Как вносятся изменения в РЛЭ.Пролог.
То были времена великого маршала авиации Бугаева Б.П.
В Ульяновской Школе высшей летной подготовки (ШВЛП) был Преподаватель аэродинамики Бехтир. Слово преподаватель с большой буквы, это не ошибка, это оценка его знаний и работы. В частности, он преподавал аэродинамику Ту-154. Рассматривая различные аэродинамические параметры и данные испытаний, у него возникли сомнения, что на некоторых этапах полета у самолета могут возникнуть проблемы с управляемостью. Он по этому поводу написал письмо в КБ Туполева и поделился этими сомнениями. Ему пришел ответ. Как рассказывал сам Бехтир, в общем виде он был такой. Вы сначала посмотрите на адрес, по которому пишете, а уж потом сомнения высказывайте. Ну и пожелание успехов в трудовой деятельности.
Реальности жизни.
1 марта 1980 года при посадке потерпел аварию Ту-154 в Оренбурге. Самолет разрушен, погибших нет. Началось расследование. Надо обрисовать общую обстановку тех времен. Аэрофлот развивался, перевозил половину населения СССР за год. Министром был Бугаев. Передовикам производства звания, почетные грамоты, памятные вымпелы, иногда премии. Короче – слава лучшим людям. Это когда всё хорошо. Но когда что-то неприятное случалось, ситуация менялась кардинально. Эти сволочи-летчики летать не умеют, так и мечтают сами убиться и пассажиров угробить. Ну, а уж если так не получилось, то хотя бы самолет поломать. Такая идея проводилась в Аэрофлоте в те годы. Кто летал тогда, подтвердят. Расследования проводились не для выявления причин, а для подтверждения этой идеи. Для этого придумана была масса инструкций и указаний, вплоть до проверки цвета носков (я не шучу), чтобы вменить экипажу хоть какое-то нарушение. С соответственным принятием мер к нарушителям. А меры такие. Снять с летной работы и отдать под суд. Облегченный вариант – снять с работы. Не зависимо, от типа воздушного судна и причиненного ущерба. Расследование этой аварии пошло по стандартной схеме. Обнаружено множество нарушений. Хотя такие нарушения не могли привести к аварии. Выводы. Экипаж летать не умеет, отдать под суд.
В том же 1980 году 8 октября авария в аэропорту Чита. Посадка до полосы с большой перегрузкой, самолет разбит. Погибших нет. Расследование по известной схеме. Выводы стандартные. Экипаж летать не умеет. Отдать под суд.
Примерно через год, 16 ноября 1981 года произошла катастрофа Ту-154 в Норильске. Посадка до полосы с большой перегрузкой . Кто был на борту, погибли все. Это около 100 человек. Это серьезно. Расследовала государственная комиссия, с привлечением КБ Туполева. Тоже обнаружены всякие нарушения, но кое-что и новенькое. И это не цвет носков членов экипажа. Выяснилось, что при определённой центровке и большой вертикальной скорости на глиссаде самолет становится неуправляем . Не управляем в разрешенных условиях эксплуатации! Экипажи это просто не знали. Пытались вывести самолет из снижения перед полосой, а он не выходил. Дальше касание с большой перегрузкой и самолет разбит. Про это явление писал преподаватель аэродинамики Бехтир в КБ Туполева.
После этого в РЛЭ внесли ограничения по вертикальной скорости на глиссаде и по центровке.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...