Цитата: Sir Max Merfie от 11.06.2017 14:23:27Если попытаться переформатировать планет по национальному принципу, вся Земля превратится в море крови.
Мир уже в конце 19 в. ушел от идеи этно-национального государства и перешел к государству политическому, в котором имеется место разным этногруппам.
Зачем в таком случае множить исторические анахронизмы, одним из которых можно назвать и "Курдистан"?
Отведу тред немного в сторону, обобщая и углубляя.
Говоря о национальных государствах в исполнении государств ныне действующих, есть смысл это определение ставить в кавычках. Эти "национальные" государства притянуты за уши.
Примеров "национальных" государств по Евразии много.
1. "Польша". Сегодняшняя это территории таких народов (официальной наукой признаных) как силезцы, кашубы, сорбы и собственно поляки. Ладно, они друг друга еще понимают без "английского",т.е., постороннего языка. Есть относительно единый язык, но нет единого центра - нынешняя столица Варшава (в агломерации) до сих пор безнадежно уступает Силезской агломерации (Краков-Катовице-Острава).
2. "Литва". Жемайтия (жмуды), Аугштайтия (нынешняя центрально-восточная Литва) и земгалы (центр севера нынешней Литвы). Здесь уже сложнее - вплоть до Первой мировой они друг друга не очень понимали (в переписях РИ жмуды учитываются как отдельный народ), а потом жмудов олитовили. Государство же "национальное". "Литва" сегодня до сих пор государство производное от Польши - есть относительно единый язык, но нет единого центра - за его статус соперничают литовский Каунас и многонациональный (исторически) Вильнюс, от которого "литовская" Клайпеда находится дальше чем от "латышской" Риги.
3. "Латвия". Здесь раздрай куда больше. "Латышей" вплоть до конца 18-го века не было. Даже как общности, не говоря уже о народе. На территории нынешней Латвии проживало 6 племен, которые друг друга не только не понимали, но и нередко конфликтовали. Костяк сколотили вокруг Риги (немецкого города), обьединив часть курсов, часть земгалов и часть латгалов. И ассимилировав ливов (финно-угорское племя). Если первые 2 ассимилировались полностью, то с латгалами (латгальцами) вышло не очень. Вплоть до 60-70-х гг. прошлого века "латыш" из западной части "Латвии" не понимал "латыша" из восточной. Общались нередко на русском. До сих пор латгальцы в российских переписях учитываются как отдельный народ, у которого присутствуют основные признаки народа - отдельный язык, письменность, вероисповедание (конфессия) и культура. Нынешние власти "Латвии" очень на это обижаются. А все дело в том, что при вычитании латгальцев, удельный вес "латышей" (которые сейчас 55-60%) упадет до 35-40%, а второй этнической группой в "Латвии" окажутся русские (ненамного уступив латышам без латгальцев).
Центр вроде есть - исторически не латышский город Рига (в котором процент даже после 25 лет "независимости" не переваливает за 50%), а вот с единым культурным и языковым пространством напряженка. Вот такое вот "национальное" государство.
Теперь собственно о "Курдистане". Уже писал здесь, но несколько месяцев назад и на АС - затерялось.
Так вот.
Территория "Курдистана" не имеет единого центра. Ладно бы, сложившегося, но в данном случае даже потенциального нет! Самый крупный "курдский" город на сегодня это Диярбакыр на востоке Турции (бывшая Западная Армения). Из крупных городов также "курдскими" являются Эрбиль и Сулеймания в Ираке и Сенендедж и Керманшах в Иране. Относительно "курдскими" (из крупных) являются Урмия в Иране (но азербайджанцы, ассирийцы и армяне бы поспорили), Киркук и Мосул в Ираке (за которые поспорили бы арабы-сунниты и туркмены и ассирийцы), Газиантеп в Турции (за который поспорили бы арабы-сунниты и турки) и Алеппо в Сирии (в котором вообще-то явное большинство арабов). Относительно центром может стать Диярбакыр, но он тоже совсем не в центре "курдских земель".
Идем дальше.
Кто такие курды?
Если по сути и кратко, то это племена разбойников, населяющие горы между Персией, Вавилоном (Багдадом), Малой Азией (турками, греками, армянами и пр.) и библейскими землями (арабами, евреями). Т.е., остаток чего-то, отбросы, отщепенцы.
В нынешних курдов включаю племена, разговаривающие на языках (многих языках!) курдской и дейлемитской подгрупп индоиранской группы индоевропейской семьи язяков. Речь идет по меньшей мере о 2 языковых подгруппах(!) и по меньшей мере 5 (!) разных языках. Несмотря на то, что и в обиходном употреблении, и в научной литературе часто идёт речь о «курдском языке» и его диалектах, взаимопонимание сильно затруднено уже между носителями курманджи и сорани — наиболее близких курдских языков. Наиболее близких языков!!!
Это еще при том, что "курды" по вере разделяются на мусульман-суннитов (арифметически большинство), мусульман-шиитов (т.н. южные курды, которые даже между собой разговаривают на смеси персидского и южнокурдских диалектов), езидов (поклонников культа огня) и христиане ассириско-православного толка. Это при том, при всем, что зазаки (которых считают "курдами") исторически недолюбливают курманджи, которые и формируют костяк "независимого" иракского Курдистана (курманджи с удовольствием участвовали в резне армян, а зазаки их спасали). Это при том, что южные курды (фактически подгруппа персов) являются шиитами, которые терпеть не могут "дикарей"-суннитов - курдов (сорани и курманджи). Это курманджи сейчас воюют против турков и без проблем вырезают "курдов" зазаки и сорани.
И так. Единого центра нет. Единой общности (языковой, религиозной, культурной) нет. Многие из "курдов" других "курдов" в гробу видали. Какой нах... Курдистан?! Уж точно не самостоятельное государство.