Цитата: liv444.1 от 03.05.2024 21:27:43Рынок авиаперевозок в Советское время был доступен практически для любого "кошелька".
И основная масса летающих - это Отпускники. Гораздо меньше Командированных. Самый минимум - праздношатающихся.
Ну, например, из Сочи в Сургут и обратно "сгонять за нормальным пивом". Просто "За Пивом в Сургут и обратно".
Встретить человека, который ни разу не летал на самолете МГА - это было (но таки бывало) Очень Удивительным и Редчайшим Событием.
В месте моего нынешнего проживания, а это ни много ни мало Краснодарский край - это не просто норма, Удивительным является уже обратное.
А в Краснодарском крае Аэропортов нормально. С хода на память приходят крупнейшие: Краснодар Анапа, Геленджик и Сочи.
Камрад, немного дополню ваш образ "небесного СССР". На мой взгляд всё было несколько не так радужно.
Мы с семьёй в советское время всегда ездили
только на поездах. 1,5 суток в пути, 2 суток в пути... Отлично помню эти поездки. Самолёты были для нас непозволительной роскошью, хотя папа нормально зарабатывал, будучи офицером, мама фельдшер. Например авиабилет из Москвы в Сочи в начале 80-х стоил от 31 руб (в 85-86 стало 34 рубля). На четверых получается 124 рубля. Туда-обратно -
248 рублей. Это почти в 2 раза больше месячной зарплаты инженера, которая составляла 130-170 руб. Удобных быстрых аэроэкспрессов не было, так что еще обязательно такси (которое в советское время было значительно дороже чем современное Яндекс-такси, "наши люди в булочную на такси не ездят").
Летать мы начали только в 90-е.
Сейчас авиабилеты Москва-Сочи туда-обратно стоят от 6,3 тыс. рублей. Это
1/12 от средней зарплаты по РФ, 1/10 от средней зарплаты в Краснодаре/Сочи и 1/20 от средней зарплаты в Москве. Соответственно, на 4-х туда обратно можно слетать за 1/3 от среднероссийской зарплаты, сравните с 2 зарплатами в советское время.
Билет от Москвы до Владивостока в один конец обходился в 134 рубля, до Южно-Сахалинска - 150 рублей, до в Петропавловск-Камчатский - 178 рублей. Туда-обратно на одного человека - 268-356 рублей, практически
2 месячные зарплаты инженера (даже московского).
Сейчас авиабилеты Москва-Владивосток и Москва- Южно-Сахалинск туда-обратно стоят от 25 тыс. рублей. Авиабилеты Москва- Петропавловск-Камчатский стоят от 28 тыс. рублей туда обратно. Это
1/3 от средней зарплаты по РФ.
Получается, авиабилеты по отношению к зарплате на большинстве направлений сейчас дешевле в
3-6 раз по сравнению с советскими временами.
Пассажиропоток аэропорта г. Владивосток:
1980-е - до 1 (в 2023 "Аэрофлот" поставил рекорд - более 1 млн пассажиров во Владивосток, значит раньше было меньше)
2007 - 0,92
2009 - 0,99
2010 - 1,26
2011 - 1,46
2015 - 1,69
2016 - 1,85
2017 - 2,17
2018 - 2,63
2019 - 3,08
2024 -
3,1+ (прогноз, за первый квартал рост на 17%)
В августе 2023 был поставлен рекорд по кол-ву пассажиров в сутки в аэропорту Владивостока - 12164. Данных за советское время не нашёл, но раньше там был небольшой терминал, а прямые рейсы на Ил-62 из Москвы во Владивосток появились только с 1985.
"За Пивом в Сургут и обратно" из Москвы стоило в СССР 104 рубля, без учета такси. Понтануться, конечно, можно было, особенно шабашникам вахтовикам с северными надбавками. Но это очень дорого. Сейчас из Москвы в Сургут и обратно можно слетать за 12 тыс. рублей, 1/6 средней зарплаты по стране.
