ЦитатаРубрика Разбор полётов. Часть 9.
(предыдущая статья рубрики - здесь)
В истории советской гражданской авиации была интересная развилка, в начале и середине восьмидесятых годов, которая в существенной степени повлияла на дальнейшее развитие событий и, в конечном итоге, определила состояние гражданского авиапрома вплоть до настоящего времени. Речь идёт о выборе двигателей для вновь проектируемых самолётов – дальнемагистрального широкофюзеляжного Ил-96 и среднемагистрального Ту-204.
Моторы и метания
Работа над обоими самолётами началась в конце 1970-х. По замыслу они должны были прийти на замену морально устаревшим и топливно неэффективным Ил-62 и Ту-154. (Я разбирал в отдельных статьях, что именно было не так с этими самолётами и почему они с самого первого полёта были неоптимальными: Ил-62 - здесь , Ту-154 - здесь). В целом задумка была правильной и перспективной - разработать самолёты, во-первых, с современным крылом суперкритического профиля, а, во-вторых, оснастить их новыми двигателями четвёртого поколения, не уступающим западным аналогам того времени. Уменьшение расхода керосина было одним из основных требований, предъявляемым к новым моторам. (Для адептов теории, что "в СССР керосина было как гуталина на фабрике имени Дяди Кота Матроскина и его никто не считал" (керосин - не дядю и не гуталин) отдельно отмечу, что таки да, считали и считали очень скрупулёзно - боролись за экономию до долей процента).
...
Цитата: AndreyK-AV от 08.12.2023 23:01:44Хм, значит BAAN будут заменять, это хорошо, раз вышли на этот уровень. Интересно чем, все же Аскон в другом сегменте, а у 1С идеология построения системы иная.
Цитата: liv444.1 от 05.12.2023 17:41:07А давайте для начала вообще выйдем на производство 110 двигателей в год.
Причем одновременно с выходом на производство 160 двигателей ПД-14 в год.
Товарищ Иноземцев А.А. на это докладывает Верховному: Глаза боятся ...
Просто потому, что на сегодня Производственные возможности ПМЗ вряд ли превышают 50-60 двигателей в год.
А утвержденный для ПМЗ к 2030 году план выпуска превышает сегодняшний практически в 6 раз.
Почти в ШЕСТЬ раз. Это вам что? Шуточки? Причем построить это новое производство на ровном месте в чистом поле, с ноля.
Цитата: Superwad от 18.12.2023 00:14:42Как заявляли пермичи, ПС-90А практически делается на самом предприятии с минимальной кооперацией.
Цитата: Superwad от 18.12.2023 00:14:42А вот с ПД-14 совсем по другому - там очень широкая кооперация идёт.
Цитата: Superwad от 18.12.2023 00:14:42Насколько есть ресурса у пермичей по ПС-90А - это вопрос...
Цитата: Superwad от 18.12.2023 00:14:42так как наземные для Газпрома - они то сделаны то же на базе ПС-90А, только под метан доработаны...
Цитата: liv444.1 от 18.12.2023 09:33:20... увеличением потребности в замене существующих и новых Приводов...
Но и с освобождением от этой обязанности ОДК-ПМЗ.
От которого требуется расширение Крупносерийного производства Авиационных двигателей ПС-90А и ПД-14.
До почти 300 таких двигателей в год. А это совсем не шуточки.
Нам нужна собственная серия самолётов для ГА. А этим самолётам нужны Авиационные двигатели. И ни граммом меньше.
