Добрый день!(С учётом МАКС-2013..., "Гордый" - Раменское, магнитный 121/301, истинный 132/312).
(
Приштине - читать обязательно. Шутка! Всё равно ему и др. спасибо, дубликат в личку)
Рано или поздно..., да и вообще.
Примите, тем кому понадобится, некоторые рекомендации - как "смотреть на летающие самолёты"
(на авиа-шоу или же, при "критике..." ой, промолчу).
Допустим, Вы посмотрели самолёты на выставке вблизи (, а некоторые и изнутри, в кабине),
пофотографировали. И вот, кто-то посчитал нужным (на память или по др. пр.) заснять на видео
полёты самолётов (пилотаж ЛА), тогда...
0. Узнав о лётной программе (начале полётов) каким-либо образом
(по программке, новостям, из интернета, из радиоэфира или визуально) и
находясь в районе полётов, тогда, - желательно учитывать:
1. Видеосъёмку должно проводить со штатива или опираясь (рукой, основанием апп.) на
неподвижный предмет (крышу авто, забор и пр.);
2. Съёмку рекомендуется проводить как-бы находясь на перпендикулярной линии
по отношении к продольной линии ВПП, на удалении примерно 300-500 м. от "точки" центра ВПП;
2.0. Схему (программу конкретного ЛА) принято размещать (ориентировать в пространстве)
в районе аэродрома ("прямоугольного круга", ипподрома), который как правило имеет размеры:
в длину 8-11 км, в ширину 1-5 км.;
2.1. "Точка" центра пилотажа, как правило, несколько отстоит от центра ВПП
(нечто средне-арифметическое) середины "газона" лётного поля вне размещения зрителей;
2.2. Ограничение по высоте полётов "на пилотаж" зависит от типа ЛА и соответственно
пред-ограничивается (100) 300 и 500 м.;
2.3. "Точку" съёмки в условиях яркого солнца иногда следует смещать (чтобы не слепило)
в южном направлении, так как полёты происходят в основном в полуденное время
(это доп. поясняет удаление 300-500 м. по пункту 2);
2.4. Взлёт-посадку принято назначать против ветра, поэтому рассчитать (ожидать) большинство
заходов следует с подветренной стороны (спиной стоя к ветру, а не наветрянной).
Узнать прогноз погоды (силу и направление ветра) думаю сообразите заранее или на месте?!;
2.5. Подпункт 2.4. имеет малое значение для пилотажа скоростных реактивных самолётов
(из-за привязки программы к местности). Иногда даже взлёт-посадка "бабка-на-двое-сказала"?!;
2.6. Точку съёмки рекомендуется не только сместить на удаление (п 2., перпендикулярно),
но и желательно "поднять" на высоту максимально возвышенного стационара (здания, вышки и пр.),
что не только избавит от случайно попадающих объектов в кадр, но изменит угол зрения (пп. 2.3.);
2.7. Об ракурсе съёмки в общем сказал, теперь скажу о зуммировании (наезде, увеличении).
Это самое сложное. И зависит от цели съёмки (и аппаратуры).
Так, для лучшего визуального чтения фигур пилотажа размер кадра (в т.ч. по диагонали) должен
захватывать всю ширину (конкретной) фигуры от её начала до завершения, не смотря на то,
что центр объектива направляется на сам ЛА.
Но при этом следует учитывать, что должна быть чётко видна световая граница перепада цвета (тени)
при вращениях (эволюциях) ЛА.
Одним из проверочных критериев к этому, - это когда снимающий видит (распознаёт)
отдельные части (фонарь, крыло, рули или расцветку).
Спасибо за внимание,
Алексей.
(Маркеры: в ПАК-ФА на сутки, в АВИА как рекомендации,
Приштине - как спасибо.)