Москва-Калининград в один конец стоил 26 рублей, но достать билеты было нереально. Туда-обратно - 52 рубля, 1/2,5 средней зарплаты. Сейчас свободно покупаешь за 8-9 тыс. (1/9 средней зарплаты), и это с учётом облёта всяких Эстоний (2:45 в пути). Аэропорт Калининграда начал принимать Ту-154 только с 1987 года, Ту-154М - с 1993.
Пассажиропоток аэропорта Калининград, млн:
1980-е - менее 0,4 (основные рейсы были на Ту-134А)
2002 - 0,163
2003 - 0,115
2004 - 0,209
2005 - 0,311
2006 - 0,732
2010 - 1,024
2011 - 1,229
2012 - 1,188
2013 - 1,314
2014 - 1,460
2015 - 1,542
2016 - 1,571
2017 - 1,780
2018 - 2,149
2019 - 2,370
2021 - 3,911
2023 -
4,3002024 - 4,700 (прогноз, за первые 2 месяца 2024 рост на 10,3%)
У меня в советское время в школе вообще ни один одноклассник не летал на самолётах до 5-6 класса. Сейчас такое представить себе сложно, до 5 класса хоть раз в жизни летают практически все, а многие летают по несколько раз каждый год.
________________________________
В советское время, несмотря на все неудобства поездов (а тогда даже кондиционеров не было), люди на курорты со всей страны ездили в основном именно на поездах, а не летали на самолётах.
Пляжи в Сочи и в Крыму во времена СССР выглядели вот так:
Гостиничный фонд был переполнен, всё это хорошо показано в фильмах "Спортлото-82", "Дамы приглашают кавалеров", "Будьте моим мужем" и др. Кстати, во всех трёх фильмах главные герои приезжают на отдых
на поездах, а не прилетают на самолётах. Очень показательный момент.
То есть туристов в Сочи и Крыму в советские времена было даже больше чем сейчас, ехали со всех республик, а не только из РСФСР. Население СССР в 80-е было 270-287 млн, а пассажиропоток аэропорта Сочи в 1965 составлял 1,5 млн, в 1988 достиг пика в 4,4 млн, в 1990 сдулся до
2,3 млн.
Для сравнения, приведу пассажиропоток аэропорта Сочи и других курортных городов в современной России (население
152 млн).
Пассажиропоток аэропорта Сочи, млн:
1990 - 2,28
2013 - 2,43
2014 - 3,10
2015 - 4,10
2016 - 5,26
2017 - 5,69
2018 - 6,34
2019 - 6,77
2020 - 6,51
2021 - 11,07
2022 - 12,93
2023 -
13,9122024 - 14,50+ (прогноз, только за майские праздники будет 0,56 млн, на 6% больше чем в 2023)
Пассажиропоток аэропорта Анапы, млн:
1980-е - до 0,9 (в 2014 впервые преодолели 1 млн)
2005 - 0,504
2009 - 0,511
2011 - 0,523
2012 - 0,587
2013 - 0,740
2014 - 1,012
2015 - 1,180
2017 - 1,364
2018 - 1,501
2019 - 1,643
2020 - 1,813
2021 -
2,932Пассажиропоток аэропорта Геленджика, млн:
1980е - до 0,1 (принимал только лёгкие самолеты)
2010 - 0,129
2011 - 0,158
2012 - 0,187
2013 - 0,197
2014 - 0,236
2015 - 0,274
2016 - 0,273
2017 - 0,295
2018 - 0,295
2019 - 0,338
2020 - 0,483
2021 -
1,040Пассажиропоток аэропорта Краснодара, млн:
1985 ~ 3,0 (рекорд советских времен)
1998 - 0,907
2014 - 3,414
2017 - 3,498
2018 - 4,173
2019 - 4,642
2021 -
5,025 Пассажиропоток аэропорта Махачкалы, млн:
1980-е - до 0,3
2011 - 0,418
2014 - 0,421
2015 - 0,707
2016 - 0,869
2017 - 1,068
2018 - 1,295
2019 - 1,501
2020 - 1,137
2021 - 2,030
2022 - 2,509
2023 -
2,8002024 - 3,000+ (прогноз)
Аналогичный бум был и в аэропорту Симферополя до СВО, в 2021 там было
6,83 млн пассажиров, в 2022 пассажиропоток вырос бы до 7+ млн, если бы не закрытие аэропорта для гражданских рейсов на время спецоперации. Рекорд в советские времена составил 4,8 млн (в другие годы еще меньше).
