Предупреждение Трампа, что при своем возвращении в Белый дом он не станет посылать войска для защиты европейских стран НАТО в случае гипотетического нападения России, вызвало оторопь у трансатлантических союзников. У этого еретического заявления можно обнаружить тревожный для нас подтекст. В качестве отправного пункта при оценке этой сознательной страшилки в адрес европейцев стоит привести полностью откровение Трампа 10 февраля на предвыборном митинге в городке Конвэй в штате Южная Каролина. Вот дословный перевод многозначительного пассажа:
«Один из президентов большой страны встал и спросил: „Хорошо, сэр, если мы не будем платить и на нас нападет Россия, вы защитите нас?“ Я сказал: „Вы не заплатили? Вы нарушитель?“. Он сказал: „Да, допустим, это произошло“. „Нет, я бы не стал вас защищать. На самом деле, я бы посоветовал им (русским) делать все, что они, черт возьми, захотят. Вы должны платить. Вы должны оплачивать свои счета“».
Джо Байден, что было ожидаемо, обрушился с попреками на своего конкурента:
«Можете ли вы представить, чтобы бывший президент США сказал такое? Весь мир это услышал».
На саммите НАТО в Кардиффе (Уэльс) в 2014 году договорились, что в течение следующих 10 лет все члены альянса без исключения будут расходовать 2% ВВП или больше на военные цели. Европейцы не спешили соблюсти свои, по сути, контрактные обязательства. И только первое пришествие Трампа заставило их начать финансировать, в первую очередь, закупки новых вооружений у США.
По следам угрозы Трампа генсек НАТО Йенс Столтенберг выступил с опровержением ненадлежащего исполнения европейцами решений саммита в Кардиффе. «В общей сложности они добавили дополнительно 450 миллиардов долларов на оборону», — заявил бывший премьер-министр Норвегии, не уточнив — за какой именно период, и привел в пример Польшу, которая охотно тратит 4% ВВП на приготовление к войне.
Едва ли столь весомые аргументы способны переубедить упрямого и упорного бывшего 45-го президента США. Причина, по мнению его бывшего советника по национальной безопасности Джона Болтона, в том, что Трамп готовит психологическую почву для осуществления стратегии выхода из НАТО.
Неоконсерватор Болтон, патентованный ястреб, в интервью изданию Politico сделал заявку на то, что разгадал тайный замысел своего бывшего патрона:
«Когда Трамп упрекает союзников по НАТО в том, что они недостаточно тратят на оборону, он жалуется не для того, чтобы заставить их укрепить НАТО. Он использует это, чтобы подкрепить свой предлог для ухода».
Такое умозаключение ястребиного гуру побудило издание Politico (проданное в 2021 году за миллиард долларов германскому медиа-концерну Axel Springer SE) добавить перца в заголовок интервью: «Джон Болтон уверен, что Трамп действительно хочет взорвать НАТО».
Джон Болтон со своей интерпретацией мотивов Трампа, похоже, ближе всего к истине, которая заключается в стратегическом замысле части американского истеблишмента, ориентирующейся на бывшего постояльца Белого дома, сохранить гегемонию США через развязывание не Третьей мировой войны, а регионального конфликта, ограниченного географическими рамками Старого Света. Но при условии, что это будет масштабное столкновение Североатлантического альянса с Россией без непосредственного участия Соединенных Штатов.
Для осуществления этого кардинального разворота США и их ситуативному вассалу Британии необходимо вырваться из стесняющих их пут Организации Североатлантического договора. В те же дни, когда Трамп вонзил отравленный кинжал в спину НАТО, появилась статья в британской The Guardian, содержащая два абзаца, что для отцов-основателей военно-политического блока в 1949 году были бы сродни абсолютной крамоле:
«Статья 5 Устава НАТО — обещание вступить в конфронтацию в том случае, если хотя бы один из его членов подвергнется нападению — нуждается в пересмотре. И это особенно актуально теперь, когда Соединенные Штаты все больше склоняются в сторону Тихоокеанского региона, а ощущение политического единства в Европе неуклонно угасает. Сегодня альянс превратился в источник бесконечного противостояния, что демонстрирует затянувшийся конфликт. Никто ни о чем не может договориться. Европа должна задуматься о своей безопасности, если США выйдут из блока. Скептицизм Трампа по поводу необходимости сохранения НАТО вполне оправдан».
В какой мере сам Трамп отдает себе отчет в том, что выход США из НАТО может не отдалить, а напротив, приблизить войну в Европе, сказать трудно. Скорее всего, он размышляет и рассуждает как наследник изоляционистов «старой школы», считавших, что нет смысла распылять свои силы на жандармскую вахту по всему миру.
