МиГ-21 Микояна-Гуревича, один из массово экспортировавшихся и культовых истребителей «холодной войны», за 50 лет эксплуатации использовался полусотней стран. Как считают, было построено более 10 000 МиГ-21.
МиГ-21 поступил в эксплуатацию в 1959 году и получил в НАТО кодовое обозначение «Fishbed», но в советских частях его прозвали «Балалайка», поскольку форма в плане напоминала этот русский трехструнный музыкальный инструмент.
В результате уроков, извлеченных советскими советниками из Корейской войны, конструкторы Микояна поставили перед собой задачу создать легкий истребитель, развивающий скорость М = 2.
В результате получился самолет, построенный в основном из алюминиевых сплавов и характеризовавшийся обтекаемым фюзеляжем с носовым кольцевым воздухозаборником. Внутри воздухозаборника помещался конус, регулировавший поток воздуха к компрессорным лопаткам турбореактивного двигателя Р-11 Туманского, развивавшего тягу 37,7 кН на боевом режиме и 56,2 кН на форсаже. Существовало пять основных вариантов Р-11, несколько отличавшихся тягой. При нормальном эксплуатационном весе около 6800 кг Р-11 обеспечивал МиГу приличную для своего времени тяговооруженность.
МиГ-21 имел привлекательный внешний вид - треугольные дельтавидные крылья, сужавшиеся к законцовкам и имевшие стреловидность 57 градусов и размах 7,15 м. Стреловидный стабилизатор резко уходил от вертикали назад под углом 60°. Для управления по крену и тангажу использовались стабилизаторы с дифференциальным отклонением, имелся обтекатель отсека тормозного парашюта, под фюзеляжем размещались воздушные тормоза.
Постепенно МиГ-21 модернизировали, создав более 30 подвариантов, несколько отличавшихся возможностями и характеристиками.
По западным стандартам кабина МиГ-21 представляла собой своего рода эргономический кошмар. Один американский летчик, летавший на данном типе самолета, говорил, что
в ней находились всего несколько индикаторов, указывавших, как действительно работает та или иная система. Вот кабина одного из МиГ-21, если верить airwar.ru – МиГ-21МФ.
http://www.airwar.ru/image/idop/fighter/mig21mf/mig21mf-5.jpg (ИМХО, это в мозгах авторов книги кошмар. Для своего времени вполне нормальная кабина, если бы еще не бандура по имени фотокинопулемет СШ-45 – так вообще все было бы отлично - Техник). А это кабина МиГ-21 вроде бы Ф-13. Ювяскюля, музей авиации. Небольшой, но очень достойный. ЭКСПОРТНЫЕ ВАРИАНТЫ
Экспортный МиГ-21Ф-13 стал одним из наиболее многочисленных ранних вариантов, на котором летали многие союзники СССР. Он характеризовался автоматической спаренной пушкой НР-30 Нудельмана-Рихтера калибра 30 мм, установленной в фюзеляже под кабиной (
никакой «спаренной пушки НР-30» в природе не было. На МиГ-21Ф разных модификаций было либо две, либо одна НР-30. Позже на МиГах действительно была спаренная пушка, ГШ-23 - Техник), на каждом крыле размещался один оружейный пилон для подвески бомб или кассет с неуправляемыми ракетами, или он мог нести одну ракету АА-2 Atoll (
Р-3, она же Р-13 - Техник) класса «воздух-воздух». Именно МиГи этого типа нанесли тяжелые потери американским самолетам в небе Северного Вьетнама. США в обстановке строжайшей секретности сформировали одну эскадрилью таких самолетов, чтобы изучить слабые места и нейтрализовать их мощь.
Полковник Хосе Оберле, один из американских летчиков, летавших на МиГах, вспоминал:
«МиГ-21 - превосходный самолет, летающий так же хорошо, как и выглядит. На нем можно достичь перегрузки 7g, глянуть через плечо и по-прежнему чувствовать себя очень уверенно. МиГ-21 имел тормозной парашют, который легко выпускался, и имел достаточно хороший тормозной путь, он приземлялся во многом схоже с Northrop F-5E. По сравнению с МиГ-17 он был быстрее, но все же вид из кабины был аналогичный - оба самолета садились близко к ВПП, и примерно на том же расстоянии от нее приходилось ориентироваться по положению носа» (вот как это понимать? – Техник).