Тип силовой установки | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | Всего, единиц |
Силовые установки: | ||||||||||
ПД-8 | - | 4 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 284 |
ПД-14 | - | - | 12 | 24 | 44 | 72 | 100 | 144 | 144 | 540 |
ПС-90 | - | 6 | 14 | 24 | 32 | 44 | 44 | 46 | 44 | 254 |
ТВ7-117СТ-01 | 2 | - | 4 | 16 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 142 |
ТВ7-117СТ-02 | - | - | - | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 280 |
ТВ7-117В | - | 2 | - | 4 | 10 | 14 | 16 | 16 | 16 | 78 |
ВК-650В | - | - | - | 22 | 46 | 62 | 66 | 70 | 70 | 336 |
ВК-800СМ | - | - | - | 5 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 130 |
ВК-1600В | - | - | - | - | 12 | 30 | 46 | 46 | 46 | 180 |
ВК-2500/ ТВЗ-117 | 102 | 106 | 134 | 108 | 88 | 92 | 100 | 102 | 102 | 934 |
Итого | 104 | 118 | 204 | 273 | 371 | 453 | 511 | 563 | 561 | 3158 |
Подменные и запасные силовые установки: | ||||||||||
ПД-8 | - | - | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 28 |
ПД-14 | - | - | 2 | 4 | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 38 |
ПС-90А | - | - | 1 | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 |
ТВ7-117СТ-01 | - | - | 2 | 4 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 17 |
ТВ7-117СТ-02 | - | - | - | - | 7 | 5 | 4 | 8 | 4 | 28 |
ТВ7-117В | - | - | - | - | 3 | 2 | - | 2 | 1 | 8 |
ВК-650В | - | - | - | - | - | 14 | 6 | 8 | 6 | 34 |
ВК-800СМ | - | - | - | 2 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 42 |
ВК-1600В | - | - | - | - | - | 4 | 2 | 2 | 4 | 12 |
ВК-2500/ ТВЗ-117 | 15 | 11 | 17 | 32 | 35 | 20 | 10 | 10 | 10 | 160 |
Итого | 15 | 11 | 28 | 46 | 71 | 68 | 44 | 51 | 44 | 378 |
Всего | 119 | 129 | 232 | 319 | 442 | 521 | 555 | 614 | 605 | 3536 |
ЦитатаПровайдер технического обслуживания и ремонта воздушных судов "Аэрофлот Техникс" (входит в Группу "Аэрофлот") открыл линейную станцию технического обслуживания (ЛСТО) в аэропорту Минеральных Вод.
Новая станция появилась в рамках планомерного расширения географии присутствия "Аэрофлот Техникс" в регионах России и позволит проводить оперативное техническое обслуживание узкофюзеляжных лайнеров Airbus A320, Boeing 737NG и Superjet 100.
Цитата15 декабря прошла церемония награждения лауреатов премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Высокие награды вручил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
В этом году в числе лауреатов премии – ученые НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.
ЦитатаПремия Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых вручена заместителю начальника Научно-исследовательского отделения НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ Артему Курносову.
В составе авторского коллектива он удостоен высокой награды за разработку комплекса полимерных композиционных материалов нового поколения на основе высокодеформативной полимерной матрицы и стекло- и углеродных наполнителей, а также за организацию серийного производства полуфабрикатов из них для изготовления мотогондол двигателей ПД-14 и ПД-8.
ЦитатаВ состав авторского коллектива вошли представители НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ Анна Гуняева, Александра Сидорина, Константин Мишуров и сотрудник АО «ОДК «Авиадвигатель» Илья Зимнюков.
В настоящее время препреги разработанных материалов серийно поставляются на предприятия отрасли для изготовления элементов мотогондол авиационных двигателей ПД-14 и ПД-8, предназначенных для самолетов МС-21, SSJ-NEW.
ЦитатаПредставителям НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники еще за одну работу.
Совместно со специалистами ПАО «ОДК-Сатурн» было создано современное производство турбинных лопаток и корпусных деталей из новых импортозамещающих литейных жаропрочных никелевых сплавов и освоено уникальное вакуумное плавильное оборудование для двигателя ПД-8.В авторский коллектив вошли Павел Мин, Виталий Вадеев, Максим Мин, Кирилл Дядько, а также сотрудники ПАО «ОДК-Сатурн» Игорь Ильин, Сергей Заводов, Валерий Шабров, Андрей Троицкий.
