Цитата: Михаил Бack от 17.12.2015 17:25:09Псакизм рогового отсека... сердце кровью обливается... Ну сделайте усилие, очнитесь! Да, верно, если лист с одной стороны интенсивно охлаждать, а с другой малость нагревать, то лист охладится. Только причём тут "космический корабль"? Слыш, иго изнутре ничё не ахлаждаит. Повторяю: все НАСТОЯЩИЕ спускаемые аппараты проектируются в соответствии с НАСТОЯЩЕЙ физикой, то есть живучесть достигается за счёт минимизации площади (форма корпуса приближается к сферической) плюс абляционная обмазка. Никто/нигде/никогда не скручивал "корабли" типа этого дизайнерского шедевра из ролика "Американцы на орбите".
Цитата: Михаил Бack от 17.12.2015 17:25:09Псакизм рогового отсека... сердце кровью обливается... Ну сделайте усилие, очнитесь! Да, верно, если лист с одной стороны интенсивно охлаждать, а с другой малость нагревать, то лист охладится. Только причём тут "космический корабль"? Слыш, иго изнутре ничё не ахлаждаит. Повторяю: все НАСТОЯЩИЕ спускаемые аппараты проектируются в соответствии с НАСТОЯЩЕЙ физикой, то есть живучесть достигается за счёт минимизации площади (форма корпуса приближается к сферической) плюс абляционная обмазка. Никто/нигде/никогда не скручивал "корабли" типа этого дизайнерского шедевра из ролика "Американцы на орбите".
Цитата: Spirt от 17.12.2015 19:00:58Ещё, слышал где то, сферическая форма нужна чтобы капсула не скакала как "блинчик по воде" и можно было довольно точно рассчитать траекторию и предсказать место её падения.
Кста они до сих пор свои "конусы" используют или перешли "шаровидную форму"? Ведь если НАСАфилов послушать, то "конус" - шедевр однозначно + только дно мазать надо (экономия однако).
Цитата: ЦитатаМихаил Бack от 17.12.2015 18:04:02
У шара хреновато с аэродинамикой, конус имеет в этом смысле очевидные плюсы. Но обмазки на конус нужно больше, он получается тяжелее. Поэтому используемые СА имеют компромиссную форму, чтоб и стабильность полёта обеспечивалась, но и от сферичности далеко не отходить. Что до «американского конуса» середины прошлого века - если б он и правда летал, все только такой схемой и пользовались бы.
Цитата: ILPetr от 17.12.2015 09:26:30А она в основной своей массе не облизывает, а находится примерно во фронте ударной волны, т.е. на некотором расстоянии.
Солнце излучает во всех направлениях. Целиком и любой своей частью.
Смешно это Ваши перлы читать.
Цитата: ILPetr от 17.12.2015 21:17:59Абалдеть... Я бы сказал, друзья мои, что вы пребываете на пещерном уровне. Вот это что?
Цитата: Михаил Бack от 17.12.2015 20:04:02У шара хреновато с аэродинамикой, конус имеет в этом смысле очевидные плюсы. Но обмазки на конус нужно больше, он получается тяжелее. Поэтому используемые СА имеют компромиссную форму, чтоб и стабильность полёта обеспечивалась, но и от сферичности далеко не отходить. Что до «американского конуса» середины прошлого века - если б он и правда летал, все только такой схемой и пользовались бы.
Цитата: slavae от 17.12.2015 22:16:10То есть солнечные лучи, направленные из точечного источника, распространяются по отношению к наклонной плоскости на земле так же, как лучи, генерируемые плазмой вокруг спускающегося ведёрка? Правильно?
Цитата: Михаил Бack от 17.12.2015 22:37:56Простите мою пещерную тупость, не понял Вашего восторга. Я вроде и писал, что НАСТОЯЩИЕ машинки ничего общего с той ажурной конструкцией не имеют, с тем чудом кубриковского дизайна, у которого люк открывается наружу.
Или Вы считаете, что пепелацы на фотках не сферические? Уж точно ближе к сфере, чем к кубриковскому шедевру.