Пассажиропоток аэропорта Симферополя, отмечающего в четверг 80-летие со дня основания, преодолел в 2015 году 5-миллионный рубеж, побив тем самым официальный рекорд конца 80-х годов прошлого века, сообщил РИА Новости директор аэропорта Евгений Плаксин.
"За 2015 год пассажиропоток аэропорта составил 5,018 миллиона. Есть непроверенная информация, что максимальный показатель был в 1991 году — 5,2 миллиона пассажиров, но в архивах документов нет. Все старожилы аэропорта помнят рекорд тех лет
4,8 миллиона. Мы встречаем 80-летний юбилей с хорошими показателями", — сказал он.
https://ria.ru/20160121/1362960850.htmlКак видите, в аэропортах Краснодарского края и Крыма (а также в Дагестане) пассажиропоток в современной России вырос в 3-4 раза по сравнению с пиковыми показателями времён СССР (когда туда ездили отдыхать люди со всех уголков 280-миллионной страны). А в некоторых аэропортах вроде Геленджика пассажиропоток вырос более чем в 10 раз.
Аналогично и по аэропортам Москвы и Питера.
Пассажиропоток аэропортов Москвы, млн:
1985 - до 30
1990 - 41,08 (Внуково, Домодедово, Шереметьево)
2019 -
103,55 (Внуково, Домодедово, Шереметьево, Жуковский)
Пассажиропоток аэропорта Санкт-Петербурга/Ленинграда:
1980-е - до 9
1990 ~ 10,0 (советский рекорд)
2009 - 6,758
2010 - 8,444
2011 - 9,611
2012 - 11,16
2013 - 12,85
2014 - 14,26
2015 - 13,50
2016 - 13,26
2017 - 16,12
2018 - 18,12
2021 - 18,03
2022 - 18,14
2023 - 20,40
2024 -
22,5+ (прогноз, за январь-март 2024 - 4,2 млн, на 8% больше чем в 2023)
Везде рост пассажиропотока
в 2,5-3 раза. И это при том, что в советские времена в Москву и Ленинград ехали со всей 280-миллионной страны. Но большинство опять таки ехали на поездах, а не летели на самолётах.
___________________________________
___________________________________
И ещё один интересный момент.
В 1970 году в СССР было всего чуть меньше 2 миллионов авто. Если точнее - 1 949 000 штук. Если вычесть автомобили такси и служебные машины, мы получим всего 1 395 300 штук личных авто. Примерно
5,5 машин на 1000 человек.
В 1985 году в СССР было около 12,5 миллионов автомобилей. То есть всего
45 штук на 1000 человек. В эти же годы в Японии на 1000 человек было 230 авто, а в США – 535.
Если смотреть количество легковых автомобилей по РСФСР, то получаются следующие цифры: 1970 - 724,0 тыс., 1980 - 4194,7 тыс. (
30,3 на 1000 населения), 1988 - 7671,3 тыс. (
52,5 на 1000 населения).
Сейчас в России 46,4 млн легковых автомобилей, плюс 4,2 млн легких коммерческих автомобилей и микроавтобусов. В среднем более
300 автомобилей на 1000 населения. Плюс появилось много широких скоростных шоссе, много новых мостов.
На те расстояния, где раньше летали на Ан-2 в течение 30-60 минут, теперь гораздо удобнее ездить на частных машинах.
Видно, что пассажирооборот российских авиакомпаний вырос с 1980-х по 2019
в 3 раза. То есть полноценных дальних авиаперелётов на турбореактивных лайнерах сейчас гораздо больше чем было в СССР даже в 80-е, что уж говорить про 70-е. Раньше на дальние расстояния ездили чаще на поездах из-за дороговизны авиабилетов (см выше расклады по ценам).