На моей памяти впервые целый госсекретарь сверхдержавы публично, накануне Международного женского дня, вводит санкции против гражданина Украины. Ну и Израиля, конечно. Санкционный текст немного по-дебильному написан: за коррупционную деятельность на посту губернатора Днепропетровской области в 2014-2015 гг. Выходит, только сейчас в Вашингтоне поняли, что именно натворил Коломойский в начале «революции достоинства». Почему именно за это как бы поплатился Игорь Валерьевич? Ведь все мы прекрасно знаем, что произошло в те годы. Олигарх грудью стал на защиту Днепропетровска от экспансии агрессивного «русского мира». Город наводнили экзотические на то время для местных жителей «патриотические бригады», устроившие небольшой, но хорошо организованный террор. Повсюду были развешаны «креативные» баннеры, обещавшие $10 000 за «голову» сами понимаете кого. Более того, «ПриватБанк», который на то время находился в собственности Коломойского, опубликовал подробный прайс на танки, орудия, БТРы и прочие виды вооружения, а также «живой силы противника», за которые Беня обещал выплатить вознаграждение.
Кто его назначил на пост губернатора? Опять же файлы не горят, мы все помним. Юлия Тимошенко «откинулась» на волю из Харьковской больницы железнодорожников. Она неправильно просчитала ситуацию и подумала, что теперь является хозяйкой страны. Несмотря на провал во время своего легендарного выступления на майдане в инвалидной коляске и в лечебных лабутенах.
Формальные основания для подобного заблуждения у нее были. Вечный «оруженосец» Тимошенко — Александр Турчинов занял пост и спикера, и президента. Сергей Пашинский, который больше года держал палаточный городок возле старого здания Печерского суда на Крещатике под лозунгом «Свободу Юле!», получил пост главы администрации президента. Можно было как бы «банковать». Тем более что обстановка была нервная, все ждали колонны российских танков со стороны Чернигова.
Именно у Тимошенко родилась идея отдать критические области — Донецкую, Луганскую, Одесскую, Харьковскую, Днепропетровскую — на откуп олигархам. Чтобы они там любыми способами «навели порядок». Даже предлагали Вадиму Новинскому поехать в Крым и порешать там все вопросы с «зелеными человечками». Благо он был избран в Раду от Севастополя. Только Коломойский с энтузиазмом принял предложение. Остальные собратья Бени по цеху олигархов тупо отморозились. Осторожный и пугливый Ринат Ахметов делегировал на Донецкую область Сергея Таруту. Его было абсолютно не жалко. Тарута вырыл знаменитый «противотанковый ров», и, в принципе, на этом отражение агрессии закончилось.
Зато Игорь Валерьевич развернулся во всех направлениях. Будущие «порохоботы» восхищались его «решительными действиями». Особенно в Одессе, где на деньги Коломойского Андрей Парубий с товарищами устроили «праздничный шашлык». Мы все помним. Беню тогда ласково называли «жидобандеровцем». Он не обижался. Даже носил футболку с этой надписью. И автомат Калашникова на правом плече. СМИ, ориентированные на Госдеп, пели оды «мужественному защитнику Отечества». Через шесть лет госсекретарь Блинкен назвал деятельность Игоря Валерьевича «подрывом веры в демократические ценности».
Понимаю, почему так получилось. Бюрократическая машина Госдепа подвела Коломойского под категорию Section 7031 (c): наложение санкций на госчиновников, замешанных в коррупции. Единственный раз в жизни, когда Беня был чиновником, — это именно губернаторство. Альтернативным основанием для санкций являлось «вмешательство в американские выборы 2020 года». Но по этой категории проходили представители «организованной группировки агента ФСБ с более чем десятилетним стажем» Андрея Деркача (народный депутат, внефракционный). В том числе бывший сотрудник Коломойского, а ныне депутат Александр Дубинский и бывший высокопоставленный руководитель Генпрокуратуры Константин Кулик, которого также связывают с Игорем Валерьевичем. «Пристегнуть» олигарха к группе «агентов ФСБ» — это еще более безумная идея, чем коррупция на госдолжности.
