Скрытый текст
“Я лично видел, как во время нашего штурма вражеский самолет [реактивный истребитель] немедленно открыл огонь по нашим наступающим войскам, используя бомбы с лазерным наведением с дальнего расстояния”, - сказал Стас, солдат элитного подразделения наблюдения за беспилотниками, помогающий пехоте вернуть утраченную территорию на юге страны. По его словам, это был не единичный инцидент.
Использование Россией вертолетов для атаки бронетехники было “очень мощной техникой”, с которой у Украины не было паритета, сказал Стас, умоляя Запад предоставить Украине американские ударные вертолеты Apache в дополнение к истребителям F-16.
Президент Украины Владимир Зеленский на прошлой неделе отдал должное своим войскам за то, что они продолжают наступать на удерживаемую Россией территорию, несмотря на “превосходство России в воздухе и артиллерии”.
Ранее в этом месяце Москва разместила дополнительные 20 вертолетов, включая "Аллигаторы", на аэродроме близ Бердянска, в 100 км от Орехова, который стал ведущей базой для операций винтокрылых.
“В постоянной борьбе между авиационными мерами и контрмерами, вероятно, Россия получила временное преимущество на юге Украины, особенно благодаря ударным вертолетам, использующим ракеты большей дальности против наземных целей”, - написала британская военная разведка в Твиттере в минувшие выходные.
Несмотря на свое техническое превосходство, военно-воздушные силы России так и не получили контроля над украинским небом благодаря обширной системе противовоздушной обороны Украины советской эпохи, позже усиленной западными системами. Российские истребители, забравшиеся слишком далеко за линию фронта на украинскую территорию, рисковали быть сбитыми.
Президент России Владимир Путин, слева, на заводе по производству вертолетов в Улан-Удэ, на востоке России. Российские истребители и вертолеты используют недостатки в системе противовоздушной обороны Украины © Сергей Ильин/Sputnik/Кремлевский пул/AP
Российские истребители и вертолеты в настоящее время используют недостатки украинской противовоздушной обороны на передовой. Киев использует различные зенитно-ракетные комплексы советской эпохи, но их слишком мало, чтобы обеспечить полное прикрытие, в результате чего он частично зависит от ракет очень малой дальности, запускаемых с плеча (ПЗРК), которые требуют, чтобы оператор видел цель перед стрельбой.
“ПЗРК не очень эффективны ночью”, - сказал пилот украинских ВВС. “Нам нужны системы с обнаружением и наведением — радарные или оптико-электронные системы”, - добавил пилот.
Джастин Бронк, старший научный сотрудник Королевского института объединенных служб, базирующегося в Лондоне аналитического центра, сказал, что российские вертолеты, оснащенные противотанковыми управляемыми ракетами, “всегда будут представлять гораздо большую угрозу для украинских сил во время контрнаступления, чем в периоды, когда Украина защищалась от российских атак”.
“Они могут зависать в воздухе, обнаруживать цели и стрелять противотанковыми управляемыми ракетами из-за пределов досягаемости переносных ПЗРК или зенитного огня”, - сказал Бронк.
Это приводит к тому, что украинским силам приходится постоянно балансировать между риском размещения своих дефицитных ракетных комплексов класса "земля-воздух" ближе к линии фронта и затратами на то, чтобы оставить свою бронетехнику открытой для российского огня.
Поскольку с начала мая российские ракетные удары по нескольким украинским городам усилились, вооруженные силы Украины были вынуждены оставить свои ракетные комплексы класса "земля-воздух" на месте для защиты гражданского населения, а не перебрасывать их на передовую. Потери украинских войск в первых боях контрнаступления вызвали у западных союзников спешку с поставками дополнительных систем противовоздушной обороны и боеприпасов Киеву.
Великобритания на прошлой неделе заявила, что вместе с США, Данией и Нидерландами закупает “сотни систем противовоздушной обороны малой и средней дальности”, в основном советских времен, которые будут поставлены в ближайшие недели.
В понедельник президент Франции Эммануэль Макрон объявил, что франко-итальянские системы SAMP-T, обещанные ранее, теперь “работают” в Украине.
“Самая важная проблема для Украины заключается в том, что нам нужно выполнять две задачи противовоздушной обороны одновременно — защищать крупные городские районы и промышленность... и линию фронта”, - сказал Николай Белесков, научный сотрудник Киевского Национального института стратегических исследований. “Это непростая задача, поскольку у нас нехватка наземных средств [противовоздушной обороны]”. Белисков предупредил, что эти системы сами по себе могут стать мишенями для российских беспилотников-камикадзе "Ланцет".
Вертолет Ка-52 вряд ли можно назвать непогрешимым. Когда министерство обороны России опубликовало видеозапись, на которой один из них поражает танк "Леопард" в открытом поле, западные аналитики установили, что уничтоженной целью, к смущению Москвы, был опрыскиватель сельскохозяйственных культур.
"Аллигатор" также очень уязвим для ракет класса "земля-воздух", когда находится в пределах досягаемости. По данным Oryx, которая документирует потери техники в ходе войны, Россия потеряла по меньшей мере 35 из них с февраля прошлого года. Полковник Юрий Игнат, представитель военно-воздушных сил Украины, заявил, что за последнюю неделю было сбито четыре самолета.
Игнат преуменьшил угрозу со стороны российских ударных вертолетов во время контрнаступления.
“Ка-52 абсолютно не является вертолетом, который обеспечивает превосходство в воздухе”, - сказал Игнат, и он не обеспечивал “той огневой мощи, которая является решающей на поле боя”.
По словам Игната, большая авиационная угроза украинским вооруженным силам исходила от российских истребителей, которые имели более мощные радары и ракеты большей дальности, чем старые украинские самолеты советского производства. По его словам, уязвимость украинских вооруженных сил подчеркнула необходимость в самолетах западного производства, таких как F-16.
Стас, оператор беспилотника front, сказал, что Украине нужны истребители F-16 и вертолеты США для защиты сухопутных войск.
“Наступательные действия требуют прикрытия с воздуха, и самое важное сейчас - это наступление, потому что, если мы быстро не выиграем эту войну, если мы не вернем всю нашу территорию, она будет тянуться бесконечно”, - сказал он.