Руководитель авторского коллектива – академик РАН, помощник президента НИЦ «Курчатовский институт» Евгений Каблов.Для двигателя ПД-8 специалисты НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ в беспрецедентно короткие сроки разработали и внедрили в производство пять новых литейных жаропрочных сплавов. По стабильности химического состава, остаточного уровня вредных примесей и механических свойств эти сплавы не уступают сплавам-аналогам ведущих мировых производителей.
Кроме того, в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ были спроектированы и изготовлены уникальные вакуумные плавильные установки направленной кристаллизации, что позволило организовать в ПАО «ОДК-Сатурн» современное литейное производство турбинных лопаток и корпусных деталей с монокристаллической, направленной и равноосной структурами.
Цитата: Superwad от 17.12.2023 23:36:56Прочитал и я. Интересно получается. За 1С хотят построить всю цепочку проивзодства - вся логистика (с бух.учётом и финансами), чего пока у них нет. На Аскон повесить всю часть инженерно-конструкторскую. Но там надо будет привязывать её с логистической цепочкой 1С...
Цитата: liv444.1 от 05.12.2023 16:55:58Ульяновский авиазавод модернизирует производство для наращивания выпуска тяжелого транспортника Ил-76
АвиаПорт ссылаясь на Коммерсант, который ссылается на "Авиастроение", пишет:Цитата... Это позволит нарастить производство самолетов в четыре раза.
Это Прекрасная инфо, и это именно то, ... "О чем так долго говорили большевики"(ц)
ЦитатаДля увеличения мобильности российских войск на каждом стратегическом направлении - западном, южном, северном и восточном - будет сформирован новый полк военно-транспортной авиации.
Решение об этом принято в Минобороны РФ, рассказал "Известиям" источник в военном ведомстве.
Первый полк уже сформирован на Дальнем Востоке, еще один в самое ближайшее время появится на западном стратегическом направлении.
Решение было принято по опыту СВО, так как в ходе боевых действий транспортная авиация стала универсальным инструментом, который помогает в самое короткое время перебрасывать войска и военную технику на большие расстояния.
Основой парка новых транспортных авиаполков станут самолеты Ил-76. Также планируется, что в их состав войдут Ан-26 и, возможно, вертолеты Ми-26.
ЦитатаОНПП «Технология» (Обнинск)
Ближе и прочнее!
На ОНПП «Технология» заработал новый участок химического упрочнения силикатного стекла для производства изделий остекления гражданских самолётов.
Многослойное остекление для кабины пилотов должно обладать высокой прочностью – выдерживать столкновение с птицей. Новое отечественное оборудование с технологией ионообменного упрочнения позволяет сделать стекло в 6-8 раз прочнее обычного!
Ранее эти работы велись на мощностях АО «НИТС» (Холдинг ОНПП «Технология»).
Ввод собственного участка позволит обеспечить серийный выпуск лобового остекления для воздушных судов в нужном объёме.
Цитата- В чем состоит процесс портирования операционной системы в бортовое оборудование?
- У операционной системы JetOS есть два компонента: неизменный, или ядро, он универсальный для любой аппаратной конфигурации; а есть компонент изменяемый, например, драйверы и графическая часть, которые разрабатываются под конкретную аппаратную часть и ее конфигурацию. Причем изменяемый компонент больше по объему.
Мы сейчас для конкретного оборудования - многофункциональных индикаторов кабины пилотов МС-21-310 - разрабатываем платформозависимую часть операционной системы JetOS. Кроме того, для подтверждения заданного уровня гарантий проектирования, а для бортового индикатора он самый высокий, необходимо выполнить огромный объем тестирования разрабатываемого программного обеспечения.
Цитата- Сколько всего в ГосНИИАС стендов?
- Для ГосНИИАС создание полунатурных моделирующих стендов - основной вид деятельности, поэтому стендов очень много: под каждый самолет, под каждый вид вооружения этого самолета. Часть из них свою работу выполнили и были демонтированы, часть стали музейными экспонатами.
