизма поворота башни.   Производство вооружения крепко завязано на станочный парк и если требуется в разы увеличить производство то и станочный парк должен соответствовать этой программе, а вот здесь уже в начале войны были проблемы, да ещё наложилось утраченное при отступлении и эвакуации.  Сложно всё это было в то время, часто приходилось делать из г... конфетку, например на изношенные направляющие станков делали накладки из листовой латуни, а когда с медью проблемы начались, то из текстолита ставили, на долго не хватало, но позволяло хоть как то работать до замены станка на новый.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
15 июл 2021 11:19:38

Бывший начальник комплекса "З" КМЗ "Союз" Борис Зиновьевич, в своё время эвакуированный в Казань с воронежским моторостроительным 16-м заводом,  при личной беседе  однажды сказал, что такого огромного количества сложных и точных станков, в том числе, обрабатывающих центров, и качественного инструмента такой номенклатуры и количества как во время войны, он больше никогда не видел за всю свою долгую производственную жизнь. Значительная часть этого оборудования после войны была безжалостно выброшена на свалку при переходе на производство турбореактивных двигателей, в технологическом процессе изготовления которых оно не потребовалось. 
Запасы американского режущего инструмента использовались в производстве вплоть до середины 90-х годов прошлого века, настолько они были огромны. По большей  части этот инструмент использовался на особо ответственных технологических операциях и там, где отечественного аналога ему не было. Выдавался, как правило, поштучно и был на особом учёте. Особенно это касалось шлифовальных кругов фирмы "Нортон", запасы которых после войны не было возможности пополнить.
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
15 июл 2021 11:54:14

Здесь есть нюанс, когда этот инструмент начали применять на производстве, то это  увеличило нагрузку на станки увеличив тем самым износ станков. Резцы с твёрдосплавными напайками держали в разы большие скорости резания чем  резец из легированной инструментальной стали типа Р18 или Р6М5, производительность труда стала выше, но и качество станка должно быть выше, потому как нагрузки выше. 
PS Не все станки в металлолом сдавали, в школе где я учился были механические мастерские в коих имелось 16 токарных станков, кроме ДиПов там были и английские, какие точно уже и не вспомню, но отливка иностранного названия на передней бабке запомнилась, хорошие мастерские были, токарный класс, слесарный и столярный, и девчонки на домоводстве  так же в своём классе  в этом корпусе что то там пекли и шили. Мне до сей поры не понятно почему по 16 рабочих мест в мастерских, всегда не хватало на всех пацанов, кто то поо по два человека на место работали.
  • +0.05 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
15 июл 2021 12:36:24

Это все почти так, но самый тяжелый период ВОВ, и её коренной перелом на станочном парке ещё довоенном, да и новые не вместо а дополнительно, тем более сразу после освобождения начинали восстанавливать разрушенные заводы, да и уничтоженные бомбёжками предприятия надо было сразу же восстанавливать, как к примеру горьковские или саратовские заводы.
.
И можете добавить, что нельзя работать на металлообрабатывающих станках зимой под открытым небом, а ведь приходилось, и что там с точностью наверное понятно..., да и в теплое время если без стен и крыши много качественного не наработаешь...
И именно поэтому в воспоминаниях тех лет постоянно говорится об ремонтных бригадах специализирующихся на восстановлении оборудования.
И именно поэтому все крупные предприятия создавали не просто ремонтные бригады, а ремонтные производства, инструментальные производства, некоторые сохранили и по сей день...
И добавлю 

Цитата Если в 1930 г. только 34% установленных станков было отечественного производства, то уже в 1937 г. этот показатель увеличился до 91%. 
В период с 22.06.1941г – 31.12.1945 г. СССР импортировал 44 819 металлорежущих станков. Из США – 33 658, Великобритании – 10 435, Канады – 644, Швеции – 82.

В наиболее  трудный для страны 1942 было произведено  22 935 металлорежущих станков  и 2210 КПО. Всего же,  за три полных года войны (1942,1943,1944), было  изготовлено  80265 МРС и 7324 единиц КПО.  В 1945 году производство МОО составило:  станков - 66%, КПО – 62% от предвоенного 1940.  А уже в 1948 году превзошло его (110%) 
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  osankin ( Слушатель )
15 июл 2021 14:14:46



Поэтому никто так и не работал. Дураков идти под трибунал не было, а если находились, то быстро вымирали.