Показательно, что в середине 2018 года Дональд Трамп, обживавший уже второй год Овальный кабинет, зачитал в узком кругу высших чиновников список мелких стран НАТО, заметив, что о существовании большинства из них его сограждане даже не слышали. Затем он озвучил свою позицию: начинать Третью мировую войну отправкой американских войск в любое из этих малозначимых государств, если они подвергнутся нападению извне, не имеет никакого смысла.
В медиапространстве живет вполне оправданная версия, что продолжающееся тягомотное бодание республиканцев и демократов на Капитолии вокруг выделения $60 млрд киевскому режиму имеет своей подспудной целью оказать дополнительное давление на европейских союзников и заставить из раскошелиться.
И вот уже ставленник финансовой империи Ротшильдов, президент Франции Эммануэль Макрон объявляет, что перевел экономику страны на военные рельсы. Фраза мало чего стоит, если знать реальное наполнение понятия «военные рельсы». Отечественный блогер, скрывающийся под ником Голос Мордора, отреагировал на эту новость в свойственной ему остроумной манере:
«Заводы Renault, Peugeot и Citroen выпускают бронированные машины, Dior и Chanel вместо парфюма и косметики производят тринитротолуол, гексоген и пироксилин. Те самые хрустящие французские булки нарезаются порционно и отправляются в сухие пайки для доблестных французских солдат. Кофе на Монмартре теперь стоит не восемь, а 15 евро, а парижские буржуа отказываются от традиционных утренних круассанов. Не до удовольствий, ибо впереди война с восточными варварами, которые хотят лишить французов спокойной и сытой жизни».
В заочную полемику с президентом Пятой республики вступил глава комиссии сената по иностранным делам, обороны и вооруженных сил Седрик Перрен, объяснивший соотечественникам, что Франция производит за год столько снарядов калибра 155 миллиметров, сколько Украина тратит в течение нескольких дней.
Тем временем информационно-пропагандистская кампания по приучению европейцев к тому, что раньше называли «немыслимое», идет полным ходом. О готовящейся «большой войне» с Россией недавно почти дуэтом заявили министр обороны ФРГ Борис Писториус и председатель военного комитета НАТО, крупнозвездный генерал Роб Бауэр.
В журнале National Interest 14 февраля опубликована статья двух авторов. Максимилиан Майер, профессор Боннского университета, и Эмилиан Ковальски, болгаро-австралийский политолог, профессор Ягеллонского университета в Кракове, вынесли в заголовок вопрос: «Актуальна ли Европа по-прежнему?». Их размышлизмы были подчинены задаче сформулировать наказ провести ускоренную милитаризацию: «ЕС должен срочно сосредоточиться на развитии потенциала для защиты континента».
При прочтении статьи возникает ощущение, что первый из трех советов этих экспертов подчинен невысказанной вслух сверхзадаче устроить большую войну в Европе. Пересмотр «стратегии ЕС должен быть сосредоточен на трех центральных моментах. Во-первых, ему необходимо инвестировать в инновации, чтобы способствовать развитию устойчивости европейской экономики». Акцент совершенно явно сделан на второй рекомендации:
«Государствам-членам ЕС, обладающим значительным оборонным потенциалом, таким как Франция, Германия и Италия, еще предстоит рассмотреть вопрос о перевооружении и расширении своего военно-промышленного потенциала... С другой стороны, некоторые восточноевропейские страны, такие как Польша и страны Балтии, уже предприняли шаги по укреплению своего военного потенциала».
В середине февраля таблоидная газета Bild объявила, что русская армия вот-вот захватит Сувалкский коридор — маленький перешеек на границе Литвы и Польши, примыкающий к Калининградской область, чтобы следом оккупировать прибалтийские лимитрофы.
Мэттью Карничниг, корреспондент европейской версии Politico, так прокомментировал последний по времени словесный выпад 45-го экс-президента в адрес стран-членов Североатлантического альянса:
«На данном этапе практически неважно, победит ли (Дональд Трамп) на выборах в США. Европа осталась одна. Единственный вопрос, на который ответят результаты голосования, — это насколько быстро произойдет распад НАТО».
Вряд ли следует ожидать реализации этого сценария в ближайшем будущем. В конце концов, недаром генсек НАТО Йенс Столтенберг напоминал недавно о том, что Вашингтон и Брюссель должны быть готовы к «конфронтации с Москвой, которая продлится десятилетия».
При знакомстве с этим прогнозом возникают смутные сомнения, что Вашингтону придется по нраву (и по карману) поддержание даже в вялотекущем режиме конфронтации с Москвой на протяжении следующих десятилетий. Более убедительной становится версия Болтона, что наиболее хитроумные и дальновидные стратеги в американских элитах готовят США «на выход» из НАТО. Понятно, это может случиться только в очень удобный и подходящий момент.