Цитата: footuh от 01.07.2010 15:02:11
...Русское Общество по сути - очень похоже на Общество Древнеримской Республики...
...это значит, что в настоящий момент - у нас в стране - так или иначе сформировалось две страты - Плебеев с Патрициями, которые точно так же как и страты Древнеримского Общества имеют те же самые Права и проблемы.
...вспомниая примеры Римской Республики - мы видим, что именно патрициат по сути постоянно избирал сам себя на все выборные должности в государстве...
...святою обязанностью всех патрициев было служение в армии и их последующая политическая карьера была тесно связана с военными успехами имярек. (...)
...Патрициат... оставил на изумление малый след в истории самого Рима (за вычетом военных побед) - если считать эпоху самой Республики - как таковую. Причина этого в том, что Патриции... были бедны в массе своей - как церковные мыши.
Дело в том, что по законам Римской Республики - патриции фактически не имели прав на личное имущество и поэтому семьи их кормились от общественного стола. Часть земель Республики считалась "куриальными", то есть предназначенными для "окормления" тогдашнего избираемого правительства и обрабатывалась рабами, находящимися в государственной собственности. В итоге - Патрициат, как таковой - не имел личного имущества, а благосостояние его - было прямо связано с Благосостоением всей Республики. То есть, - пошли, чего-то всею страною награбили, притащили домой - и потом пока не кончилось, - делят между патрициями. Когда кончится - пора опять идти воевать.
...Опять же - почему патриции времен Республики нам почти что - безвестны. Причина этого в том, что Рим развивался на очень бедных землях, создававших очень низкеую норму привачного продукта и на развитие Культуры с Искусствами - в самом Риме - средств просто не было. ...возникшая в патрициате система политического развития - не позволяла патрициям - хоть в чем-либо отличаться от "обычаев предков". В итоге - патрициат сам по себе - стал очень быстро отличаться в нехорошую сторону от собственно римской верхушки плебейского общества, у которой подобных запретов не было.
То есть - с течением времени формировался этакий архетип римского патриция, - бедный, необразованный и голодный, но благородный и мужественный. Соответственно заветной мечтой всех патрициев эпохи Республики - стало получение Личной Собственности и "желание Окультуриться", то есть дать хотя бы детям - хорошее (в данном случае - греческое) образование.
...Это звучит очень странно, но именно Плебеям эпохи Республики в стране принадлежали практически все материальные ресурсы страны, а существующие культурные артефакты этого времени имеют плебейское авторство.
Итак, раз мы знаем, - как оно уже было, возникает вопрос, как - не попасть на те же самые грабли второй раз.
Наиболее широко в качестве источников сведений об эпохе Римской республики (начиная с 510 г. д.н.э.) используются исторические труды Тита Ливия и Плутарха. Приводимые ниже сведения основаны большей частью именно на них.
1. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
Русское Общество по сути - очень похоже на Общество Древнеримской Республики...
...это значит, что в настоящий момент - у нас в стране - так или иначе сформировалось две страты - Плебеев с Патрициями, которые точно так же как и страты Древнеримского Общества имеют те же самые Права и проблемы. Когда в указанный автором период в Риме монархию сменила республика («Древнеримская республика»), там установился режим правления (власти), который историки обозначают термином «олигархия».
Тогда (хронологически) плебса ещё не было, существовали — ещё со времён монархии — только одни «патриции». Это были «отцы», «головы», «старейшины» родов (
gentes), владевших всеми землями в «Риме» на момент его создания (за исключением земель, принадлежавших жрецам и государству). Эти старейшины пользовались полнотой власти каждый внутри своего рода –
gens или ещё используют тоже слово
familia, т.е. "семья". Именно в этом качестве независимых и полновластных представителей каждый свого рода (или семьи в расширительном значении) они и собирались вместе для решения всех своих текущих дел и формировали таким образом правящий «сенат». (Легендарно считается, что во времена короля римлян Ромула таких родов было сто. Значит, должно было быть тогда и сто патрициев, или сенаторов.)
