Среднесуточная погрузка во втором полугодии 1941
Месяц
| Погрузка (ваг, с.сут)
| Воинские
| Доля воинских
|
Июль
| 83290
| 15158
| 18,8
|
Август
| 84050
| 12147
| 14,8
|
Сентябрь
| 73930
| 11907
| 16,7
|
Октябрь
| 56730
| 10366
| 19,0
|
Ноябрь
| 42590
| 9726
| 24,3
|
Декабрь
| 39960
| 10123
| 26,6
|
Всего за второе полугодие 1941, воинские
| Обьем перевозок
| Т.ч. оперативные
| Т.ч. снабженческие
|
Поездов
| 57400
| 48500
| 8900
|
Вагонов
| 2386300
| 1942300
| 444000
|
Показатели по полугодиям
| 1941-1
| 1941-2
|
Отпр грузов, млн тонн
| 331,4
| 196,5
|
каменн уголь
| 87,8
| 46,5
|
нефтегрузы
| 16,1
| 10,2
|
руда
| 19,3
| 8,6
|
черные металлы
| 16,6
| 10,3
|
лесные грузы
| 27,3
| 10,8
|
хлебные грузы
| 19,5
| 14,1
|
Грузооборот, млрд, ткм
| 230,7
| 155,9
|
Пассажирооборот
| 41,3
| 25,5
|
Средний простой грузового вагон под груз опер.
| 17,9
| 22,3
|
Средний вес поезда (брутто), тонн
| 1315
| 1200
|
Среднесуточный пробег локомотива
| 250,6
| 214,0
|
Средняя уч скор поезда
| 20,4
| 17,5
|
Оборот вагона
| 7,36
| 8,44
|
1940: Грузооборот 1940 - 415 млрд тонно-км (тарифных), погрузка – 592 млн тонн
Средняя грузоподьемность вагона – 22 тонны
1941: Первое полугодие. 230 млрд тонно км тарифных, погрузка 331 млн тонн, пассажиров (отправлено) – 620 млн (в первом полугодии 1941 г. грузили более 107 тыс. вагонов в сутки, в 1940 - 97,9, без дорог западных областей (запад УССР, БССР, Бессарабия, Прибалтика) - 94,1 .
1941: Второе полугодие. 156 тонно км, 196 млн тонн, пассажиров – 360 млн (всего 387 млрд ткм, и 527 млн тонн и 979 млн пасс)
Средняя дальность перевозок возросла до 786 километров, против 700 километров в 1940 году
Подвижной состав: 1940 - 23 000 паровозов, около 700 тыс вагонов
В июне 1941 - инвентарный парк паровозов - 26094; в эксплуатируемом парке - 13250 грузовых и 2666 пассажирских
331 основное паровозное депо
Все эвакоперевозки 1941 г. потребовали более 1 500 000 вагонов
Если просуммировать данные первой таблицы (среднесуточная погрузка * число дней в месяце) = то, общая погрузка на сети в вагонах за полугодие составит: 11 680 530 вагонов, из них воинских 2 130 605 вагонов (при этом фактическая средняя нетто грузоподьемность вагонов (по цифре погрузки в млн тонн) - порядка 16,8)
В июле 1941 г. на эвакуационных перевозках было занято 300 тыс. вагонов (почти половина парка); к ноябрю число перебазированных предприятий достигло 2593, из которых 1523 составляли крупные заводы. Погрузка одного крупного предприятия: 1000-3000 (в отдельных случаях 5000) вагонов. Длина поезда 50-60 вагонов.
Перевозка дивизии - 30-50 эшелонов.
Сеть железных дорог к декабрю 1941 г. сократилась до 61 тыс. км, парк паровозов уменьшился на 14 %, а грузовых вагонов — на 21 %.Вместо установленной НКПС скорости движения поездов 400 км в сутки, фактически поезда продвигаются со скоростью 200 км, а в отдельных случаях менее 100 км.
С 24 июня введен воинский график движения поездов: первоочередное продвижение воинских эшелонов и транспортов, весовые нормы унифицированы, времена хода по перегонам и стоянки на станциях приняты для всех поездов одинаковыми (исключал обгон одних поездов другими), размеры пассажирского движения как дальнего, так и пригородного, сокращены до минимума.
