– Ранее было заявлено, что испытания ракетного комплекса "Гермес" продолжаются. Когда они могут завершиться? Есть ли интерес к этому комплексу со стороны МО РФ?– Изначально это была инициативная разработка "Высокоточных комплексов" Мы впервые показали ее на форуме "Армия" в 2020 году. Сегодня мы значительно продвинулись по этой работе. Уверяю вас, что "Гермес" станет новым словом в области высокоточного управляемого вооружения. Он будет иметь загоризонтную дальность стрельбы до 100 километров и действовать по принципу "выстрелил и забыл".
– На каком этапе работы по проекту роботизированной БМП-3 с боевым модулем "Синица"? Испытан ли уже комплекс "Прометей", предназначенный для роботизации техники?– БМП-3 с боевым модулем "Синица" – успешный пример роботизации бронетехники. Но мы двигаемся дальше. Специалисты ВНИИ "Сигнал" создали программно-аппаратный комплекс "Прометей", который позволяет роботизировать любую бронетехнику и управлять ею с пульта. В настоящее время идет подготовка к большому циклу испытаний этого комплекса в различных условиях. По их результатам будет принято решение о дальнейшем его применении и развитии.
– Ранее сообщалось, что ВНИИ "Сигнал" разработал новую систему ориентирования "Филин" для боевой техники. Испытана ли новая система ориентирования в действии на боевых образцах? Насколько значительных доработок она потребует при установке на существующие образцы?
– "Филин" предоставит военнослужащим совершенно новый функционал при работе с электронными картами. При этом за счет модульного принципа система ориентирования позволяет быстро адаптировать ее практически к любым боевым машинам на различных шасси. Больших доработок для этого не потребуется.
– Начались ли поставки новой снайперской винтовки Чукавина в войска? Когда она будет принята на вооружение?– Осенью прошлого года российские спецназовцы, действующие в зоне СВО, получили партию этих винтовок для опытно-боевой эксплуатации. Отзывы поступают положительные. Прежде всего, говорят, что оружие стало удобнее, проще в обслуживании. "Калашников", в свою очередь, продолжает оттачивать винтовку, вносит улучшения в конструкцию. Что касается принятия на вооружение – ждем решения государства.
– Какие изменения с учетом СВО получил АК-12?– С 2018 года, когда автомат был принят на вооружение, его конструкция существенно изменилась. Конечно, опыт применения в реальном бою и отзывы бойцов изучались очень тщательно. В частности, был доработан диоптрический прицел. Он стал более универсальным и всепогодным. Система управления предохранителем стала двусторонней, это особенно удобно для стрелков-левшей. Дульное устройство на новой модели – несъемное, то есть приспособление для малошумной стрельбы теперь удобно крепить поверх пламегасителя. Наконец, модель получила конструктивно новое, более совершенное цевье. Помимо этого, в автомат внесен целый ряд технологических усовершенствований, которые невидимы простым глазом.
– Как продвигаются работы по наращиванию серийного выпуска истребителей Су-57? Когда на этот самолет планируется установить так называемый двигатель второго этапа?– Мы полностью выполняем обязательства перед министерством обороны. Сейчас самолет проходит опытную эксплуатацию в
ВКС РФ. В этом году наша кооперация во главе с
ОАК планирует существенно нарастить темпы выпуска этих самолетов в соответствии с госконтрактом. Одновременно платформа Су-57 эволюционирует. Наращиваются ее боевые возможности, в машину внедряются самые современные технологии. То есть ее эффективность продолжает расти. Что касается силовых установок, то самолет Су-57 адаптирован под применение двигателя как первого, так и второго этапа. Даже с двигателем первого этапа истребитель отвечает основным требованиям к самолету пятого поколения. Сейчас проходят летные испытания самолеты с двигателем второго этапа. Уже в рамках действующего серийного контракта планируется поставка Су-57 с новым двигателем – над этим работают
ОДК и ОАК.
