Цитата: Боярин от 07.11.2015 08:11:10Прощай, мова холопов!
Завершение недели принесло новость о том, что парламент ДНР начал процедуру лишения украинского языка статуса государственного. Основной причиной такого решения депутатов стало практически полное исчезновение бывшей державной мовы из жизни освобождённого от бандеровщины Донбасса.
Украинский язык так и не стал близким для шахтёрского края: он не мог обеспечить потребностей промышленности по причине скудости понятийного аппарата. Да и население, прибывавшее на работу из разных уголков СССР, старалось использовать куда более общепонятное средство, чем «спивуча соловьина мова».
В советские годы, когда украинский язык в делопроизводстве Донбасса не применялся вообще, его изучение вызывало огромное неприятие в среде школьников и студентов. Помню, что в моей школе, центральной и достаточно престижной в городе, мову преподавали только последним оболтусам, чьи дневники представляли сплошное «лебединое озеро»: настолько она считалась непрестижной.
Правда, с эпохи поздней перестройки украинский язык начали насаждать сверху, хотя до середины 1990-х годов этот процесс развивался ни шатко, ни валко: перевести огромную массу школ, вузов, предприятий и учреждений на «держмову» было не так уж и легко. Но, постепенно, шаг за шагом, украинизаторы отвоёвывали позиции: уже в начале 2010-х дончанину отдать ребёнка в класс с русским языком обучения стало очень даже не просто.
Мову, конечно же, учили, но за пределы классов и аудиторий она не выходила. Как это ни странно, но именно донецкие школьники и студенты чаще всего брали призовые места на олимпиадах по украинскому языку: суровая необходимость, к сожалению, иногда оказывается лучшим стимулом.
Принудиловка, как известно, симпатий у людей не вырабатывает: почти все те, кого без малого четверть века учили в украиноязычных классах, весной 2014 года восстали против Украины, ступившей на путь нацизма. А интенсивное «прививание» любви к «спивучесоловьиной» путём артиллерийских обстрелов навсегда похоронили даже остатки симпатий у людей ко всему украинскому.
Известен случай, когда накануне последнего Рождества в церковно-приходской школе одного из пострадавших от войны городов, дети напрочь отказались учить колядки и щедривки: язык этих праздничных песен в их сознании уже прочно ассоциируется с бандеровскими убийцами. В ряде школ ДНР и ЛНР зарегистрированы факты демонстративного уничтожения учебников украинского языка в ходе уроков: насильно мил не будешь.
Переход освобождённого Донбасса на российские образовательные стандарты ставит вопрос если не полного искоренения украинского языка из учебного процесса, то сведения его до уровня факультатива. Дело в том, что принятые на Украине учебные программы по сравнению с российскими дают отставание в две школьных четверти в младших классах, и год — в средних и старших.
Следовательно, ученикам необходимо наверстать упущенное, не выбиваясь из учебного процесса, но для этого придётся чем-либо жертвовать. Украинский язык, нужный в нынешних донбасских реалиях исключительно для того, чтобы читать документацию периода Незалежности и беллетристику, — самый первый кандидат на секвестр.
Обретение независимости ДНР и ЛНР вернуло украинский язык на полагающееся ему весьма скромное место в жизни шахтёрского края. Поэтому сразу же начал вырисовываться диссонанс между этим фактом и государственным статусом практически нигде не использующейся мовы.
Единственная причина, по которой в Донбассе и в Крыму сохранили столь высокий статус за мовой — огромный массив официальной украиноязычной документации и баз данных в государственных учреждениях. Для тех же крымчан и севастопольцев это позволяет хотя бы в рамках федерального округа обходиться без обязательного нотариально заверенного перевода документов: в противном случае может просто наступить коллапс делопроизводства.
Для Донбасса вполне оправданным будет снижение статуса украинского языка с государственного до уровня временно разрешённого в делопроизводстве. Это избавит людей как от ненужных юридических манипуляций, так и трат времени на изучение совершенно неиспользуемой мовы.
А что касается преследований украинского языка, то ничего, кроме вреда, это не принесёт. Ведь куда лучше, если это напоминание о преступлениях бандеровщины просто маргинализируется и тихо сойдёт со сцены.
http://www.segodnia.ru/content/168481
Даже не знаешь кому верить, официальному сайту народного совета ДНР или камраду Боярину:
Рекомендации по итогам парламентских слушаний о статусе украинского языка в Донецкой Народной Республике В пятницу, 6 ноября 2015 года, в Народном Совете ДНР состоялись парламентские слушания на тему «Украинский язык как второй государственный: актуальность, проблемы и целесообразность». Председатель Народного Совета ДНР Денис Пушилин зачитал текст Рекомендаций.
Установление статуса языка является одним из основополагающих принципов конституционного строя. Часть первая статьи 10 Конституции Донецкой Народной Республики закрепляет за украинским языком статус государственного наравне с русским языком.
