Чердачок передела
1,630,226 21,667
 

  DeC ( Профессионал )
26 окт 2020 13:28:36

Нарышкин - цап-царап

новая дискуссия Дискуссия  3.634

Научно-техническая разведка (НТР) СССР добыла чертежи и инструкции для эксплуатации американского самолета В-29, на основе которого был создан фактически первый советский стратегический бомбардировщик Ту-4, заявил директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин.

"В результате операции НТР был своевременно получен комплект чертежей, описаний и инструкций по эксплуатации самолета В-29, детальное изучение которого способствовало тому, что конструкторское бюро Туполева в кратчайшие сроки разработало отечественный стратегический бомбардировщик", - сообщил Нарышкин в авторской статье для журнала "Национальная оборона".

Он напомнил, что США, пользуясь, как им казалось, неуязвимостью своей стратегической авиации, с целью оказания психологического давления регулярно нарушали воздушное пространство СССР на Дальнем Востоке в послевоенные годы. Для пресечения провокаций наши специалисты, используя фактор неблагоприятных атмосферных условий, сумели путем подачи соответствующих радиосигналов с советской территории заманить три сверхмощных американских бомбардировщика В-29 на аэродром вблизи Владивостока. Самолет В-29 был для того времени новым словом по всем направлениям развития систем авиационной техники (планера, двигателей, управления, навигации, связи, прицельного бомбометания и другого вооружения), продолжил Нарышкин.

Именно с самолетов В-29 были сброшены первые атомные бомбы, а с приходом в Белый дом администрации президента Гарри Трумена возникла угроза их применения по территории СССР.

"С подачи внешней разведки руководство страны приняло решение не возвращать полученные самолеты, отправив по дипломатическим каналам в США только их экипажи", - сообщил Нарышкин. Отечественные специалисты и летчики-испытатели в короткий срок освоили американские самолеты и в строжайшей тайне перегнали их по воздуху на закрытый аэродром под Москвой. Конструкторскому бюро Туполева надо было максимально быстро сделать собственный аналогичный самолет. Выполнение этой задачи было невозможным без наличия соответствующей американской комплектной технической документации, которую и добыли советские разведчики.



Подмигивающий
  • +3.02 / 74
  • АУ
ОТВЕТЫ (91)
 
 
  Ajarius ( Практикант )
26 окт 2020 14:23:51

Ссылку плиз!
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
 
  DeC ( Профессионал )
26 окт 2020 14:34:53
  • АУ
 
 
 
  Ajarius ( Практикант )
26 окт 2020 15:22:24

Спасибо!
Позволю себе развить.
На самом деле это только фрагмент. Полная эксклюзивная статья Нарышкина – в последнем (октябрьском) номере журнала "Национальная оборона".
  • +0.89 / 15
  • АУ
 
  DEZINFECTOR ( Дилетант )
26 окт 2020 22:15:54


Нарышкин - фантазёр полнейший (плохо когда не знаешь, да еще и забудешь то о чем пытаешься рассуждать). Такому пустозвону не внешнюю разведку возглавлять, а семечками на базаре торговать.

1. Никакая советская разведка американские В-29 на территорию СССР НЕ ЗАМАНИВАЛА. Американцы сами (имея соответствующий приказ на случай повреждений самолётов) долетали (после атак на военные объекты Японии) при получении повреждения на ближайшие советские аэродромы ( аэродромы союзника) и сами садились на эти аэродромы.
2. Всё это происходило не после войны, а ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ - в 1944 году.
3. Всю необходимую документацию наши (советские) спецы - создали-пересняли с разобранных самолётов еще в конце 1944 года - намного раньше окончания войны.

Ну и так далее (лень всё то, о чем навыдумывал Нарышкин) перечислять.
Под спойлером всё вкратце изложено.



Цитата1944 год
В 1944 году ВВС США самолётами В-29 начали осуществлять крупномасштабные операции по уничтожению японских военных объектов, дислоцирующихся как в метрополии, так и на оккупированной территории Китая. Командирам самолётов В-29 было предписано в случае получения повреждений от средств ПВО или истребителей противника и невозможности возвращения на свои базы производить вынужденную посадку на ближайшем советском аэродроме[3].
Июнь — ноябрь 1944
Всего четыре самолёта В-29 пересекли границу СССР в районе советского Дальнего Востока после налетов на японские объекты, три из них были фактически интернированы СССР и не возвращены США (на основании договора о ненападении с Японией от мая 1941 года).
  • 29 июля самолёт В-29-5-BW, (№ 42-6256), «Ramp Tramp» («Рэмп-Трэмп», в переводе с американского сленга — «Весёлый бродяга»), подбитый японской зенитной артиллерией над Аньшанем в Манчжурии. Из-за повреждённого мотора командир корабля капитан Говард Джарелл решил не «тянуть» на свой аэродром и вошёл в воздушное пространство СССР. Самолёт перехватили истребители ВВС Тихоокеанского флота и привели его на аэродром военно-морской авиации «Центральная-Угловая», расположенный примерно в 30 км к северу от Владивостока. Самолёт принадлежал 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы ВВС США. Экипаж разбил оборудование в гермокабинах. Самолёт и экипаж интернированы. Самолёт остался на «Центральной-Угловой», а экипаж Джарелла переправили в особый отдел, который обеспечил доставку американцев в специальный сборный лагерь в Средней Азии.[12][13]



Горнолыжные трассы под Хабаровском, здесь упал В-29.
  • 20 августа самолёт В-29А-I-BN, (№ 42-93829) Cait Paomat из 395-й эскадрильи 40-й группы, подбитый во время налёта на сталелитейные заводы в Явато (Явате). Перетянув через Амур, командир корабля Р. Мак-Глинн (Глини) отдал приказ покинуть самолёт. Все члены экипажа благополучно приземлились на парашютах. Неуправляемый самолёт врезался в сопку в верховьях р. Юли. Экипаж был интернирован.[12][13] В 1988 году обломки самолёта были найдены охотником. В 1990-х годах — сданы в металлолом.