Это вы, вообще, об чём? ХАчу конкретики...



Универсальные станки, а других во время войны в СССР почти не производили,  не заменят специального оборудования ни с какой стороны. Поэтому оно шло из-за рубежа.
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  slavae
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  SMF
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  alexandivanov ( Слушатель )
07 авг 2021 11:22:09

Митинг Вы устраиваете.
Расскажите пожалуйста о профессиональных технологах в 30 - е годы. Как много их было. Откуда взялись. Какое конкретно постановление СНК, запретило движение скоростников.

ЦитатаВ начале XX века в РИ была предпринята попытка стандартизировать качество свежих плодов и овощей. Постоянная техническая комиссия, организованная при Санкт-Петербургской фруктовой, чайной, винной и рыбной бирже, произвела классификацию яблок и груш по их ценности на три группы. Кроме того, были даны рекомендации по сортировке плодов на два сорта по массе, форме и чистоте плодов. Однако широкого практического применения разработанные рекомендации не получили.



Цитатав 1935 г. Свердловское областное управление народнохозяйственного учета провело обследование уровня квалификации рабочих крупной промышленности области, охватившее 202 513 человек. Оно показало, что к квалифицированным рабочим относилось 36,9 % опрошенных, к полуквалифицированным — 44,0 %, к неквалифицированным — 19,1%2. Таким образом, несмотря на значительное расширение системы подготовки рабочих кадров, квалификационный состав индустриальных рабочих Урала мало изменился по сравнению с началом реконструктивного периода. О значимости проблемы низкой квалификации значительного числа рабочих свидетельствовал, например, тот факт, что 21 % рабочих крупной промышленности Свердловской области не выполнял нормы выработки3 . С учетом возросшего оснащения промышленности новой, более сложной техникой и оборудованием, которые предъявляли повышенные требования к квалификации рабочих, становится очевидным, что задача профессионального обучения рабочих кадров в середине 30-х гг. приобретала все большую актуальность.
...

тут

Не выполняли даже те нормы которые были до скоростников?

ЦитатаРезюмируем: отличиями новой (с декабря 1935 г.) системы технической учебы рабочих без отрыва от производства были, во-первых, обязательность обучения для всех рабочих. Во-вторых, обязательность обучения предусматривала и последовательность прохождения рабочими стадий профессиональной подготовки, включая высшее звено — КМСТ (курсы мастеров социалистического труда), готовящих высококвалифицированных рабочих. КМСТ (курсы с двухлетней общеобразовательной и технической подготовкой) существенно отличались от предшествующей системы подготовки рабочих кадров, т. к. действующие в 1933-1935 гг. производственно-технические курсы второй и третьей ступени за отведенное время обучения могли готовить только рабочих массовых профессий. В-третьих, возникала централизованная система руководства профессиональной подготовкой рабочих, адекватная системе в промышленности. В-четвертых, государство впервые вкладывало крупные инвестиции в подготовку рабочих кадров непосредственно на производстве. В-пятых, создавался разветвленный и централизованный штат преподавателей системы технической учебы рабочих без отрыва от производства. Немаловажно и то, что подготовка рабочих кадров увязывалась с изменением оплаты по труду. По сути, государство провозгласило лозунг всеобщего технического образования.


Именно новаторы и скоростники, являясь самыми квалифицированными рабочими и помогали создавать  технологические  карты и ГОСТЫ.
О РАЗВИТИИ МАССОВОГО РАБОЧЕГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА И РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВА В СССР

Цитата....

Серьезное значение придавал В. И. Ленин и вопросам материальной заинтересованности изобретателей. X конференция РКП(б) (1921 г.) в резолюции "Об экономической политике" выдвинула по предложению В. И. Ленина требование: "Ввести повсюду принципы индивидуальной и коллективной заинтересованности за изобретения, усовершенствования, экономию рабочей силы, топлива, материалов, сохранность зданий, машин и т. д." 20 .
 
Свидетельством успехов социалистического изобретательства являлось значительное число крупных изобретений, сделанных уже в первые годы Советской власти. К ним относятся: разработанный Р. Э. Классоном гидравлический метод добычи торфа; тормоза, изобретенные рабочими Ф. П. Казанцевым и И. К. Матросовым, и др. В 1922 г. заявок на изобретения было подано в три раза больше, чем в 1919 году 21 .

