В данный исторический период среди церковных людей особо почи-
таемы были не столько известные городские монастыри, сколько
находящиеся на удалённом расстоянии от Москвы. Среди них осо-
бо значимым был Волоколамский монастырь, который основал ученик
преподобного Пафнутия Боровского преподобный Иосиф, известный
как Иосиф Волоцкий. Монастырь был основан им в 1479 г. Преподоб-
ный Иосиф ввёл общежительный устав для иноков монастыря. Несмо-
тря на значительные богатства обители, монахи жили по уставу, кото-
рый предписывал строгие общежительные правила, касавшиеся в том
числе пищи (она должна была быть простой и умеренной), одежды
(должна была быть грубой и простой). В кельях не вешали замков, по-
скольку там не держали ничего, кроме икон, книг и крайне простого
облачения.
Независимо от чина и звания, в монастырских работах участвова-
ла вся братия. В церковь приходили по первому звону, стояли и моли-
лись на протяжении всей службы. Обедали послушники после литургии
безмолвно, слушая назидательное чтение. После повечерия каждый от-
правлялся в свою келью. Женщинам и детям вход в обитель был за-
прещён. Были иноки, которые не ограничивались исполнением общих
монастырских правил, а брали на себя дополнительные обязанности:
носили власяницу, тяжёлые вериги, совершали по тысяче поклонов в
день, проводили всю ночь в молитве. Заботясь о своей обители, препо-
добный Иосиф никогда не отказывал в помощи обращавшимся к нему
жителям окрестных деревень: отдавал крестьянам семена для посева,
давал деньги для покупки земледельческих орудий, домашнего скота
и др. Во время бедствий в голодные годы он открывал житницы мона-
стыря для голодающих, а когда истощались запасы, делал займы. Для
бедствующих странников он построил богарадный дом при входе в оби-
тель с церковью в честь Введения во храм Божией Матери. Обитель
ежедневно кормила до семисот человек. В монастыре погребали всех
странников, служили по ним обедни и панихиды. Волоколамский мона-
стырь и после смерти преподобного Иосифа процветал и был одним
из самых значимых для Русской Церкви. В течение последующих пя-
тидесяти лет из Волоколамского монастыря вышли известные иерархи:
Даниил, митрополит Московский; архиепископы Ростовский Вассиан II
(1506—1515 гг.), младший брат Иосифа Волоцкого; Казанские Гурий, Гер-
ман и др.
Славилась в XVI в. и Соловецкая обитель Беломорского края. Ос-
нование ей положили в конце XV в. преподобные Герман и Савватий.
В XVI в. в ней подвизался в качестве игумена (1548—1566 гг.) священно-
мученик Филипп, впоследствии митрополит Московский, который мно-
го сделал как для внутреннего благоустройства монастыря, так и для
внешнего.
Белозерский край прославил также преподобный Нил Сорский
(1433—1508), полюбивший «скитское житие». Вблизи лавры преподоб-
ного Кирилла Белозерского он устроил себе келью. Однако, стремясь к
более уединённой жизни, он удалился на место низменное и болотистое
на реке Соре, или Сорке, в 25 верстах от города. Там он поставил часов-
ню и хижину для проживания. Прознав о его духовном подвижничестве,
к преподобному стали приходить другие иноки. Он принимал послушни-
ков с условием, чтобы и они жили скитниками. Для пропитания братии
он построил недалеко мельницу, а чтобы все вместе могли в празднич-
ные и воскресные дни собираться на молитву, построил деревянный
храм. Для руководства братией преподобный написал подробный Устав
скитского иноческого жития по образцам восточных скитских уставов.
Так была основана Нило-Сорская пустынь, прославившаяся строгостью
устава и отшельническими подвигами своего основателя.
В Олонецком крае самым значимым был Троицкий Александро-
Свирский монастырь, основанный преподобным Александром Свирским
(1448—1533). Преподобный родился в селе Мандере Олонецкого края
на реке Ояти. В монахи он постригся в возрасте 26 лет и более 13 лет
провёл в Валаамской обители. В 1487 г. он возвратился в свой север-
ный край и поселился на озере Рощинское в шести верстах от реки
Свири. В совершенном уединении он жил семь лет. В 1508 г., когда к
нему стала собираться братия, недалеко от своей хижины Александр по-
строил церковь во имя Пресвятой Троицы, сначала деревянную, затем,
в 1533 г., каменную.
Согласно преданию, преподобный Александр Свирский — единствен-
ный русский святой, которому явилась Святая Троица. Скончался пре-
подобный на 85-м году жизни в 1533 г.
В начале XVI в. был основан и прославивший Вологодскую землю
Корнилиев Комельский монастырь.
Преподобный Корнилий (1457—1537), основатель монастыря, про-
исходил из богатого и знатного рода Крюковых, проживавших в Ро-
стове. С юных лет он стал служить в Кирилло-Белозерском монастыре,
потом проходил послушания в других обителях. В 1497 г. Корнилий
пришёл в глухие и непроходимые комельские леса в 45 верстах от
Вологды. В случайно найденной старой хижине разбойников он уеди-
нился для подвижнической жизни. Через четыре года на этом месте
им был устроен Введенский храм Пресвятой Богородицы, для слу-
жения в котором преподобный был рукоположен митрополитом Си-
моном (1501). После череды расширений обители в 1517 г. был на-
писан подробный общежительный устав, регламентирующий строгий
порядок в монастыре. Для больных и странников построили больницу
и странноприимный дом. После того как место было обустроено для
иноческой жизни, преподобный поручил управление монастырём две-
надцати старцам и с одним из своих учеников, Геннадием, удалился в
костромские леса, где основал Геннадиевский монастырь. Позднее пре-
подобный Корнилий переселился в Кирилло-Белозерский монастырь.
До самой своей смерти в 1537 г. Корнилий вёл праведную жизнь в
уединении.
После кончины преподобного в обители оставалось до 90 человек
братии. Некоторые его ученики стали основателями других обителей.
Таким образом, новые монастыри на вновь освоенных территориях
Московского государства распространяли христианство среди разных на-
родов и народностей: лопарей, зырян, карелов и др., что способствова-
ло их интеграции в русскую культуру и духовному просвещению. Кроме
того, происходило освоение диких лесов, невозделанных земель, по-
скольку возле монастырей создавались поселения, осваивались новые
ремёсла, виды хозяйствования. С целью христианизации населения
были созданы монастыри в Казанском и Астраханском ханствах, когда
они были присоединены к России.
Были и монастыри, воздвигнутые благочестивыми царями и боя-
рами, некоторые по обету, некоторые в память явления чудотворных
икон. Так, после взятия Смоленска Василий III основал в Москве Но-
водевичий монастырь; по случаю рождения сына Фёдора царь Иван IV
основал Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском, а после
взятия Казани — Благовещенский в Муроме. В знак благодарности
Богу за полученные от царя Ивана Грозного вотчины боярин Строга-
нов построил Пыскорский монастырь. Тихвинский монастырь в Яро-
славле основан в память явления чудотворной иконы Божией Матери
и др.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:02
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?