Ноябрь
На советские аэродромы совершили вынужденную посадку два повреждённых самолёта: В-29-15-BW, (№ 42-6365) «Генерал Арнольд», командир корабля У.Прайс; и В-29-15-BW, (№ 42-6358) «Динг Хоа», ранее принадлежал 794-й эскадрилье ВВС США, командир корабля лейтенант Микиш. Самолёты и их экипажи интернированы.[12][14]
  • Самолёт В-29-15-ВW (№ 42-6365), «Генерал Х. Арнольд спешиел», принадлежащий 794-й эскадрилье 486-й группы, при боевом вылете на Японию попал в тайфун и был незначительно повреждён молнией. Командир корабля капитан У. Прайс потерял ориентировку, на остатках топлива довёл машину до побережья советского Дальнего Востока, произвёл посадку на аэродроме ВВС ТОФ «Центральная-Угловая»[13].

  • Самолёт В-29-15-ВW (№ 42-6358), «Динг Хао» («Динг Хоа»), командир корабля лейтенант Микиш (Миклиш), бомбил г. Омуру, ушёл от цели на трёх моторах, четвёртый вывели из строя японские истребители, у дальневосточного побережья его встретили советские истребители и привели на аэродром[13].


Нарком военно-морского флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов приказал организовать изучение самолётов В-29. В связи с этим на Дальний Восток был направлен заместитель начальника лётной инспекции ВВС ВМФ подполковник С. Б. Рейдель, который работал ранее испытателем в Отдельном морском отряде Научно-испытательного института ВВС (ОМО НИИ ВВС), а затем — в НИИ ВВС военно-морского флота в Севастополе. С. Б. Рейдель освоил много типов самолётов, владел английским языком. Поскольку на ТОФ в то время не было пилотов, знакомых с американскими машинами (ленд-лизовские самолёты направлялись прямо на фронт), с Черноморского флота откомандировали ещё двух пилотов, летавших на американских А-20, один из них В. П. Марунов. Из состава ВВС ТОФ — инженеров А. Ф. Чернова и М. М. Круглова.
Все три машины В-29 получили в СССР бортовые номера в виде трёх последних цифр заводского номера: «256», «358», «365», которые нанесли на киле выше заводского номера, более крупными цифрами. На месте опознавательных знаков американских ВВС нарисовали красные звёзды.




Более подробно - здесь
"Сверхкрепость" в Советском Союзе

             

         n Владимир Котельников,
             Дмитрий Соболев

 



По-видимому, самая первая информация о появлении в США нового тяжелого бомбардировщика с необычно высокими характеристиками попала к советскому руководству во время визита Э.Рикенбейкера в СССР в 1943-м. Иностранный отдел Военно-воздушных сил был тогда поставлен в затруднительное положение. С одной стороны, Рикенбейкер, как советник президента Рузвельта, требовал соответствующей свиты. С другой - он со времен Первой мировой войны сохранял звание армейского капитана и по дипломатическим правилам не мог получить в сопровождающие офицера более высокого звания. В итоге к нему приставили молодого офицера, недавнего выпускника Военно-воздушной академии, капитана А.И.Смолярова, неплохо владевшего английским языком. В СССР Рикенбейкеру показали ряд военных заводов и воинских подразделений. Перелетая с одного аэродрома на другой, Смоляров и Рикенбейкер коротали время за разговорами на различные темы. Во время одной из таких бесед американский гость и упомянул о новом бомбардировщике B-29, сообщив о его высоких летных данных. Как полагалось, после отбытия Рикенбейкера домой сопровождающий составил отчет, включив в него и информацию о новом самолете. Этот пункт вызвал немедленный интерес, и Смолярову пришлось подготовить специальный рапорт, в котором он припомнил все, что говорилось о B-29. После этого начался планомерный сбор информации об этой машине по всем официальным и неофициальным каналам.

19 июля 1943-го руководитель советской военной миссии в США генерал Беляев запросил американцев о возможности поставок по ленд-лизу образцов самолетов P-38, P-47, B-24 и B-29. Из этого списка американцы передали Советскому Союзу только три Р-47. Спустя два года, 28 мая СССР попросил уже 120 В-29 для использования на Дальнем Востоке против Японии. Однако американцы не дали ни одного. К этому времени у Советского Союза уже имелось три, пока еще американских бомбардировщика этого типа. Всего же границу с СССР пересекли пять B-29. Первый из них сел на аэродром военно-морской авиации Центральная-Угловая, расположенный приблизительно в 30 км к северу от Владивостока, в июле 1944 г. Самолет, принадлежавший 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы, имел номер 42-6256 и обозначение "Рэмп Трэмп" (Ramp Tramp). Этот B-29-5-BW был подбит японскими зенитчиками над Аньшанем в Манчжурии. Командиром экипажа являлся капитан Говард Джарелл. Из-за поврежденного мотора командир решил не "тянуть" на свой аэродром и вошел в воздушное пространство Советского Союза. Самолет перехватили истребители ВВС Тихоокеанского флота и привели его на аэродром под Владивостоком. Согласно действовавшему в то время советско-японскому соглашению о нейтралитете, бомбардировщик и экипаж были интернированы. Эта практика относилась ко всем попадавшим на территорию Дальнего Востока в ходе боевых действий американским самолетам, начиная с В-25 Э.Йорка из группы Дулиттла, севшего на аэродром Унаши в апреле 1942-го. Таким путем в руки советских летчиков впоследствии попало значительное количество В-25, В-24, PV-1 и PV-2, садившихся в основном на Камчатке, на аэродромы 128-й смешанной авиадивизии. Часть из них в августе 1945-го использовалась в боевых действиях против Японии. B-29-5-BW остался на Центральной-Угловой, а экипаж Джарелла переправили в особый отдел, который обеспечил доставку американцев в специальный сборный лагерь в Средней Азии. Хотя за лагерем наблюдали представители японского посольства, американским летчикам периодически устраивали "побег" и они объявлялись на базах США в Иране.

