Порт Лотос (или Лотус) расположен на расстоянии 43 морских миль от впадения реки Сайгон в Южно-Китайское море. Порт находится в крупнейшем городе Вьетнама – Хошимине (ранее назывался Сайгон), в его юго-восточной части. Вблизи терминала в 2009 году был открыт вантовый мост Фу Ми, благодаря которому порт получил удобное транспортное сообщение.
Учредители
Компания LOTUS JV, управляющая портом Лотос, была создана в 1991 году как совместное предприятие, учредителями которого были три участника: VIETRANS (Вьетнамская транспортная компания), VOSA (Вьетнамское судоходное агентство) и
Черноморское морское пароходство (впоследствии "Бласко – ЧМП"). По информации вьетнамских изданий, компания LOTUS JV стала первым совместным предприятием во Вьетнаме, созданным при участии иностранных инвестиций. Сейчас владельцами СП являются VIETRANS и "Бласко – ЧМП". Их доли составляют 62% и 38% соответственно. В развитие порта стороны вложили 20 млн долларов.
Производственные мощности
Площадь порта Лотос составляет 150 тыс. кв. метров, из них 140 тыс. – это открытые площади, а 8 тыс. – закрытые склады. Основная часть площадей – порядка 100 тыс. кв. метров – рассчитана на обработку контейнеров.
Порт имеет два основных причала общей длиной 300 метров, а также причал для барж длиной 120 метров.
Порт Лотос имеет два основных причала общей длиной 300 метров, а также причал для барж длиной 120 метров. Глубина у основных причалов равна 9,5 метров, у причала для барж – 6,5 метров. Глубина подходного канала составляет 14 метров, однако на реке Сайгон часто происходят приливы воды до 2,5 метров.
Основные причалы оснащены 2 козловыми кранами грузоподъемностью 40 т и 3 причальными кранами грузоподъемностью 40 т. Также в порту имеются 9 контейнерных погрузчиков (ричстакеров) и 22 обычных погрузчика.
Помимо контейнеров, порт переваливает генеральные грузы и автомобили.
Помимо контейнеров, порт переваливает генеральные грузы и автомобили. В целом, мощности порта позволяют обрабатывать до 2 млн тонн грузов в год и до 200 тыс. TEU контейнерных грузов. Также порт принимает круизные лайнеры. Совсем недавно в порт Лотос заходило японское судно Asuka II вместимостью до 960 пассажиров и осадкой 7,8 метра.
Специализация и объемы перевалки
Порт Лотос постоянно расширяется. Если в середине 2000-х он принимал суда с дедвейтом до 25 тыс. тонн, то сейчас – 36 тыс. т. Это позитивно отражается на грузообороте. В 2000 году порт перевалил 280 тыс. т, в 2004 году – 518 тыс. т, в 2005 году – 800 тыс. т, в 2006 году – 865 тыс. т. В 2007 году уровень грузооборота превысил отметку в 1 млн и составил 1,2 млн т. С 2008 по 2010 год наблюдалось падение объемов перевалки. Пик падения был зафиксирован в 2010 году, когда порт Лотус обработал 852 тыс. т грузов, то есть вернулся до уровня 2006 года. Рекордным для порта является 2014 год, когда грузооборот составил 1,9 млн т, в 2015 году он упал до 1,5 млн т.
Контейнерооборот порта показывал схожие тенденции роста, а также падения в 2009 – 2010 годах. В 2006 году он составил 21 тыс. TEU, в 2008 году – 24,2 тыс. TEU, в 2010 году – около 4,5 тыс. TEU, в 2011 году – 56,5 тыс. TEU, в 2013 году – 68,9 тыс. TEU, в 2014 году – 84,9 тыс. TEU, в 2015 году – 56,4 тыс. TEU.
Доля порта Лотос на рынке сравнительно небольшая. В 2014 году в общем грузообороте портов Вьетнама она составляла 0,9%, в общем контейнерообороте – 0,8%. В 2015 году доля немного сократилась: грузооборот – до 0,6%, контейнерооборот – до 0,5%. При этом общие показатели вьетнамских портов, наоборот, улучшились. Если в 2004 году порты Вьетнама обработали 74,6 млн т грузов и 1,9 млн TEU контейнерных грузов, то в 2014 году – уже 205 млн т и 10 млн TEU, в 2015 году – 233,5 млн т и 11 млн TEU.