Полковник Гейл Пек, командовавший секретной эскадрильей в 1979 году, дополнил:
«Он имел длинную рукоятку управления самолетом, а руль управления (какой??? Наверное, все же руль направления… - Техник) становился эффективным примерно с 55 км/ч. При взлете нос начинал задираться на 260 км/ч, переднее колесо отрывалось от земли на 315 км/ч, а набор высоты проходил на Махе 0,88».
Характеристики маневрирования и управляемость при полетах на малых скоростях были потрясающими и совершенно необычными. МиГ-21 мог выполнять маневры, какие современные ему американские самолеты делать не могли, по крайней мере без применения срыва потока в реактивном двигателе (
от переводчика можно охренеть… Это получается, что для боя с МиГ-21 американцам надо было «применять» помпаж! – Техник ) и форсажа.
Боб Шеффилд, один из первых летчиков ВВС США, летавших на МиГ-21, вспоминал:
«На нем можно было сделать настоящий переворот на горке - идти вверх примерно до скорости в 100 узлов (185 км/ч), до точки, где начинает теряться контроль над управлением. Ты толкаешь рукоятку управления от себя, увеличиваешь отклонение элерона и даешь руль направления полностью влево, и лишь тогда машина возвращается к тебе. В бою такого не хотелось бы, но сделать было реально». При повороте МиГ-21 мог в небе выписывать близко стоящие друг к другу круги. Полковник Майк Скотт считает, что на МиГ-21 можно было быстро перейти из контролируемого полета в очень резкий поворот.
«Поскольку МиГ-21 очень хорошо поворачивался, наши американские самолеты неизбежно промахивались, и все, что ты мог сделать, так это только осуществлять нескоординированные действия в отношении МиГа, чтобы он выполнил уклоняющий маневр. Обычно это был крен на 180°. Он мог выполняться положительно, когда кабина смотрела в небо, или отрицательно, когда она была обращена к земле. Это был великолепный маневр, так как ты мог повернуться быстрее, чем переместить самолет, пользуясь органами управления, единственное, что ты делал, - это отпускал рычаги управления, и самолет снова возвращался к управляемому полету. Всепрощающий полет». ВОЗДУШНЫЙ БОЙ И БОЕВОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ
МиГ-21 являлся серьезным противником в воздушном бою, если использовался должным образом, хотя в мире очень мало стран, где пилоты летают так же агрессивно, как американские летчики-испытатели.
Гейл Пек поведал о характеристиках боя на достойном почитания McDonnell Douglas F-4 Phantom.
«Ниже 6100 м на скорости около 740 км/ч МиГ-21 проигрывал. Но он все-таки обладал лучшим «мгновенным g», чем Phantom, и мог выполнить резкий атакующий маневр в отношении тебя. F-4 не догонял МиГ-21 на малой высоте, так как крыло МиГа создавало достаточную подъемную силу, чтобы взмывать вверх на 465 км/ч, что было недостижимо для Phantom». Шеффилд был приятно удивлен, узнав, насколько хорош был МиГ-21.
«В руках хорошего летчика МиГ-21 против F-4 всегда побеждал», - заявил он.
Хотя Шеффилд никогда не применял переворот на горке во время учебных боев с американскими летчиками, он использовал похожую тактику:
«Я шел по вертикали и затем на достаточно низкой скорости, около 275 км/ч, чтобы повернуть, давал руль направления вправо и правый элерон вверх. Это был действительно отличный маневр, не только чтобы достать одного из шестерых противников, но и оказаться сзади того, у кого не хватало мощи. Самым сложным для всех было заметить МиГ, обнаружить его и следить за ним, - говорил Гейл Пек -
Я помню, что был уже позади него на расстоянии открытия огня и подумал: “Все - тебе конец”. Но единственное, что я заметил, так это мелькнувшее крыло». По словам Шеффилда, визуальное обнаружение МиГ-21 оказалось эмпирической наукой, приходящей с опытом, он добавил:
«Хотите - верьте, хотите - нет, но ты легко замечаешь МиГ, но только ты это сделал - а его уже нет».