20 августа 1944-го через границу на реке Амур перелетел еще один подбитый самолет. На этот раз B-29A-1-BN ╧42-93829 (по другим данным - ╧42-9329) из 395-й эскадрильи 40-й группы. Его подбили во время налета на сталелитейные заводы в Явате. Командир самолета Р.Мак-Глинн, перетянув через реку, отдал приказ прыгать. Все члены экипажа благополучно приземлились на парашютах. Неуправляемый бомбардировщик врезался в сопку в районе Хабаровска. Следующим стал B-29-15-BW ╧42-6365. В ноябре 1944-го он при боевом вылете на Японию попал в тайфун и был незначительно поврежден молнией. Экипаж во главе с капитаном У.Прайсом потерял ориентировку и на остатках горючего долетел до побережья советского Дальнего Востока. Садился Прайс на аэродроме Центральная-Угловая, там же, где и первый B-29. Этот самолет с надписью на борту "Генерал Х.Арнольд спешиэл" принадлежал 794-й эскадрилье 486-й группы. Четвертая машина села в ноябре 1944 г. Этот B-29-15-BW лейтенанта Микиша (или, по другому документу - Миклиша) бомбил г.Омуру и ушел от цели на трех моторах, четвертый вывели из строя японские истребители. У побережья его встретили советские истребители и привели на аэродром. Этот B-29 имел ╧42-6358 и бортовую надпись "Динг Хао". Значительно позже, в августе 1945-го, в СССР попал пятый B-29. Самолет появился в районе аэродрома Канко, где базировался 14-й истребительный авиаполк ВВС Тихоокеанского флота. Его перехватили две пары Як-9 и обстреляли, в результате чего на бомбардировщике загорелся левый крайний мотор. B-29 сел тут же, на аэродроме Канко. Поскольку все это произошло уже после объявления СССР войны Японии и, соответственно, денонсации договора о нейтралитете, то машину, по-видимому, после ремонта вернули. Номер этого самолета и подразделение, которому он принадлежал, установить не удалось (примерно в это же время НКАП направил в НКО письмо, в котором говорилось, что по имеющимся данным в Корее на территории расположения наших войск находится B-29. В связи с этим НКАП просил принять меры по перегону самолета в СССР, а если это невозможно, то демонтировать необходимые агрегаты и оборудование. Вполне возможно, что это и был пятый B-29).

В общем итоге в руках ВВС Тихоокеанского флота оказалось три поврежденных B-29. Нарком военно-морского флота адмирал Н.Г.Кузнецов приказал организовать изучение новой американской техники. Для этого на Дальний Восток направили заместителя начальника летной инспекции ВВС ВМФ подполковника С.Б.Рейделя. Рейдель, работавший ранее испытателем в Отдельном морском отряде Научно-испытательного института ВВС (ОМО НИИ ВВС), а затем в НИИ ВВС военно-морского флота в Севастополе, за свою жизнь освоил много типов самолетов, владел английским языком. Поскольку на Тихоокеанском флоте в то время не было пилотов, знакомых с американскими машинами (ленд-лизовские самолеты шли прямо на фронт), с Черного моря откомандировали еще двух летчиков (одним из них был В.П.Марунов), до этого летавших на американских А-20. Инженеров А.Ф.Чернова и М.М.Круглова отобрали из состава ВВС Тихоокеанского флота. На 1 января два B-29 находились в распоряжении управления ВВС Тихоокеанского флота и еще один - в 35-й отдельной дальнебомбардировочной эскадрилье. Эту часть сформировали специально для испытаний B-29. В конечном итоге в нее вошли два B-29 и один В-25. Полеты проводились с аэродрома Романовский, имевшего хорошие подходы (он не был окружен сопками, как большинство других дальневосточных аэродромов). Рейдель самостоятельно освоил B-29, используя документацию, найденную на одном из самолетов. Сначала он рулил по аэродрому, делал подлеты и, наконец, взлетел. С января 1945 г. началось планомерное изучение B-29.

Один из B-29 поручили испытывать В.П.Марунову и А.Ф.Чернову. На освоение самолета отвели два дня. Поскольку с английским у обоих было не очень хорошо, по бомбардировщику они лазили с толстым томом англо-русского словаря. На третий день Рейдель официально принял у них зачет. 9 января выполнили четыре вывозных полета (Рейдель - на левом сидении, Марунов - на правом). С 11 января Марунов начал летать самостоятельно. Испытания B-29 на Дальнем Востоке продолжались до 21 июня. Удалось определить основные данные самолета. Они оказались несколько ниже, полученных в США. Например, определенная на испытаниях максимальная скорость не превышала 580 км/ч, а набор высоты 5000 м занимал 16,5 минут. Впрочем, это было естественно, если учесть, что самолет был не новым и проходил ремонт. Было выполнено несколько высотных полетов, полеты на проверку предельной дальности по замкнутому маршруту и на бомбометание. В июне-июле два B-29 перегнали в Москву. Первый самолет вел Рейдель со вторым пилотом майором Моржаковым и бортинженером М.М.Кругловым. Посадку совершали на аэродроме в Измайлово, на окраине Москвы. Там располагался 65-й полк особого назначения, совмещавший транспортные и экспериментально-испытательные задачи в системе морской авиации. Взлетно-посадочная полоса там была довольно короткая, но, выработав остатки горючего, Рейделю удалось сесть. Благополучно приземлился и самолет, пилотируемый Маруновым. Позднее в Москву с Дальнего Востока прибыл и третий B-29. Один B-29 (╧42-6256) по просьбе командующего дальней авиацией маршала А.Е.Голованова передали в 890-й полк, стоявший тогда на аэродроме Балбасово под г.Орша. Им командовал Э.К.Пусэп. Это был необычный полк. Из-за нехватки отечественных тяжелых бомбардировщиков советские ВВС начали собирать и восстанавливать американские самолеты, совершившие вынужденные посадки в Восточной Европе. На 1 июля 1945-го, кроме 9 советских Пе-8, полк располагал 19 В-25 и 12 В-17 (модификаций F и G). Другой полк той же дивизии доукомплектовывался самолетами B-24. Таким образом, американские четырехмоторные бомбардировщики к этому времени уже были освоены советскими летчиками. Поскольку и В-17, и B-29 спроектировали конструкторы одной и той же фирмы "Боинг", то их сочли "близкими родственниками".