Уже в первую неделю после ввода нового графика воинская погрузка составляла около 30 процентов общей, при этом на дорогах, расположенных западнее меридиана Москвы, около 50 процентов, на Калининской, Белорусской, Московско-Киевской, Юго-Западной и Южной — до 85 процентов.
На учете органов военных сообщений одновременно находилось до 1,5–1,7 тысячи оперативных эшелонов и до 10–12 тысяч транспортов.Удельный вес снабженческих перевозок в первые дни войны был относительно невелик — 15,2 процента общего объема воинских перевозок. В последующем, уже с июля 1941 г., он постепенно возрастал и к концу войны достиг 54,9 процента. Более половины всех воинских перевозок, выполненных железнодорожным транспортом в 1941 г., было связано с обеспечением боевых действий в битве под Москвой. Оперативные воинские эшелоны передвигались со скоростью до 800 километров в сутки, а некоторые — особо срочные — до 900, 1000 км
Цифры железнодорожной "статистики" - вещь неоднозначная; множество были перевозок не документированы и считались по условному среднему. Выше они приведены по разным источникам, чтобы составить панорамное представление, но в целом картина складывается такая.
Базовая пропорция второго полугодия 1941: всего погружено 11 млн вагонов, из них примерно 7 млн - народнохозяйственные грузы, 2,5 млн - воинские, 1,5 млн эвакуационные. При этом есть два выраженных пика: июль (август), октябрь (ноябрь)
Эвакуационные перевозки едут на восток с средней скоростью 200 км в сутки, воинские - примерно вдвое быстрее.
При этом первоначально воинские перевозки работают на относительно коротком плече: армия тогда была в движении, и основная часть кадровых дивизий уже находилась в европейской части страны (
http://hrono.ru/statii/1900/filipp_rkka.php).
Здесь положение осложняется только провалом в управлении со стороны НКПС и ВОСО особенно в июле 1941. Далее, начинается мобилизация, и рейс удлинняется. Но поскольку в совокупности воинские давали около 20-30% в общем объеме статистика и показала нам рост среднего рейса всего лишь с 700 до 780 (например, вариант: примерно 70% перевозок с рейсом 500-600 км, и 30% с длиной 1200-1500 км, это как раз 780-800 км среднего рейса)
Сужение пространства деятельности: цифра уменьшения длины (с примерно 106 тыс км эксплуатационной длины в 1940 до 61 тыс км в 1941 году) на самом деле была не так значима, как на первый взгляд. Как раз в 1940 году СССР присоединил к себе западные области, что и дало скачок совокупной длины путей с привычных ранее 86,4 до 106,1 тыс.км (Н. Беспалов, статистика ж.д. 20 века,
http://nestorbook.ru/mod_cat/files/Bespalov.pdf). По сути к началу июля мы лишь вернулись на уровень 1939 (соответственно и потери парка, отчасти связаны именно с этими регионами, где оставалась иная, европейская колея). При этом средний рейс вырос, т.е эффект сжатия пространства оказался несущественным..
В июле-августе объемы среднесуточной погрузки падают: если мы возьмем цифру 40-го года без западных областей - 95 тыс.ваг в сутки, то выход на уровень 83-85-73, это потери 15-20%. Но примерно столько же мы потеряли в парке вагонов - равновесие.
Однако в тот же период происходит падение качественных показателей. Управленцы системы не справляются с нарушением баланса, перераспределением потоков: многочисленные данные говорят нам о снижении темпов движения, проблемами с выгрузкой, забитых путях, отставленных поездах, нарушениях норм по паркам. Согласно официальной статистике НКПС увеличилось время погрузки, оборот вагона (время от погрузки до погрузки), уменьшились пробеги.и скорости; по полугодию в среднем - примерно на 13-15%. Понятно, что в первой его половине, были иные цифры снижения порядка 20-25%. Вот это уже проблема. Это уже эквивалентно нехватке вагонов на четверть погрузки. Как раз на искомый обьем...