osankin ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 01:03:57 |
ЦитатаВ 2018 году я был буквально потрясен фотографией, которая попала ко мне благодаря заслуженному ветерану 1-й эскадрильи 948-го Оршанского штурмового авиаполка 308-й Краковской штурмовой авиадивизии 3-го Минского штурмового авиакорпуса Валентине Ивановне Гиацинтовой (Ситниченко) и ее родственнице Любови Семеновне Ситниченко. На этом фото — летчики 1-й АЭ 948-го шап во главе со своим командиром. Июнь 1943 года, молодые двадцатилетние ребята, совсем недавно они получили звание младших лейтенантов и введенные приказом наркома обороны погоны, которые еще не все успели пришить на свои гимнастерки. Простые, открытые, кажущиеся знакомыми лица. Пытаюсь себя переубедить, но точно такие же я видел вчера среди зрителей футбольного матча. 13 июля 1943 года вся эскадрилья не вернулась из боевого вылета. Из ребят, что на этой фотографии, в живых остался только один — наш земляк, уроженец деревни Корсаковичи Борисовского района Иосиф Гуренок. Выжил, потому что по болезни в том боевом вылете не участвовал.
Дело было под Курском
Архивные документы позволяют рассказать, как это случилось. Наш легендарный земляк, опытный летчик-штурмовик подполковник Кирилл Чубченков (см. о нем «СБ. Беларусь сегодня» от 08.02.2020 г. «Право на бессмертие») весной 1943 года в составе 3-го штурмового корпуса Резерва Верховного Главнокомандования приступил к формированию 308-й штурмовой авиадивизии, в которую вошли 948-й и 624-й штурмовые полки на самолетах Ил-2. Летчики — сплошная молодежь, вчерашние выпускники авиашкол со средним налетом чуть более 20 (!) часов. Боевого опыта никакого! Недалеко ушел от рядовых летчиков и командный состав полков. Небольшой боевой налет у некоторых из них был, но на бипланах Р-5, У-2 и бомбардировщиках СБ, Су-2, Пе-2. На Ил-2 не воевал никто. За апрель-май Чубченкову с трудом удалось их научить лишь азам штурмового дела.
В преддверии битвы на Курской дуге в район предстоящих сражений началась переброска значительных сил авиации. Немцы стянули сюда со всех фронтов элиту — самые подготовленные и опытные части, вооруженные новейшей техникой и состоящие из лучших асов Геринга. Главком ВВС Красной Армии маршал Новиков так же поступать не стал и сделал ставку на полки, дивизии и корпуса из Резерва Верховного Главнокомандования, в большинстве своем состоящие из молодых необстрелянных летчиков. Дивизии Чубченкова предстояло воевать на Орловском направлении. Уже 3 июня 1943 года он приказал летчикам 948-го и 624-го шап под прикрытием истребителей Ла-5 из 50-го истребительного полка совершить облет района предстоящих боевых действий. Кстати, из-за огромных потерь среди наших штурмовиков и бомбардировщиков главком ВВС Новиков издал очень нужный приказ, запрещающий им вылеты на задания без прикрытия истребителями.
В связи с тем что, как доложила авиаразведка, на близлежащих аэродромах в Орле и Хомутах немцы разместили от 70 до 140 самолетов, командование ВВС приказало нанести по ним штурмовые удары. Дневные налеты на хорошо защищенные немецкие аэродромы, как рассказывал мне маршал авиации Иван Пстыго, были самыми опасными и сложными для штурмовиков заданиями, требовавшими серьезной подготовки. Они были по силам лишь опытным экипажам. Но эту задачу возложили на молодежь Чубченкова.
А ведь был уже горький опыт недавнего налета на аэродром в Орле 6 мая. Из 16 Ил-2, которых прикрывали 15 истребителей Як-1, на свой аэродром вернулся только один штурмовик…
Согласно боевому приказу № 15 штаба 308-й шад, изданному в 12 часов 8 июня 1943 года, для налета на аэродром Хомуты от 948-го шап (аэродром Саватеевка) выделялось две группы по 6 Ил-2 и одна группа из 6 Ил-2 от 624-го шап (аэродром Теплое). Ведущим всей сводной группы из 18 Ил-2 назначался командир 948-го шап майор Александр Храбрых. Несмотря на то что на прикрытие группы выделялось 18 истребителей Як-7б, Храбрых прекрасно понимал, что их ждет над целью. Он хлебнул лиха летом 1941-го в небе Белоруссии, когда на его глазах погибали целые эскадрильи самолетов СБ из Бобруйской 13-й бомбардировочной дивизии. Сбили и его, обгоревший и едва живой, он едва добрался до своих. Таких больших групп — 18 самолетов — Храбрых прежде никогда в бой не водил. Плюс необстрелянная молодежь, да еще на малоосвоенном самолете. И самое главное, для всех, в том числе и для ведущего, это был первый боевой вылет на Ил-2! И сразу на штурмовку аэродрома! Итог этого полета предсказать было несложно. Но приказ есть приказ и его надо было выполнять.
