– В плане эргономики есть и свои плюсы, и минусы. Очень хорошо то, что разные приборы, к примеру, высотомер у нас находится и на МФИ, и на ИРП, и на ИЛСе (индикатор на лобовом стекле) отражается. Минусы в том, что где-то эти приборы маленькие, где-то отсвечивают, где-то нет градировки. Но, в принципе, к этому быстро привыкаешь.
– Как проходило переучивание c cерийного на модернизированный Су-25?
– Вначале мы прошли теоретический курс, с нами работали специалисты 558-го авиационного завода. Затем были практические занятия в кабине самолёта – нам объясняли, где и что включается, какой прибор откуда питается и пр. Дальше были ознакомительные полёты с лётчиком-инструктором.
В принципе, хороший тренинг должен быть на земле. В полёте первые 10-15 минут просто сидишь и смотришь. В дальнейшем проще, когда уже знаешь, где какие приборы. В течение одного полёта к приборам уже можно привыкнуть. Я на этом самолёте сделал 5-6 вылетов. Уже привык.
– Авионика вся цифровая – тактическую обстановку можем отслеживать в комплексе. В плане навигации, самолёт теперь может заходить на любой аэродром – добавлена система ILS международного стандарта, – рассказывает командующий ВВС генерал-майор Даурен Косанов. – Лётчик теперь может запрограммировать в самолёте до 99 поворотных пунктов, выходить на любой поворотный пункт оперативно. Приборы аналоговые убрали. Улучшена эргономика.
– В плане улучшения тактико-технических характеристик: теперь самолёт может выполнять боевое применение, не снижаясь с больших высот и не входя в зону пусков ПЗРК переносных зенитно-ракетных комплексов, – продолжает далее командующий ВВС. – Также машина способна выполнять навигационное бомбометание. Это значит, что цель можно атаковать в любых условиях – и днём и ночью по запрограммированным координатам.
Мы забиваем координаты в бортовую систему, заходим на эту цель и, даже не видя ее, к примеру, за облаками выполняем бомбометание. Как заверяют нас специалисты 558-го авиазавода, отклонение бомбы от цели при этом составляет плюс-минус десять метров. Это очень хороший показатель. Ещё теперь будет возможно применять корректируемые авиационные бомбы, управляемого оружия класса "воздух-земля" и новые для этого самолёта ракеты "воздух-воздух". В целом обновлённый самолёт значительно отличается от старой модификации.
– Когда вы начнёте тренировки по боевому применению этих самолётов?
– Сейчас идёт процесс переучивания всего лётного состава. Мы уже приступили к полётам в ночное время. Лётчикам надо выполнять "вывозные программы", привыкнуть к этим машинам. Тренировки по боевому применению мы начнём в феврале, когда придут модернизированные боевые самолёты. В этом году придут три боевых самолёта, дополнительно к двум учебно-боевым. Далее в этом году мы готовимся к отправке еще 6 самолётов на модернизацию. После этого отправим оставшиеся.
– Даурен Жуматаевич, что предусмотрено по программе перевооружения ВВС на 2018 год?
– В этом году у нас в планах закуп 4 ударных вертолётов Ми-35М. Они войдут в боевой состав Алматинской авиационной базы. Планируется прибытие пары многофункциональных истребителей Су-30 СМ на авиабазу в Талдыкоргане. Также, как я уже сказал, продолжится модернизация штурмовиков Су-25 Шымкентской авиабазы.
Мы планируем в этом году отправить на модернизацию наши учебно-тренировочные L-39, которые получат цифровую кабину. Эти самолёты базируются в Балхаше, где расположен учебный центр СВО. Кроме того, эти самолёты сделают учебно-боевыми, добавив к ним кое-какое дополнительное вооружение. Модернизация будет проводиться у нас в Казахстане, на базе ТОО “Казахстанская авиационная индустрия” в Астане. Мы договор заключили с ними, а субподрядчиков они выберут сами.
– Была информация, что для наших ВВС собираются приобрести китайские военно-транспортные самолёты?
– Да, мы собираемся приобрести транспортники Shaanxi Y-9. Это китайский вариант советского Ан-12, очень глубоко переделанного. Сейчас процесс по приобретению этих самолётов на стадии заключения договоров. Поставку ожидаем через 3 года. Эти самолёты предназначены для доставки и выброса десанта, поэтому в основном будут работать на десантно-штурмовые войска.
– По десантной модификации Ил-76 Министерство обороны сейчас ведёт переговоры, но когда будет подписан контракт, пока неизвестно.
По Як-152 – на сегодняшний день он не принят на вооружение в России, мы ждём, когда они его примут, обкатают. После этого решим. Пока нам хватает наших старых проверенных L-39, которые у нас в достаточном количестве.
Что касается учебно-боевого Як-130, то мы пока тоже отложили решение этого вопроса, так как нам сейчас необходимо ремонтировать и модернизировать боевые самолёты.