Тем более что невозможно найти период в жизни Коломойского, когда он не занимался коррупцией, не подкупал суды, не участвовал в рейдерских захватах, не кошмарил своих конкурентов и так далее. Человек жил, что называется, на полную. Под шумок агрессии он откачал из трубы технологическую нефть, которую переработал на своих НПЗ, а полученный бензин продал на своих же заправках. Плюс получил возврат НДС, поскольку по документам нефтепродукты были экспортированы в виде полезной, относительно свежей воды. Более того, Коломойский умудрился «подарить» дизельное топливо для украинских танков, отражающих вторжение России. Потом выяснилось, что не подарил, а продал по завышенной цене. Причем продал то, что не смог реализовать в сети заправок по причине низкого качества. Поэтому американцы не ошиблись. В любой момент времени Игорь Валерьевич непрерывно подрывал «веру украинского народа в демократические ценности». Но по итогу получилось смешно: санкции наложены за самый патриотический период в жизни олигарха.
После избрания президентом Петра Порошенко Коломойский попал в разряд «занозы в заднице» международного уровня. Точнее, уровня контактов между Порошенко и вице-президентом США Джо Байденом. Ровно шесть лет назад, в марте 2015 года, разразился мощный конфликт по поводу робкой попытки американцев и Петра Алексеевича отобрать у Игоря Валерьевича его основную «дойную корову» — «Укртранснафту». Реакция олигарха была мгновенной. Группа «неизвестных людей» в камуфляже стала возводить вокруг здания компании в Киеве забор из металлических конструкций. На место разборок прибыл сам Игорь Валерьевич, который с ходу послал на... корреспондента «Радио «Свобода» Сергея Андрушко: «Мы тут освобождали от русских диверсантов здание «Укртранснафты», а ты со своей «Свободой» меня караулишь, как... телка неверного мужа».
Понятное дело, никаких «диверсантов» не было. Коломойский прекрасно знал, кто за всем стоит. Поэтому и обматерил представителя госдеповского СМИ. Андрушко, кстати, единственный нормальный журналист из этой конторы. Да, тупой. Зато может сутками сидеть в кустах в засаде перед офисом президента. На морозе. Его била охрана Ющенко, Януковича и даже лично Порошенко. Но это так, к слову. Я же за справедливость.
Тогда в конфликт с «Укртранснафтой» пришлось лично вмешаться послу США в Украине Джеффри Пайетту. По итогам личных переговоров посла с Игорем Валерьевичем ситуацию заморозили. Причем в пользу Коломойского. Ему открыли визу в США, а Пайетт назвал Игоря Валерьевича «защитником территориальной целостности Украины» и «приверженцем свободы слова». Теперь, судя по заявлению Энтони Блинкена, дело обстоит строго наоборот.
Национализация «ПриватБанка», который Игорь Валерьевич считал своим любимым детищем, стала самой масштабной совместной операцией президента Порошенко и вице-президента Байдена. Все выглядело так, что Коломойского удалось загнать под шконку. Мы знаем по опубликованным фрагментам переговоров Байдена с Петром Алексеевичем, что даже сроки проведения национализации были на контроле у Вашингтона. Теперь самые догадливые понимают, что произошло в действительности: Игорь Валерьевич отдал государству досуха выдоенную пустышку, заработав на этой операции более пяти миллиардов долларов. Некоторые говорят о пятнадцати. Может быть. И Порошенко прекрасно об этом знал. Более того, он водил за нос «друга Джо», рассказывая о невероятных трудностях «национализации». Но произошло это уже после того, как Коломойского уволили с должности губернатора Днепропетровской области.
Это к тому, что все события, связанные с Игорем Валерьевичем, имеют двойное и даже тройное дно. В Вашингтоне поверили, что после национализации одного из базовых активов Коломойского и наложения ареста Лондонским судом на активы олигарха позиции Игоря Валерьевича кардинально подорваны. Взамен они получили Зеленского в роли президента Украины. Такой вот ассиметричный ответ. Теперь вырисовывается сюрреалистическая картина: Госдеп США крайне аккуратно, не вступая в прямой контакт с Офисом президента Зеленского, прислал ему руководящее указание. Надо провести «деолигархизацию». Быстро зачистить Коломойского, и тогда, возможно, позвонит Байден по прямой линии.