Тучи над целью
Неожиданно вмешалась погода. Когда в 19 часов штурмовики начали выруливать на старт, небо затянули тучи. Первой взлетела шестерка Храброго, за ней 6 Ил-2 из 1-й АЭ под командованием капитана Ивана Афанасьева. На маршруте погода стала еще больше ухудшаться, пошел дождь, видимость упала до 700 метров. Храбрых, к счастью, оказался не безумно храбрым и решительно повернул всю группу обратно — домой! Чем спас от верной гибели своих ребят, но поставил себя под прямую угрозу попадания под скорый суд военного трибунала. Выручил его все прекрасно понимавший, опытный комдив Чубченков, сделавший в боевом приказе на этот вылет важную оговорку с учетом низкого уровня подготовки экипажей: «При облачности ниже 500 метров и видимости менее 4 километров на цель не ходить». Словом, расстрел за невыполнение боевого приказа не состоялся. А 1-я АЭ капитана Афанасьева отделалась лишь легким испугом. Экипажи летавших в этот же день на штурмовку аэродрома в Орле 12 Ил-2 из 614-го шап 225-й шад состояние погоды проигнорировали и добрались до цели. Ни один из них не вернулся. Сбиты были и еще четыре Ла-5 из прикрытия.
Но даже такие потери не отрезвили командование ВВС. 10 июня наши летчики вновь полетели на немецкие аэродромы. Результат — плачевный. Капитан Иван Вихор повел на Брянский аэродром сводную группу в составе 24 Ил-2 из 571-го и 566-го шап. Был атакован 15 истребителями Ме-109 и ФВ-190. Сбиты 19 Ил-2 во главе с ведущим… Невольным свидетелем этой трагедии стал кинооператор капитан Борис Шер, который вместо воздушного стрелка летал с кинокамерой на это задание. Борису повезло не только вернуться на свой аэродром, но с перепугу даже сбить истребитель ФВ-190! Об этом боевом вылете рассказала главная газета ВВС «Сталинский сокол», ни словом, естественно, не обмолвившись о наших потерях.
А они были тяжелыми не только у штурмовиков. В тот же день при налете на Брянский аэродром немцы сбили эскадрилью бомбардировщиков: 9 самолетов Пе-2. На ведущем самолете командира эскадрильи находился самый опытный штурман полка, но и это не спасло: заблудились и попали под губительный огонь зениток и истребителей. Для командира эскадрильи Пе-2 это тоже был один из первых боевых вылетов на новом для него самолете.
Все это происходило буквально на глазах у главкома ВВС маршала Новикова. Но, судя по всему, наверх, в Ставку Верховного Главнокомандования, об этом не докладывалось.
Цитата: ЦитатаСлава богу, 948-й полк штурмовать аэродромы больше не посылали. Эскадрилья капитана Афанасьева до 12 июля, когда наши войска перешли в атаку и началась Орловская наступательная операция, в полном составе не летала. Лишь отдельные, наиболее подготовленные экипажи летчиков Крюкова, Каманина, Балясова и Борисова привлекались в составе сборных групп полка для нанесения ударов по противнику и постановке дымовых завес, за что даже получили благодарность от командующего 15-й воздушной армией генерала Науменко. Чаще других летал экипаж летчика Балясова и стрелка Гарипова. К середине июля ребята успели выполнить три боевых вылета.Приказ поступил рано утром
Рано утром 12 июля, в первый день наступления, капитан Афанасьев поднял в небо шестерку из 1-й АЭ для нанесения бомбо-штурмового удара по артиллерийским позициям гитлеровцев. На их головы обрушился смертельный груз из 52 бомб и ливень свинца авиационных пушек и пулеметов. Но состоялась и первая встреча с парой истребителей ФВ-190, которым удалось сбить Ил-2 мл. лейтенанта Ивана Зыбина со стрелком Воробьевым. Это была первая потеря эскадрильи. В 3-й АЭ полка мл. лейтенант Афанасьев вернулся с убитым в воздухе стрелком Павловым. В соседнем 624-м шап погибли четыре экипажа, в том числе и штурмана полка. За штурмовиками с земли наблюдал маршал Новиков, который дал их действиям высокую оценку. Около полудня шестерка Афанасьева вновь поднялась в воздух. Погибший экипаж заменили мл. лейтенант Колесников со стрелком Дьяченко, а место получившего серьезные повреждения штурмовика мл. лейтенанта Герасимова занял Ил-2 лейтенанта Крюкова. Но всей шестерке пришлось вернуться на аэродром, не выполнив боевого задания. Из-за сильного дождя не смогли взлететь истребители прикрытия, а без них идти на цель было запрещено.