В 890-м полку на "Суперфортрессе" летал экипаж Н.А.Ищенко. Самолет, как и многие машины в этой части, сохранил на борту надпись "Рэмп Трэмп" и изображение небритого бродяги. Вето налагалось только на картинки с обнаженными девицами, закрашиваемые по требованию бдительных политработников. Все остальные эмблемы, включая и знаки соединений на киле В-17, оставалась. Например, К.Иконников вспоминал, что на его B-17F красовался заяц с бомбой. Но в полку самолет пробыл недолго. Уже в мае 1945-го в руководстве страны началась проработка возможности копирования B-29 для советских ВВС. Самолет явно был очень удачным. Если бы удалось быстро его скопировать, то у ВВС имелся шанс получить современный тяжелый бомбардировщик, минуя хлопотную стадию доводки вновь проектируемых машин. В документах Наркомата авиационной промышленности первое упоминание о копировании B-29 встречается в письме авиаконструктора В.М.Мясищева наркому авиапромышленности А.И.Шахурину от 25 мая 1945 г. В нем, в частности, говорилось: "Вся работа по выпуску чертежей (B-29) может быть выполнена ОКБ тов. Незваля, серийно-конструкторским отделом и частью конструкторов нашего ОКБ, находящегося на 22-м заводе, освобожденными от работы по серийному Пе-2". В этом же письме рекомендовалось использовать отечественные моторы АШ-72 и пушки Б-20 вместо американских пулеметов.

Но задачу скопировать американский бомбардировщик и наладить его выпуск под обозначение Б-4 ("бомбардировщик четырехмоторный") поручили более авторитетному ОКБ А.Н.Туполева. Решение об этом Государственный комитет обороны под председательством И.В.Сталина принял 6 июня, а через две недели появился соответствующий приказ Наркомата авиационной промышленности. Он гласил: "Главному конструктору тов.Туполеву немедленно приступить к разработке чертежей, плазов и технической документации на самолет Б-4, считая эту работу первоочередной задачей для конструкторского и производственного коллективов завода ╧156. ...В целях всемерного форсирования работ по самолету Б-4 создать на заводе ╧22 в помощь основному ОКБ тов.Туполева опытно-конструкторское бюро по самолету Б-4 с включением в него всего личного состава ОКБ тов. Незваля, ОКБ тов. Мясищева на заводе ╧22 и опытного цеха завода ╧22". Далее приказом уточнялся круг задач различных организаций. Туполеву поручалось расстыковать В-29 на агрегаты, снять теоретические обводы, демонтировать оборудование и передать его соответствующим заводам; начальнику ВИАМ Туманову - организовать изучение всех конструкционных материалов B-29 и дать заказы заводам на неосвоенные материалы; начальнику ЦИАМ Поликовскому - организовать изучение винтомоторной группы и провести необходимые испытания и доработки, которые позволили бы поставить на новый самолет отечественные двигатели АШ-73 и специальные турбокомпрессоры; начальнику ЦАГИ Шишкину - заняться изучением аэродинамики и прочности самолета; начальнику Научного института самолетного оборудования - провести изучение оборудования B-29 и подготовить задания для заводов по его серийному выпуску. Первый "советский B-29" Б-4 приказали выпустить на испытания уже через год - в июне 1946 г.

Б-4 должен был до мелочей соответствовать B-29 за исключением двигателей АШ-73ТК (с копированием американских турбокомпрессоров), стрелкового вооружения (вместо пулеметов - пушки), аккумуляторов, аппаратуры опознавания "свой-чужой" и более совершенной коротковолновой радиостанции, также американского образца. Б-4 внедрялся в производство на заводе ╧22 в Казани, где в связи с этим прекратили выпуск бомбардировщиков Пе-2 и остановили работу по подготовке к постройке опытного экземпляра четырехмоторного бомбардировщика А.Н.Туполева "64". В рамках программы создания Б-4 самолет B-29 ╧42-6256 передали в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) для изучения и для доводки мотоустановки с двигателями АШ-73ТК. Самолет ╧42-6365 решили разобрать для снятия чертежей, а ╧42-6358 на всякий случай оставить как эталонный. "Рэмп Трэмп" перегонял из Балбасова в Жуковский смешанный экипаж: от 890-го полка - командир самолета Н.А.Ищенко, а от ЛИИ - известный летчик-испытатель М.Л.Галлай. Обучение Галлай проходил прямо на ходу - во время полета. После доставки B-29 в ЛИИ Галлая загрузили испытаниями немецкого трофейного ракетного самолете Me-163B, а американский бомбардировщик принял экипаж Н.С.Рыбко (второй пилот И.И.Шунейко). До постройки первых Б-4 хотели досконально изучить особенности пилотирования B-29. Все три американские машины получили в СССР бортовые номера в виде трех последних цифр заводского номера - "256", "365" и "358". Их нанесли на киле выше старого номера, более крупными цифрами. На месте символов американских ВВС нарисовали красные звезды.