Шеффилд также предостерегал:
«Возможно, самый важный урок из боев с МиГ 21 - это то, что он был очень маневренным, и лучше было уклониться от боя, чем вступать в него. Единственным самолетом, который мог более-менее на равных драться с МиГ-21, был F-16. Он обладал достаточной скоростью и мог выдерживать 9g. Наши МиГ-21 могли делать только 7,33 g и испытывали нехватку мощности. Поэтому F-16 мог “достать” МиГ во время поворота (и направить свой нос на меня). И если в таком положении ему хватало скорости, он мог поразить меня». МОДЕРНИЗИРОВАННЫЕ МИГИ
Петер Миш, бывший летчик ВВС ГДР, в 1973-1991 гг. налетал на различных вариантах МиГ-21 около 800 часов.
«Основная роль МиГ-21 в ВВС ГДР заключалась в нападении на истребители и бомбардировщики противника, хотя у нас была и вторичная роль - ведение разведки и решение штурмовых задач. Мы практиковали использование для перехвата воздушных целей РЛС наведения с земли и атаки с хвоста, мы также могли вести бой парами или звеньями в дневное и ночное время и даже при облачности. Наши МиГ-21 в оптимальных условиях имели ограничения по перегрузке 8,5g, но обычно мы ограничивались 7g, чтобы снизить нагрузку на самолет. Наиболее опытные летчики налетывали лишь 60 часов в год, но для молодых летчиков требовался налет 100 часов, пилоты среднего уровня летали по 75 часов в год. Для всех пилотов требовалось выполнять как минимум один воздушный бой в месяц и совершать один вылет в плохую погоду каждые два месяца, чтобы поддерживать квалификацию полетов по приборам на должном уровне». ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ ВАРИАНТЫ
Помимо МиГ-21Ф-13, Петер Миш летал на учебном МиГ-21У Mongol, МиГ-21СПС, МиГ-21СПС/К, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21 МФ-75, МиГ-21УС и МиГ-21УСМ. Он получил большой опыт на наиболее эффективном самолете семейства МиГов - МиГ-21бис (МиГ-21бис-САУ и МиГ-21бис-Лазурь).
«МиГ-21СПС (вариант, строившийся специально для ГДР)
являлся усовершенствованным МиГ-21Ф-13, он имел новую РЛС РП-21, обеспечивавшую летчика значительно большей информацией (ранее МиГ-21 оснащался лишь базовой РЛС, дававшей лишь фронтальную дальность до цели). МиГ-21 СПС также оборудовался закрылками, которые могли отклоняться до 45°, намного больший угол, чем у МиГ-21Ф-13, и системой контроля пограничного слоя (
вообще-то это называется – система сдува пограничного слоя – Техник) - горячий воздух отбирался у двигателя и подавался на крыло, что снижало посадочную скорость примерно на 20 км/ч, тем самым облегчая посадку. МиГ-21М имел четыре узла подвески для ракет класса «воздух-воздух» и двухствольную пушку ГШ-23Л калибра 23 мм, которая была лучше предшествовавшей пушки НР-30 Нудельмана-Рихтера, хотя сделала самолет тяжелее и снизила маневренность. На МиГ-21МФ устанавливался новый, более мощный двигатель, то есть он обладал маневренностью МиГ-21 СПС и вооружением МиГ-21 М. На МиГ-21 бис стояли улучшенный автопилот и новый двигатель, а МиГ-21 бис-САУ мог осуществлять автоматическую посадку до высоты 40 м, когда летчик брал управление на себя. Это была действительно впечатляющая возможность: ты управляешь мощностью двигателя, скоростью, закрылками и т. д., а самолет делает все остальное. Я часто садился в плохую погоду, при этом моя правая рука лежала на коленях, с изумлением глядя, как рукоятка управления самолетом движется сама по себе и приводит меня до расстояния визуальной видимости ВПП». Миш вспоминал, что типичный перехват на МиГ-21 бис заключался в следующем:
«Взлет на минимальном форсаже, который мы осуществляли, позволял экономить топливо до достижения 600 км/ч. Мы могли продолжать разгоняться до 900 км/ч, если получали команды от радиолокационного пункта наведения с земли, направлявшего нас на цель. Нам давали указание по высоте и курсу для захода на цель с хвоста, потом мы переключались на бортовую РЛСдля захвата цели. После захвата цели проводилась ее проверка на враждебность путем использования системы опознавания ”свой - чужой”. В зависимости от высоты цели мы могли захватывать ее с расстояния 18 км, определять с 10 км и пускать ракеты примерно с 7 км». Основой названных возможностей была улучшенная БРЛС, устанавливавшаяся на более новых вариантах МиГов.