13 июля 1943 года в 5 часов 30 минут командир 308-й шад полковник Григорий Турыкин, который в конце июня сменил на этом посту Чубченкова, убывшего на учебу в академию, отправил в 948-й шап приказ № 053, согласно которому к 7 часам 30 минутам две группы штурмовиков должны были быть в готовности к вылету на боевое задание. Первой взлетела шестерка из 2-й АЭ, которая вскоре вернулась: вновь не вышли на прикрытие истребители. Вылет 1-й АЭ отложили. В свой последний полет с аэродрома Саватеевка она поднялась лишь в 14 часов.
В районе Архангельского их атаковали 8 ФВ-190 и 4 Ме-109. Несмотря на отчаянное сопротивление наших ребят, немецкие асы оказались сильнее. На Ил-2 Малова набросились сразу три «Фоккера»! Ранили стрелка сержанта Миронова, подожгли самолет, но Алексею все же удалось посадить его на ближайшую поляну. Попала под удар и группа штурмовиков из 624-го шап, потерявшая четыре экипажа. Среди погибших и их ведущий командир полка, для которого это был всего лишь второй боевой вылет на Ил-2.
...
Стали просто землей, травой
Орловская наступательная операция по потерям занимает печальное первое место за всю войну: 1014 утраченных самолетов, по 27 (!) в сутки. На алтарь этого жертвенного успеха положили свои жизни молодые двадцатилетние ребята, которым бы еще жить да жить, такие как летчики из погибшей 1-й эскадрильи капитана Ивана Афанасьева. Только тридцатипятилетний Иван Степанович имел семью и детей. Успел даже побывать за границей, сходив на биплане Р-5ССС на финскую войну, получив за это орден Красного Знамени. А все его подчиненные — зеленая молодежь, холостяки. Трое из неполных семей, без отцов, один и вовсе имел из родственников только сестру. И оборвалась после смерти ребят жизни нить. Ни тебе детей, ни внуков, ни наследников…
В 1943 году ценой огромных жертв, понесенных в боях в небе Курско-Орловского сражения и на Кубани, наша авиация наконец-то лишила немецких асов их безоговорочного превосходства в воздухе.
Из летчиков первого набора 1-й АЭ до победы суждено было дожить одному лишь Иосифу Гуренку. Смерть не раз дышала и ему в затылок: сбивали, горел, падал… 15 января 1944 года из боевого вылета он вернулся вместе со своим стрелком пешком: чудом удалось посадить своего «илюху» на опушке леса. 1 июля 1944 года, во время операции «Багратион», на его Ил-2 набросилась свора немецких истребителей: пробили обшивку и задний лонжерон стабилизатора, в правую плоскость крыла всадили 35 пуль, повредив оба лонжерона, у воздушного стрелка разбили установку крепления пулемета… Но не иначе как заговоренный Иосиф выжил и на этот раз. 6 июля на аэродроме Лошица под Минском его самолет нашла немецкая бомба, но экипаж командира звена Гуренка не пострадал. 11 февраля 1945 года в сложных метеоусловиях потеряла ориентировку и рассыпалась в небе над немецкой территорией вся эскадрилья, но ему все же удалось нащупать ближайший к линии фронта аэродром и сесть. 22 марта 1945 года в составе группы 1-й АЭ, которую вел командир эскадрильи ст. лейтенант Леонид Афанасьев, Гуренок нарвался на плотный огонь немецких зениток, был подбит и, еле-еле дотянув до своих, плюхнулся без шасси прямо в поле.
Фартовый был человек Иосиф Гуренок. Не только выжил сам, но и не потерял за всю войну ни одного воздушного стрелка, а погибали они значительно чаще летчиков.
...
Запись в журнале боевых действий 948-го шап о гибели 1-й АЭ.
Согласно журналу боевых действий 948-го шап в 1-й АЭ на боевое задание вылетели и не вернулись 8 экипажей в следующем составе:
♦ командир эскадрильи капитан Иван Афанасьев — стрелок Обыденников,
♦ заместитель командира эскадрильи лейтенант Аркадий Крюков — стрелок Козлов,
♦ летчик старший мл. лейтенант Владимир Герасимов на одноместном Ил-2 без стрелка,
♦ командир звена мл. лейтенант Алексей Малов — стрелок Миронов,
♦ летчик мл. лейтенант Дмитрий Борисов на одноместном Ил-2 без стрелка,
♦ летчик мл. лейтенант Алексей Колесников — стрелок Дьяченко,
♦ летчик мл. лейтенант Михаил Каманин — стрелок Жихарев,
♦ летчик мл. лейтенант Павел Балясов — стрелок Гарипов.
