Цитата: Кот Мудраго от 04.08.2021 09:39:02ПРОДОЛЖЕНИЕ
Аполлон 10: Генеральная репетицияЭкипаж Apollo 9 продемонстрировал готовность всех основных компонентов Apollo; однако допустимые пределы ошибки в первой посадочной миссии были очень малы, и, опять же, проблема с весом LM вынудила изменить планы. Экипаж Аполлона 10 состоял из командира Тома Стаффорда, пилота командного модуля Джона Янга и пилота лунного модуля Джина Сернана.
Когда 13 ноября 1968 года было объявлено об их выборе, в пресс-релизе НАСА были перечислены возможные миссии, варьирующиеся «от операций на околоземной орбите до полета на лунную орбиту». Однако Джин Сернан говорит, что всегда была вероятность того, что судьба может передать им первую посадку, и только 24 марта - через одиннадцать дней после приводнения Аполлона-9 - директор программы Аполлон, генерал Сэм Филлипс, решил, что Аполлон 10 будет запущен в качестве репетиционной миссии на лунную орбиту.
Посадка на Луну была сложной задачей, и, хотя процедуры были пересмотрены и отработаны бесчисленное количество раз в симуляторах, ничто не могло сравниться с выходом на лунную орбиту, а затем полетом почти на поверхность, чтобы убедиться, что все - двигательные системы, системы наведения, радиолокации и связи - были готовы к фактической посадке. Спустя двадцать с лишним лет спустя Джек Шмитт говорит, что не сомневается в том, что генеральная репетиция была бы проведена, что бы это ни значило с точки зрения соблюдения крайнего срока Кеннеди. Однако в своей книге «
Несение огня» Майкл Коллинз говорит, что, если бы это было его решение, он отложил бы Apollo 10 до тех пор, пока приземляющийся LM не был готов к вылету Стаффорда и Сернана. Конечно, было много разговоров и дебатов, прежде чем было принято окончательное решение провести последнюю репетицию.
По словам Джина Сернана, «когда меня назначили на« Аполлон 10 », я помню, как Стаффорд сказал мне: « Знаешь, это зависит от того, как работает оборудование, но мы можем быть первыми парнями, которые высадятся на Луне ». И мы отправились в этот полет, не зная, будем мы или нет. Аполлон 10 не был предназначен для генеральной репетиции до тех пор, пока у LM-5 не возникнут проблемы. LM-5 был более легким LM, который мог бы лететь на Аполлоне 10. Аполлон-8 не летал без него, и который в конечном итоге полетел на Аполло-11. Это было не менее двух месяцев назад, и именно в то время обсуждались вопросы: «Ждем ли мы LM и возьмем Аполлон-10 полностью на поверхность».
В конце концов, если мы собираемся пройти через риск запуска и TLI и уйти на четверть миллиона миль и спуститься на некоторое расстояние над поверхностью, почему бы не взять на себя остальной риск и не приземлиться. Подождем, пока LM сможет это сделать. Другая теория гласила: «Что ж, давайте рассмотрим это шаг за шагом. Давайте преодолеем все эти риски, но давайте просто не будем брать на себя «большой риск» и выносить их на поверхность ».
И мы, команда, обсуждали, в частности Стаффорд, в каком направлении двигаться дальше. И я думаю, что Том был склонен, когда LM-5 соскользнул и появилась возможность отправиться на Аполлон-10, подумать, что это было то, что нужно сделать. Том не был так категоричен в том, чтобы первым попасть на Луну. Он никогда не смотрел на это так. Он хотел сделать то, что было лучше всего, чтобы иметь скоординированную, спланированную программу. И когда он участвовал в этих обсуждениях, я думаю, он был склонен соглашаться с людьми, которые говорили: «Пусть».
Стаффорд, Янг и Сернан были запущены с Земли 18 мая 1969 года; и, проведя пару часов на околоземной орбите, проверяя все системы космического корабля, они запустили двигатель третьей ступени Сатурна V, чтобы отправить их к Луне. Как и в случае с «Аполлоном-8», они летели по так называемой траектории «свободного возврата», по которой они облетели бы обратную сторону Луны, а затем, если двигатель служебного модуля не сработал, прямиком обратно на Землю. Однако, как и во всех миссиях Аполлона, двигатель служебного модуля работал отлично. Когда экипаж развернулся вокруг обратной стороны Луны, пролетев всего 60 морских миль (110 километров) над центром дальнего края Луны, они запустили двигатель примерно на четыре минуты и вышли на лунную орбиту. Двадцать минут спустя они обогнули восточный край Луны и восстановили радиосвязь с Землей. Время их повторного появления было всем, что требовалось для подтверждения их нахождения на запланированной орбите.
В течение следующих нескольких часов Стаффорд и Сернан проверяли LM. Затем, после ночного отдыха, они отделились от Янга и на Дальнем берегу запустили спускаемый двигатель на тридцать секунд и вышли на орбиту, которая могла бы спустить их на высоту 47000 футов над точкой в 300 милях к востоку от запланированной посадки Аполлона-11.