Что касается сегодняшнего дня, в части гражданской авиации, только на территории института находятся три комплексных стенда "Электронная птица": для МС-21-300 с импортным оборудованием, для импортозамещенного SJ-100 и стенд для импортозамещенного МС-21-310, который сейчас находится в большой степени готовности.
Но еще существуют стенды более низкого уровня. Например, для SSJ-100, который создавался в международной кооперации, и для SJ-100 институт разрабатывал стенды прототипирования информационно-управляющего поля кабины экипажа. На таких стендах, в том числе, отрабатывается эргономика кабины экипажа в части компоновки органов управления, формат и логика индикации. Для решения этих задач мы создаем как универсальный инструмент - универсальный стенд прототипирования кабины, так и стенды под каждый конкретный проект, где присутствуют реальные макеты пультов, джойстиков, удобство работы с которыми необходимо оценить на этапе проектирования. Тут надо пояснить, что эргономика кабины начинается с общей компоновки: досягаемость, обзор, размещение приборов, на это есть перечень ГОСТов, по которым она и выполняется. Эти требования также учитываются при создании стенда прототипирования кабины экипажа.
Цитата- По Ту-214 ГосНИИАС ведет какие-либо работы?
- Прорабатывается вопрос создания полунатурного стенда для отработки кабины самолета Ту-214 с экипажем из двух человек. Сейчас для этого самолета стандарт – три члена экипажа. Трехчленный экипаж экономически для авиакомпаний более затратный, поэтому задача перехода к двухчленному экипажу очень актуальна.
Цитата- А что такое "Железная птица"?
- Полунатурный стенд "Железная птица" предназначен для отработки комплексной системы управления и других гидравлических систем самолета. "Железная птица" представляет собой силовой каркас, оснащенный исполнительными механизмами, приводами аэродинамических органов управления самолетом с реальными блоками комплексной системы управления, а также системой шасси - то есть тем, в чем участвует гидравлика. Отработать систему управления самолетом путем моделирования или на отдельных стендах систем достаточно сложно.
Если самолет создается с нуля и там много новых решений по компоновке, по системе управления, тогда создание "Железной птицы" - оправданный шаг. Для самолета МС-21-300 было принято решение "Железную птицу" создавать. А вот для импортозамещенного SJ-100 ее не делали, так как компоновка изменилась мало.
Для импортозамещенного МС-21-310 планируется дооснастить существующую "Железную птицу", чтобы основные решения по новым агрегатам и приводам были отработаны на полунатурном стенде.
Кстати, целесообразно обеспечить информационную связь стендов "Железная птица" и "Электронная птица" для решения отдельных задач, что мы попробуем реализовать в проекте МС-21-310. Тем самым мы получим возможность отработать перспективные технологии распределенных стендов, когда есть набор территориально распределенных комплексных стендов и организовывается их информационное взаимодействие. Это поможет повысить достоверность ряда испытаний, например, вместо математического моделирования сигналов приводов самолета в "Электронной птице" можно принимать их с реальных приводов "Железной птицы".
- Когда будет готов новый стенд "Электронная птица"?
- В настоящее время на стенде полностью смонтирован каркас кабины, системы визуализации для кабины, полностью смонтирован весь набор шкафов и прочего оборудования для размещения бортового оборудования и системы имитации и управления стендом, заканчиваются работы по кабельной сети стенда. Начались поставки электронного оборудования для "Электронной птицы". Поставки оборудования для кабины в общем завершены – это индикаторы, пульты, кресла пилотов, светотехническое оборудование. Поставлено оборудование по комплексной системе управления, по центральной вычислительной системе, часть радиотехнического оборудования. Поставлен имитатор двигателя ПД-14, выполняется его интеграция. Мы надеемся, что первый вылет "Электронной птицы" состоится в декабре.
На "Электронную птицу" все блоки БРЭО поставляются настоящие, а функциональные системы, например, система управления шасси или комплексная система кондиционирования воздуха, поставляются в виде полунатурных имитаторов.