Лишь через несколько дней в полк вернулись израненные и обгоревшие Алексей Малов и Иван Миронов, которые и рассказали о последнем бое погибшей эскадрильи.
Цитата...
В 1991 году сотрудники Центра оперативно-тактических исследований ВВС на основе архивных документов наконец-то подсчитали, что из поступивших на вооружение ВВС 33 083 штурмовиков (на авиазаводах было выпущено 36 154 Ил-2) потеряно 22 503, в том числе в боях — 10 762…
Летчик-штурмовик, Герой Советского Союза маршал авиации Иван Пстыго, прошедший всю Великую Отечественную, что называется, от звонка до звонка, объяснял мне эти жуткие потери прежде всего недостаточным уровнем подготовки как рядовых летчиков, так и их командиров:
«Мы всю войну учились — учились воевать. И рядовые, и офицеры, и генералы, и маршалы. Война, а тем более воздушная, — это очень сложное, тяжелое дело. И далеко не каждому оно под силу».
После того как в 948-м шап погибла 1-я АЭ капитана Афанасьева, командир 3-го шак генерал Горлаченко послал в полк своего помощника по воздушно-стрелковой службе гв. майора Пстыго. Но чем он мог помочь? Для того чтобы передать свой богатый боевой опыт молодым летчикам, надо время, а его не было. Оставалось только одно: личным примером показать, как можно и нужно бить врага. 22 июля после тщательной подготовки в составе шестерки Ил-2 948-го шап Иван Иванович вылетел на штурмовку очень трудной цели — понтонной переправы через реку Оптуха у деревни Домнино. Переправы немцы прикрывали очень сильным зенитным огнем и истребителями. После знакомства с летным составом полка Пстыго включил в шестерку самых, по его мнению, перспективных и сильных летчиков, которые смогут передать полученный опыт другим. После взлета на переправу они сразу не пошли, а схитрили и, сделав крюк, атаковали со стороны противника. Гитлеровцы этого никак не ожидали, и среагировать не успели. С первого захода сбросили бомбы, а со второго обстреляли из пушек и пулеметов. В самом начале переправы в небо взметнулся мощный взрыв. Скорее всего, попали в машину с боеприпасами. На аэродром вернулись без потерь. После посадки Пстыго увидел, как расправились плечи у ребят, как загорелись их глаза! «Вот так и воюйте, славяне!» — напутствовал летчиков, пожимая им руки, Иван Иванович. Этот вылет он хорошо запомнил. Именно в тот день комкор генерал Горлаченко представил его к ордену Ленина, но командарм Науменко понизил «градус» награды до ордена Отечественной войны I степени. Из той шестерки штурмовиков дожили до победы трое: сам Пстыго, ставший комэском, майором, Героем Советского Союза, Леонид Святошенко и сбитый и попавший в плен мл. лейтенант Ромицын. Двое из ребят погибли всего через 10 дней — 2 августа, когда 948-й шап потерял сразу семь экипажей.
...
Последний командир 1-й АЭ композитор Леонид Афанасьев написал на слова воздушного стрелка Александра Комаровского песню, которую так и назвал — «Первая эскадрилья». Ее он посвятил Ивану Афанасьеву и его ребятам: «За счастье, за дружбу, за Родину-мать в багровое небо взлетела опять первая эскадрилья!»
graycat ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 03:13:59 |
Цитата: osankin от 26.07.2020 01:03:57
osankin ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 08:26:19 |
Цитата: graycat от 26.07.2020 03:13:59
dmitriк62 ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 11:24:09 |
Цитата: osankin от 26.07.2020 08:26:19
Rocket ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 11:42:28 |
Цитата: osankin от 26.07.2020 08:26:19
Technik ( Практикант ) | |
26 июл 2020 12:58:31 |
Цитата: Rocket от 26.07.2020 11:42:28
oleg27 ( Практикант ) | |
26 июл 2020 13:18:30 |
Цитата: Technik от 26.07.2020 12:58:31
Technik ( Практикант ) | |
26 июл 2020 14:02:39 |
Цитата: oleg27 от 26.07.2020 13:18:30
valery913 ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 14:13:43 |
Цитата: Technik от 26.07.2020 14:02:39
oleg27 ( Практикант ) | |
26 июл 2020 15:03:27 |
Цитата: Technik от 26.07.2020 14:02:39
Цитата: Technik от 26.07.2020 14:02:39
Цитата: Technik от 26.07.2020 14:02:39
Цитата: Technik от 26.07.2020 14:02:39
BlackShark ( Эксперт ) | |
26 июл 2020 16:30:06 |
Цитата: oleg27 от 26.07.2020 15:03:27
Rocket ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 14:33:51 |
Цитата: Technik от 26.07.2020 12:58:31
Cutlass ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 17:08:07 |
Цитата: Rocket от 26.07.2020 14:33:51
oleg27 ( Практикант ) | |
26 июл 2020 17:55:46 |
Цитата: Cutlass от 26.07.2020 17:08:07
сапёрный танк ( Профессионал ) | |
26 июл 2020 18:05:37 |
Цитата: oleg27 от 26.07.2020 17:55:46
Салон62 ( Практикант ) | |
26 июл 2020 18:13:44 |
ЦитатаО вранье немецких танкистов. Барон Мюнхгаузен нервно отдыхает. Скромнее надо быть, господа!