Самолет "365" в ночь с 10 на 11 июля доставили на Центральный аэродром в Москве, установив в большом ангаре. После осмотра Туполевым и его помощниками, машину немедленно начали расстыковывать и обмерять для вычерчивания эскизов. Каждый отдельный агрегат изучала отдельная бригада конструкторов и технологов. Деталь тщательно взвешивали, снимали все размеры, фотографировали и делали техническое описание. Кроме того, детали подвергали спектральному анализу для выяснения, из какого материала они изготовлены. Было сделано несколько десятков тысяч чертежей. Проведенная работа показала, что большинство технических решений и конструкционных материалов B-29 отличаются от освоенных в отечественном самолетостроении. Более совершенной оказалась и технология производства. "Требуется проделать колоссальную работу, поднять авиационную культуру на новую, очень высокую ступень", - заявил один из руководителей авиапромышленности П.В.Дементьев на специальном совещании по самолету Б-4 в декабре 1945 г. Для ускорения запуска нового самолета в серию хотели закупить в США такие комплектующие изделия как стартеры, радиолокационные станции AN/APQ-13, системы слепой посадки ВС-733, колеса шасси, пропеллеры "Гамильтон Стандард", подшипники, различные приборы, свечи к моторам. Но в конечном результате все это стали изготавливать в СССР. Именно различное оборудование, отсутствовавшее в нашей стране и создаваемое заново, стало главной причиной отставания от первоначальных планов, хотя всем работам по Б-4 предоставили приоритет на высшем уровне. Приказ НКАП четко оговаривал: "Все заказы по самолету Б-4 считать важнейшими и обеспечить выполнение их вне всякой очереди".

В середине 1946-го в туполевском ОКБ изготовили полноразмерный макет будущего самолета, а 19 мая 1947-го взлетел первый Б-4 (осенью того же года самолет получил обозначение Ту-4). Опытного экземпляра не строили, сразу заложили серию из 20 машин. Вспоминает М.Л.Галлай: "Когда подоспела первая серия "Ту - четвертых" на Казанском заводе, первую, головную машину приняли Рыбко и Шунейко. Я был назначен на вторую, и перед отъездом в Казань слетал еще раз, для освежения навыков, на том же "Рэмп Трэмпе". Ту-4 ╧2, хотя и был копией B-29, но имел отличия, к сожалению, не в лучшую сторону. Обзор, и без того стесненный частым переплетом (каркасом) носовой части машины, довольно сильно портился искажением всего видимого через остекление. На посадке посмотришь через один "квадратик" - вроде, высоко. Посмотришь через другой - низко. Забегая вперед, скажу, что и на последней машине опытной серии - "двадцатке", которую тоже испытал мой экипаж, этот недостаток изжит не был - делать неискажающие гнутые стекла мы тогда еще не научились. Второй недостаток Ту-4 по сравнению с B-29 - тяжелое управление, особенно по крену. То ли не было подобрано оптимальное натяжение тросов, то ли чем-то отличались втулки, сквозь которые проводка управления выходила из гермокабины, - не знаю. Позднее мне довелось полетать на самолетах В-17, и я с удивлением обнаружил, что по пилотажным качествам переход "Боинга" к B-29 был шагом назад, а не вперед. И по обзору, и по легкости управления В-17 был лучше. Видимо, сказались издержки перехода к герметическим кабинам". В испытаниях первых Б-4 участвовал также В.П.Марунов, приглашенный А.Н.Туполевым в ОКБ в качестве летчика-испытателя. В августе 1947-го три Б-4 участвовали в воздушном параде в Тушино. На Западе до сих пор часто считают, что это были американские B-29.

Судьбы же трех "сверхкрепостей" сложились следующим образом. Самолет "358" (эталон) так и простоял в Измайлове, где его время от времени осматривали различные специалисты. Например, Военно-воздушная академия очень заинтересовалась мотоустановкой и подготовила ее подробные описания и схемы. Летать этой машине больше не довелось. Разобранный "365" по частям доставили в Казань, где с декабря 1945-го его начали монтировать вновь. Но в первоначальный вид бомбардировщик так и не привели. Это было связано с тем, что с начала 1946-го ОКБ Туполева занималось пассажирским вариантом Б-4 - самолетом "70" (Ту-70). Для ускорения постройки опытного образца в нем решили использовать некоторые узлы от "365". Взяли целиком отъемные части крыла, мотогондолы (габариты R-3350 и АШ-73ТК были очень близки), закрылки, основные стойки шасси и хвостовое оперение. Кое-что использовали от B-29, разбившегося под Хабаровском. В октябре 1947-го Ту-70 закончил заводские испытания, спустя год - государственные. Но в серию самолет не попал из-за перегрузки промышленности, занятой выпуском бомбардировщиков Ту-4. Единственный построенный Ту-70 летал до 1954 г. Он участвовал в различных экспериментальных программах, осуществлял пассажирские и транспортные перевозки по специальным заданиям.

Наиболее интенсивно эксплуатировался B-29 ╧256, находившийся в ЛИИ. Когда появились серийные Ту-4, его стали использовать как носитель экспериментального сверхзвукового ракетного самолета "346" немецкого конструктора Г.Рессинга. В апреле 1948-го B-29 отправили в Казань для переоборудования. Пилон для подвески ракетного самолета смонтировали под правой консолью между мотогондолами. В 1948-1949 годах на военном аэродроме в Теплом Стане (теперь это один из жилых районов Москвы) с B-29 сбрасывали "346-П" и "346-1" - безмоторные варианты немецкого ракетного самолета. Их пилотировали немецкий летчик В.Цизе и русский летчик П.И.Казьмин. После завершения программы испытаний B-29 вернули в Жуковский. Непродолжительное время он использовался для небольших исследовательских работ, а затем его списали, разобрав на металлолом.

