Дэнни Хиллис придумал идею с часами в 1986-м, и потратил больше 15 лет, разрабатывая их дизайнИдею часов публике предложил изобретатель Дэнни Хиллис в 1995 году – как способ заставить людей подумать о будущем планеты.
Я хочу построить часы, которые тикают раз в год. Стрелка шагает раз в 100 лет, а кукушка выезжает раз в тысячелетие.
Хиллис сделал маленький прототип, начал прорабатывать дизайны, опубликовал свои размышления в газетах. В итоге больше 3300 людей проспонсировали эту сумасшедшую затею, и она выросла в проект Clock of the Long Now. Дэнни Хиллис с его организацией даже смогли создать работающую версию часов в масштабе 1:100.
Первый прототипА в 2005 году проектом заинтересовался и Безос, хороший друг Хиллиса, который прекрасно понимал «важность планирования на долгосрок». Например, в 2002-м Безос открыл форум
Long Bets, фиксирующий предсказания на много лет вперед, и позволяющий делать на них ставки. Недавно ставка Уоррена Баффета на то, что простое инвестирование в индекс S&P 500 за 10 лет покажет больший доход, чем хедж-фонды, выиграла, и $2,222,278 ушло выбранной им благотворительной организации (в поддержку девочек города Омаха).
С
деньгами Безоса команда перешла от разработки прототипов к созданию полноценной модели. Инженеры под руководством Хиллиса по одной стали создавать гигантские шестеренки из нержавеющей стали, которых для проекта требовалось несколько сотен. Им дали разрешение на выработку горы (стоящей на персональной территории Безоса площадью 770 км
2, в 7 раз больше Парижа). А теперь вот – бурение закончено, и первые компоненты гигантской махины начинают вставлять вглубь этих вертикальных пещер.
Одна «деталька»Основная часть часов будет установлена прямо под линией горного хребта, чтобы механизм был максимально защищен с каждой стороны. Чтобы добраться до него, человеку придется сначала взбираться на гору, а потом найти вход в «секретный» тоннель (можете представить врата Мории из «Властелина колец»). Внутри – полная тишина. Только где-то далеко вверху качается массивный маятник, благодаря которому часы отсчитывают каждые 10 секунд (но этого вы и не услышите, и не увидите – устройство старается не тратить энергию на такие мелочи).
Безос и команда The Long Now постоянно сравнивают проект с египетскими пирамидами. Это огромная инженерная задача, показывающая, какими знаниями обладает человечество на данном этапе своего развития. Пирамиды пока что простояли 4500 лет. Часы должны будут проработать в два с лишним раза дольше, не говоря уже о тонкости деталей, которые в них используются. Десять тысяч лет назад наши предки только начинали переход от охоты и собирания ягод к сельскому хозяйству (кстати, сейчас
предполагается, что первыми стали выращивать
тыквы, чтобы использовать их в дороге в качестве бутылок). Что случится через десять тысяч лет – кто знает? Может быть, тогда на планете будут жить другие существа, и часы в горе будут единственным напоминанием о нашей цивилизации.
Работа над «часами из горы». Ранние 2000-еИменно поэтому проект стоит всех тех денег, которые в него вложены. Чтобы у людей появился повод задуматься о таких вещах. Дэнни Хиллис объясняет:
У тебя есть представление о пирамидах. Это то, что объединяет тебя с прошлым. Но у нас нет ничего такого для будущего. У нас нет символа, объединяющего нас с будущим. Мне кажется, он нужен миру. Это интересно, это весело, это делает нас более человечными.
Благодаря пирамидам сейчас средний обыватель знает о Древнем Египте намного больше, чем о Вавилоне, ведийской цивилизации или шумерах. Возможно, в будущем и о нас будут говорить как «о тех людях, которые построили те странные часы». По крайней мере, об этом думают Безос, Хиллис и их соратники.
Механизмы
В 2010-м подрядчики начали отливать три трехметровые шестеренки из нержавеющей стали и
мальтийские механизмы, которые будут звонить по колоколам. Между тем, компьютеры в Лабораториях реактивного движения NASA проводили месяцы, рассчитывая положение солнца в небе в полдень каждый день в течение следующих 10 000 лет. Эти данные часы потом будут использовать для самостоятельной коррекции, чтобы их подсчет всегда был точным.