Danila96 ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 21:08:35 |
Цитата: Салон62 от 26.07.2020 18:13:44
Cutlass ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 20:26:53 |
Цитата: oleg27 от 26.07.2020 17:55:46
osankin ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 07:59:09 |
Цитата: Cutlass от 26.07.2020 20:26:53
ЦитатаХазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004. — 200 с.
// Тираж 3000 экз. isbn 5–902011–07–8.
Аннотация издательства: Книга посвящена воздушной битве, происходившей в июле 1943 г. над Орловско-
Курской дугой. В ней рассмотрены вопросы планирования операции, организации взаимодействия авиации с
наземными войсками, боевых действий днем и ночью. В работе отражен ход борьбы за господство в воздухе,
рассмотрена тактика применения соединений и объединений ВВС, организация и ведение разведки.
Монография основана на советских и немецких архивных документах, журналах боевых действий,
воспоминаниях участников событий. Она иллюстрирована большим количеством фотографий военных лет.
Схемы позволяют понять ход боевых действий, а статистический материал сведен в многочисленные
таблицы. Работа содержит большой объем фактического материала. Она рассчитана на широкий круг
читателей. Книга будет интересна ветеранам вооруженных сил, молодежи, всем, кто интересуется историей
нашей страны.
....
Приложения
Приложение 1. Соединения, части и подразделения ПВО, прикрывавшие тыловую зону войск в районе
Орловско-Курской дуги перед битвой (входили в Западный фронт ПВО)
Приложение 2. Количество самолето-вылетов на северном фасе Орловско-Курской дуги с 5 по 11 июля 1943
г.
Количество самолето-вылетов на южном фасе Орловско-Курской дуги с 5 по 18 июля 1943 г.
Приложение 3. Движение материальной части в 8-й гв. над в июле 1943 г.
Приложение 4. Движение материальной части в 4-м иак в июле 1943 г.
Приложение 5. Изменения численного состава 2-й воздушной армии в июле 1943 г.
Приложение 6. Боевые потери 2-й воздушной армии в июле по типам самолетов
Приложение 7. Потери 17-й воздушной армии в июле 1943 г.
Приложение 8. Изменение численного состава 8-го авиакорпуса в июле 1943 г.
Приложение 9. Немецкие авиаторы, первыми попавшие в плен в ходе битвы
Приложение 10. Немецкие авиаторы — кавалеры «Рыцарского Креста», погибшие или попавшие в плен в
период проведения вермахтом операции «Цитадель»
Приложение 11. Потери частей 6-го иак в период с 5 по 12 июля 1943 г.
Приложение 12. Потери материальной части и личного состава эскадры JG52 в период проведения
операции «Цитадель»
Приложение 13. Характеристика боевой работы группы I/JG52 до начала и в ходе операции «Цитадель»
Приложение 14. Потери 221-й бад в период с 5 по 10 июля 1943 г.
Приложение 15. Потери частей 302-й иад в июле 1943 г.