Цитата: Вадим Р. от 18.12.2015 01:36:19"Не всё так однозначно". Злые языки говорят, что форма нашего "Союза" оптимизирована именно под устойчивость спуска. Вкупе со смещённым центром тяжести к донышку, он имеет при входе в атмосферу только одно устойчивое положение - штатное. Т.е., под каким бы аварийным углом крена/тангажа он не начал спуск, под действием силы сопротивления воздуха однозначно развернётся сам в штатную ориентацию. Максимум, что грозит космонавтам в аварийном спуске - повышенные перегрузки на баллистической траектории. Американские же конусы якобы имеют две стабильные точки ориентации: штатная, донышком вперёд и нештатная, конусом вперёд. Нештатная ориентация СА при спуске однозначно приведёт к его разрушению. Т.о. американцы опять якобы играли в гусарскую рулетку с теорией вероятности.
Цитата: ЦитатаДля КК «Восток» были приняты сферическая форма и баллистический спуск. Особенностью сферической формы является то, что суммарная аэродинамическая сила всегда проходит через геометрический центр, и на всех режимах полета уверенно обеспечивается статическая устойчивость СА. Для КК «Меркурий», также снижавшихся по баллистической траектории, была принята форма с передним сферическим сегментом, боковой конической поверхностью (полуугол конуса 20°) и цилиндром в хвостовой части (см. рис. 3.7, а). Аналогичную форму имела и возвращаемая капсула КК «Джемини», но путем смещения центра тяжести она была сбалансирована на угле атаки, соответствовавшем аэродинамическому качеству около 0,2.
В процессе подготовки к работам по кораблю «Союз» в нашей стране были проведены проектно-теоретические исследования СА различных форм и их возможностей, направленные на поиск наиболее рациональных методов спуска и приземления. Рассматривались СА баллистического спуска и с аэродинамическим качеством в широком диапазоне, включая крылатые схемы, а также изучались особенности вертикального и горизонтального (самолетного) способов посадки. Исследования показали необходимость управления движением в атмосфере, достаточность аэродинамического качества около 0,3 как для спуска с орбиты, так и для входа в атмосферу со второй космической скоростью, нерациональность использования в целях возвращения экипажа на Землю крылатых схем в силу больших потерь масс на их реализацию. В результате исследований для КК «Союз» был принят управляемый спуск с малым аэродинамическим качеством и вертикальный способ посадки. Анализ вариантов аэродинамической компоновки завершился выбором формы спускаемого аппарата типа «фара» (рис. 3.15,а), передняя поверхность которой представляла собой сферический сегмент, а коническая боковая плавно переходила в донную полусферу. При этом было решено балансировочный угол атаки обеспечивать весовым эксцентриситетом, а управление движением - разворотами по крену. Одновременно был работай способ перехода в баллистический спуск путем крутки СА.
Аналогичные принципы были независимо разработаны американскими специалистами и положены в основу решений по спуску КК «Аполлон». Форма его командного отсека (рис. 3.15,6) также имела переднюю сегментальную поверхность и боковой конус, но с увеличенным углом полураствора, и обеспечивала аэродинамическое качество около 0,45. Спускаемые аппараты КК «Союз» и «Аполлон» относятся к аппаратам малого аэродинамического качества.
Рис. 3.15. Форма спускаемых аппаратов КК «Союз» (а) и КК «Аполлон» (б)
Осесимметричные формы с передним сферическим сегментом получили название сегментальных. Наиболее характерным примером их применения является СА кораблей «Союз» и «Аполлон». У них радиус кривизны переднего сегмента (см. рис. 3.15) примерно равен диаметру миделя, что обеспечивает при сверхзвуковых скоростях высокий коэффициент сопротивления и хорошую статическую устойчивость при балансировочных углах атаки, но существенно отличаются формы боковой и донной поверхности. Малый угол полураствора конуса СА корабля «Союз» в сочетании с развитой верхней сферической поверхностью дает высокий коэффициент объемного заполнения (отношение объема в степени 2/3 к площади миделя) и позволяет получить круговую статическую устойчивость. Форма СА корабля «Аполлон», проигрывая в этом плане, имеет затененную боковую поверхность, что повышает аэродинамическое качество и улучшает условия защиты от нагрева. Обе формы СА проверены при спусках с первой и второй космическими скоростями и подтвердили рациональность их применения.