Отметим, что за последние годы в структуре грузооборота порта Лотос произошли структурные изменения. В начале 2000-х доминировали импортные грузы, в 2010-х – начали преобладать внутренние грузы. Приведем несколько цифр. В 2005 году объем импорта составил 700 тыс. тонн или 87% от общего грузооборота. В 2011 году доля внутренних грузов превысила импорт: 826,3 тыс. тонн (49,5%) и 806,7 тыс. тонн (48,4%) соответственно. В 2012 – 2014 годах объем перевалки внутренних грузов вдвое превышал импорт. Однако в 2015 году импорт вернул себе утраченное лидерство: 811 тыс. тонн (53,7%) было импортировано и 638 тыс. тонн (42,2%) составили внутренние грузы.
Что же Украинское государство и, в частности, Министерство инфраструктуры намерено делать со всем этим добром, вернее, с 38 его процентами? Говорим об этом с Юрием Лавренюком.
Продать порт и оживить ЧМП
Почему именно сейчас МИУ начало работать над вопросом возврата порта в экономическую орбиту Украины?
"С первого дня моего назначения передо мной была поставлена задача вернуть имущество, которое у нас находится за границей и которое, как говорят в кулуарах министерства, считается утерянным. Я думал по-другому - это имущество временно недоступно. Поэтому мы создали группу по возврату имущества, которое находится за рубежом, определили предприятия, которые имеют такое имущество, и начали работу. По каждому из предприятий созданы подгруппы, в которые привлечены сотрудники правоохранительных ведомств, сильную поддержку нам оказывает в этом направлении посольство США в Украине".
Министр сообщил, что сейчас во Вьетнаме пребывает наша делегация. Какова цель этого визита?
"У нас была долгая переписка с Вьетнамом, их сторона не могла решить, когда они примут делегацию. А проблема была простая - представитель ЧМП, который там находится, длительное время занимался не тем, чем нужно - зарабатывал не для страны, а для собственного кармана. Задачей этой поездки было уведомить вьетнамскую сторону о том, что мы будем менять представителя ЧМП во Вьетнаме (наш представитель входит в набсовет Лотоса). Также уведомить текущего представителя, что его полномочия прекращены и вручить ему повестку в НАБУ".
Когда будет завершен аудит предприятия?
"Мы достигли договоренности о проведении полного аудита с 2011 года. Этот процесс должен быть закончен как можно раньше и украинское посольство во Вьетнаме будет всячески этому способствовать. В ближайшее время новый представитель ЧМП поедет туда и будет присутствовать там при проведении аудита. После этого будет понятно, сколько дивидендов реально не получила Украина с 2012 года. Последний раз дивиденды выплачивались в 2011 году, и сумма за год составила 108 тыс. долларов".
Что будет дальше с этим активом?
"Есть общее видение, что этот порт, в который еще в 1990-х вложили 3,3 млн долл, чтобы войти в учредительство, можно продать. Для этого мы хотим провести общую оценку предприятия и тогда будем более предметно обсуждать вопрос реализации нашего процента акций.
У ЧМП кредиторская задолженность около 157 млн грн (5,8 млн долл.). Учитывая то, что на ЧМП есть и другие утраченные объекты за границей, которые мы также хотим вернуть, есть объекты в Одессе, которые мы не дали "раздерибанить" и они уже зарегистрированы в госсобственности, есть видение оживить это предприятие.
Если мы сейчас получим дивиденды, продадим акции, погасим кредиторскую задолженность, то предприятие (ЧМП) можно будет оживить, - Ю. Лавренюк.
Может быть, за всю историю сколько его банкротят, спустя 20 лет, мы сделаем исторический шаг. Образно говоря – если мы сейчас получим дивиденды, продадим акции, погасим кредиторскую задолженность, которая не надутая, а реальная, то предприятие можно будет оживить. Плюс, если у нас получится вернуть те объекты, которые были незаконно отчуждены в Мадриде, Сингапуре… Нужно понимать, что в свое время у ЧМП было представительство в каждом морском государстве".
Какие предприятия, кроме ЧМП имеют имущество за рубежом?
"Черноморазовморпуть" (ЧАМП), которое тоже находится в стадии банкротства, "Морская аварийно-спасательная служба" (МАРС) - сейчас уже новосозданная Морская поисково-спасательная служба (МПРС), Украинское Дунайское пароходство (УДП),Государственная судоходная компания "Укртанкер".
Какое это имущество?
"У ЧАМП есть активы в Бразилии, наши суда задержаны по непонятным причинам. Два танкера ГСК "Укртанкер", которые почему-то в России. У МАРСА есть суда в ОАЭ, в Турции есть земснаряд "Азовское море" - это такое уникальное судно, которое занимается дноуглублением. В силу того, что столько скандалов вокруг дноуглубления, мы задумываемся над тем, чтобы создать свою государственную компанию, которая будет заниматься дноуглубительными работами при контроле независимых компаний".