Кроме «сената» никто никакой власти тогда в Риме не имел. Кроме того, владение собственностью вообще и землёй в частности в тогдашнем Риме было запрещено всем, кроме «ста родов». Значит, никто, кроме «ста патрициев», и не мог попасть в «сенат» и приобщиться к власти. Именно поэтому историки и называли их власть «олигархией».
Плебеи (плебс) стали оформляться, как самостоятельная общность, только лет через 15-20 после учреждения республики, в 490-х годах д.н.э., после того, как началось движение за ограничение абсолютной власти олигархов.
Плебей — это был человек, пришедший в Рим «со стороны» и не принадлежавший ни к одному из родов-основоположников; по закону, чтобы жить в Риме, все такие «посторонние» люди должны были быть «приписаны» либо к одному из родов, либо к республике в целом. «Приписанный» таким образом человек становился «клиентом» рода или республики. Клиент, которому со временем предоставили полную свободу и право жить в Риме самостоятельно, без «приписки» — это и был плебей в строго юридическом смысле. Права владеть в Риме недвижимостью он по-прежнему не имел.
Плебеи — это своего рода «средний класс» древнего Рима. Начавшаяся в 490-х гг д.н.э. борьба между патрициями и плебеями длилась примерно 200 лет, и плебеи в её процессе шаг за шагом отвоёвывали себе всё больше и больше прав. В том числе они на каком-то этапе (по идее в 376 году д.н.э., после принятия закона трибуна Лициния Солора) получили право, как и патриции, получать во владение (но не в собственность) гос.землю.
2. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
...святою обязанностью всех патрициев было служение в армии и их последующая политическая карьера была тесно связана с военными успехами имярек. В Древнеримской республике существовал так называемый «ценз» -
cens. Это была перепись граждан Рима, в которой указывался имущественный достаток и родовые происхождение/принадлежность каждого. В зависимости от них и возникала обязанность нести воинскую службу (т.е. нужно было принадлежать к определённому роду с определённым уровнем богатства; иначе на военную службу не брали). С самого начала республики большинство л/с в армии составляли клиенты, приписанные к родам и к республике (в крупном роду могло быть по 5-6 тысяч клиентов).
Конфликты начались, когда клиентам начали предоставлять полную свободу и право жить в Риме без «приписки», то есть в момент появления плебеев. Имущества, числящегося за плебеями, никакого не появлялось, а в армию их сенат, в виду складывавшейся обстановки, тем не менее активно призывал и требовал от них службы. Они, будучи неимущими, служить вполне законно отказывались. В результате Рим оказался на грани разгрома его врагами, и сенат (патриции) вынужден был пойти на первые уступки. Так начался длившийся потом ещё примерно 200 лет процесс постепенного доступа плебеев к имуществу и к земле и к разделению власти со старой олигархической земельной аристократией.
3. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
...Патриции … - были бедны в массе своей - как церковные мыши.
...по законам Римской Республики - патриции фактически не имели прав на личное имущество... То есть, - пошли, чего-то всею страною награбили, притащили домой - и потом пока не кончилось, - делят между патрициями. Когда кончится - пора опять идти воевать. В Древнеримской республике прав на личное имущество, в первую и главную очередь на землю, не имели те, кто не принадлежали к родам. Патриции — полновластные старейшины родов — распоряжались имуществом своих родов.
Основной причиной раздоров между плебеями и патрициями с самого начала были последствия практиковавшегося тогда
nexum — договора займа. По специфическим условиям договора такого типа заёмщик становился фактическим рабом займодателя. Он мог быть «закован в железа» - сам или его солидарно отвечавшие по долгу родственники — могло быть конфисковано всё его достояние, и т.д., и т.п. Самые первые бунты плебеев против патрицеев начались именно по этому поводу, в армии, потому что пока должники-плебеи служили в войске, их родственников по указанию кредиторов арестовывали за их долги, а их скарб и добро — конфисковывали.