Миш пояснил:
«Начиная с МиГ-21СПС, самолет оборудовался БРЛС РП-21, эффективно работавшей до 20 км для поиска целей и захватывавшей ее примерно на 10 км. Система очень качественно работала в сочетании с нашими ракетами Р-ЗС класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. БРЛС также давала пусковую дальность, в рамках которой мы были уверены, что находимся в нужной зоне поражения цели для пуска ракет. МиГ-21 бис оснащался ракетами Р-ЗР и оборудовался БРЛС РП-22 с дальностью поиска 30 км, но с тем же захватом, как и у РП-21 -10 км. Но эта РЛС позволяла видеть цели на такой малой высоте, как 500 м, а РП-21 проблематично захватывала их на высоте менее 1200 м». Продолжая разговор о перехвате, Миш объяснил, что МиГ-21бис и МиГ-21СПС оборудовался каналом связи, позволявшим оператору РЛС наведения с земли отдавать команды без использования голосовой радиосвязи.
«Мы могли смотреть на приборы в кабине и видеть скорость, с которой должны были лететь. Отдельный прибор отражал команды поворота, взведения ракет и т. д. Был еще прибор, показывавший положение по отношению к цели двумя стрелками: вертикальная говорила о курсе на цель - прямо на нее, справа или слева от нее, а горизонтальная указывала, находимся ли мы на одной высоте с целью, ниже или выше».БОЕВЫЕ РЕАЛИИ
Выполняя перехват на МиГе в боевых условиях, летчик мог позиционировать себя для ракетного пуска. С ракетами класса «воздух-воздух» прежнего поколения это было не всегда легко сделать из-за жестких ограничений по стрельбе. Позднее ВВС ГДР получили более новую Р-60 (АА-8 Aphid), обладавшую большей гибкостью.
Миш продолжал:
«На вариантах с МиГ-21 СПС до МиГ-21бис мы могли использовать улучшенный вариант - Р-60, которую можно было пускать при 7g. Она даже сама сходила, как только цель обнаруживалась, нужно было просто удерживать пусковую кнопку, а как только проходил захват цели - она уходила (Миш немного упрощает, но в принципе это примерно так – Техник). Разумеется, надо было быть внимательным при использовании данного режима, так как можно было поразить товарища! Р-60 была исключительно маневренной и могла поворачиваться при 45g. МиГ- 21СПС нес четыре такие ракеты». Хотя в Центральной Европе приходилось работать в очень тяжелых условиях подавления связи и РЛС, в ВВС ГДР знали, что летчики найдут друг друга без помощи с земли.