Думаю, с таким же успехом можно было обратиться непосредственно к Игорю Валерьевичу с просьбой самоликвидироваться. Возможно, не все со мной согласятся, но я все же напишу: президент Зеленский является проектом Коломойского и останется таковым до тех пор, пока охраной Зеленского будет заведовать человек Игоря Валерьевича. Вот когда у него будет охрана как у Саакашвили во времена его президентства, тогда да... Другой расклад. Но до подобного развития событий дело, надеюсь, не дойдет.
Сейчас идет глобальный развод Вашингтона по линии выполнения «указаний руководящего центра». Показательное «уничтожение» Виктора Медведчука с его телеканалами и «трубой» — часть постановки. В конце концов, Коломойский не против сесть на «трубу». Бизнес-актив по его профилю. А сделать это как бы руками американцев, отдающих некие тайные приказы Зеленскому, — вообще высший пилотаж.
Чем Коломойскому грозит лишение права посещать США? Да ничем. Он и так туда не поедет, поскольку могут повязать за «участие в масштабной преступной схеме по отмыванию денег, полученных коррупционным путем на сумму в $628 млн.»
Следующий шаг по усилению санкций США — замораживание активов по всему миру и запрет американским юридическим и физическим лицам иметь дела с «токсичным субъектом». Так Высокий лондонский суд еще в декабре 2017 года заморозил счета Коломойского и Боголюбова. Как издевательски заявлял сам Игорь Валерьевич, «я живу на 20 000 фунтов в неделю, поскольку так решил суд». Что еще могут сделать в Вашингтоне? Запретить Коломойскому пользоваться «Фейсбуком» и «Твиттером»? Так он даже не знает, как там регистрироваться. Максимум, на что он способен — смотреть ролики на «Ю-тюбе» в телефоне своего охранника.
Поэтому идея поручить Зеленскому «зачистить» Коломйского — очень «мудрый ход». Уже весь Офис президента выразил «горячую поддержку» санкциям Госдепа. Начиная от Ермака и заканчивая какой-то бабой, которая трудится заместителем главы офиса и с перепугу назвала решение Вашингтона «экзистенциальным». Она явно не понимает смысл этого слова, но попала в точку. Иррационалистическое направление в философии, ставящее в основу всего интуицию, — самое то для объяснения происходящего.
Да, НАБУ и СБУ вручили подозрение трем бывшим менеджерам «ПриватБанка» времен Коломойского. Все они вышли под залог и прекрасно себя чувствуют. Менеджмент Коломойского выгнали с «Центрэнерго». Так Игорь Валерьевич давно уже себе нашел более дешевый источник электроэнергии. Он теперь занимается расщеплением урана в «Энергоатоме». Даже специально созданный Зеленским карательный орган — Совет национальной безопасности и обороны не решился в пятницу ввести санкции против Игоря Валерьевича. Не было заседания. Пришлось напрягаться целому госсекретарю США.
В активе у Коломойского «Плюсы» с группой дрессированных «девочек» преклонного возраста, репутация беспредельщика, из-за которой все местные олигархи обходят десятой дорогой зоны его экономических интересов, и примерно четыре десятка депутатов, способных на раз развалить парламентское большинство. Со всеми вытекающими из политических щелей последствиями в виде досрочных парламентских и президентских выборов. Единственным естественным врагом Игоря Валерьевича является Ахметов, но этот никогда не полезет в открытую войну. Травма молодости, знаете ли. Получена при взрыве на стадионе в далекие девяностые.
И еще не забывайте о том, что именно Коломойский очень технично зачистил всю «соросовскую верхушку», которую готовили к приему власти. Они ее получили. Правительство Гончарука, Нефедова, Милованова, прокурора Рябошапки. По итогу все сгинули через год. Поэтому запрет на посещение Штатов, выписанный госсекретарем Блинкеном, — это иррациональный (экзистенциальный) жест. Ответ будет ассиметричным. И только спустя пять-шесть лет мы узнаем, как все было на самом деле. Если доживем, поскольку заруба намечается очень качественная.