....

Рабочее изобретательство тесно переплеталось с возникшим в августе 1935 г. стахановским движением. К концу 1936 г. 100 тыс. изобретателей и рационализаторов являлись стахановцами 49 . Ударниками производства, по данным Центрального совета ВОИЗ, были 99% рабочих - изобретателей и рационализаторов 50 .
 
Будучи членами производственных совещаний на предприятиях, новаторы и рационализаторы участвовали в техническом руководстве социалистической промышленностью. Опыт деятельности производственно-технических советов на многих предприятиях показал их высокую эффективность.
 
Непрерывный рост изобретательства в СССР - характерное явление в годы довоенных пятилеток. В 1937 г. ВОИЗ объединял около 300 тыс., а в 1940 г. в стране насчитывалось уже 526 тыс. изобретателей и рационализаторов 51 . Непрерывно возрастал экономический эффект от внедрения изобретений и рационализаторских предложений: за последние два года первой пятилетки (1931 и 1932) он составил 416 млн. руб., за 1936 г. - 550 млн., а за 1940 г. - 904 млн. рублей 52 .
 
Средняя экономия от одного внедренного рабочего предложения на заводе "Красное Сормово" за 1927 - 1929 гг. равнялась 464 руб., за 1935 - 1937 гг. - 692, 1938 - 1940 гг. - 2043 рублям 53 . К концу довоенных пятилеток характерной чертой изобретательства в нашей стране стало массовое поступление крупных, дававших серьезный экономический эффект изобретений.
 
Столь быстрый рост массового рабочего изобретательства возможен только в условиях социалистического общества, где господствует народная собственность на средства производства, где отсутствует эксплуатация человека человеком, где главная цель производства - удовлетворение насущных потребностей общества. При капитализме рабочий смотрит (и не может смотреть иначе) на завод или фабрику как на чужую собственность, на чуждую, а нередко и враждебную ему силу, и поэтому у него нет "и малейшей заинтересованности в изобретениях, способствующих развитию техники. В условиях социализма широкие массы трудящихся кровно заинтересованы в поднятии и расширении производства.
 
Новый подъем советского изобретательства связан с Великой Отечественной войной. Советские изобретатели внесли огромный вклад в дело организации и освоения новых производств, обслуживавших нужды фронта.

....

Эвакуированный в тыл ленинградский Кировский завод долгое время не мог освоить сборку радиаторов для танков, что угрожало срывом выпуска боевых машин. Рационализатор-коммунист В. Поздняк сделал приспособление, благодаря которому была налажена серийная сборка радиаторов. Работа над приспособлением заняла 60 часов, в течение всего этого времени рационализатор не выходил из цеха 54 .
 
В июне 1941 г. выплавка качественной стали в Челябинске составляла лишь 45%. Так как для оборонной промышленности нужна была только качественная сталь, то перед челябинскими рационализаторами встала задача - найти способы улучшения низких сортов металла. В первые же месяцы войны было внесено 230 предложений. К концу года выпуск качественной стали повысился до 95%. Рабочие-рационализаторы Златоустовского комбината, модернизировав прокатные станы, сумели осуществить прокатку броневой стали 55 .
 
Тысячи рабочих-рационализаторов создавали приспособления к станкам, которые позволяли перейти к выпуску навой продукции, повысить производительность труда. В начале 1942 г. уральский рабочий Д. Ф. Босый при помощи сделанного им приспособления к фрезерному станку выполнил за смену около 15 дневных норм и стал зачинателем патриотического движения тысячников. Лучший рационализатор Центральных мастерских Памирского автотранспортного треста (Киргизия) А. Скляров, сделав приспособление к фрезерному и строгальному станкам, один заменил 26 человек. Своеобразный рекорд установил слесарь-рационализатор Санин (Урал), который благодаря созданному им универсальному штампу за смену выполнил 514 норм 56 .
 
Движение рабочих-изобретателей в годы войны, как и в мирное время, возглавили партийные организации. Парткомы предприятий проводили большую разъяснительную работу, заботились о том, чтобы опыт новаторов становился достоянием всех рабочих, передавался на родственные по профилю предприятия, помогали внедрять новые изобретения.
 