Займодателями во всех этих случаях выступали патриции. По свидетельствам Тита Ливия, на начальном этапе существования Римской республики практически все плебеи находились в состоянии крайней задолженности, и кредиторами их выступали именно богатые патриции. Тогда-то плебеи-должники и прибегли к крайней мере: в момент серьёзной военной угрозы Риму все состоявшие на службе в римском войске плебеи ушли «с фронта» и укрылись в горах в знак протеста против произвола своих кредиторов-патрициев. Сенат пообщал им смягчение условий
nexum , и только тогда плебеи вернулись на службу, и Рим избежал взятия и разграбления.
Чтобы избежать в дальнейшем повторения подобных крайне опасных «забастовок армии» патриции и пошли в конце концов на очень серьёзные уступки и наделили плебеев какой-то ощутимой собственностью — чтобы им было, что защищать своего собственного, а не только ненавистного чужого.
После этого в Древнеримской республике начал активно формироваться «средний класс» - класс зажиточных плебеев. Однако даже самые преуспевающие из них — т.н.
homines quasi-boni — всё-таки не дотягивали до установленного по цензу имущественного уровня самой богатой прослойки Римского общества — патрициев.
(Стоит упомянуть и то, что были плебеи, сознательно отказывавшиеся от патрицианского ценза — например,
argentarii , т.е. «финансисты».)
4. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
...Патрициат... - оставил на изумление малый след в истории самого Рима (за вычетом военных побед) - если считать эпоху самой Республики - как таковую. (...)
...патриции времен Республики нам почти что - безвестны Для краткости только несколько примеров навскидку, из числа самых известных и потому легко проверяемых. Все они
не касаются никоим образом военного дела и относятся к мирным, созидательным видам деятельности человека.
Базилика Эмилия (basilica Æmilia) на Римском Форуме. Состояла первоначально из трёх нефов; общая длина здания — ок. 100 м. Год постройки — 179 д.н.э.. Заказчики — цензоры Марк Эмилий Лепид (консул, великий понтифик; Лепиды — ветвь одного из древнейших и богатейших патрицианских родов, т.н.
gentes maiores — Эмилиев —
Emilii) и Марк Фульвий Нобилиор (из не столь исторически прославившегося патрицианского рода Фульвиев,
Fulvii, давшего нескольких консулов). Изначально базилика называлась по имени обоих её заказчиков:
Basilica Æmilia et Fulvia , но со временем сохранилось только имя более знатного рода, поскольку на протяжении последующих 150 лет уже только его представители продолжали достраивать и расширять базилику.
Фото (фундамента) базилики в её нынешнем состоянии:
http://ru.wikipedia.…uria01.jpg Чертёж фасада, по которому можно судить о том, как базилика выглядела во времена Римской республики:
http://fr.wikipedia.…gustea.gif «Тёмная лава Сульпиций Галл» (Sulpicius Gallus dark mantle) — кратер на Луне. Гай Сульпиций Галл (
Caius Sulpicius Gallus). Консул в 166 году д.н.э. Тоже принадлежал к патрицианскому роду из числа
gentes maiores — Sulpicii . Вошёл в историю, как выдающийся оратор и специалист по греческой цивилизации (истории, философии и т.п.). Одновременно был выдающимся военным трибуном. В конце жизни увлёкся и много занимался астрономией. В историю вошло его знаменитое достижение: будучи военным трибуном при войске под командой его близкого друга Эмилия Павла, предсказал, что в ночь накануне сражения, в котором римлянам предстояло сразиться с македонянами под предводительством Персея, случится лунное затмение. (Римляне в том сражении македонян разгромили.) На Гая Сульпиция, как на авторитетного автора по астрономии, ссылался Плиний. В его честь поэтому и назван кратер на Луне. Под именем «Тёмная лава Сульпиций Галл» он сегодня включён, например, в число 100 лучших объектов Луны (см. п. 71 в перечне этих объектов здесь:
http://www.realsky.r…70-luna100 )
Аппиева дорога (Via Appia — строилась в 312 г. д.н.э.) и Акведук (Aqua Appia — строился тоже в 312 г. д.н.э. и является самым первым римским акведуком) . Строителем этих уникальных с инженерной точки зрения и потому уже очень давно на весь мир знаменитых коммуникаций общепризнанно считается Аппий Клавдий (
Appius Claudius Caecus — Цек, т.е. Слепой). Был консулом, цензором и даже диктатором на рубеже 200-х гг. д.н.э. Происходил из самого, видимо, знатного в Риме патрицианского рода Клавдиев —
Claudii. Именем Аппия Клавдия и названы и дорога, и акведук. Помимо этого он — первый, самый «древний» из известных на сегодняшний день римских писателей.
Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum) . Приняты в 450 г. д. н. э. Первый письменный свод законов в Риме. Писал его комитет под председательством ещё одного Аппия Клавдия из рода Клавдиев (
Appius Claudius Crassus Sabinus). Крайне непопулярный Аппий Клавдий после большого публичного скандала вышел в отставку, и тогда же одним из консулов был избран Люций Валерий (
Lucius Valerius Potitus), представитель самого древнего и самого «долгожительствовашего» рода из числа
gentes maiores — Валериев (
Valerii). Люций Валерий и обеспечил публикацию и распространение «Двенадцати таблиц», а его самого поэтому принято считать одним из «отцов» римского права.
Уже очень давно составленный и широко известный список патрицианских родов времён Римской республики есть здесь:
http://fr.wikipedia.…des_nomina Выводы. Во времена Древнеримской республики:
- патриции и их роды были самыми богатыми людьми Рима и именно поэтому пользовались неограниченной абсолютной властью;
- не только в политической, но и в финансовой области все свободные люди Рима (в первую очередь плебеи) целиком и полностью зависели от абсолютных власти и богатства патрициев;
- плебеи в процессе двухвековой упорной борьбы сумели завоевать определённый набор имущественных и политических прав, позволивших им к моменту возникновения империи поделить с патрициями власть, но не богатство, более или менее поровну;
- все основные патрицианские роды Рима на протяжении всех четырёх столетий Римской республики активно участвовали во всех областях жизни (создании цивилизации) римского общества и внесли в неё соразмерный их власти и богатству исторический вклад;
- в свете перечисленного не подтверждается выведенный автором рассматриваемого текста "архетип римского патриция, - бедный, необразованный и голодный, но благородный и мужественный".
P.S. Для того, чтобы показать более основательно и предметно, чем и как владели патриции и плебеи во времена Римской республики, а также в чём конкретно заключались различия между ними в области прав собственности и владения, нужно достаточно подробно рассматривать т.н. квиритское право собственности (
domininm ex jure Quiritium)по старому римскому праву (
jus civile) и развитую позднее параллельно с ним именно чтобы "ублажить" плебеев концепцию т.н. бонитарной собственности (
dominium in bonis). Чтобы продемонстрировать различия между юридическими режимами, которым в Древнеримской республике подчинялись родовые земли и земли государственные (
ager publicus) и те, кто являлись их собственниками (квиритское право), владельцами (бонитарная собственность) и/или пользователями, пришлось бы выкладывать слишком пространные цитаты сугубо юридических текстов. Я от этого воздержался, а тем, кто особо заинтересуется, могу порекомендовать в качестве вступительной справки вот эту коротенькую статью в БиЭ -
http://dic.academic.…0%B0%D1%8F - все основные термины в ней фигурируют (в том числе на латыни), так что дальше, отталкиваясь от неё, легко приступать к подбору материалов на эту тему.
Отредактировано: il Machia - 11 янв 2011 02:50:17
Ошибаться всё-таки лучше, чем ничего не делать.