Цитата: ursus от 18.05.2008 01:48:04
...[skip]
Так как же гансы сработали?
Думаю - всё было до банальности просто.
На 22 июня вдоль советско - германской границы стояла жидкая цепь частей, от батальона и выше. Никаких данных о массированных перебросках не поступало. Их и не было.
Вот вероятный сценарий нападения.
...[skip]
Если я Вас,
Ursus правильно понял, то 22-е - 23-е июня 41 видится следующим образом:
У границы сосредоточены первые эшелоны
всех дивизий первого эшелона (простите за тавтологию) + штабы и основное количество матчасти этих дивизий. Т.к. эти штабы, техника, склады и т.д. находятся здесь давно, но без личного состава, способного все это юзать, наша разведка не считает ситуацию "сиюминутно критической", полагая, что на танках надо кому-то ездить, следовательно, пока нет экипажей и резервов, войны не будет.
В 3ч. 50 м. первые эшелоны
дивизий переходят границу, сносят наши погранотряды и т.п., занимают ближайшие станции и ж/д перегоны, территории, способные разместить вторые эшелоны
этих же дивизий, наращивают группировку и развивают удар.
Собственно (по Вашему предположению), именно такое развитие событий и "проморгала" наша разведка, что и позволило нападению стать "внезапным"...
Надеюсь, я Вашу точку зрения не переврал :-* ...
Теперь мои мысли на этот счет...
Относительно состава/размера первого эшелона, который собственно и должен был начать войну.
Теорию "блицкрига" в классическом, так сказать варианте, но положенную на современную мобильность армии (т.е. механизацию войск и насыщенность и мобильность артиллерии) разработали товарищи Триандафилов и Шапошников. Немцы их труды приняли на вооружение и попытались "обточить напильником" в ходе боев в Польше и Франции. Наши эту теорию также внимательнейшим образом изучали. К чему это я? А к тому, что если немцы перед войной заранее подтянут к границам не только штабы и склады, но и танки, то это для нашей разведки уже станет сигналом. Следовательно, танки, основная масса артиллерии также должны находиться во втором эшелоне вместе с основной массой личного состава дивизий
штабы которых развернуты у границ.
Оттолкнемся от предположения, что вторые эшелоны должны располагаться на расстоянии хотя бы 100-200 км. от границы т.е. предполагается, что переброска основной массы войск для наращивания удара пойдет ж/д транспортом, т.к. ближе вторые эшелоны с целью маскировки держать смысла нет...
Теперь давайте посчитаем (на примитивном уровне)...
Итак...
Средняя грузоподъемность ж/д вагона в 41-м году - 27 т. Это данные по НКПС СССР, но думаю, что для Германии цифры аналогичные (+/- лапоть). Штатная численность пехотной дивизии Вермахта - 17000 чел. Пусть штаб и первый эшелон (дабы не пугать СССР) составляет 1/3 личного состава, следовательно в глубине территории надо сосредоточить примерно 11300 чел.
1 взрослый мужик весит 70 кг. + на нем винтовка, каска, лопатка, подсумок и прочая сбруя (грубо 15 кг), следовательно только личный состав второго эшелона пехотной дивизии будет "весить" грубо 960 т. т.е. стандартный воинский эшелон того времени.
Часть артиллерии, тоже должна остаться во втором эшелоне (иначе в первом все будут заняты обслугой и в атаку идти некому станет). Допустим, что это еще 1 эшелон. Итого на каждую пехотную дивизию минимум два эшелона (70 вагонов)
Про Триандафилова и Шапошникова я не зря упомянул. Танки тоже должны быть уже на платформах (т.к. погрузка процесс весьма не быстрый)
Танковые дивизии в своем составе имели (если мне не изменяет склероз) от 140 до 220 танков. Допустим, 1/3 из них - это первый эшелон. Следовательно, в вагонах должны находиться от 90 до 140 машин для каждой дивизии. На платформу того времени можно было поставить 2 танка, т.е. от 2-х до 4-х эшелонов только на танки для каждой из 21 (ЕМНИП) танковой дивизии + 2 эшелона для пехоты танковых дивизий.
Таким образом, на 150 дивизий первого удара требуется минимум 360 эшелонов забитых войсками вторых эшелонов этих дивизий. Это еще без учета артиллерии и пр. вспомогательных частей и частей усиления, которые так же не все можно разместить непосредственно на границе.
Это без учета стандартных вещей, котрые и так положено держать на железной дороге перед вторжением (санитарные поезда, хотя бы).
360 эшелонов (т.е. порядка 12600 вагонов) - это очень много. Ссылки под рукой нет, но это примерно 5%
всего вагонного парка Германии на то время!
К тому же, подарки в виде станций как в Бресте - были весьма большой редкостью. Т.е. первым эшелонам элементарно не хватило бы сил для продвижения к предполагаемым местам разгрузки вторых эшелонов. К тому же разгрузка занимает так же значительное время, а танки в чистом поле вообще разгрузить не получится. Они с насыпи прыгать не умеют. К тому же пустые эшелоны надо обратно возвращать. Следовательно, массово затопить дороги воинскими эшелонами второй очереди (даже если собрать достаточное количество вагонов) - весьма проблематичное занятие с точки зрения организации движения и координации и взаимодействия частей.
Это первый аргумент.
Второй аргумент
В начале Первой мировой войны был эпизод, который получил название "Бег к морю", когда германская и французская армии пытались охватить фланг друг друга и доигрались в итоге до того, что линия фронта уперлась в море. А приключилось вот что: французы успевали перебрасывать войска чуть-чуть быстрее, чем немцы, но дожидались полного сосредоточения перебрасываемых дивизий, а немцы прибывали чуть позже, но вступали в бой "с колес". В итоге силы немцами были растрачены, а успеха они не добились именно из-за того, что удары прибывающих частей оказывались недостаточно мощными.
Вывод: наращивание мощи удара возможно только при наличии достаточных сил "под рукой", иначе (если придется их издалека везти, экстренно разгружать и т.д.)на оперативно-тактическом уровне быстро мощь удара не нарастить.
Третий аргумент.
Главная ударная сила блицкрига - танковые группы. Если их полностью сосредоточить на границе, то затея "прятать" пехотные дивизии в тылу в вагонах сама по себе теряет смысл, а разгружать танки из вагонов "на поле боя" - костевато последствиями. При этом, выгружая танки в ближайшем тылу наступающей в режиме "блицкрига" группировки - мы резко теряем скорость, время и все преимущества блицкрига по одной простой причине: (я не знаю этой цифры для Вермахта, но полагаю, что она не выше, чем в РККА) скорость движения танкового батальона на Т-34, принимаемая в те времена при планировании операций - 12 км/ч несмотря на то, что скорость этого танка куда больше. Вряд ли штабисты Вермахта намеревались двигать свои танки к передовой с большей скоростью. Следовательно - танки второго эшелона уже должны быть расположены в боевых порядках.
Общий вывод из всей этой писанины - немецкая атака 22-го июня действительно оказалась неожиданной с оперативно-тактической точки зрения. Т.е. наше руководство предполагало, что война будет, начнется в 1941-м. но не смогло оцениться с датой и масштабом удара. Но причина не та, которую предложил
Ursus