Так закончилась история трех B-29, попавших в Советский Союз. Их потомки, Ту-4, выпускались до 1952 г. В общей сложности построили 847 самолетов различных модификаций - обычный бомбардировщик Ту-4, носитель ядерного оружия Ту-4А, ракетоносец Ту-4КС с двумя крылатыми ракетами "КС" под крыльями. Впоследствии, путем переделки уже имевшихся машин появились десантно-транспортные Ту-4Д и Ту-4Т, разведчики Ту-4Р, учебные Ту-4УШС, командно-штабные самолеты, самолеты-топливозаправщики и ряд экспериментальных вариантов. В ВВС эти машины летали до начала 60-х годов. За это время их лишь один раз подняли для боевого вылета - в ночь с 3 на 4 ноября 1956-го. Ту-4 из 43-й воздушной армии отправили бомбить восставший Будапешт, но, когда до цели оставалось 450 км, приказ отменили. Ту-4, сменивший в ВВС устаревшие Пе-8, Ил-4 и В-25, позволил поднять советскую дальнюю авиацию на новый качественный уровень, создать по-настоящему стратегические военно-воздушные силы. Но и сам он достаточно быстро был заменен реактивными бомбардировщиками отечественной конструкции - Ту-16 и Ту-95.







  • +1.26 / 50
  • АУ
 
 
  Асгл ( Практикант )
26 окт 2020 23:53:09

Анонимный шумер из Жмеринки решил что он знает больше чем глава СВР.
Это даже не анекдот, это диагноз.
  • +1.30 / 23
  • АУ
 
 
 
  valery913 ( Слушатель )
27 окт 2020 02:36:00

По существу, пожалуйста. Нарышкин заявил вещи, фантастические с точки зрения известных материалов из разных источников, в том числе документальных, не предъявив при этом никаких документов. Причем он мог назвать истинные достижения НТР(та же работа по атомному проекту, гораздо больше значившая для страны,чем какой-то бомбардировщик, пусть и с превосходными ЛТХ на 1944 год), но влез в какую-то научную фантастику. 
  • +0.84 / 15
  • АУ
 
  adolfus ( Практикант )
27 окт 2020 02:35:04

И без Нарышкина было ясно, что ТУ-4 слизан с B29. И не только ТУ-4. Посмотришь на все эти ТУ и понимаешь, что в основе разработок туполевской конторы лежали разработки нарышкинской.
  • -0.40 / 29
  • АУ
 
 
  Салон62 ( Практикант )
27 окт 2020 07:34:14

Вот за Ту-4 Вам плюс поставил, но остальная часть Вашего сообщения - бред сивой кобылы.
  • +1.00 / 24
  • АУ
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  BALcat
  • Загрузить
 
 
 
 
 
  User78
  • Загрузить
 
 
 
 
  BALcat
  • Загрузить
 
 
 
 
  Trifon
  • Загрузить
 
 
  Ajarius ( Практикант )
27 окт 2020 10:19:43

А конкретно не соизволите "посмотреть"? И объявить, с чего "слизан" каждый из "всех ТУ"? С интересом оценю Ваши версии. А пока это, извините, наброс.
  • +0.66 / 15
  • АУ
 
 
 
  DimonT ( Слушатель )
27 окт 2020 10:30:19

Ну дык если читать  старую тетрадь расстрелянного 'енерала западную авиапрессу "до 90х" - то узнаёшь что "СБ  это передранный Мартин B-10", И-16 (и, видимо, И-14) - "содраны с Боинг Пишутер" и прочие удивительные истории кота с лампой.
 
PS В "Джейнс" 30х годов помнится вообще писали что "наверняка новые самолёты лапотному СССРу cпроектировали американцы"Смеющийся
  • +0.49 / 12
  • АУ
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
27 окт 2020 10:33:18

Вы забыли про "Калашников" это "Шмайсер" Веселый
  • +0.88 / 14
  • АУ
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 10:33:49

А можно в ответ такую же глупость генерировать.
Что их танк м-26 содран с ИС-2.
А че? Внешне похоже, и ладно. 
Специальная олимпиада на марше. Веселый
  • +0.62 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  DimonT ( Слушатель )
27 окт 2020 10:39:12

Ты не понял - это у них В ПРЕССЕ И КНИГАХ писали, не сейчас туктукктотамы на форумах. А в мутные 90е у нас дэбилы сию прессу печатали или вообще, как неуважаемый тов. "тигрофил-ИСоненавистник" Барятинский с танковой тематикой, "перепечатывали".
  • +0.26 / 7
  • АУ
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 07:06:09

Что это - глупость или провокация? Веселый
Добыча чертежей Б-29 заключалась в обмере четырех аварийных машин, брошенных американцами на Дальнем Востоке, и разработке их полного технического аналога в виде Ту-4.
Настолько баянная история - почему было сделано именно так и т.д., что даже неловко, как Нарышкин, простите, "служит в очистке" и кто тот Швондер, кто дал ему рекомендации.  
  • +0.73 / 32
  • АУ
 
 
  Деметрий_ ( Слушатель )
27 окт 2020 08:26:18

После таких афронтов, что от Нарышкина, что от Иванова с мемориальной доской Маннергейму, начинаешь верить, "царь хороший, а бояре поганые".
  • +0.32 / 17
  • АУ
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 09:05:25

Так царь их туда и назначает.
По принципу личной верности.
а дилемма "либо умные, либо верные" вообще плохо разрешается.
  • +0.30 / 17
  • АУ
 
 
 
 
  Деметрий_ ( Слушатель )
27 окт 2020 11:15:58

Скорее. назначает тот, кто назначил и царя, иначе царь станет всевластный.
  • -0.09 / 6
  • АУ
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
27 окт 2020 09:30:02