С 1943 г. по почину партийных организаций ряда городов начали проводиться общественные смотры организации труда. Они всколыхнули инициативу рабочего класса, его творческую энергию. Например, во время первого смотра в Москве, на заводе имени Владимира Ильича, было предложено заменить отливку одной из деталей штамповкой, что дало 5,5 млн. руб. экономии; сталевары завода "Серп и молот" внесли около 300 предложений и сберегли Родине 2,3 млн. руб.; рабочие завода "Красный пролетарий" за месяц внесли 2 тыс. предложений 57 .
 
Активное участие в развитии изобретательского движения в годы Отечественной войны, как и раньше, принимали советские профсоюзы, Особенно большую роль сыграли созданные по решению Секретариата ВЦСПС в августе 1944 г. комиссии по рационализации и изобретательству при фабрично-заводских и местных комитетах. Эти комиссии оказывали непосредственную помощь изобретателям и рационализаторам в разработке и реализации их предложений. Ряд профорганизаций обеспечил на предприятиях технические консультации для рабочих-рационализаторов.
....


Наряду с этим

Цитата....
В ноябре 1929 ᴦ. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) принимает Постановление об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов.
...
тут


Ну ни как не в 1940.
Партия была инструментом для борьбы с бюрократами в производстве. Помощь для продвижения полезных, нужных, не ухудшающих качество изобретений. А не митинги. На лесоповал за клевету ехали?

Цитата....
В общем, это можно было бы назвать революцией в деле стандартизации, но, как это часто бывало в союзе, хорошее и нужное начинание со временем довели до абсурда, создав громоздкую, часто дублирующую и иногда не согласующуюся между собой систему.
...

тут




Цитатасамый первый документ, увидевший свет, ОСТ-1 именовался «Пшеница. Селективные сорта зерна». Более поздние документы имели следующий вид: ГОСТ 14771-76 «Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные». Причём две последние цифры обозначали год, когда документ был принят. Любопытно, что если ГОСТ изымался из обращения, то его номер новому уже не присваивался. Изъятие ГОСТа происходило в том случае, если ранее сертифицированный продукт спустя какое-то время переставал производиться в промышленных масштабах.

Например, ушёл в небытиё такой стандарт, как «Хомут. Упряжь конская». Поскольку количество ГОСТов продолжало расти (к 1941 году их насчитывалось 8600)
.....
Несмотря на кажущуюся железную логику КГС, недочёты в деле стандартизации были. Например, вносимые в ГОСТы поправки. Иные были толковыми, но многие, рождённые специалистами, «имитирующими бурную деятельность» с целью показать вышестоящему начальству, что они не зря получают зарплату, не привносили ничего существенного. Однако такие формальные опусы заставляли настоящих инженеров ломать голову над сущностью новой трактовки, поскольку за несоблюдение ГОСТа следовала уголовная ответственность.

Поэтому сотрудники бюро научно-технической информации на предприятиях, получив листы с изменениями, аккуратно вырезали их и вклеивали в соответствующие ГОСТы. Плюс добавлялся список замеченных опечаток и в основном документе, и в его поправках. Так что спустя некоторое время брошюра толщиной в 20 страниц могла превратиться в довольно пухлую книжку. Правда, раз в 10 лет «главный стандарт» пересматривался, и в результате часто на свет появлялся скорректированный новый документ под тем же номером, но индексированный годом его изменения.

Однако параллельно с «главным документом» в советские времена существовало ещё несколько. Это отраслевые стандарты (ОСТы) и технические условия (ТУ), которые разрабатывались в недрах министерств на изделия и регламент работ, если они ранее не были зафиксированы в ГОСТах. В самом деле, зачем знать инженеру-электронщику об особенностях какой-нибудь «шпиндель шпонки-моталки» ткацкого станка, а текстильщикам — о процессе испытания микросхем на холод с применением азота?
...
тут


Вы  доказываете, что скоростники лишь имитировали увеличение производительности или изготавливали брак?
Или то, что среди адекватных людей находятся рвачи и хапуги, которые имитируя кипучую деятельность могли пристроиться к движению
и мотивируя это инстинктивной тягой к хорошей жизни гнать халтуру и брак и получать за это премии?
Только партия к последнему, вроде, ни на каких митингах не призывала.


Из обсуждений 2016
ЦитатаРабочие сами в первую очередь заинтересованы в том, чтобы им дали техпроцесс, чтобы потом к ним претензий не было в том случае если они что то сделали не так.