Когда они приблизились к нижней точке своей орбиты, они подошли достаточно близко к поверхности, чтобы проверить радар LM и провести визуальный осмотр местности на случай, если она понадобится в качестве резервной площадки для первой посадки. Затем, вместо того, чтобы запустить спускаемый двигатель против их поступательного движения для посадки, они запустили его в противоположном направлении и вырвались на новую орбиту, которая выведет их на 190 морских миль над Дальней стороной, а затем обратно вниз для последнего прохода. ,
Два часа спустя, в конце очередного лунного витка, Стаффорд и Сернан были готовы репетировать восхождение и встречу. Снова пролетев низко над юго-западным углом Моря Спокойствия, они выбросили ступень спуска и запустили двигатель подъема примерно на 15 секунд, а вскоре после этого совершили идеальное рандеву с Янгом. Почти все прошло идеально. Был один тревожный момент, когда во время постановки Стадия Восхождения начала вращаться и качаться. Как выяснилось, переключатель управления маленькими управляемыми ракетами был установлен неправильно, и Стаффорду потребовалось восемь долгих секунд, чтобы восстановить контроль над космическим кораблем и затем запустить подъемный двигатель.
«Я видел, как лунный горизонт уходил примерно семь или восемь раз за десять секунд», - говорит Сернан. «Это вызывает у вас шевеление волос. Именно тогда я сказал:« Сукин сын, что, черт возьми, случилось? »
Когда мы инсценировали (отделили стадию восхождения от стадии спуска), нам нужно было сделать ряд вещей, включая изменение программ в PGNS и изменение положений переключателей. На этом позднем этапе, через двадцать пять лет после того, как это произошло, ни Том, ни я не можем быть уверены, но, когда пришло время перейти к этапу, на PGNS (дисплей) вспыхнуло какое-то изменение программы, и я подтвердил это со своего правого сиденья ... или был какой-то переключатель (фактически, переключатель управления режимом AGS), который нужно было изменить, и я его поменял. И я готов поспорить, что, если бы мы могли воссоздать тот момент в истории - а я думаю, что Том сказал бы то же самое, - я поставил переключатель в новое положение, и Том переместил его обратно в старое положение. Его действие заключалось в перемещении переключателя. Я уже сделал это за него. Но он этого не знал, и когда он повернул переключатель, он просто вернул его на место. И, по сути, мы создали проблему.
«Когда космический корабль начал вращаться, ни один из нас не понял, что сделал другой. И поэтому мы посмотрели на неисправное программное обеспечение, мы посмотрели на застрявшие двигатели, мы посмотрели на все виды вещей. Это произошло прямо в момент постановки и Боже мой, это был не пассивный момент, это был активный момент. И мы сделали несколько диких круговоротов (максимальная скорость движения составляла 19 градусов в секунду по тангажу и более 25 градусов в секунду по рысканью и крену). думаю, что Том, вероятно, заглушил это менее чем за двадцать секунд (на самом деле, в течение восьми секунд после постановки). Довольно быстро. Он справился с этим очень хорошо. Но, возможно, это та область, в которой мы недостаточно тренировались. И я проходил через процедуры, и я сдвинул переключатель. И я не помню, должен ли я это делать или нет. И вот что произошло.
«Эта проблема не могла и не могла бы возникнуть на лунной поверхности, потому что, если бы мы были готовы выступить на лунной поверхности, мы бы посмотрели на все переключатели. Мы были очень дотошны. На Аполло-17 мы были готовы За 30 минут до часа. Мы просматривали контрольный список более одного раза. Мы бы проверили все переключатели. Так что эта проблема не имела отношения к постановке на поверхность. Но когда мы прибыли на Аполлон 17, возникла проблема невидимой линии на правом краю PGNS, и я сказал Джеку: «Никогда - никогда, никогда, никогда, никогда, никогда, никогда - не касайтесь чего-либо слева от этой линии, если я не знаю об этом.' И я сказал это потому, что однажды я был на его стороне и коснулся переключателя. Мы с Томом действовали более взаимозависимо, возможно, чем мы с Джеком, и я не хотел, чтобы Джек опередил меня, щелкнул выключателем, и с нами случилось то же самое, что случилось со мной и Томом. И это было моим неписаным правилом. И это не имело ничего общего со способностями Джека, потому что Джек знал компьютер, он знал системы. Он был выдающимся пилотом лунного модуля. Просто во времена динамических действий и противодействий, когда люди пытаются помочь друг другу, они могут чрезмерно помогать друг другу. Как на Аполлоне 10. И поэтому было правило: «Джек, не трогай ничего слева от правого края PGNS». И это сработало отлично ».
Как только Стаффорд и Сернан восстановили контроль над LM, они запустили Ascent Engine и, двумя витками позже, встретились и состыковались с Янгом в командном модуле. На другой орбите позже, после того, как Стаффорд и Сернан благополучно вернулись в командный модуль, они выбросили LM, который Хьюстон затем отправил на солнечную орбиту с последним запуском его двигателя.
После хорошего ночного сна и дня на орбите для
отслеживания ориентиров экипаж Аполлона 10 вернулся на Землю. Хотя экипаж Apollo 10 столкнулся с проблемами во время миссии, они не мешали испытательным полетам. Важным моментом является то, что не было никаких остановок, и конечный результат репетиции «Аполлона-10» состоял в том, что теперь все готово для попытки приземления на «Аполлон-11».
Отредактировано: Кот Мудраго - 04 авг 2021 10:10:41
Цепной пес здравого смысла (С)