У меня есть несколько вопросов к переквалифицировавшимся в технологов и авиастроителей вирусологов.
Окей вы обмерили изделие, как его строить будете? Учитывая что это не поделие ослолюбов из идиба из кизяка и палок, а  высокотехнологичнейший на тот момент пепелац?
У вас есть технологические карты, оснастка, или хотя бы её чертежи, знание о том из чего и как произведены материалы данного изделия?
Чего вас бомбит то так?
upd. Кстате вопрос, а почему Иосиф Висссарионович, имея возможности и главное полное право, не уничтожил Маннергейма?
  • +1.85 / 48
  • АУ
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 09:46:55

Ну вообще-то у вас под рукой мощная авиапромышленность и КБ, способные в принципе любой самолет построить.
Тем более что запуск американского самолета в серию ранее уже практиковался.
Те же "Russian Clipper", ГСТ (в девичестве Каталина) и ДС-3, он же Ли-2.
И вот еще что - ну выкрали вы чертежи Б-29.
А у них дюймовая система мер, так, на минуточку.
И надо все пересчитывать в метрическую, включая нормы прочности.
С ДС-3, он же ПС-84, он же Ли-2 так и было.
И да, в процессе пересчета получилось, что американские нормы прочности, заложенные в самолет, менее строгие, чем советские, и конструкцию перерабатывали в сторону усиления.
Здесь было бы то же самое.
И зачем? Советские КБ с такими задачами вполне справлялись.
вот с материалами там было непросто - по-моему, 65 новых видов материалов (сплавы, пластмассы и т.д.) пришлось срочно в производстве осваивать. Но тоже справились - та промышленность только что победила немецкую. 
к тому же на Ту-4 освоили секционную сборку больших самолетов, что тоже было в новинку, но справились.
 
  • +0.47 / 33
  • АУ
 
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
27 окт 2020 09:52:02

Николаич, ну вы же умный человек и понимаете что всё что вы написали о былых заслугах, не спорю это действительно заслуги, не помогло создать пепелац уровня В-29. Тем более я несколько о другом писал, не о чертежах пепелаца. Хотя возможно что то и из чертежей было доставлено по дип каналам. Ну и про секционную сборку, вы ведь сами написали что в новинку было.
  • +0.32 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 09:56:49

Там главное было - ТЕХНОЛОГИИ, а не чертежи.
Чертежи для мощных советских КБ по готовому самолету построить - вообще не проблема.
И рассчитать его, конечно - здесь умели не хуже остальных.
Промышленность часто отставала.
здесь могли и подрезать что-то у недавних друзей, почему нет?
Ну так и стоило уточнить, возможно.
Если такое было, конечно.
А то про "чертежи" - прямой путь "ногами в жир", НМВ. 
  • +0.38 / 21
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
27 окт 2020 10:01:31

  • +0.20 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей N ( Специалист )
27 окт 2020 09:54:22

В военной промышленности и еще кое-где в СССР были свои ГОСТы. Не копенгаген, насколько, но даже ГСМ мерялись и маркировались иначе, не говоря уже о допусках и посадках. Если не изменяет склероз в основе были немецкие нормы и стандарты, так что и кому переводить и пересчитывать уже было. Подмигивающий
Так, к слову пришлось.
  • +0.30 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  Vick
  • Загрузить
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 09:50:30

По той же причине, почему американцы не вздернули японского императора после капитуляции, хотя могли.
Нехрен "мучеников" плодить.
  • +0.77 / 16
  • АУ
 
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
27 окт 2020 09:53:43

Но его и в отставку не отправили куда нибудь на дальний кордон, а вполне себе вели с ним дела как с первым Президентом послевоенной Финляндии, телеграммами поздравительными обменивались и т.д.
  • +0.07 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 09:57:49

Старая профессиональная проститутка.
Когда надо бордель перезапускать после погрома - ну а кто еще, если не она?
  • +0.26 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Практикант )
27 окт 2020 10:09:23

    
Производство планера и даже оснастки для него там было менее 1% процента проблем (и Туполев об этом говорил).
И движки там были отечественные.
   
99.9% затык было в копировании оборудования и материалов, для чего пришлось создавать десятки новых промышленных отраслей.
Всё это прекрасно понимал т. Сталин, в отличие от местных диванных авиамоделистов.
    
Вот чертежи этого оборудования и пришлось выкрадывать, ибо такое оборудование обмерами не скопировать в принципе, начиная с "допусков и посадок".
  • +1.03 / 22
  • АУ
 
 
 
 
  DimonT ( Слушатель )
27 окт 2020 10:11:01

 Китайцам отсутствие чертежей мешает "слепить из того что было" внешне и функционально похожее? Им вроде мешает больше что по "тому что было" они "голые запрыгивают в  вагон на ходу",  а то же КБ АНТ до конца 30х с амерами считай ноздря в ноздрю шло, с опережениями по конструкции и отставанием по матбазе. Тот же Пе-8 - если б не горестная песня о советском двигателестроении и обеспеченности авиапрома  - вполне себе с B-17 сравним. Да и B-29 - отнюдь не "B-2" или даже F-15, по нынешним меркам - "сделан топором без единого гвоздя".
И для начала - у вас есть номенклатура алюминиевого листа, проводов и т.п. именно по американским стандартам? Ну чтоб "приспособы и ТП" применять (которые скорее всего вообще раскиданы по исполнителям и головное КБ Боинга большую их часть и в глаза не видело)?
Ну и народ ведь не про "спижженные разведкой вражеские чертежи" возмущается (сие есть дело перманентно богоугодное и , если оно так, авторитета АНТа не умаляющее, хотя думаю ТД на тот же B-29 в 40е это д.б. минимум вагон - а то и несколько - бумаги), а про "нестыковочку" с припиской ныне себе разведкой вполне задокументированного - с обеих сторон - получения СССРом образцов Суперфортрессов.
  • +0.50 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 10:17:54