Специально разработанная гигантская металлическая рука, способная резать скалуВ 2011-м начались раскопки на территории пустыни в Техасе, где один из механизмов часов будет установлен глубоко под землей. Строители пробурили горизонтальные тоннели в основании горы, и «тестовое» отверстие длиной 150 метров сверху, пока оно не пересеклось с тоннелями. Туда они установили движущуюся платформу с 2,5-тонной механической рукой, со специальной пилой на конце, способной вырезать камень. Она начала медленно идти вверх, ступенька за ступенькой вырезая винтовую лестницу, по которой вниз могли бы спускаться люди (рабочие, монтирующие остальные части механизма).
Тогда же финальный прототип «
Clock of the Long Now» был выставлен в одном из музеев Смитсоновского института в Вашингтоне. Часы состоят из огромных металлических шестеренкок, гигантского груза из камня и точно откалиброванного титанового спускового механизма в защитном кварцевом ящике.
Было много идей по поводу того, что можно использовать для подпитывания этого механизма. Большинство источников энергии не подходили. Например, ядерное топливо не устроило разработчиков по двум причинам: оно не восстанавливается, и Хиллис не хотел оставлять такое напоминание о человечестве. В результате часы подпитываются тремя путями. Во-первых, посетитель может «подкрутить» рычаг, чтобы узнать время. Это механическое действие приподнимает груз, дает ему немного потенциальной энергии. Во-вторых, некоторые детали часов способны собирать энергию от Солнца. На юге горы будет стоять окно с отверстием из синтетического сапфирового стекла, которое в полдень станет нагревать воздух в камере и двигать графитовый цилиндр. Это поможет корректировать время на часах и даст небольшой заряд энергии для маятника.
В-третьих, даже если рычаг уже столетиями не подкручивали вручную, часы используют разницу дневной и ночной температур на вершине горы, чтобы собирать энергию для продолжения отсчета времени.
Циферблат (в прототипе)На циферблате не отображаются текущие часы и минуты. Вместо этого, когда вы к нему подойдете, вам будут видны время, дата, а также расположение солнца, звезд и планет с последнего раза, когда кто-то вручную «заряжал» часы – пусть даже это было триста лет назад. Чтобы посмотреть на текущее время, надо будет (возможно, очень долго!) вращать колесо, заряжая часы и двигая стрелки вперед, пока они автоматически не застопорятся на текущем моменте.
За бой курантов отвечает механический компьютер с мальтийскими механизмами. Он может генерировать новую мелодию каждый день на протяжении 10 000 лет. Над этими мелодиями, которые «выбиваются» из десяти колоколов, работал известный британский композитор
Брайан Ино. В основном часы будут играть, когда посетитель их «раскрутит». Но время от времени – и самостоятельно, даже если в горе нет никого, кто мог бы их услышать.
Зачем?
Некоторые журналисты говорят, что это просто большой PR-проект. Мол, всем известно, что Безос соперничает с Маском. Его космическая компания Blue Origin, существующая исключительно на деньги миллиардера (без поддержки NASA), запустила несколько челноков в космос, но без особого интереса со стороны медиа. А объявление о постройке часов на десять тысячелетий не случайно пришло буквально спустя пару недель после запуска машины Маска в космос. Так глава Amazon хочет попытаться переключить хоть чуть-чуть внимания на себя и на свои достижения. Тем более что гора с часами стоит прямо напротив космопорта, с которого Blue Origin пускает свои многоразовые ракеты-носители.
Сам Безос на такие комментарии не реагирует. Он говорит, что его единственная задача – заставить человечество думать не в годах или десятилетиях, а в масштабах, которые реально что-то значат. Только так люди смогут чего-то достигнуть. Чтобы проиллюстрировать это, он дает задачу для решения:
Допустим, вам нужно было бы устранить проблему голода в мире в течение ближайших 5 лет. Как бы вы начали это решать? Это просто невозможно, правильно? Мы не можем решить задачи такого масштаба в короткий срок, как бы мы ни старались. Но что, если вам дадут 200 лет? У вас будет шанс.
Что важнее, вы бы начали думать о проблеме с другого угла. Вы бы начали с корней, подошли к ней глобально. Ваши действия были бы направлены не на улучшение жизни ваших современников, а на заботу о людях, которые появятся через века. Мне кажется, нам пора начать мыслить такими категориями.
Многие называют финансирование часов The Long Now одной из самых эксцентричных и странных выходок Джеффа Безоса, и сомневаются в достижимости задач проекта. На что миллиардер отвечает:
Это самая здравомыслящая вещь, которую я когда-либо делал в своей жизни.