Цитата: an_private от 12.05.2010 13:50:08
Никакая. И что? Полёты на Луну длились месяцами? Так что Не передергивайте. Впрочем, вас призывать к этому бессмысленно - это ваш образ жизни.
Еще раз, медленно, для тупых альтернативно одарённых. Солнечные батареи используются в тех случаях, когда миссия длится месяцами. Этого никто не отрицает. В данном же случае речь идёт о полётах на Луну, которые длились 12.5 суток максимум. Для миссий ограниченной продолжительности куда проще и удобнее использовать батареи, чем тащить десятки квадратных метров солнечных батарей.
А, да, Вы тоже считаете, что "Ни одна батарейка не может выдать 180 Вт"? Или у Вас классовое зрение - если глупость говорит сторонник Вашей точки зрения, то глупость надо защищать до последнего? ;)
Мда-а-а... вы как свидомый нацик типа Тягнибока... даже не то что думать, читать для начала научитесь.
Я писал, что даже автомобильный аккумулятор способен выдавать и 180, и больше ватт. Но недолого. Но ВСЕ батарейки весят много. НАСА использовало серебряно-цинковые аккумы, которые имеют лучшее соотношение масса-емкость, но все равно весят прилично.
Для справки: на корабле Аполлон установлена энергетическая установка на водородо-кислородных топливных элементах (в служебном отсеке). Поcле аварии А-13 в служебном отсеке в секции № 4 установлен дополнительный аварийный серебряно-цинковый аккумулятор емкостью 400 а-ч весом 61,2 кг (напряжение 28-32 вольта). В случае выхода из строя топливных элементов емкости аккумулятора должно хватить для питания систем основного блока в течение 3 сут, требуемых для возвращения от Луны к Земле.
В стенки корпуса служебного отсека вмонтированы трубки радиатора системы терморегулирования, по которым для отвода тепла циркулирует водяной раствор гликоля.
Регулирование температуры внешней поверхности корпуса служебного отсека обеспечивается вращением корабля и соответствующей окраской: часть поверхности окрашена составом с высоким коэффициентом отражения, часть — составом с высоким коэффициентом поглощения.
Т.е. установка солнечных батарей была невозможна конструктивно: для терморегуляции он должен вращаться, и тогда или система ориентации батарей слишком сложная и тяжелая, и/или эффективность батарей низкая.
Кстати, этот геморрой вылез и позже: при полете Союз-Аполлон были проблемы с тем, что связка кораблей для того, чтобы терморегулировать Аполлон, должна была вращаться, а для работы солнечных батарей Союза вращаться было нельзя. Как-то с этим справились, но было хлопотно.
Считаем... 400 а-ч делим на 72 часа ~ 5,5 А, умножаем на 30 вольта ~ 165 ватт. При весе более 60 кг. Т.е. 2,5 Вт на килограмм батареи.
А батареи, сутками отдающие 5-10 ампер весят прилично...
Я понимаю, что в лунном модуле при взлете и посадке можно запитаться ТОЛЬКО от батарейки. Так же как и Аполлон при взлете РН и посадке после отстрела СМ можно питать только от аккумулятора или ТЭ. Но ведь к Луне звездячить трое суток, обратно тоже столько же, от 1 до 3 суток на Луне. Собственно на Луне в соответствии с планом миссии никаких проблем с ночным временем, ориентацией панелей батарей, ветром нет... Почему бы не взять с собой панель? Тем более что водород, кислород вместе с баллонами/емкостями, арматурой, автоматикой, самими батареи ТЭ весят таки отнюдь не 10 кг... В принципе использование в основном блоке ТЭ вместо солнечных батарей оправдано коротким временем миссии, но вот почему лунонавты на Луне сидели на батарейках?
Электрическая система лунного корабля состоит из четырех серебряно-цинковых аккумуляторов по 400 а-ч, установленных на посадочной ступени, и двух аккумуляторов по 310 а-ч на взлетной ступени; на взлетной и посадочной ступенях по две электроцепи распределения энергии, соединительные коробки и реле, две шины постоянного тока и 2 дублируемых инвертора на 400 гц и 350 в·а.
Итак, 2 аккумулятора взлетной ступени никуда не денешь. На них взлетаем и стыкуемся. А вот 4 аккума посадочной используются при посадке и сидении на Луне. Если на посадку и непредвиденные случаи оставить 2 аккума, то можно убрать 2х61,5 кг = 123 кг. Панель, отдающая 250 ватт, вместе с треногой и кабелем будет весить не больше 60 кг. Итого экономия веса не менее 60 кг... При сухой массе посадочной ступени 1725 кг на аккумы приходится 246 кг... или 1/7 массы. Сэкономить 60 кг - очень даже неплохо, не находите?
Вместо этого мы везем аккумуляторы... Посчитаем? Уровень инсоляции в районе орбиты Земли около 1250 Вт/кв.м. Пусть 1000. КПД тогдашних панелей 30%. Пусть 25%. Итого с 1 кв.м. можно снять вообще не напрягаясь 250 ватт минимум. С 2 квадратов - все 500 ватт. Более чем достаточно для ЛК на Луне. А весить будет все это добро (панель, тренога, кабель) явно меньше аккумуляторов (2 "аполлоновских" аккума на 400 ач при 28 вольт весят 123 кг, для сравнения, автомобильный на 55 ач и 12 В - около 15 кг).
Нам что, 50 кг оборудования лишние? Или в НАСА развесовку считали плюс-минус центнер? Забавные ребята...
Отредактировано: Alex_B - 12 май 2010 16:10:42
Причинять добро, наносить пользу, подвергать ласке