Цитата- Берет ли по части технологий военная авиация опыт у гражданской или наоборот?
- В обязательном порядке. И одна из задач ГосНИИАС - это унификация гражданских и военных технологий с точки зрения стендовой полунатурной отработки авиационного оборудования. Можно привести пример: если большая часть оборудования и ПО на гражданских стендах работала под управлением системы Windows, то сейчас по понятным причинам нам нужно замещаться и тут мы берем тот опыт, который по военному направлению уже есть.
- Старые наработки как-то используются в работе ГосНИИАС?
- Старые наработки впрямую не всегда используются, часто это не целесообразно, так как технологии перешли на новый уровень. Однако опыт тех коллективов, которые, к примеру, участвовали в проектах "Бурана" или Ил-96 - бесценен, потому что сами принципы моделирования и отработки не меняются. Поэтому хорошо, что у нас в рабочих группах есть не только молодежь, которая владеет новыми технологиями, но и корифеи, которые владеют принципами работы. Благодаря этому важные компетенции не потерялись. Компетенции теряются, когда ты сидишь без работы. Текущая ситуация не оставляет другого выхода, кроме как вновь создать полностью отечественные самолеты, - это очень вовремя и очень положительно. То есть мы сейчас на этих проектах снова вырастим и сформируем очень сильные команды. И могу сказать, что в целом советская конструкторская школа, к счастью, не потерялась.
- Что бы вы посоветовали тем, кто боится летать на новой отечественной технике?
- Этот негативный настрой и недоверие людей идет прежде всего от незнания специфики гражданской авиации. Неважно, делает ли самолет Россия или США, все нормы, правила и требования, которые связаны с обеспечением безопасности полетов, у всех совершенно одинаковы. И поэтому если самолет получает сертификат типа, то можно быть уверенным, что на нем ровно в том же объеме, как и у "Боинга", как у "Эрбаса", все необходимые проверки, тестирование и испытания проведены.
Цитата: liv444.1 от 22.12.2023 13:29:25ЦитатаИ поэтому если самолет получает сертификат типа, то можно быть уверенным, что на нем ровно в том же объеме, как и у "Боинга", как у "Эрбаса", все необходимые проверки, тестирование и испытания проведены.
Цитата: Luddit от 22.12.2023 13:50:06Непонятно - он считает, что Боинг в этом вопросе безупречен?
Цитата: Foxhound от 24.12.2023 16:27:05Потому что боинг долгое время,занимается крупносерийным производством а не по одной штуке и не по десять штук в нод.
Цитата: Luddit от 24.12.2023 16:36:15И как крупносерийность оправдывает сертификацию 737MАХ ?
Там же "все необходимые проверки, тестирование и испытания проведены", разве нет?
Ой, а чо это он упал...
Цитата: Foxhound от 24.12.2023 16:37:58Это одна из многих моделей.
Цитата: Вадим Р. от 26.12.2023 04:56:20«Если мы увидим продолжение живого интереса к этой машине со стороны транспортных компаний, то движемся дальше – к ремоторизации. Наиболее перспективно и конкурентоспособно, было бы установить два двигателя вместо нынешних четырёх», – сказал министр. В перспективе самолёт может быть использован для пассажирских перевозок, но прежде необходимо выбрать оптимальное решение по тяге двигателя: 26, 35 или 38 тонн. «Сейчас идёт работа конструкторов, двигателестроителей и авиаторов, после получения окончательного облика по демонстратору в марте будет понятно, в каком именно направлении нужно двигаться», – пояснил Денис Мантуров.
Цитата: Вадим Р. от 26.12.2023 04:56:20Мантуров: для Ил-96-400М необходимо определиться с тягой двигателя ПД-35
В перспективе самолёт может быть использован для пассажирских перевозок, но прежде необходимо выбрать оптимальное решение по тяге двигателя: 26, 35 или 38 тонн.