Цитата: Цитата— Спускаемые аппараты всех американских кораблей имели форму конуса — «Меркурий» и «Джемини» с углом около 55 градусов, а «Аполлон» — более 60 градусов. У «Союза» форма иная, это дало какие-нибудь преимущества?
— В целом, мне кажется, да. У «Аполлона» было несколько выше аэродинамическое качество. Но, с другой стороны, у «Союза» лучше использовался объем, меньше потребный запас топлива на ориентацию при спуске, проще задача размещения оборудования.
Цитата: ЦитатаТепловая защита
Для защиты СА от аэродинамического нагрева применяются твердые материалы, достаточно стойкие к тепловому и механическому воздействию потока и образующие вместе с тепловой изоляцией внешний слой конструкции СА; этот слой называюттепловой защитой, а материалы -теплозащитными.
Среди возможных вариантов тепловой защиты следует назвать излучательные системы, системы с теплопоглощением и абляционные системы. Излучательные системы основаны на применении внешней тонкой оболочки из высокотемпературного материала, которая, будучи нагретой, излучает в пространство тепло, уравновешивающее поток тепла от аэродинамического нагрева. Максимальная допустимая рабочая температура материала оболочки ограничивает условия применения тепловой защиты по поступающему потоку тепла. Защита такого типа была использована на КК «Меркурий», боковая коническая поверхность которого была покрыта черепицей из никель-кобальтового сплава толщиной 0,4 - 0,8 мм со слоем теплоизоляции под ней.
Системы с теплопоглощением не только излучают тепло, но и накапливают его в материале, теплоемкость которого должна быть высокой, а слой толстым. Такая система применялась на КК «Меркурий» в более теплонапряженной зоне на боковой цилиндрической поверхности с использованием пластин из бериллия толщиной около 5,5 мм.
Абляционные системы (абляция - потеря массы при нагреве) допускают разрушение внешнего слоя и частичный унос массы тепловой защиты. Происходящие при этом процессы сложны и зависят от применяемого материала. При использовании органического пластика его внешний слой под воздействием тепла подвергается пиролизу, в результате чего появляется коксовый остаток и выделяются газообразные продукты. С течением времени коксовый слой увеличивается и зона разложения опускается в глубину материала. При разложении пластика поглощается значительная часть поступающего тепла, образующиеся газы вдуваются через пористый остаток в пограничный слой, деформируя его. и снижая конвективный поток, а высокотемпературный коксовый слой, кроме того, излучает тепло. Процесс сопровождается уносом части коксового слоя из-за механического воздействия со стороны потока и догоранием газообразных продуктов. Теплоизоляция корпуса СА обеспечивается непрококсованным слоем абляционного материала и слоем легкого теплоизолятора, если он установлен под первым.
Применяют комбинированные и сублимирующие абляционные материалы. В первом случае в материал вводится наполнитель (например, стеклянный), который усиливает коксовый слой, а на поверхности плавится и частично испаряется. Материалы такого рода имеют повышенную плотность и прочность. Сублимирующие материалы (например, типа фторопласта) не образуют коксового остатка, при нагреве переходят из твердой фазы в газообразную и имеют относительно низкую температуру сублимации и малый теплоотвод излучением.
Абляционные материалы применялись для лобовых теплозащитных экранов всех СА, а также на боковой поверхности СА всех отечественных КК и американского КК «Аполлон». В частности, на спускаемом аппарате КК «Союз» лобовой щит выполнен из абляционного материала с наполнителем в виде асбестовой ткани, а боковая теплозащита представляет собой трехслойный пакет из сублимирующего материала типа фторопласта, плотного абляционного материала типа стеклотекстолита, создающего прочную оболочку, и теплоизолятора в виде волокнистого материала с легкой связующей пропиткой. При этом поперечные срезы теплозащиты (люки, стыки и т. д.) закрыты окантовками из плотного абляционного материала. Такая теплозащита проста по конструкции и технологична.
На КК «Аполлон» использовался абляционный материал, которым заполнялась сотовая конструкция на основе стеклоткани, приклеенная к корпусу СА.