Приложение 16. Донесение немецкого летчика о победе 5 июля
Приложение 17. Распределение самолето-вылетов советской авиации в оборонительной операции под
Курском
/dev/null ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 09:52:30 |
Цитата: Cutlass от 26.07.2020 20:26:53
Rocket ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 19:29:18 |
Цитата: Cutlass от 26.07.2020 17:08:07
SMF ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 21:10:04 |
Цитата: Cutlass от 26.07.2020 17:08:07
Rocket ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 21:29:43 |
Цитата: SMF от 26.07.2020 21:10:04
сапёрный танк ( Профессионал ) | |
26 июл 2020 22:53:49 |
Цитата: Rocket от 26.07.2020 21:29:43
oleg27 ( Практикант ) | |
27 июл 2020 00:59:26 |
SMF ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 13:59:01 |
oleg27 ( Практикант ) | |
27 июл 2020 00:56:58 |
Цитата: SMF от 26.07.2020 21:10:04
Technik ( Практикант ) | |
27 июл 2020 12:12:50 |
Цитата: dmitriк62 от 27.07.2020 07:03:11
osankin ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 14:08:31 |
Цитата: Rocket от 26.07.2020 11:42:28
Цитата: dmitriк62 от 26.07.2020 11:24:09
SMF ( Слушатель ) | |
26 июл 2020 15:28:11 |
Цитата: osankin от 26.07.2020 01:03:57
Максимыч ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 08:30:09 |
Цитата: osankin от 26.07.2020 01:03:57
osankin ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 11:11:05 |
Цитата: Максимыч от 27.07.2020 08:30:09
Максимыч ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 11:54:58 |
Цитата: osankin от 27.07.2020 11:11:05
osankin ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 13:03:47 |
Цитата: Максимыч от 27.07.2020 11:54:58
Максимыч ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 13:53:33 |
Цитата: osankin от 27.07.2020 13:03:47
osankin ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 14:11:24 |
Цитата: Максимыч от 27.07.2020 13:53:33
ЦитатаАнализ действий ВВС КА в воздушных операциях 6–8 мая и 8–10 июня показывает, что одной из главных причин наших неудач является недостаточная подготовка авиационных штабов всех уровней. Судя по их практическим решениям, штабы оказались не в состоянии должным образом планировать и организовывать массированные действия, проявляя при этом «широкую инициативу и военную хитрость» применительно к сложившейся обстановке. Вместо того чтобы беспристрастно, невзирая на лица и звания, оценить действительные результаты налетов на аэродромы люфтваффе и выявить причины их низкой эффективности, штабные офицеры «на разборах полетов» старались переложить вину за большие потери на нижестоящих командиров и летчиков.Основываясь на неверной оценке действий нашей авиации ввиду отсутствия системы объективного контроля результатов ударов, офицеры штабов не смогли разработать действенные меры по преодолению системы противовоздушной обороны немецких аэродромов и повышения эффективности ударов штурмовиков и бомбардировщиков. Принимаемые решения на боевое применение авиации во многом повторяли предыдущие удары, что давало противнику возможность разрабатывать эффективные меры противодействия. В итоге «ожидаемый результат не [292] достигается, а наша авиация несет значительные потери...» При этом реальные потери противника не имели ничего общего с цифрами уничтоженных и поврежденных самолетов, которыми оперировали в штабах воздушных армий и соединений. Убаюканные завышенными успехами, штабные офицеры, что называется, почивали на лаврах. В результате никто из них не только не задумывался, но даже и не видел необходимости внесения каких-либо изменений в сложившийся порядок работы штабов и организации боевых действий.Несомненно, на результативности действий воздушных армий отрицательно сказались и имевшие место серьезные недостатки в системе боевой подготовки летчиков. Большинство штурмовых, бомбардировочных и истребительных авиаполков, выделенных для удара по аэродромам, оказались совершенно не готовыми к выполнению столь сложной боевой задачи.Действительно, летно-боевая подготовка большей части полков авиадивизий всех без исключения воздушных армий оставляла желать много лучшего. В полках имелось много молодого летного состава, еще не овладевшего в должной мере боевым применением, особенно в составе группы. Отсутствие устойчивых навыков боевого применения приводило к тому, что в условиях массированного применения противником истребительной авиации и зенитной артиллерии часть летчиков терялась и действовала неуверенно, забывая многое из того, что хорошо знала и чем хорошо овладела в период учебно-боевой подготовки.Подготовка летчиков истребительных авиаполков также не отличалась в лучшую сторону. Летчики-истребители [293] в своей массе имели небольшую практику сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков и недостаточный боевой опыт.Ведущие групп в силу неопытности фактически не командовали своими подчиненными в воздушном бою. Получалось так, что каждый летчик в группе действовал в бою по своему усмотрению. «После выхода из боя ведущего» группы истребителей, как правило, «рассыпаются и прекращают выполнять поставленную боевую задачу, уходят на свой аэродром, бросая прикрываемую группу». Очень плохо был отработан такой важный элемент воздушного боя, как осмотрительность. Взаимовыручка в бою также требовала дополнительной отработки.