– Штурмовики Су-25 хорошо зарекомендовали себя в зоне СВО. Рассматривается ли возможность их модернизации с учетом боевого опыта? В чем эта модернизация может заключаться?
– По результатам боевого применения наиболее эффективным показывает себя вариант Су-25СМ3. На сегодняшний день такая модернизация выполняется на одном из авиаремонтных заводов. На самолете в ходе модернизации устанавливается новое прицельно-навигационное оборудование, новая оптико-лазерная тепло-телевизионная прицельная система, новая система спутниковой навигации, а также комплекс радиоэлектронной борьбы и другие системы.
– Как продвигаются работы по запуску в серийное производство ракетоносцев Ту-160М? Удалось ли полностью наладить технологическую цепочку производства всех комплектующих для них?– Напомню, что серийное производство Ту-160 было прекращено в 90-х годах. Сейчас мы возобновляем строительство этих ракетоносцев уже в новом облике – Ту-160М. Да, нам удалось полностью восстановить технологическую цепочку производства всех комплектующих. Сформирована заново соответствующая кооперация предприятий. В результате в 2022 году мы стали свидетелем первого полета Ту-160М, построенного "с нуля". Боевые возможности модернизированных самолетов существенно увеличены. Расширен спектр вооружения, модернизировано бортовое оборудование. Самолет получил новые двигатели – НК-32 второй серии, благодаря которым значительно увеличена дальность его боевого применения.
– Когда планируется завершить испытания модернизированных дальних бомбардировщиков Ту-22М3М? Сколько сейчас образцов подключено к испытаниям? Испытывалось ли на них оружие? Имеющиеся опытные образцы Ту-22М3М проходили апробацию путем применения оружия по военным объектам Украины в рамках СВО?– Испытания модернизированных дальних бомбардировщиков Ту-22М3М будут завершены в соответствии с планом Минобороны России. Апробация нового оружия в рамках СВО – прерогатива военного ведомства. Мы к этому готовы.
– Проект ПАК ДА приостановлен в связи с санкциями и СВО или продолжается в щадящем режиме? Когда может быть создан первый летный образец новейшего бомбардировщика?– Работы по проекту ПАК ДА выполняются в установленном утвержденным план-графиком режиме.
– Как продвигаются работы по наращиванию производства военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А? Когда завод в Ульяновске сможет выйти на выпуск 10 таких машин в год?– Производство тяжелых военно-транспортных Ил-76МД-90А растет. На предприятии ОАК в Ульяновске действует комплексная программа поэтапного увеличения производства и поставки самолетов. В прошлом году выпуск достиг пяти машин в год. В этом году два самолета уже сданы заказчику. Хотелось бы отметить, что производство новых самолетов идет на поточной линии сборки, что снижает трудоемкость. Линия сборки оснащена системой лазерного позиционирования агрегатов, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолета.
Начиная с 2025 года, будет возможен выпуск не менее 10 самолетов Ил-76МД-90А ежегодно.
– Какие концептуальные выводы сделаны "Ростехом" по опыту СВО? Какие новые подходы будут применяться в разработке и модернизации вооружений?
– Эксплуатация продукции в реальных боевых условиях дала нам неоценимый опыт и продолжает давать много пищи для ума. Во-первых, СВО подтвердила основные тренды дальнейшего развития вооружений, например, растущую роль беспилотья и высокоточного оружия. Во-вторых, показала пути совершенствования уже поставляемой продукции. Даже, казалось бы, незначительное изменение конструкции того же автомата может существенно облегчить положение бойца на фронте, помочь ему в бою. Здесь мы четко понимаем, что работаем для победы и делаем все, чтобы наше оружие максимально способствовало выполнению боевых задач.
Можно говорить, что по результатам СВО совершенствованию в той или иной степени подверглись большинство видов вооружений, которые мы производим – бронетехника, авиация, артиллерия и РСЗО, средства РЭБ, стрелковое оружие и экипировка. Мы внимательно относимся к поступающим с передовой отзывам и поддерживаем тесную обратную связь.
https://ria.ru/20230810/artyakov-1889223986.html