Решение Верховного Совета Донецкой Народной Республики о наделении украинского языка статусом государственного было обусловлено рядом объективных причин, отвечало конкретным историческим обстоятельствам и политической ситуации. Так, при определении основ государственности депутаты руководствовались принципом преемственности и стремились сохранить богатство украинского культурно-исторического наследия и вместе с тем избежать тех ошибочных решений в области языковой политики, которые были допущены руководством государства Украина в последние годы. Таким образом, закрепление за украинским языком статуса государственного было оправданным и верным шагом на конкретном историческом этапе развития Донецкой Народной Республики. Вместе с тем, необходимо признать, что данное решение было обусловлено в первую очередь политическими соображениями, утратившими свою актуальность.
В настоящее время на первый план выходят задачи экономического и культурного развития Донецкой Народной Республики, укрепления ее государственности, создания равных условий для проявления культурного многообразия всеми национальностями и этническими группами, проживающими на территории государства. В этих условиях вопрос о государственных языках приобретает особую важность, а подходы в его решении нуждаются в переосмыслении.
Существует мнение о нецелесообразности сохранения за украинским языком статуса государственного. Эксперты, высказывающие данное мнение, руководствуются рядом соображений. Так, ими приводится отрицательный пример нескольких волн так называемой украинизации, которая проводилась в XX веке в восточных областях Украины без учета мнения населения, проживавшего на данной территории. Таким образом, результаты в сфере языковой политики, достигнутые вследствие реализации политически мотивированных решений, трудно признать успешными. Особого внимания в этой связи заслушивает тот факт, что попытки осуществить украинизацию юго-восточных регионов Украины насильственным путем были одинаково безуспешны в социалистическую эпоху, в период гитлеровской оккупации, а равно в относительно недавние годы существования независимого Украинского государства.
Парламентские слушания еще раз подтвердили необходимость устранить двойственность в решении языкового вопроса, поскольку данная проблема всегда являлась предметом политических спекуляций в период выборов на Украине и вызывает среди значительной части населения Донецкой Народной Республики негативные ассоциации.
Вооруженная агрессия со стороны Украины и гибель тысяч соотечественников в боях за независимость Донецкой Народной Республики, обстрелы мирного населения, политика экономической блокады, целенаправленно осуществляемая киевскими властями, также не способствуют популяризации украинского языка и украинской культуры среди населения Республики. Это приводит к практически полному вытеснению украинского языка из сферы делового общения и официального документооборота. Вместе с этим отмечается устойчивое снижение интереса к изучению украинского языка в средних и высших учебных заведениях, снижение спроса на печатные издания, издаваемые на украинском языке. Есть все основания полагать, что вышеуказанные тенденции сохранятся, и уже в ближайшее время мы столкнемся с рядом проблем в сфере занятости, связанных с переквалификацией и трудоустройством лиц, профессиональная деятельность которых связана с преподаванием, изучением и использованием украинского языка.
Уже сейчас в условиях режима жесткой экономии средств Республиканского бюджета Совет Министров Донецкой Народной Республики вынужден изыскивать дополнительные средства на разработку и реализацию целевых программ, направленных на поддержание статуса украинского языка как второго государственного.
Парламентские слушания еще раз подтвердили важность сохранения богатой культуры украинского народа, создания условий для ее свободного развития и приумножения. Вместе с тем в силу приведенных выше обстоятельств участники отмечают своевременность, необходимость и целесообразность учета мнения населения Донецкой Народной Республики при решении вопроса о сохранении за украинским языком статуса государственного.
По итогам обсуждения участники парламентских слушаний Народного Совета рекомендуют:
Главе Донецкой Народной Республики рассмотреть необходимость внесения в Конституцию и действующее законодательство Донецкой Народной Республики изменений, связанных с решением вопроса согласно теме парламентских слушаний.
Совету Министров Донецкой Народной Республики на основе комплексного научного анализа использования украинского языка на территории Донецкой Народной Республики и с учетом апробированного зарубежного опыта дать объективную оценку состоянию вопроса. Внести в Народный Совет предложения о правовом и организационном решении вопроса о целесообразности сохранения за украинским языком статуса государственного, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Народному Совету Донецкой Народной Республики 1. Рассмотреть целесообразность инициирования проведения опроса общественного мнения по вопросу внесения изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики в части сохранения за украинским языком статуса государственного. Рекомендовать депутатам Народного Совета в процессе работы с избирателями организовать их опрос по данной теме и обеспечить систематизацию его результатов.
2. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания парламентской библиотеки для хранения материалов слушаний в целях их систематизации и популяризации.
3. Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок проведения парламентских слушаний в части установления процедуры проведения закрытых парламентских слушаний.
Средствам массовой информации довести до населения Донецкой Народной Республики и зарубежной общественности вопросы, обсужденные на парламентских слушаниях. Обеспечить привлечение общественности к обсуждению вопроса о статусе украинского языка, способствовать широкому и свободному освещению волеизъявления населения Донецкой Народной Республики по вопросу украинского языка как государственного.
Настоящие Рекомендации парламентских слушаний могут быть использованы субъектами законодательной инициативы Донецкой Народной Республики при работе над проектами законов, а также иных нормативных правовых актов, касающихся регулирования рассмотренных выше вопросов.
Приветствуется использование Рекомендаций парламентских слушаний в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе юридических и учебных заведений иного профессионального профиля при преподавании курсов дисциплин, имеющих отношение к обсужденным проблемам.
Председатель Народного Совета Донецкой Народной Республики Д. В. Пушилин
г. Донецк,
6 ноября 2015 года