Так и есть.
  • +0.31 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  кость ( Практикант )
27 окт 2020 09:09:58

Вероятно, Нарышкин знает побольше вашего. Вы какими сведениями об этом случае оперируете? Из интернета? Вах, какой вы осведомленный и всё знающий.
Публикация о "краже чертежей" - дань памяти подвигу тех людей, кто это сделал для страны. В нужное время. Родина помнит.
  • +0.40 / 14
  • АУ
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 09:22:37

Да не говорите ерунды.
Не было необходимости КРАСТЬ чертежи, когда у вас на аэродроме в Приморье стоят 4 аварийные машины, две из которых в итоге восстановили и перегнали под Москву.
Дальше после их обследования встал вопрос о строительстве собственного стратегического бомбардировщика.
Туполев предложил сделать машину лучше, Сталин возразил - лучше не надо, сделайте точно такую.
Почему так предложил? Дело понятное. Машина нужна была очень быстро, времени на доводку не было.
+ ее можно продемонстрировать на параде, а "вероятные друзья", зная радиус и грузоподъемность Б-29, все поймут правильно и от планов быстрой войны откажутся.
Еще раз - Нарышкин сморозил откровенную чушь, и не надо тут тумана напускать.
Напускная глубокомысленность выглядит глупо. 
  • +0.79 / 51
  • АУ
 
 
 
 
  Spiri ( Слушатель )
27 окт 2020 10:37:38

В Китае наши СУшки и Миги есть, а что то не выходит у них каменный цветок... Кроме образцов нужны и технологии, а их в самолетах не перевозят....
  • +0.58 / 13
  • АУ
 
 
 
 
  Vick
  • Загрузить
 
 
 
 
  psevdo
  • Загрузить
 
 
 
 
 
  Urri2
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Urri2
  • Загрузить
 
 
 
 
 
  BALcat
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
  Urri2
  • Загрузить
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
  zap
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Neruda
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Neruda
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  Vick
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  bb1788
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  bb1788
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  rat1111
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  bb1788
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Мидгардянин ( Слушатель )
27 окт 2020 09:54:36
Сообщение удалено
Мидгардянин
29 окт 2020 10:45:07
Отредактировано: Мидгардянин - 29 окт 2020 10:45:07

  • +0.16
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
27 окт 2020 09:57:19

Ну попробуйте сделать по чертежам, учитывая то что как писал Николаич у нас в отличии от пиндосов метрическая система и всё пришлось пересчитывать.
Про китайцев улыбнуло, вы это расскажите чего они до сих пор древнейший Д-30КП2 по чертежам не могут сделать то?
  • +0.73 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
  Мидгардянин ( Слушатель )
27 окт 2020 10:06:09
Сообщение удалено
Мидгардянин
29 окт 2020 10:45:03
Отредактировано: Мидгардянин - 29 окт 2020 10:45:03

  • +0.09
 
 
 
 
 
 
  Асгл ( Практикант )
27 окт 2020 10:08:52

И где же Нарышкин низвёл авиаконструкторов до нынешних китайцев?
Сообщив что СВР участвовала в создании аналога В-29?
У вас ребятки с красными флагами из шумерии вообще с адекватностью не алё?
  • +0.60 / 14
  • АУ
 
 
 
 
  Николаич ( Практикант )
27 окт 2020 09:58:37

О том и речь.
Он как-то глупо потянул оделяло на себя.
  • +0.16 / 10
  • АУ
 
 
  bb1788 ( Практикант )
27 окт 2020 09:16:18
Сообщение удалено
bb1788
13 дек 2021 12:42:43
Отредактировано: bb1788 - 13 дек 2021 12:42:43

  • +0.81
 
 
  _Sasha__ ( Практикант )
27 окт 2020 10:49:16

Оставим пока в стороне личность Нарышкина и его должность.
Не скажите мне - почему вы уверены, в том что история о том, что ТУ-4 получили путем реверс-инжиниринга аварийных самолетов - это правда.  А заслуги разведчиков - это фейк\глупость Нарышкина?
    
Почему не могло быть наоборот - чертежи и техкарты добыты разведчиками, а вся это клюква о реверс-инжиниринге - стандартная деза, с целью не засветить источники? Что бы кто еще не повторил судьбу Розенбергов.
А сейчас по истечении сроков давности - операция была рассекречена и Нарышкин изложил реальную историю разработку ТУ-4.
  
Мне почему то второй вариант кажется вполне вероятным - и никаких объективных оснований не доверять Нарышкину в этом вопросе - у меня например нет.
мне вот, наоборот, вся эта эпопея с обмерами, пересчетами из дюймов в метры, испытаниями - всегда казалась какой то сомнительной. Мне лично кажется, что если у вас есть компетенции - то легче зная полученные ТТХ и их достижимость - разрабатывать свое, чем пытаться воспроизвести чужое. А если компетенций нет - то никакие обмеры ничему не помогут, так же как они не помогают Китайцам до сих воспроизвести наши военные двигатели для самолетов 4-го поколения - потому что хоть заизмеряйся - технологию получения сплава и его состав и нужные характеристики - реверс-инжинирингом не получишь. 
  • +1.81 / 59
  • АУ
 
 
 
  DimonT ( Слушатель )
27 окт 2020 11:02:47

Я тут интэрэсный момент скажу - когда Рыбинск в лохматые уже 2000е свой кусок движка для SSJ осваивать начал то там вполне себе лазерное сканирование образца применялось Веселый
 Вопросы же про "легче разработать своё" vs "скопировать"- это больное место СССРовских руководителей, росших в до-глобализационной стране, которая импортировала не только моторы и боевые корабли, но и массово плуги с косами, а потом прошедших школу вечного цейтнота по срокам в условиях дефицита всего...
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
 
 
 
 
  Vick
  • Загрузить
 
 
  addi
  • Загрузить
 
 
  adolfus
  • Загрузить