ЦитатаРассказываю,как обстоят дела в оборонке последние 30 лет.На мехобработке - технологии написаны под диктовку рабочего,иначе все в мульду.Не видел за эти годы ни одного технолога,который предложил бы что-нибудь дельное.Уходят на пенсию идиотами,про молодых "инженеров" вообще молчу.Вся технология в руках рабочих - поменяй одновременно всех рабочих - все,завод можно закрывать,какая там в жопу ракета!




Цитата"Технология в головах у рабочих" означает только одно - что нет грамотно выстроенной технологии без учета всяких "дяди Васи-токаря" и "дяди Толи-сварщика". Такое состояние дел свойственно частникам обычно. А в оборонке должно быть всё так, что можно мгновенно уволить всех разом, принять новых (ест-но, такой же квалификации, а не с улицы), и они начнут работать по документам без лишних вопросов.
  • +0.10 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Александр__1 ( Слушатель )
15 июл 2021 15:30:21

С точностью ни чего, с ресурсом станка проблемы, масло в системе смазки станка замерзало,  у большинстве станков принудительная система смазки станка с насосом, примерно как на автомашинах, но часть станков и агрегатов у станков имела фитильную смазку, на морозе плохо работает хоть масло и разбавляли керосином. А станочнику мороз не сильно докучает, если одежда соответствует или костёр рядом горит.  

Ремонтные бригады  не из за крыши восстанавливали, а для поддержания станков в надлежащем состоянии позволяющем делать детали с нужным качеством, это процесс непрерывный, плановый, всегда и везде, я об этом говорил, но проблема в том, что вовремя ВОВ: а) к станкам пришло много людей низкой квалификации, по сути дети ещё, а квалифицированны рабочие не в состоянии были уследить за всеми, да и б) люди иногда просто засыпали у работающего станка,   объёмы ремонтных работ резко выросли и притом внеплановых работ, так же возрос объём работ в связи с возросшей нагрузкой на станки. Поймите одну простую вещь, станок требует постоянного обслуживания квалифицированными рабочими из ремонтных служб, элементарная проблема периодически возникающая, подшипники шпинделя токарного или фрезерного станка, их надо периодически регулировать, иначе чистоту поверхности не выдержать, это штатная работа текущего ремонта. Аналогично периодически требовалось устранять излишние зазоры в парах  винт-гайка перемещающих суппорта на всех станках,  эти гайки имели специальную конструкцию. Ну и далее по списку, планово-профилактические ремонты и обслуживания.     
По инструментальному производству отдельный разговор, я начинал свою трудовую деятельность в инструментальном цехе завода №17 основное назначение -производство инструмента для штамповки и вытяжки изделий на патронном производстве, пуансоны и матрицы для линий вытяжки гильзы и пули. Для каждого калибра патронов  требовался комплект инструмента, свёрла, фрезы, пуансоны, матрицы, требовался постоянно ввиду износа формирующих поверхностей ....., для более полной загрузки имеющегося станочного парка делали инструмент для других производств, любой, резцы, свёрла, фрезы. НО! основное назначение производство уникального инструмента для конкретного производства. Цех работает и сегодня, потому как патронный завод работает, без этого цеха патронный не может. Ровно такжеи на любом заводе, всегда требуется какая  то уникальная оснастка, инструмент и прочее, для запуска нового производства то же требуется  новый инструмент и оснастка, может в дальнейшем и разместят заказ на специализированном заводе, но это может быть, когда нибудь.     

Вы когда останках говорите, то всегда учитывайте одну тонкость, например станок 16К20 и станок 16К20П, на вид Вы их не отличите, близнецы братья,  но буква П означает повышенной точности и станки с такой буквой ни когда не ставили на черновые работы, они не для этого предназначены. Без станков с такой буквой производство работать не может, ну в принципе то стружку пускать будут, а вот качественную продукцию выпускать увы. Поэтому говоря о процентах перевыполнения  всегда давайте комментарий, каких конкретно станков было выпущено. Просто из моего жизненного опыта не всегда громкие рапорты о перевыполнении есть достижение,  иногда бывало ровно наоборот, лучше бы меньше, да лучше. 
PS Извините за много буков, тема близкая, я учился у тех, кто в войну к станкам встал и кто сопли на кулак мотал на заводе №17 зимой 1941-42 года.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  slavae
  • Загрузить
 
 
 
  osankin
  • Загрузить