«Передний обзор из МиГ-21 был достаточно хорош, чтобы видеть большинство целей, а начиная с МиГ-21М мы получили перископ и зеркала, обеспечивавшие задний обзор. Нашей обязанностью стало обучение молодых летчиков делать визуальные проверки воздушного пространства не только перед собой, но и вокруг. В действительности мы знали, что если в Центральной Европе разразится война, то значительная часть радиоэлектронного оборудования работать не будет, поскольку будут вестись электронные боевые действия. Поэтому мы должны были полагаться на визуальный обзор, чтобы определить, является ли цель самолетом противника или своим, и быть настороже, чтобы не стать жертвой незамеченного вражеского самолета». Миш с любовью отзывался о МиГ-21:
«МиГ-21БИС-САУ представлял собой полный боевой “пакет”, и являлся значительно усовершенствованным вариантом МиГ-21. Ты значительно увереннее чувствовал себя на МиГ-21бис уже с момента выруливания. Ты мог управлять им для взлета и посадки с травы, и мы достаточно часто практиковали это; ему требовался больший разбег и более длинный пробег, но это было сравнимо с поездкой по плохой дороге! Мы также могли взлетать с травы строем. Мы тренировались в этом, так как наши полки МиГ-21 базировались на неподготовленных аэродромах с травянистыми ВПП, и проделывали это ночью! У нас был низкий уровень летных происшествий, примерно 5-6 в год, при этом лишь единичные заканчивались гибелью летчика. Все летчики, которых я знал и которые летали на МиГ-21, любили этот самолет. Многие из нас хотели пересесть на более современные истребители типа МиГ-29, но на МиГ-21 мы делали практически все, что хотели, и наслаждались каждым моментом полета». МиГ-21 до 2008-го эксплуатировали: (а кое-кто из перечисленных эксплуатируют и сейчас):
Ангола, Армения, Азербайджан, Бангладеш,Болгария, Камбоджа, Хорватия,
Куба, Египет, Гвинея, Индия, Иран, Лаос, Ливия, Мадагаскар, Мали, Монголия,
Мозамбик, Нигерия, Северная Корея, Румыния, Сербия, Судан, Сирия, Туркменистан, Вьетнам, Йемен.
Эксплуатировали в прошлом, но уже сняли с вооружения:
Афганистан, Бангладеш, Алжир, Белоруссия, Буркина Фасо, Республика Конго, Чехословакия (Чешская Республика), ГДР, Эфиопия, Финляндия, Гвинея-Биссау, Венгрия, Индонезия, Ирак, Казахстан, Киргизия, Йемен, Польша, Россия, Словакия, Таджикистан, Советский Союз, Уганда, Украина, Югославия, Замбия.
МиГ-21бис был самым эффективным в серии МиГов, а Индия продолжала производить данный самолет даже до конца 1987 г. На вооружении Индии стояли до 450 построенных по лицензии МиГ-21, многие из них - это МиГ-21 М, МиГ-21С и МиГ-21бис. Но Индия модернизировала некоторые из них до стандарта «Бизон», установив смешанную советскую и западную авионику, чтобы несколько усовершенствовать самолет.
При этом индийские ВВС являлись одним из основных зарубежных эксплуатантов МиГ-21 с момента их первого боевого применения в войне с Пакистаном в 1971 г.
Чешские ВВС модернизировали свои МиГ-21 МФ до стандарта МиГ-21 МФН, чтобы соответствовать требованиям НАТО. Но в настоящее время он снят с вооружения, вместо него используется JAS 39 Saab Grippen.
ВВС Северного Вьетнама эффективно применяли МиГ-21 в войне против США. Их летчики проводили сверхзвуковые атаки, пуская ракеты АА-2 Atoll с близкого расстояния и уничтожая противника.
Обратил внимание на очень интересный момент, о котором я до того понятия не имел. Возможно, кому-то это тоже будет интересно. «МиГ-21Ф-13 «Fishbed С/Е» был первым экспортным вариантом, на фотографии самолет финских ВВС. Одной из его отличительных черт являлся откидывающийся вперед фонарь, крепившийся к катапультному креслу при закрытии и служивший защитой от напора воздуха для летчика в случае покидания самолета».
На первый взгляд, такой фонарь при открывании в полете просто снесет летчику голову. Ан не все так просто. - из книги «Развитие авиационных средств спасения»,
http://scilib.narod.ru/Avia/Eject/eject.htm«Система аварийного покидания "СК", разработанная в ОКБ-155, была в самолете, пожалуй, самым оригинальным техническим решением. На нее возлагались большие надежды, но последующая эксплуатация выявила низкую надежность и невозможность спасения летчика при катапультировании с земли» - (с) airwar.ru
Так что потом ограничились просто катапультным креслом КМ-1, собственной разработкой миговской фирмы.
Про него на фирме рассказывали такую байку… При рассмотрении всевозможных военных работ как кандидатов на Госпремии, кто-то сказал: Вот мы присуждаем премии за орудия убиения людей. А это - единственное в этом ряду орудие спасения их жизни…Премия была присуждена единогласно.Вообще-то это было несколько раньше, и не за КМ-1, а за его предшественника – но все равно красиво…