«У школьников голова забита мусором»[26.07.10] Качество школьного образования падает, но 80 % выпускников поступают в вузы
9 июля на совете ректоров губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский сделал заявление о том, что качество школьного образования снизилось. Губернатор частично отметил вину ЕГЭ в данной ситуации. Действительно ли снизилось качество школьного образования, в чем причина этого снижения, какова доля вины ЕГЭ, а также, что нужно сделать, чтобы улучшить школьное образование, — эти вопросы корреспондент НГС.НОВОСТИ задал первым лицам вузов и их представителям.Справка: Совет ректоров высших учебных заведений Новосибирской области был создан в 70-е годы ХХ века. Совет ректоров координирует деятельность учебных заведений, обобщает опыт по организации учебного процесса, совершенствует систему образования в области. В настоящее время в состав совета входят 28 человек, в основном ректоры государственных и негосударственных вузов. В апреле 2005 года председателем совета был избран ректор НГТУ Николай Васильевич Пустовой.
Председатель совета ректоров, ректор Новосибирского государственного технического университета, профессор Николай Пустовой: «Если говорить об общем уровне образования и учитывать последние 25–30 лет, то если он и снизился, то незначительно. Одним из результатов введения ЕГЭ стала демонстрация объективного среза качества подготовки школьников. Стало очевидно, что по фундаментальным наукам подготовка резко ухудшилась. Она недостаточна для того, чтобы школьники успешно учились в вузах. Второй вывод по ЕГЭ такой: интерес молодежи не соответствует задачам государства. Сейчас школьники чаще сдают обществознание, то есть ориентируются на гуманитарные специальности, когда больше потребности в технических. Но нельзя говорить о том, что пока не ввели ЕГЭ, школьники учились лучше, а после его введения — стали учиться хуже. Если 25–30 лет назад в вузы поступали 20–30 % выпускников, то сегодня их 80–85 %, более слабые школьники получили возможность обучаться, получить бюджетное место или просто место в вузе. Только поэтому можно говорить о снижении общего уровня образования. Сам процент отчислений не увеличился».
Ректор Новосибирского государственного педагогического университета, профессор Алексей Герасев: «Снижение качества школьного образования проявляется в том, что выпускники школ плохо владеют русским языком, у них гораздо ниже уровень предметных знаний (особенно по математике, физике, химии, биологии), они менее эрудированны. Если выпускники 20-летней давности легко встраивались в вузовскую систему обучения, то современные первокурсники нуждаются в дополнительных спецкурсах по формированию общеучебных умений и выравниванию предметных знаний. Причин этому много. Это и бесконечное реформирование содержания общего образования, и отсутствие должного финансирования школы со стороны государства, и введение тотального ЕГЭ, который не ориентирует на формирование серьезных и прочных знаний. Особо следует отметить низкий социальный статус учителя и, как следствие этого, тройной негативный отбор: во-первых, произошло «вымывание» из школы наиболее талантливых учителей, во-вторых, на педагогические специальности сейчас идут не самые сильные абитуриенты, а в-третьих, самые лучшие выпускники педвузов не идут работать в школу».
Ректор Сибирского независимого института, профессор Александр Ревуженко: «Как сказал губернатор нашей области, качество школьного образования действительно снизилось. Одна из причин такого снижения — это общая атмосфера в стране, — мотивация к получению знаний значительно ослабла. Интернет, телевидение, клубы влияют на умы — массмедиа отвращает школьников от учебы. И, конечно, ЕГЭ — это явление, которое, на мой личный взгляд, ухудшает образование. ЕГЭ — это тесты, которые ориентированы на нетворческого, недумающего человека. Все образование превращается в крестики-нолики. Чтобы повысить этот уровень, ЕГЭ нужно либо отменить, либо сделать его альтернативным способом сдачи экзаменов. Нужно также поднимать престиж профессии учителя. Изначально, чтобы повысить качество образования, нужно менять атмосферу в обществе, потому что сейчас повсюду лозунги: «пепси изменит мир к лучшему», «живи весело», «живи легко», должна быть цензура рекламных текстов, так как то, что есть, — уродует русский язык. У школьников сейчас голова забита мусором — там сплошные «Звездные войны».
Первый проректор Сибирского государственного университета путей сообщения, доцент Алексей Манаков: «Нельзя безапелляционно говорить о том, что качество школьного образования снижается. Можно говорить, что на каком-то уровне сейчас происходит его стабилизация. Качество снизилось в основном по естественнонаучному циклу предметов. Сейчас важно, чтобы вузы пошли в школы, — к этому и призывал губернатор. В этом и прошлом году наш вуз проводил анализ среди учеников 10–11-х классов. Если в школе находилось хотя бы 10–12 учеников, которые были заинтересованы в углубленном изучении физики, то мы предлагали свою помощь. Задачей этой работы была ориентация ребят на выбор этого предмета для сдачи ЕГЭ. Мы уже третий год ведем прием абитуриентов только по ЕГЭ. Они уже сдали четыре сессии — говорить о качественном скачке нельзя, но можно говорить о более ровной подготовке, меньше слабых студентов, но и меньше очень сильных. Эти ребята имеют хорошую наработку по решению задач в виде тестов, по определению оптимального решения, но у них нет опыта по анализу, изложению материала, малая разговорная практика, потому что школа изменила подготовку в старших классах. Сейчас еще нельзя сказать, лучше или хуже эти студенты — мы поймем это, когда они будут изучать специальные дисциплины, там необходимы другие навыки».
http://news.ngs.ru/more/68701/
Наше государство существует для личного обогащения образующих его чиновников :(