Продолжение.
В советской историко-публицистической литературе, посвящённой сражению под Сталинградом, достаточно широко распространено заблуждение, в рамках которого склад топлива в Морозовске был создан благодаря интенсивным железнодорожным перевозкам. И тот факт, что этот склад находится вблизи железнодорожной станции Морозовская
[2], казалось бы, должен подтверждать это. Однако, в реальности, пользоваться в это время железнодорожной станцией Морозовской немцы ещё не могли, так как линия, подходившая к ней со стороны узловой станции Лихая, была сильно разрушена и не введена в строй. Да и сама узловая станция Лихая была захвачена противником только 19 июля 1942 года. В основном, склад топлива создавался с помощью немецкой транспортной авиации и частично – силами автотранспортных полков Вермахта, каждый из которых включал автомобильный батальон, укомплектованный автоцистернами. Размещение же склада вблизи железнодорожной станции было естественным и делалось в расчёте на снабжение войск в ходе планируемой операции по захвату Сталинграда.
Стоит также отметить, что при описании или даже простом упоминании этого эпизода практически общим местом являются фразы типа
«в результате удара склады[3] в Морозовске горели больше недели, а запах гари ощущался даже на большой высоте».
Думается, настало время внести в этот вопрос ясность.
Лучше всего результаты удара пары пикировщиков Полбина – Жолудева характеризуются в «Дневнике службы тыла 6-й армии» лаконичной записью за 15 июля 1942 года:
«Внезапным ударом с воздуха склады топлива и боеприпасов в Морозовске практически уничтожены. Ущерб не поддаётся оценке. Ситуация со снабжением горючим – близка к катастрофической.»[4].
К сказанному надо добавить, что хотя была середина лета, но сильные дожди были отнюдь не редкими, по причине чего, например, 16 июля в «Журнале боевых действий 6-й армии» отмечалось, что
«движение автотранспорта местами невозможно.»[5]. На следующий день небо прояснилось, но только лишь до вечера, так как в «Дневнике службы тыла 6-й армии» в записи от 18 июля отмечается
«С 22.00 17.7 идет непрерывный дождь. Все дороги стали непроходимы. На северном участке армии движение колонн продолжалось до границы дождей, оттуда движение остановлено.»[6].
Иначе говоря, быстро восполнить потерю огромной массы горючего было затруднительно не только с помощью автотранспорта, но даже с помощью транспортной авиации. Вечером 18 июля служба снабжения 6-й армии запросила у штаба группы армий «Б» срочной отправки двух составов с горючим,
«поскольку его не осталось ни в Волчанске, ни в Староверовке (последние остатки сегодня были отправлены в Россошь, Кантемировку и Мешков).»[7].
Лаконичный ответ из штаба группы армий «Б» пришёл на следующий день:
«запрошенные поезда с горючим не могут быть выделены»[8]. При этом в вышестоящем штабе не преминули ещё и «насыпать соль на рану» снабженцам 6-й армии, сообщив, что
«Первоначально предназначенный для армии 993-й транспортный батальон (Kw.Trsp.Abt.993) с горючим, двигавшийся по указанию армейской службы снабжения в Мешков, по приказу службы снабжения группы армий (Hoh.Nsch.F.1) был развернут для выгрузки в Кантемировке для нужд 4-й танковой армии (Pz.AOK.4).»[9].
Однако, по всей видимости, после предоставления детальной сводки о положении с горючим в соединениях 6-й полевой армии, в штабе группы армий «Б» всё-таки «изыскали внутренние резервы» и пообещали отправить один эшелон с топливом
[10]. Очевидно, что его прибытие проблемы целиком не решало, но хотя бы слегка снижало её остроту, так как без него ситуация с бензином была просто отчаянной, о чём можно судить по приведённой ниже сводке:
«Положение со снабжением армии:
1) запасы горючего (бензин):
а) VIII A.K.: 113 I.D. – 0,6; 305 I.D. – 0,4; 100 Jg.D. – 0,6; 376 I.D. – 0,2; 79 I.D. – 0,2 от нормы.
b) XVII A.K.: 75 I.D. – 0,4; 389 I.D. – 1,2; 336 I.D. – 0,3 от нормы.
c) XXIX A.K.: 384 I.D. – 0,2; 62 I.D. – 0,2 от нормы;
d) 294 I.D. – 0,7 от нормы.