Толщина тепловой защиты по поверхности СА, как правило, неравномерна и выбирается с учетом распределения тепловых потоков и заданной температуры корпуса СА. Так, на КК «Аполлон» толщина защиты лежит в диапазоне от 8 до 44 мм.
В конструкции теплозащиты должны учитываться свойства материалов в части линейных расширений при нагреве.
Цитата: Цитата— Вы, конечно, знаете, Константин Петрович, как настойчиво тем, кто рассказывает с трибуны о полетах в космос, задается вопрос: когда Советский Союз направит своих космонавтов на Луну?— Всюду я отвечаю на этот вопрос одинаково — вопросом: зачем делать в космосе то, что уже сделано другими, когда есть огромное количество других, нерешенных задач? Если уж делать, то на новом, существенно более высоком уровне. Если говорить о Луне, то это значит: не имеют смысла теперь кратковременные экспедиции туда и с теми же радиусами действия на лунной поверхности.— Американские космонавты находились на Луне до трех суток и отъезжали от корабля на луноходе на расстояние до четырех километров. Разве этого мало?— Для современных исследовательских задач очень мало. Вот если бы на Луне работала станция хотя бы месяц-два, а удаляться можно было бы на десятки и сотни километров, это имело бы смысл. Но и стоимость создания таких средств была бы очень высока.— Эта задача не по плечу современной технике?
— Вполне по плечу, если поставить такую цель. Но мы с вами уже выяснили, что просто техническое решение теперь уже никого не интересует: нужны цели достаточно практичные и значимые — научные, народнохозяйственные. А вот таких целей в освоении Луны пока не видно. Тем более в соотнесении их с потребными затратами.
Цитата: ILPetr от 17.12.2015 10:22:30Я действительно не понимаю почему "чем более площадь поверхности, тем печальнее картина". Вот совершенно не понимаю что печального если вместо "порядка мегаватта на квадратный метр" будет приходиться порядка двух мегаватт на 2 квадратных метра.
Ну и мегаватт на м2 меня не пугает - это ведь Ваша фантазия.
Берем для примера Аполлон?:
И что видим? плотность теплового потока в среднем не превышала 9 ватт на см2 или 90 кВт/м2.
Вспоминаем ранее приведенные характеристики теплоотражающего костюма ТОК-200:
Устойчивость к тепловому потоку в 18 кВт/м2 - 600 сек.
Отчего меня должны пугать 90 кВт/м2 в "молибдено-титановой" американской космонавтике, если костюм для рабочих сталелитейных предприятий легко выдерживает сравнимый по интенсивности поток?
Цитата: OlegK от 18.12.2015 08:40:42Вот еще из "Космических аппаратов" про теплозащиту:/.../
Защита такого типа была использована на КК «Меркурий», боковая коническая поверхность которого была покрыта черепицей из никель-кобальтового сплава толщиной 0,4 - 0,8 мм со слоем теплоизоляции под ней.
/.../
Где же про "консервные банки"?
Цитата: OlegK от 17.12.2015 13:34:04Вы полагаете, что возможна дискуссия, когда одна сторона начинает употреблять "усиливающие" эпитеты типа "жестяного ведра", "камни с помойки" и проч.? Кстати, Вы визуально способны определить тип материала по фотографии ("жестяное")? Хиромантией не увлекаетесь.
ЗЫ. СА Джемини стоят в музеях и теплозащита зафотана по самое не могу на макрофото. Откуда дровишки про "жестяное ведро"?
Цитата: polak от 18.12.2015 12:37:24Вспомнился бородатый анекдот:
"-Товарищ старшина, а крокодилы летают?
-Нет, не летают!
-А вот комзвода говорит, что летают!
-Ну да, конечно летают, только очень низко... сантиметров 20 от земли"
Цитата: OlegK от 18.12.2015 09:00:09Еще приведу кусок о высказываниях по поводу экспедиций на Луну:
Цитата: OlegK от 18.12.2015 08:33:02К.П. Феоктистов вот в этой книге
пишет:
http://kpmat.narod.ru/st015.htm
Фектистов ничего эдакого тут не видит, а у Вас значит "гусарская рулетка".