Все это приводило к тому, что истребителям противника довольно часто удавалось связать боем сразу всю сопровождающую штурмовиков и бомбардировщиков группу наших истребителей. Последние, ввязавшись в бой, теряли прикрываемые экипажи, которые затем сбивались истребителями люфтваффе.Серьезным недостатком в боевой подготовке советских истребителей являлось практическое «неумение маневрировать в зоне зенитного огня». Попав под обстрел немецких зенитчиков, истребители обычно уходили выше или в сторону от штурмовиков, теряя их на фоне земли.В отчетных документах истребительных авиаполков отмечалось, что летчики в своем большинстве имеют совершенно незначительную практику «в стрельбе по воздушной цели». Недостаточно отработан высший пилотаж. Самолета не чувствуют, в бою не могут выжать все, что способен дать самолет.Весьма плохо решались штабами вопросы организации взаимодействия штурмовиков и истребителей [294] и управления ими в бою, а также практической отработки действий экипажей в составе своих групп. Тогда как именно от этих элементов боя во многом зависела боеспособность групп и жизнь самих летчиков.Помощник командующего 17-й ВА по воздушно-стрелковой службе майор Скаржинский в своем отчете на имя помощника командующего ВВС КА по воздушно-стрелковой службе генерал-майора А. М. Рафаловича о боевых действиях армии в мае 1943 г. указывал, что основными причинами больших потерь в штурмовиках являются: «... 1. Плохая организация вылетов, группы между собой не слетаны. 2. Истребители прикрытия из-за плохой организации теряют штурмовики над целью и не умеют хорошо прикрывать Ил-2. 3. Не отработана тактика обороны строя. У молодого летного состава плохо отработана техника пилотирования — не могут держаться в строю».По мнению летчиков-истребителей, штурмовики повсеместно «не выполняют режим полета к цели, действия у цели, уход от цели, сбор после атаки и возвращения на свои аэродромы». Вместо того чтобы вести оборонительный бой при нападении немецких истребителей, «имея отличное вооружение и хороший маневр», штурмовики стараются на скорости оторваться от противника. Как следствие, при уходе от цели группы Ил-2 растягиваются, одиночные самолеты отстают, «настигаются противником и сбиваются». Обеспечить защиту растянутых боевых порядков от атак истребителей люфтваффе практически оказывалось совершенно невозможным. Истребителям сопровождения приходилось «вести воздушный бой в невыгодных для себя условиях рассредоточения [295] по фронту, в глубину и по высоте» и нести потери в единоборстве с пилотами люфтваффе.Осознавая всю важность и необходимость скорейшего решения именно вопросов управления и организации боевых действий штурмовиков и истребителей, командир 1-го шак генерал-лейтенант В. Г. Рязанов в июне 1943 г. докладывал командующему 2-й ВА: «...Действительное и реальное взаимодействие между штурмовиками и истребителями возможно лишь тогда, когда организация и руководство этим взаимодействием находится в одних руках — командира штурмового авиакорпуса, ...Штурмовой авиакорпус может дать максимум напряжения в боевой работе при должной организации боевого вылета и минимальных потерях только тогда, когда вопросы взаимодействия с истребителями не будут являться проблемой и задача организации взаимодействия не будет поглощать основного времени, имеющегося для организации удара, то есть когда в штатах штурмового авиакорпуса будет дивизия истребителей 4 полкового состава».Организация взаимодействия бомбардировщиков и истребителей находилась на таком же весьма низком уровне.К сожалению, эти вопросы не нашли не только необходимого решения, но и должного отражения в отчетных документах штабов воздушных армий, соединений и частей. По понятным причинам составители отчетов постарались умолчать об ошибках, допускавшихся штабами, обращая внимание главным образом на вполне понятные «стандартные» причины — недостаток выделяемого на учебно-боевую подготовку лимита горючего, отсутствие в необходимом количестве учебно-методических материалов и т.д. [296]Как следует из документов, авиационные штабы, в основном полков и дивизий, оказались не в состоянии грамотно организовать учебно-боевую работу в частях и подразделениях, так как испытывали острую нужду в опытных и хорошо подготовленных командных кадрах. В некоторых дивизиях некомплект командного состава штабов доходил до 40% штата. Прибывающие же на пополнение полки в своем большинстве также не были укомплектованы до штата, главным образом помощниками командиров полков по воздушно-стрелковой службе и штурманами. В итоге методическая основа боевой подготовки частей находилась в крайне неудовлетворительном состоянии.Положение усугублялось еще и тем обстоятельством, что командный летный состав полков (командиры эскадрилий и звеньев) также не обладал необходимой методической подготовкой и специальными знаниями. Дело в том, что после назначения на должности командиров звеньев или эскадрилий «старые» летчики в методическом плане оставались все теми же «молодыми» пилотами без должного инструкторско-методического опыта и навыка в руководстве подразделениями. По этим причинам командиры эскадрилий самоустранялись от процесса подготовки подчиненных им рядовых летчиков, переложив эту работу на штабы.Как показала практика, находясь «вне прочной основы, личная подготовка штабного командира» легко «сводилась к простому натаскиванию в технике штабной работы». По мнению командира 1-го шак генерала Рязанова, именно таких офицеров штаба выпускали учебные заведения ВВС КА (например, Харьковское военно-авиационное училище штабных командиров, [297] дислоцированное в г. Алма-Ата) — «натасканных, но не подготовленных».