Запасы дизтоплива имеются в достаточных количествах.
Заявки корпусов в исполнении:
а) XXIX A.K.: 25 куб.м бензина, 5 куб.м дизеля, 18.7 с Россоши
b) VIII A.K.: 90 куб.м бензина с Мешкова, 15.7 – с Волчанска
c) XVII А.К.: 50 куб.м бензина, 3 куб.м дизеля, 18.7 – с Россоши……В транспортных колоннах армейской службы снабжения на склады находятся: 300 тонн продовольствия, 800 куб.м топлива и 200 тонн горючего. После прекращения дождей движения колонн будет возобновлено.
Майор фон Куновски запросил у командования [группы армий]
«Юг» безотлагательной выдачи горючего со складов в Миллерово – 100 куб. и Кантемировке – 200 куб.м.»[11].И это за четыре дня до начала наступления!
К этому надо добавить, что на эти скромные запасы в тот же день – 19 июля – начинали претендовать ещё и войска LI армейского корпуса (44, 71 и 297-я пехотные дивизии), который передавался в подчинение 6-й армии. Со следующего дня – 20 июля – «число нахлебников» у службы тыла 6-й армии в виде числа двигателей внутреннего сгорания, потреблявших бензин, возрастало ещё больше, так как генерал-полковник Паулюс получал в своё распоряжение XIV танковый корпус (16-я танковая, 3-я и 60-я моторизованные дивизии). И это не считая «маршевого пополнения» в виде 62, 294, 336 и 389-й пехотные дивизии вместе с 244, 245 и 521-м дивизионами штурмовых орудий, которые также требовалось обеспечить всем необходимым…
В общем, не удивительно, что отвечавший за снабжение 6-й армии горючим майор фон Куновски выпрашивал бензин, где только мог. И это отнюдь не преувеличение, так как, например, упомянутая выше Кантемировка в это время являлась основной базой снабжения немецкой 4-й танковой армии, которой тоже не хватало горючего…
Фактически результаты и влияние авиаудара пары Полбина – Жолудева по складам топлива в Морозовске на ходе немецкого наступления ощущалось в течение не только многих недель, но даже месяцев, так как восполнить утрату многих тысяч тонн горючего противнику так и не удалось!
Достаточно сказать, что на момент начала советского контрнаступления 19 ноября 1942 года в районе Сталинграда по плану операции «Уран» среднее количество топлива в дивизиях 6-й полевой и 4-й танковых армий составляло всего 0,3 заправки
[12]! Очевидно, что в этих условиях никаких сколько-нибудь эффективных контрударов своими подвижными соединениями группировка Паулюса нанести советским ударным группировкам не могла.
А это значит, что результат удара всего одной пары «пешек», попавших в цель всего-навсего четырьмя «сотками»(!), носил стратегический характер!!
Не удивительно, что 22 ноября 1942 года 150-й СБАП был преобразован в 35-й гвардейский бомбардировочный авиаполк, а на следующий день – 23 ноября 1942 года – когда перелом в сражении за Сталинград реальностью! – подполковнику И.С.Полбину Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Гвардии капитану Л.В.Жолудеву «За успешное командование эскадрильей, образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года.
[2] Станция Морозовская находится в центре города Морозовск.
[3] Попутно отмечу, что это были именно немецкие топливные склады (полевые быстровозводимые), а не долговременные советские, доставшиеся немцам в качестве трофеев, так как нефтебаза в Морозовске была построена только в первом десятилетии XXI века, после того как в 2005 году главой районной администрации стал П.Ф.Тришечкин.
[4] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 15.07.42.
[5] NARA, T-312 R-1458. Журнал боевых действий 6-й армии, 16.07.42.
[6] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 18.07.42.
[7] Там же.
[8] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 19.07.42.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] NARA, T-312 R-1684, Дневник службы тыла (O.Qu), 19.11.42.
Отредактировано: ФЦСО - 28 янв 2019 07:27:32