Проведенная в период с 16 по 23 июня проверка 266-й шад — одного из лучших соединений в ВВС КА — показала, что командный состав штаба дивизии «не знает навыков в выполнении своих функциональных обязанностей, ...мало уделяют внимания наставлениям по полевой службе штабов Красной Армии и по боевым действиям штурмовой авиации, ...регулярные занятия командиров штабов частей отсутствуют».Все это приводило к «низкому качеству организации занятий с офицерским и сержантским составом, неумению совместить боевую подготовку параллельно с боевыми действиями в сложных условиях боевой обстановки».Как следствие, шаблон в тактике боевого применения авиации, «при котором командиры не ищут новых тактических форм борьбы с противником, а действуют по раз установленной форме ...независимо от воздушной и наземной обстановки, без учета характера цели, системы ПВО противника, условий местности и погоды».Более того, при существующей практике организации боевых вылетов в воздушных армиях, когда вышестоящие штабы серьезно ограничивали полномочия штабов дивизий и полков почти во всех вопросах планирования и организации боевых действий, командный состав частей утрачивал инициативу и чувство ответственности за результаты боевой работы, фактически превращаясь в простые передаточные инстанции. Последнее обстоятельство неоднократно становилось причиной срывов ударов и тяжелых потерь. [298]«Действия групп самолетов ограничиваются 5–10 минутами, а для этого задействованы большие материальные средства... Следовательно, сама логика убеждает нас в том, что финалу бомбоштурмового удара должны предшествовать все наши наличные ресурсы офицерского состава штабов и командования. Между тем весь этот огромный и работоспособный аппарат занят диспетчерской службой, воображая, что он управляет своими войсками, если передает распоряжения старшего командира по телефону на аэродром и дальше ограничивается наблюдением из окна хаты за взлетающими самолетами. При такой системе управления штабы не могут помогать своему командиру и не могут учить свои подразделения потому, что они сами ничего не видят и ничего определенного не знают, так как не видят работу своих летчиков», — писал по этому поводу в одном из докладов заместитель командира 225-й шад полковник Тимофеев.Необходимо также остановиться и на таком приметном вопросе, как отсутствие в то время в ВВС КА стройной системы психологической закалки и психолого-педагогической подготовки летного и командного состава. Получалось так, что этими обязательными элементами боевой подготовки фактически никто не занимался. Не занимались и вопросами снятия психологической напряженности и накопившейся усталости летчиков в ходе боевой работы. Организация с лета 1943 г. при лазаретах РАБ и при каждом БАО воздушных армий небольших домов отдыха на 10–30 коек все же не решала проблемы предупреждения нервных срывов, восстановления и поддержания психологической устойчивости летного состава в напряженной боевой обстановке. Положение отчасти [299] спасало лишь отменное здоровье воевавшего в то время поколения молодых людей.Судя по документам полков и соединений, а также по воспоминаниям ветеранов, проблема снятия стресса решалась просто: к наркомовским «ста граммам» добавляли еще — что могли найти или «изобрести» во фронтовых условиях. В свою очередь, командный состав частей и соединений вместо того чтобы проявить должное понимание и такт, зачастую подвергали провинившихся летчиков незаслуженным упрекам, причем нередко в присутствии их же товарищей по оружию. В итоге ситуация быстро выходила за рамки дозволенного дисциплинарным уставом — командир и подчиненный переставали уважать друг друга, возникало противостояние. Принцип осознанной подчиненности военнослужащих — основа устойчивости любой армии — «рушился». Очевидно, такое положение дел не сулило ничего хорошего, и вскоре это проявлялось тяжелыми последствиями....Как показали дальнейшие события, несмотря на вышедшие директивы и приказы Генерального штаба Красной Армии, командующего ВВС КА и его штаба, посвященные вопросам улучшения боевого применения авиации по опыту проведенных воздушных операций, должных выводов наши командиры все же [314] не сделали. Урока, оплаченного жизнью многих летчиков, воздушных стрелков и штурманов, оказалось недостаточно, чтобы приступить к действительно реальному решению проблем, связанных с планированием и организацией боевых действий авиации. Мероприятия по совершенствованию системы управления и организации боевых действий авиации в целом и взаимодействия истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков не были выделены в особо важные задачи учебно-боевой подготовки частей и соединений, вследствие чего проходили в мае-июне в «штатном» режиме, то есть как обычно — ни шатко ни валко. В результате в основном именно по этим причинам воздушные армии курского направления в июле-августе понесут значительные потери в летном составе и материальной части, а наземные войска должной авиационной поддержки не получат.
Всесторонняя оценка действий нашей авиации и штабов была дана лишь в июле месяце, а решительные шаги по улучшению ситуации последовали уже после Курской битвы.
Максимыч ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 14:31:16 |
Цитата: osankin от 27.07.2020 14:11:24
SMF ( Слушатель ) | |
27 июл 2020 12:22:00 |
Цитата: Максимыч от 27.07.2020 08:30:09